Научная статья на тему 'Вопросы правового регулирования информационной защиты несовершеннолетних в образовательном процессе'

Вопросы правового регулирования информационной защиты несовершеннолетних в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1580
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ СПОСОБНОЙ НАНЕСТИ ВРЕД РАЗВИТИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY OF THE EDUCATION PROCESS / INFORMATION PRODUCTION / INFORMATION TECHNOLOGIES / DISSEMINATION OF INFORMATION OVER THE INTERNET WHICH COULD HARM THE DEVELOPMENT OF MINORS / INFORMATION SECURITY OF MINORS / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безугленко Ольга Сергеевна

Цель работы заключается в обосновании необходимости принятия Концепции информационной безопасности несовершеннолетних и международной Конвенции безопасного интернета, в том числе создание и использование в общеобразовательных организациях Единого образовательного портала. Соответственно актуализируется задача установления правовой защиты несовершеннолетних от воздействия информации способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию. В качестве мер, которые будут способствовать осуществлению информационной безопасности несовершеннолетних, выступают создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Общепризнанно, что информационная безопасность несовершеннолетних в образовательном процессе представляет собой сложную саморазвивающуюся систему. Отсутствие конкретного нормативного правового акта в данной области приводит к систематическим правонарушениям со стороны средств массовой информации, включая сеть Интернет. Проблема правового регулирования информационной безопасности несовершеннолетних в образовательном процессе является одной из актуальнейших в рамках действующего современного информационного законодательства России. Принятые законодательные акты федерального и регионального уровня лишь опосредованного регулируют отношения в области правового регулирования информационной безопасности несовершеннолетних граждан.Методы: автор рассматривает и анализирует некоторые аспекты правового регулирования информационной безопасности несовершеннолетних в образовательном процессе в рамках современного информационного законодательства России. Результаты: автор определяет необходимость введения в действие Концепции информационной безопасности несовершеннолетних и создание в общеобразовательных организациях Единого образовательного портала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF LEGAL REGULATION OF INFORMATION PROTECTION OF MINORS IN THE PROCESS OF THEIR EDUCATION

The goal of this paper is to justify the need for the adoption of the Concept of Information Security of Minors and the International Convention on Secure Internet, including setting up and using a Single Education Portal in general education organisations. Accordingly, the task of establishing legal protection of minors against the impact of information capable of harming their health and moral development becomes topical. One of the measures promoting the information security of minors is creating organisational and legal mechanisms of protecting children against the dissemination of information harming their health and development. It is generally recognised that information security of minors in the process of their education is a complex self-developing system. The absence of specific normative acts in this field leads to systematic violations of law on the part of the media, including the Internet. The problem of legal regulation of information security of minors in the process of their education is one of the most topical for today’s information laws in Russia. Legislative acts passed at the federal and regional level regulate the relations in the field of legal regulation of information security of minors only indirectly. Methods. The author considers and analyses some aspects of legal regulation of information security of minors in the process of their education within the framework of today’s information laws in Russia. Results. The author establishes the need to adopt the Concept of Information Security of Minors and to set up a Single Education Portal in general education organisations.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового регулирования информационной защиты несовершеннолетних в образовательном процессе»

Безугленко Ольга Сергеевна

г. Белгород E-mail: Olga-Bezuglenko7@mail.ru

Вопросы правового регулирования информационной защиты несовершеннолетних в образовательном процессе

Цель работы заключается в обосновании необходимости принятия Концепции информационной безопасности несовершеннолетних и международной Конвенции безопасного интернета, в том числе создание и использование в общеобразовательных организациях Единого образовательного портала. Соответственно актуализируется задача установления правовой защиты несовершеннолетних от воздействия информации способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию. В качестве мер, которые будут способствовать осуществлению информационной безопасности несовершеннолетних, выступают создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Общепризнанно, что информационная безопасность несовершеннолетних в образовательном процессе представляет собой сложную саморазвивающуюся систему. Отсутствие конкретного нормативного правового акта в данной области приводит к систематическим правонарушениям со стороны средств массовой информации, включая сеть — Интернет. Проблема правового регулирования информационной безопасности несовершеннолетних в образовательном процессе является одной из актуальнейших в рамках действующего современного информационного законодательства России. Принятые законодательные акты федерального и регионального уровня лишь опосредованного регулируют отношения в области правового регулирования информационной безопасности несовершеннолетних граждан.

Методы: автор рассматривает и анализирует некоторые аспекты правового регулирования информационной безопасности несовершеннолетних в образовательном процессе в рамках современного информационного законодательства России.

Результаты: автор определяет необходимость введения в действие Концепции информационной безопасности несовершеннолетних и создание в общеобразовательных организациях Единого образовательного портала.

Ключевые слова: информационная безопасность образовательного процесса, информационная продукция, информационные технологии, распространение информации способной нанести вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних в сети Интернет, информационная безопасность несовершеннолетних, информационно-психологическая безопасность.

Современный этап развития информационных технологий характеризуется возможностью информационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание, вплоть до угрозы информационных войн, в результате чего неизбежным противовесом свободы информации становится проблема информационной безопасности, что подтверждает необходимость надлежащей защиты прав и законных интересов человека, общества и государства в данной

области. Причины этого кроются как в возрастающей зависимости человека и общества от информационной продукции, так и в реализации экономических и политических интересов с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе при распространении информации негативного содержания [1].

В этой связи актуализируется проблема распространения и потребления информацион-

ной продукции несовершеннолетними, включая информацию, поступающую через сеть Интернет. Следует обратить внимание на проблемные моменты, связанные, во-первых, с мониторингом медиа предпочтений детей и подростков в России, во-вторых, с неадекватностью потребления информации детьми, в наибольшей степени выраженной у дошкольников, которые попадают в ситуацию вынужденного просмотра или прослушивания видео- и аудиоматериалов, особенно посредством телевидения и радио. Данная проблематика отражает возникшее несоответствие некоторых норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436-Ф3 реальному состоянию информационной безопасности детей [2]. Таким образом, встает задача разработки эффективной системы мер, которая позволила бы, во-первых, обеспечить информационную безопасность и, во-вторых, использовать средства массовой коммуникации и информации в целях формирования гармоничной личности, развития позитивных установок сознания и продуктивного просоциального поведения у несовершеннолетних [1].

За последние 20 лет в детской среде произошли серьезные изменения, связанные с неограниченной доступностью СМИ, средств мобильной связи и сети Интернет. По данным социологических опросов, дети стали гораздо меньше читать книги и предпочитают пользоваться электронными медиаресурсами, проводя много времени у компьютера и телевизора. Так, согласно опросам Фонда «Общественное мнение», каждый четвертый подросток ежедневно работает в сети, три четверти подростков (75,5%) входят в состав полугодовой аудитории Интернета. Не пользуются Интернетом лишь менее четверти (24,5%) подростков [3], при этом большинство объясняют это объективными трудностями (нет компьютера или доступа в Интернет, не позволяют финансы, просто нет возможности, в том числе в учебном заведении) и лишь некоторые субъективными трудностями (не умею, не хочу, мне это неинтересно). При этом формы проведения досуга, связанные с межличностным общением, сохранили свою значимость на прежнем высоком уровне, только средства этого общения стали несколько иными (мобильные телефоны, Бкуре, социальные сети).

Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в ус-

ловиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты и иные деструктивные организации.

При этом родители зачастую отстают от информационной грамотности своего ребенка, не подозревая, какой опасности он подвергается, блуждая в интернете или наблюдая неподходящий контент по телевидению и видео.

Поскольку большинство современных родителей заняты на работе, то для воспитания детей и контроля за их занятиями остается мало времени, сил, а порой и компетентности. Многие родители не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Вследствие этого дети и подростки, в силу возраста не обладающие способностью фильтровать качество информации, могут бесконтрольно смотреть любые телепрограммы и посещать небезопасные для детского возраста Интернет-страницы. В тоже время насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы.

Научное изучение понятия информации, ее свойств, несомненно, важно для правового определения «информационной безопасности», поскольку без этих определений нельзя проанализировать «вредную информацию» в условиях информационного общества.

По мнению В.Н. Лопатина, особое место среди объектов защиты в системе обеспечения информационной безопасности занимает защита от воздействия «вредной» информации. В отличие от случаев, когда государство должно создавать условия для доступа к информации и защиты информации с ограниченным доступом, здесь государство должно создавать условия для защиты самого человека и общества от вредо-

носного влияния определенного рода информации [4, с. 145].

Законодательство РФ в области защиты информации определяет, что «информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию», с чем невозможно не согласиться, однако практика правоприменения для реализации такой защищенности далека от идеала и требует дополнительного подкрепления.

Правовой основой разработки стратегии образования, воспитания и информационной безопасности в мировой практике является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблей ООН 20 ноября 1989 года [5]. В статье 17 Конвенции о правах ребенка указывается, что государства-участники признают важную роль средств массовой информации и признают необходимость обеспечения доступа ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информационным материалам, которые направлены на содействие социальном, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники: поощряют СМИ к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников; поощряют выпуск и распространение детской литературы; поощряют СМИ уделять особое внимание языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинства ил коренному населению; поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

В документе «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г.», утвержденном Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. выделены основные проблемы российского общества в сфере детства в области конструирования информационного пространства: недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка; нарастание новых рисков, связанных с распространением

информации, представляющей опасность для детей; несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети «Интернет» и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту [6].

В связи с этим в качестве одной из основных задач «Национальной стратегии действия в интересах детей на 2012-2017 г.» является обеспечении информационной безопасности детей в образовательном процессе. В качестве основной меры по реализации этой задачи выступает создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-под-ростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

Таким образом, основными проблемами осуществления информационной безопасности несовершеннолетних в рамках противодействия киберугрозам, экстремизму и терроризму на территории России являются: отсутствие в образовательном процессе соответствующих информационно-образовательных технологий, позволяющих регламентировать и «дозировать» информацию потребляемую детьми; отсутствие законодательства в сфере нормативно-правового регулирования информационной безопасности детей на территории Российской Федерации, отсутствие реального обеспечения мер безопасности в глобальном информационном пространстве;.

По данным V Международного Форума безопасного интернета проводимого «Лигой безопасного Интернета», особое внимание следует уделить глобальной проблеме интернет угроз в общеобразовательных организациях, решение которой возможно созданием в России Единого информационного портала - внутренней школьной сети, в которой бы содержались ответы на все вопросы, касающиеся образовательного процесса, и был бы исключен доступ к небезопасным ресурсам, в частности к информации, запрещенной к массовому распространению [7]. В идеале должен существовать Единый бесплатный хостинг-провайдер, представляющий такого рода услуги школам России. На портале размещались бы все учебные материалы, существовал бы собственный поисковик внутри этой системы. Как отметила Депутат Государственной Думы РФ Е. Мизулина, из-за недостатка финансирования некоторые общеобразовательные учебные за-

ведения размещают свои интернет-представительства там, где это можно сделать бесплатно. Владельцы таких бесплатных хостингов, как правило, зарабатывают за счет рекламы, а их клиенты, создатели страниц, обычно не могут контролировать, какую рекламу покажут рядом с таким контентом. «Если школьные компьютеры и удастся очистить от опасных сайтов, то у детей останется лазейка - интернет в телефонах и планшетах, - обозначила депутат еще одну актуальную проблему» [7]. Минобразования и Минкомсвязи уже определили, какие виды сайтов не должны быть доступны из школ. Это не только противозаконная и вредная для детей информация (нецензурная брань, порно, экстремизм, пропаганда наркотиков или суицида и т.п.), но и информация, не соответствующая задачам образования (соцсети, форумы, банки рефератов, он - лайн казино, сайты о магии и др.).

Согласно ст. 6.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), неприменение средств защиты грозит организатору доступа штрафом. Для юридических лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, для физических лиц штраф не предусмотрен.

Авторы «Методических рекомендаций по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующий задачам образования» напоминают, что ответственность создателей интернет-фильтров за их плохую работу законом не предусмотрена [8]. Поэтому образовательные организации должны в договорах «указывать ответственность и обязательства поставщика системы фильтрации в виде компенсации понесенного ущерба за ненадлежащее оказание услуги».

По нашему мнению, операторы связи могли бы активно внедрять тарифные планы, обеспечивающие безопасный «детский мобильный интернет». Приобретая сим-карту для ребенка, родители обязательно должны проинформировать оператора сети, о том, что абонент является несовершеннолетним, с указанием этих сведений в договоре об оказании услуг связи. Если, несмотря на это, дети получают доступ к «опасному контенту», то ответственность должна будет возлагаться на операторов связи. Для реализации этого положение требуется соответствующее нормативное регулирование.

Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в со-

временном информационном пространстве - это область, требующая скоординированного решения на всех уровнях жизни, включая семейный, муниципальный, региональный, государственный и международный уровень.

В настоящее время правовое регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, как отмечается многими исследователями, производится недостаточно неэффективно [9, с. 15-19].

Поэтому принятие на федеральном уровне ряда нормативных правовых актов в области «информационной безопасности несовершеннолетних» должно обеспечить систематизированную защиту детей при пользовании общедоступными и социальными Интернет сетями. Цель принятия данных нормативных актов состоит в создании условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации на территории Российской Федерации в целом, производства информационной продукции для детей и будут способствовать:

> обеспечению концентрации информационных ресурсов для решения задачи информационной безопасности детей;

> проведению единой политики, синхронизированной с федеральными инициативами, при решении задач информационной безопасности детей;

> развитию в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

Следует отметить, что целесообразным является:

> создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

> разработку и внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей;

> совершенствование средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств; профилактика у детей и подростков Интернет зависимости, игровой зависимости и правонарушений с

использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации;

> проведение социологических исследований информационных потребностей различных категорий учащихся с целью выработки рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения детей и подростков;

> проведение разъяснительных профилактических мероприятий с несовершеннолетними и их родителями об ответственности за распространение информации экстремистского порнографического и наркотического характера;

> проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов (руководителей) образовательных организаций и муниципальных органов управления образованием, включая педагогических работников по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, распространяемой посредством сети «Интернет»;

> проведение автоматизированного мониторинга использования в образовательных организациях системы контентной фильтрации;

> проведение мониторинга организационно-административных мероприятий, реализуемых муниципальными органами управления образованием.

Необходимым следует считать принятие мер по созданию и обеспечению эффективного функционирования многоканальной горячей телефонной линии для приема сообщений о распространении и материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и других и преступлениях в отношении детей, в том числе совершенных с использованием сети Интернет и мобильной (сотовой) связи. Информации о существовании такой телефонной линии должна быть представлена в детских учреждениях, учреждениях образования, здравоохранения и иных общественных местах.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости создания, наполнения и продвижения мультимедийного Интернет-проекта по информационному просвещению родителей (законных представителей), педагогических работников всех уровней образования, органов исполнительной власти позволяющего защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Данный Интернет - проект должен включать в себя новостной портал, генерирующий информационные модули по информационной безопасности детей, видео-ауди-оролики, площадку для обмена мнениями (форум), опросные листы, фото-галереи, конкурсы, интерактивные проекты. Особо важным представляется информационное просвещение граждан о способах защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию и нравственному развитию.

Литература

1. Концепция информационной безопасности детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rkn.gov. ru/masscommunications (дата обращения 16.02.2015).

2. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон РФ от 29.12.2010 №436-Ф3 (в ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 1. - Ст. 48.

3. Подростки и Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru (дата обращения 16.02.2015).

4. Цыганков В.Д., Лопатин В.Н. Психотронное оружие и безопасность в России. - М: Синтег. - 1999. - С. 145.

5. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. - выпуск XLVI. - 1993.

6. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 //Собрание законодательства РФ. - 2012. -№ 23. - Ст. 2994.

7. Лига безопасного интернета подготовила предложения по созданию единой образовательной школьной сети. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

ligamternet.ru/news/news-detaiLphp?ID=4928 (дата обращения 16.02.2015).

8. О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет: Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 // Администратор образования. - № 23. - декабрь 2014.

9. Рыдченко К.Д. Генезис института правовой защиты детей от вредоносной информации // Вопросы ювеналь-ной юстиции. - 2013. - № 3. - С. 15 - 19.

10. Волчинская Е.К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации // Информационное право. - 2013. - № 4. - С. 3 - 5.

11. Зульфугарзаде Т.Э., Танимов О.В. Направления развития зарубежного законодательства об информационной безопасности // Информационное право. -2011. - № 4. - С. 25 - 28.

12. Танимов О.В., Богатова М.К. Обеспечение информационной безопасности при управлении крупными городами // Правовая информатика. - 2014. - № 2. - С. 44 - 50.

13. Евдокимов А.А. Информационная безопасность в России: особенности или уникальность? // Право и кибер-безопасность. - 2013. - № 1. - С. 36 - 38.

14. Кирилловых А.А. Правовые новации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних // Информационное право. - 2011. - № 4. - С. 3 - 7.

15. Чеботарев В.Е., Забелина О.Г. Обеспечение информационной безопасности детей в сети Интернет // Право и кибербезопасность. - 2014. - № 1. - С. 32 - 37.

16. Соколова С.Н., Сенив Ю.М. Информационное право и государственное регулирование информационной безопасности // Информационное право. -2013. - № 2. - С. 3 - 7.

17. Ловцов Д.А. Обеспечение информационной безопасности в российских телематических сетях // Информационное право. - 2012. - № 4. - С. 3 - 7.

18. Терещенко Л.К. Правовой режим персональных данных и безопасность личности // Закон. - 2013. - № 6. - С. 37 - 43.

References

1.

Tsyigankov V.D., Lopatin V.N. Psihotronnoe oruzhie i bezopasnost v Rossii. Moscow, Sinteg., 1999, p. 145.

2. Ryidchenko K.D. Genesis institute legal protection of children from harmful information. Voprosyi yuvenalnoy yustitsii, 2013, no. 3, pp. 15 - 19. (in Russian).

3. Volchinskaya E.K. On the problems of the formation of the legal system to restrict access to information. Informatsionnoe pravo, 2013, no. 4, pp. 3- 5. (in Russian).

4. Zulfugarzade T.E., TanimovO.V. Directions of development of foreign legislation on information security. Informatsionnoe pravo, 2011, no. 4, pp. 25 - 28. (in Russian).

5. Tanimov O.V., Bogatova M.K. Ensuring information security in the management of major cities. Pravovaya informatika, 2014, no. 2, pp 44 - 50. (in Russian).

6. Evdokimov A.A. Information security in Russia: features or uniqueness. Pravo i kiberbezopasnost, 2013, no. 1, pp. 36 - 38 (in Russian).

7. Kirillovy'kh A.A. Legal novations in the sphere of informational security of minors. Informatsionnoe pravo, 2011, no. 4, pp. 3 - 7 (in Russian).

8. Chebotarev V.E., Zabelina O.G. Provision of information security of children in the Internet. Pravo i kiberbezopasnost, 2014, no. 1, pp. 32 - 37 (in Russian).

9. 16. Sokolova S.N., Seniv Yu.M. Informational law and state regulation of informational security. Informatsionnoe pravo, 2013, no. 2, pp. 3 - 7 (in Russian).

10. Lovtsov D.A. Ensuring informational security in the russian telematic networks. Informatsionnoe pravo, 2012, no. 4, pp. 3 - 7 (in Russian).

11. Terechenko L.K. The legal regime of personal data and security of the person. Zakon, 2013, no. 6, pp. 37 - 43 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.