Занина Татьяна Митрофановна
кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права Воронежского института МВД России
Лукина Елена Ивановна
адъюнкт кафедры административного права Воронежского института МВД России
(e-mail: [email protected])
Основные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних
В статье рассматривается необходимость установления административной ответственности родителей и (или) иных законных представителей несовершеннолетних в сфере информационной безопасности. Анализируются основные компетенционные возможности ПДН ОВД РФ в сфере информационной безопасности несовершеннолетних.
Ключевые слова: родители, иные законные представители, несовершеннолетние, информационная безопасность, ответственность, полномочия.
T.M. Zanina, Master of Law, Professor, Professor of the Chair of Administrative Law of the Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia;
E.I. Lukina, Adjunct of the Chair of Administrative Law of the Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
The main activities of the divisions for minor law-enforcement bodies departments of Internal Affairs of the Russian Federation in the sphere of information security of minors
The article discusses the necessity of establishing administrative responsibility of parents and (or) other legal representatives of a minor in the field of information security. Analyzes the basic competency of divisions for minor opportunities the Departments of Internal Affairs of the Russian Federation in the sphere of information security of minors.
Key words: parents, other legal representatives, minors, information security, responsibility, powers.
Острая необходимость обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних обусловливает потребность в создании эффективной системы исполнения законодательных норм в рассматриваемой сфере. Принятый и успешно реализованный в установленных рамках Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [1] (далее - Закон о защите детей от информации) при всем своем многообещающем названии регламентировал лишь правоотношения в сфере классификации информационной продукции, а также урегулировал особые требования к обороту информационной продукции.
В сущности, Закон о защите детей от информации лишь определяет вредоносную для несовершеннолетних информацию, классифицирует ее, обязывает производителей проводить экспертизу информационной продукции и размещать знак и (или) текстовое предупреждение об ограничениях распространения продукции. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ в соответствии с рассматриваемым Законом о защите детей от информации, в свою очередь, выполняют контрольно-надзорные полномочия за распространением информационной продукции в соответствии с классификацией. Правовые нормы, отраженные в пп. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона, касающиеся разработки и реализации
215
единой государственной политики, федеральных целевых программ в рассматриваемой сфере, реализованы в меньшей степени.
О недостаточной эффективности принятого закона свидетельствуют наиболее вопиющие случаи преступлений несовершеннолетних, совершенных ими на фоне зависимости от компьютерных игр, даже приобретенных с маркировкой на упаковке. Примером может служить один из последних трагических случаев, произошедших 5 октября 2015 г. в поселке Тургояк г. Миасса, где пятнадцатилетний школьник в ответ на запрет пользования компьютером нанес ножевые ранения своим родителям. В ходе допросов несовершеннолетний пояснил, что не жалеет о содеянном, думал об этом давно, т.к. родители стали препятствием между ним и компьютером [2]. Установлено, что несовершеннолетний преступник играл в так называемые «тяжелые» компьютерные игры, в которых стреляют, убивают, за компьютером проводил от 5 до 7 часов в день, что оказало воздействие на психику ребенка. После произошедшего в Челябинской области в школах были введены уроки медиабезопасности, Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Марина Павлова подчеркнула, что такие уроки должны проводиться и для родителей с целью выявления признаков игровой зависимости у несовершеннолетних [3].
Между тем, в законодательстве Российской Федерации существует достаточно норм, которые определяют степень участия родителей в воспитании детей. Семейный кодекс РФ, к примеру, содержит ст. 63, которая в общем виде называет основные направления заботы родителей о своих детях: физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Кроме того, здесь же предусмотрена ответственность родителей за воспитание и развитие своих детей.
Одним из главных предметов заботы родителей является обеспечение информационной безопасности ребенка, т.е. состояние защищенности психического, духовного и нравственного развития ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции [4, с. 36].
После принятия Закона о защите детей от информации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций совместно с экспертным сообществом был разработан проект
Концепции информационной безопасности детей, где были сформулированы предложения по детализации законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних, конкретизированы сложные правовые понятия и процедуры правоприменения. Однако в ходе анализа в гл. 11 рассматриваемого проекта Концепции отражена степень участия родителей в формировании информационной среды детей, а именно, авторы отмечают, что «было бы абсурдно уповать исключительно на родителей, занятых работой или ее поисками и все более отстающих от процессов развития новых информационных технологий, которые легко осваиваются их детьми...» [5]. Данное утверждение никаким образом не обосновывается и представляется не вполне соответствующим государственной позиции в отношении главных обязанностей родителей - заботы о своих детях.
С точки зрения психологов, именно родители должны воспитывать у несовершеннолетнего позитивные ценности, прививать информационный иммунитет. Рассматриваемый закон направлен на обеззараживание среды обитания несовершеннолетнего, однако необходимо создавать такие механизмы, которые бы эффективно защищали умы и души несовершеннолетних [6].
Поддерживая позицию А.К. Поляниной, считаем, что Закон о защите детей от информации, кроме информативной функции - оповещения родителей о возрастной категории информационной продукции, - не предоставляет им более никаких средств, тем более не содержит каких-либо условий соблюдения родителями правил ограждения от такой информации детей.
В российском законодательстве предусмотрены различные виды юридической ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей: административная (ст. 5.35 КоАП РФ); семейно-правовая (ст. 69, 73 СК РФ); уголовная (ст. 156, 125 УК РФ).
В данном контексте хотелось бы остановиться на административно-правовой ответственности родителей и иных законных представителей в сфере информационной безопасности несовершеннолетних, а также на компетенци-онных полномочиях подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации в создании той самой благоприятной информационной среды.
216
Говоря о сфере обеспечения информационной безопасности вообще, административную деятельность органов внутренних дел делят на два основных направления:
1) выявление и пресечение информационно-психологических правонарушений, рассмотрение дел об административных правонарушениях в этой сфере (карательное направление);
2) правовое воспитание личности и общества (созидающее направление) [7].
В ходе рассмотрения первого направления правоприменительной деятельности ПДН ОВД актуальным остается следующий вопрос. Если родители и (или) иные законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних, что выражается в форме допуска к потреблению информационной продукции, не соответствующей возрастной классификации, можно ли считать их действия их бездействие основанием для привлечения к административной ответственности за неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию детей, предусмотренной ст. 5.35 КоАП РФ.
Основным составом административного правонарушения в сфере защиты нравственности несовершеннолетних является ст. 6.17 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) нравственному развитию», однако органы внутренних дел не наделены компетенцией по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой. Также необходимо отметить, что диспозиция данной статьи не предусматривает ответственности родителей или (и) иных законных представителей несовершеннолетних за нарушение законодательства в рассматриваемой сфере.
Далее, ст. 6.20 КоАП РФ «Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов», ст. 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» являются специальными нормами по отношению к рассмотренной выше ст. 6.17 КоАП РФ, по данным статьям должностные лица органов внутренних дел в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ уполномочены составлять протоколы. Здесь же следует отметить ст. 13.15 КоАП РФ «Нарушение по-
рядка изготовления или распространения продукции средств массовой информации» - составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, также относится к компетенции полиции. Субъектами перечисленных норм КоАП РФ являются граждане, должностные лица, юридические лица и др., родители или (и) иные законные представители как специальные субъекты отсутствуют в данных нормах закона.
Действующим КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность родителей и (или) иных законных представителей как лиц, несущих обязанность заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, за присутствие при демонстрации информационной продукции посредством зрелищного мероприятия либо воспроизведении аудиовизуальной продукции детей, возраст которых не соответствует возрастной категории, для которой предназначена такая информационная продукция.
Помимо административно-юрисдикционных полномочий в рассматриваемой сфере, одним из основных полномочий полиции является выявление причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, выявление лиц, имеющих намерение совершить преступление, проведение индивидуальной профилактической работы с ними, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пропаганде правовых знаний.
Пропаганда правовых знаний относится к числу основных полномочий полиции. Формулировка «пропаганда правовых знаний» является не самой удачной, т.к. содержанием пропаганды являются не знания, а идеи. В связи с этим направление деятельности полиции как правовое воспитание является наиболее актуальным и наиболее близким по содержанию к понятию профилактики.
Применительно к профилактике доступа несовершеннолетних к информации, пропагандирующей противоправное поведение, следует говорить о принятии мер по трем направлениям:
а) профилактика совершения правонарушений среди родителей, опекунов, попечителей и иных лиц, ответственных за морально-нравственное развитие ребенка;
б) профилактика совершения правонарушений среди субъектов массового информирования, к которым возможно отнести:
217
средства массовой информации; иные средства массовой коммуникации; дошкольные образовательные учреждения; образовательные учреждения среднего и специального образования;
специальных субъектов информирования несовершеннолетних (разработчиков «детского» контента, руководителей и членов секций, кружков, детских общественных организаций);
в) формирование у несовершеннолетних «информационного иммунитета» к воздействию вредоносной информации.
Таким образом, в целях оптимизации регулирования административно-правовой ответственности за правонарушения в сфере информационной безопасности несовершеннолетних,
1. Собр. законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
2. Рос. газ. 2015. 6 окт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/
3. Челябинск сегодня [Электронный ресурс]. URL: http://cheltoday.ru/
4. Полянина А.К. Семейно-правовая ответственность родителей за ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению информационной безопасности детей // Семейное и жилищное право. 2015. № 2.
5. Проект Концепции информационной безопасности детей // Официальный сайт Рос-комнадзора РФ [Электронный ресурс]. URL: http://rkn.gov.ru/masscommunications/p700/p701 (дата обращения: 01.11.2015).
6. Брынцев Г. Детям до 6 лет смотреть запрещается (интервью Е. Цымбал) // Рос. газ. 2011. 22 июля.
7. Рыдченко К.Д. Административно-правовое обеспечение информационно-психологической безопасности органами внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2011.
в связи с тем, что нередки случаи нарушения информационного законодательства родителями или (и) иными законными представителями несовершеннолетних, представляется необходимым предусмотреть ответственность родителей и (или) законных представителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, вовлекаемых в правонарушения, связанные с информационной безопасностью, путем введения дополнений в ст. 6.17 КоАП РФ. Кроме того, представляется необходимым наделение ком-петенционными полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении по ст. 6.17 КоАП РФ должностных лиц органов внутренних дел.
1. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 1. Art. 48
2. Rus. newsp. 2015. 6 Oct. [Electronic resource]. URL: http://www.rg.ru/
3. Chelyabinsk today [Electronic resource]. URL: http://cheltoday.ru/
4. Polyanina A.K. Family and legal responsibility of parents for inadequate discharge of duty on ensuring information security of children // Family and housing law. 2015. № 2.
5. Draft of the Concept of information security of children // Official site of Roskomnadzor of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://rkngov.ru/masscommunications/p700/p701 (date of access: 01.11.2015).
6. Bryntsev G. To children till 6 years is forbidden to look (E. Tsymbal interview) //Rus. newsp. 2011. July 22.
7. Rydchenko K.D. Administrative legal support of information and psychological safety law-enforcement bodies of the Russian Federation: diss. ... Master of Law. Voronezh, 2011.
218