Научная статья на тему 'Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет: современное состояние и совершенствование правового регулирования'

Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет: современное состояние и совершенствование правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3041
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЁНКА / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" / SAFETY OF MINORS / INFORMATION SECURITY OF MINORS / SAFE INTERNET SPACE / ENSURING SAFETY OF CHILDREN ON THE INTERNET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власенко М.С.

Актуальность указанной проблематики обусловлена тем, что в настоящее время мировое сообщество столкнулось с серьезной проблемой возрастания негативного воздействия информационно-телекоммуникационных сетей на несовершеннолетних[213]. Решение проблем, с которыми сталкиваются дети в Интернете, становится приоритетной политикой для большинства государств. В Российской Федерации уже сформировалась группа нормативных правовых актов, целью которых является защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Но много нерешённых проблем в данной области, наличие пробелов в праве обусловливает необходимость совершенствования правовых норм, направленных на охрану информационной безопасности несовершеннолетних. Цель статьи заключается в характеристике международных и национальных источников правового регулирования обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, анализе их современного состояния и направления развития законодательства об обеспечении информационной безопасности детей в Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили такие способы и приемы научного познания, как: диалектико-материалистический, анализ и синтез, сравнительно-правовой, формально-правовой, при помощи которых автору удалось проанализировать особенности правового регулирования отношений по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних. В ходе исследования были выявлены проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности в России и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY OF MINORS ON THE INTERNET: STATE OF THE ART AND AREAS OF IMPROVEMENT

The relevance of this issue is due to the fact that at present the world community has faced a serious problem of increasing negative impact of information and telecommunication networks on minors. Addressing the challenges children face online is becoming a priority policy for most states. A group of normative legal acts has already been established in the Russian Federation to protect children from information harmful to their health and development. But many outstanding problems in this area, the existence of gaps in law, make it necessary to improve the legal norms aimed at protecting the information security of minors. The purpose of the article is to describe international and national sources of legal regulation for ensuring the information security of minors, to analyze their current state and direction of development of legislation on ensuring the information security of children in the Russian Federation. The methodological basis of the study was such methods and techniques of scientific knowledge as: dialectical-materialistic, analysis and synthesis, comparative-legal, formal-legal, with the help of which the author managed to analyze peculiarities of legal regulation of relations to ensure information security of minors. The study identified problems related to information security in Russia and formulated proposals to improve legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет: современное состояние и совершенствование правового регулирования»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО;

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО;

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО;

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

УДК: 342.7; 342.745

ББК: 67.51

Власенко М.С.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Vlasenko M.S.

INFORMATION SECURITY OF MINORS ON THE INTERNET: STATE OF THE ART AND AREAS OF IMPROVEMENT

Ключевые слова: права ребёнка, защита детей, безопасность несовершеннолетних, информационная безопасность, безопасное интернет-пространство, обеспечение безопасности детей в сети "Интернет".

Keywords: safety of minors, information security of minors, safe Internet space, ensuring safety of children on the Internet.

Аннотация: актуальность указанной проблематики обусловлена тем, что в настоящее время мировое сообщество столкнулось с серьезной проблемой возрастания негативного воздействия информационно-телекоммуникационных сетей на несовершеннолетних1. Решение проблем, с которыми сталкиваются дети в Интернете, становится приоритетной политикой для большинства государств. В Российской Федерации уже сформировалась группа нормативных правовых актов, целью которых является защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Но много нерешённых проблем в данной области, наличие пробелов в праве обусловливает необходимость совершенствования правовых норм, направленных на охрану информационной безопасности несовершеннолетних.

Цель статьи заключается в характеристике международных и национальных источников правового регулирования обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, анализе их современного состояния и направления развития законодательства об обеспечении информационной безопасности детей в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили такие способы и приемы научного познания, как: диалектико-материалистический, анализ и синтез, сравнительно-правовой, формально-правовой, при помощи которых автору удалось проанализировать особенности правового регулирования отношений по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних.

В ходе исследования были выявлены проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности в России и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Abstract: the relevance of this issue is due to the fact that at present the world community has faced a serious problem of increasing negative impact of information and telecommunication networks on minors. Addressing the challenges children face online is becoming a priority policy for most states. A group of normative legal acts has already been established in the Russian Federation to protect children from information harmful to their health and development. But many outstanding problems in this area, the existence of gaps in law, make it necessary to improve the legal norms aimed at protecting the information security of minors.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00076.

The purpose of the article is to describe international and national sources of legal regulation for ensuring the information security of minors, to analyze their current state and direction of development of legislation on ensuring the information security of children in the Russian Federation.

The methodological basis of the study was such methods and techniques of scientific knowledge as: dialectical-materialistic, analysis and synthesis, comparative-legal, formal-legal, with the help of which the author managed to analyze peculiarities of legal regulation of relations to ensure information security of minors.

The study identified problems related to information security in Russia and formulated proposals to improve legislation in this area.

Интернет - величайшая в мире образовательная и художественная платформа, научные и культурные учреждения и организации всего мира открывают свои виртуальные двери, в том числе и для детей. Интернет предлагает детям широкий спектр возможностей для выражения их индивидуальности, образования и обучения, поэтому дети являются одной из наиболее быстрорастущих групп пользователей Интернета. Одновременно с положительными моментами возникают вопросы информационной безопасности детей. Защита несовершеннолетних от интернет-угроз является важной задачей не только для России, но и для всех развитых стран мира, однако недостаточно контролируемый характер сети Интернет создает много нерешенных проблем. В широком смысле термин «безопасность молодежи» определяется в научной литературе, как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих жизнедеятельность и устойчивое развитие молодого поколения, способного противостоять социальным и индивидуальным угрозам окружающей среды, целенаправленно реализуя свои основные социальные функции, как ресурс и потенциал общества»1. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, подчёркивается, что в настоящее время происходит усиление влияния на молодёжь негативной информации, в результате чего национальные нравственные ценности размываются2. Именно

1 Фомченкова Г.А. Проблема становления института безопасности молодежи: результаты нормативно-правового анализа // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9.

2 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, N 50, ст. 7074.

молодое поколение нуждается в особой защите государства в современных условиях развития информационного общества, и проблемы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних заслуживают особого внимания3. Специальный федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-Ф3 раскрывает понятие «информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному разви-

4

тию» .

Проблема информационной безопасности несовершеннолетних широко обсуждается в научной литературе специалистами в области юриспруденции, психологии, пе-дагогики5. Большинство исследователей сходятся в необходимости разработки правовых, социальных, финансово-экономических, организационно-методических, воспи-

Ищенко А.Н., Прокопенко А.Н., Страхов А.А. Новая доктрина информационной безопасности Рос-

сийской Федерации как основа противодействия угрозам безопасности России в информационной сфере // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 2. С. 55-62.

4 Федеральный закон № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. -2011. - N 1. - Ст. 48.

5 См.: Белякова Е.Г., Загвязинская Э.В., Березен-цева А.И. Информационная культура и информационная безопасность школьников // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 147-162; Гольтяпина И.Ю., Мухаметова Д.Ф. Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности детей. // Инновационная экономика и общество. 2017. № 3 (17). С. 71-79.; Дадаева М.С. Государственная система кибербезопасности и предупреждение экстремизма среди несовершеннолетних // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 5 (22). С. 183-185.

тательных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних. Особый интерес представляет зарубежный опыт1.

В научной среде также получило распространение понятие информационно-психологической безопасности личности2.

Правовой базой для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на международном уровне являются «Конвенция о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.3, "Международный пакт о гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 г. Данные правовые акты закрепляют право ребенка на доступ к информации, способствующей правильному физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, с одной стороны, и формулировку принципов защиты ребенка от неблагоприятной для него информации. Статья 20 "Международного пакта о гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 г.4 предусматривает запрещение законом всякой пропаганды войны и выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.

Статья 15 Модельного закона "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве" N 14-9, принятого постановлением на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -

1 См.: Ефимова Л.Л. Кочерга С.А. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт. Монография. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2013. - 239 с.; 1. Кобзева С.В. Противодействие распространению агрессивной информации: мировой опыт / С.В. Кобзева; отв. ред. Е.К. Волчинская; Общественный совет Центрального федерального окр., Ин-т общественно-науч. экспертизы. - М.: ЛИБРО-КОМ, 2009. - 63 с.

2 Попов Д.Г. Противодействие негативному информационно-психологическому воздействию как подсистема обеспечения информационной безопасности государства // Юридическая психология. 2009. № 2. С. 19.

3 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. - Выпуск XLVI. - 1993.

4 Международный пакт о гражданских и поли-

тических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) //

Библиотечка Российской газеты. - 1999. - № 22-23.

участников СНГ от 16 октября 1999 г. , устанавливает основные гарантии защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Закон обязывает органы государственной власти принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Одними из принципов, обозначенных в Сеульской конвенции «Будущее интернет-экономики» 2008 года (г. Сеул, Корея)6, являются: обеспечение безопасной интернет-среды для несовершеннолетних; содействие уважению международных социальных и этических норм при использовании сети Интернет.

В отчете OECD за 2010 - 2011 гг. «Защита детей в Интернете: риски, с которыми сталкиваются дети в Интернете, и политика их защиты» представлен положительный опыт государств по обеспечению защиты несовершеннолетних в сети интернет, подчёркивается необходимость международного сотрудничества и разработки международных стандартов в сфере информационной безопасности несовершеннолетних. В частности, рассматриваются три категории

Модельный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве" N 14-9 (принят постановлением на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 16 октября 1999 г.) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. - 2000. - № 23.

6 OECD (2008), "The Seoul Declaration for the Future of the Internet Economy URL:http://www.oecd.org/sti/40839436.pdf

7 OECD (2011), "The Protection of Children Online: Risks Faced by Children Online and Policies to Protect Them", OECD Digital Economy Papers no. 179, OECD Publishing // URL http://www.oecd.org/sti/ ieconomy/childrenonline_with_cover.pdf

онлайн-рисков для детей: распространение порнографии, киберзапугивания; риски, связанные с интернет-маркетингом и мошенническими сделками; риски, связанные с конфиденциальностью персональных данных, в том числе использование социальных сетей без осознания возможных последствий.

Среди проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности в России, можно выделить следующие. Во-первых, недостаточность информационно-просветительской работы по вопросам безопасного поведения в интернет-пространстве и, как следствие, низкие показатели уровня интернет-грамотности детей и подростков. Некоторыми факторами предлагается разработка образовательного курса по интернет-безопасности несовер-шеннолетних.1 Тенденция к интеграции интернет-грамотности в школьные программы может быть эффективным способом наделения детей знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения безопасности в сети Интернет. Во-вторых, нужно подчеркнуть необходимость повышения степени вовлеченности родителей в обеспечение информационной безопасности детей в сети интернет. Политика защиты детей в интернете должна быть основана на распределении обязанностей всех заинтересованных сторон. Поэтому важно определить участников правоотношений по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних и определить их роль. Чтобы действовать эффективно, родители должны быть обеспечены информацией и соответствующими инструментами, необходима разработка технических решений для родительского контроля. Родители, опекуны и попечители, педагоги, бизнес и гражданское общество могут и должны помочь детям извлекать выгоду от использования Интернет. Но указанные субъекты также несут ответственность за защиту несовершеннолетних от рисков в Интернете. В-третьих, проблема отсутствия специалистов в области инфор-

1 Магдилов М.М., Магдилова Л.В. Особенности формирования образовательного курса по интернетбез-опасности несовершеннолетних // EUROPEAN RESEARCH. Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции г. Пенза, 7 декабря 2018 г. Под общ. ред. к.э.н. Г.Ю. Гуляева С. 199.

мационной безопасности, а также реализуемых вузами дополнительных профессиональных программ для педагогических работников в области развития информационных технологий. Необходимо вводить мастер-классы, разрабатывать информационные и учебные материалы, дополнительные образовательные программы по безопасности в Интернете для преподавателей. В-четвёртых, не разработан механизм ответственности за распространение материалов экстремистской направленности, пропаганде молодежных суицидов в социальных сетях; государством не выделяется достаточно средств на разработку развивающего и обучающего контента для детей; отсутствие средств защиты несовершеннолетних от наносящей вред информации в местах, доступных для детей и др.

В утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р Концепции информационной безопасности детей сформулированы основные принципы исследуемого института права, на которых основывается государственная политика в указанной сфере.

На основании Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» за государством признается обязанность по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Данная обязанность реализуется проведением экспертизы настольных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» более подробно характеризует информационные продукты, нарушающие информационную безопасность ребенка, при этом разводит запрещенные информационные продукты и ограниченные в распространении в связи с возрастной категорией детей.

При формировании политики защиты детей в интернет-среде должны учитываться потребности отдельных возрастных групп. Закон обязывает применять информационные знаки о допустимости информационного продукта к восприятию несовершеннолетними определенных возрастных

групп (6, 12, 16 лет). Однако это эффективно при учете доступа детей к информации в образовательном учреждении либо в домашних условиях при наличии родительского или педагогического контроля. К тому же, приняв во внимание то обстоятельство, что сегодня широкое распространение получили мобильные устройства для выхода в интернет, то реализация названных норм становится низкоэффективной. Нужно констатировать тот факт, что ни родители, ни образовательные учреждения не смогут в полной мере обеспечить контроль за потребляемой детьми информацией.

Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с законодательством. Под действие закона не подпадает информация, которая распространятся на чатах, форумах, компьютерные игры и реклама в сети. Поэтому можно сделать вывод, что защита от информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, распространяемой в сети Интернет, пока еще не в полной мере урегулирована. Выход из сложившейся ситуации - это соответствующие дополнения в федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-Ф3 или принятие отдельного закона, касающегося безопасности несовершеннолетних в сети Интернет.

Нужно использовать положительный зарубежный опыт. Например, самым важным методом защиты детей - пользователей Интернета в Китае является метод повышения осведомлённости и навыков несовершеннолетних. В КНР в 2016 году принят специальный закон о кибербезопасности («Cybersecurity Law of the People's Republic of China»), который позволяет на законных основаниях пресечь деятельность тех, кто в сети Интернет ставит под угрозу физическое и психическое здоровье детей1.

Реализация правовых гарантий в сфере

1 Остроушко А.В., Букалеров А.А., Букалеров С.А. Защита информационной безопасности несовершеннолетних в КНР // Legal Bulletin. 2018. Т. 3. № 1-2. С. 58-58.

обеспечения информационной безопасности, установленных законодательством, значительно затруднена, в силу того, что интернет представляет собой глобальное и высокодинамичное информационное пространство. Правовые понятия и концепции быстро устаревают, если они ориентированы на узкую область применения. Поэтому РФ пошла по пути проведения более гибкой политики, регулирующего всю информацию, которая может причинить вред развитию ребёнка независимо от источника её получения. Но правовых мер в данном случае недостаточно и их следует сочетать с техническими ограничениями доступа к неприемлемому для детей контенту.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части 5 статьи 15.1 «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», закрепляет основания для включения в указанный реестр сведений, направленных на обеспечение информационной безопасности детей в сети Интернет. Решение об ограничении доступа к сайтам, содержащим запрещенную информацию, может приниматься как во внесудебном порядке, так и на основании судебного решения.

К источникам формирующейся подотрасли информационного права можно также отнести Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", Приказ от 11.09.13 года №1022/368/666 "Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых

коммуникаций, Федеральной службой российской федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"1, Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) от 29 августа 2012 г. N 217 г. Москва "Об утверждении порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей" 2; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24.08.2012 № 824 «Об утверждении Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции»3.

Приказ Минкомсвязи России от 27.02.2018 N 88 "Об утверждении плана ме-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" // Российская газета. 2012. 29 окт.

2 Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) от 29 августа 2012 г. N 217 г. Москва "Об утверждении порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей", Российская газета Федеральный выпуск №5918 (245).

3 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 сентября 2013 года.

№1022/368/666 "Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой российской федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"// Российская газета. 2013. 21 ноября.

роприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 -2020 годы" направлен на решение проблем в сфере информационной безопасности несовершеннолетних, существующих на сегодняшний день: ликвидация пробелов в действующем законодательстве, повышение уровня медиаграмостности детей и родителей, повышение уровня безопасности детей в информационной среде, формирование социальной рекламы, направленной на повышение безопасности детей в сети «Интернет» и др.

Письмо Минпросвещения России от 29.03.2019 N 03-393 "О методических рекомендациях по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети "Интернет" направлено на расширение в Российской Федерации практики внедрения механизмов обеспечения информационной защиты несовершеннолетних пользователей организациями и физическими лицами, осуществляющими деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством разработки и администрирования Интернет-ресурсов, сервисов и других технических программных решений.

Анализ нормативно-правовых актов в сфере обеспечения информационной безопасности показывает, что система находится в постоянном развитии, принимаются новые специальные подзаконные акты. Статистические данные об использовании интернета детьми и распространенности рисков немногочисленны и фрагментарны. Риски, с которыми могут столкнуться дети в сети Интернет, многочисленны и их число растёт. Для их минимизации требуется сочетать политические, правовые запреты и технические ограничения доступа к неприемлемому для детей контенту. Можно констатировать, что при установлении правовых гарантий возникают трудности, так как Интернет представляет собой глобальное и высокодинамичное информационное пространство и установленные меры могут быстро устареть. Соглашаясь с Л.Л. Ефимовой, можно говорить о становлении в нашей стране правового института обеспечения информационной безопасности несовер-

шеннолетних1.

Как справедливо отмечает С.В. Кобзева, современная ситуация в России свидетельствует о функционировании системы защиты несовершеннолетних от агрессивного интернет-контента, но данная система требует усовершенствования посредством принятия норм, налагающих обязательства на интернет-провайдеров блокировать распространение нелегального интернет-контента в местах общего доступа к сети Интернет; создавать безопасное интернет-пространство для детей; блокировать продвижение на рынок интернет-услуг ресурсов, в которых исключен доступ к нелегальной и вредной информации; развивать образовательную и просветительскую деятельность, направленную на повышение уровня осознания проблемы агрессивного контента2.

В данном контексте следует упомянуть о такой проблеме современного общества, как кибербуллинг (травля, совершенная средствами электронной коммуникации). Исследование, проведенное среди учащихся старших классов из городов-миллионников и федеральных центров, показывает, что каждый второй подросток становился жертвой кибербуллинга. Основной площадкой травли стали социальные сети. Мотивы интернет-агрессии: желание повеселиться (35%), месть (31%), раздражение (25%) . В качестве превентивной меры некоторые предлагают ограничить или запретить доступ к социальным сетям в школах, а также запретить школьникам пользоваться смартфонами для выхода в социальные сети. Противодействие кибербуллингу и защита несовершеннолетних от интернет-угроз - важная задача не только для России, но и для всех развитых стран мира,

1 Ефимова Л.Л. Правовое регулирование информационной безопасности детей как новый правовой институт информационного права // Аграрное и земельное право. 2018. № 6 (162). С. 131.

2 Кобзева С.В. Противодействие распространению агрессивной информации: мировой опыт / С.В. Кобзева; отв. ред. Е.К. Волчинская; Общественный совет Центрального федерального окр., Ин-т общественно-науч. экспертизы. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 63 с.

3 Соколова Д.В. Агрессия в интернете: распространение кибербуллинга среди российских подростков // Медиаскоп. 2017. № 2. С. 11.

однако международный, повсеместный, недостаточно контролируемый правоохранительными и иными уполномоченными органами характер сети Интернет создает много нерешенных проблем.

Реализация установленных норм федерального законодательства по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних невозможна без конкретизации некоторых правовых понятий, чёткого распределения обязанностей и полномочий между субъектами. Выходом могло бы стать создание централизованной системы специализированных государственных органов, наделенных широкими контрольными и надзорными полномочиями в сфере информационной безопасности. И в аппарате уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, и в структуре Министерства просвещения Российской Федерации нам необходимо создать подразделения или лиц, ответственных за построение безопасной для детей информационной среды. Существующее федеральное законодательство позволяет произвести последовательный ряд таких действий на основе подзаконных актов, призванных реализовать право несовершеннолетних на информационную безопасность. На сегодняшний день в России необходима государственная поддержка инициатив по созданию безопасной для детей среды в сети Интернет. Необходимо проводить мероприятия для родителей, разъясняющие им личную ответственность взрослого за информационное взаимодействие его ребенка. В этой связи

4

можно поддержать авторов , предлагающих дополнить п. 1 ст. 63 СК РФ нормой, обязанностью родителей, попечителей, опекунов ограничивать доступ детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, не соответствующей возрасту ребенка. Скоординированные действия должностных лиц, педагогов, законных представителей и самих детей в области профилактики и предупреждения информационных угроз в Интернете позволит снизить риски, связанные с неблагоприятным воздействием на детей.

4 Банщикова С.Л., Гольтяпина И.Ю. Обязанности родителей по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних детей и административная ответственность за неисполнение обязанности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 1 (25). С. 99.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Банщикова, С.Л., Гольтяпина, И.Ю. Обязанности родителей по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних детей и административная ответственность за неисполнение обязанности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 1 (25). - С. 95-100.

2. Белякова, Е.Г., Загвязинская, Э.В., Березенцева, А.И. Информационная культура и информационная безопасность школьников // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. № 8. -С. 147-162.

3. Бердник, М.В., Новикова, Е.Ф., Филиппенко, Д.Р. Разработка программного комплекса родительского контроля, в интуитивно-понятной форме фиксирующего активность несовершеннолетнего в интернет-пространстве // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". - 2018. - № 6. - С. 571-576.

4. Гольтяпина, И.Ю., Мухаметова, Д.Ф. Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности детей // Инновационная экономика и общество. - 2017. - № 3 (17). -С. 71 -79.

5. Дадаева, М.С. Государственная система кибербезопасности и предупреждение экстремизма среди несовершеннолетних // Современные научные исследования и разработки. -2018. - Т. 1. № 5 (22). - С. 183-185.

6. Ефимова, Л.Л., Кочерга, С.А. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: монография. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2013. - 239 с.

7. Ефимова, Л.Л. Правовое регулирование информационной безопасности детей как новый правовой институт информационного права //Аграрное и земельное право. - 2018. -№ 6 (162). - С. 131-138.

8. Ищенко, А.Н., Прокопенко, А.Н., Страхов, А.А. Новая доктрина информационной безопасности Российской Федерации как основа противодействия угрозам безопасности России в информационной сфере // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - № 2. -С. 55-62.

9. Киселев, СС. Проблемы уголовно-правовой оценки склонения несовершеннолетних к совершению самоубийства в сети Интернет // Matters of Russian and International Law. -2018. - Vol. 8, Is. 12A. - С. 249-254.

10. Кобзева, С.В. Противодействие распространению агрессивной информации: мировой опыт / С.В. Кобзева; отв. ред. Е.К. Волчинская; Общественный совет Центрального федерального окр., Ин-т общественно-науч. экспертизы. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 63 с.

11. Магдилов, М.М., Магдилова, Л.В. Особенности формирования образовательного курса по интернет-безопасности несовершеннолетних // EUROPEAN RESEARCH: сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции г. Пенза, 7 декабря 2018 г. // под общ. ред. к.э.н. Г.Ю. Гуляева. - С. 197 -199.

12. Николаев, С.В. О некоторых перспективных механизмах реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности детей в сети "Интернет" // Перспективы развития информационных технологий. - 2016. - № 31. - С. 134-138.

13. Остроушко, А.В., Букалеров, А.А., Букалеров, С.А. Защита информационной безопасности несовершеннолетних в КНР // Legal Bulletin. - 2018. - Т. 3. № 1-2. - С. 56-60.

14. Попов, Д.Г. Противодействие негативному информационно-психологическому воздействию как подсистема обеспечения информационной безопасности государства // Юридическая психология. - 2009. - № 2. - С. 18-22.

15. Соколова, Д.В. Агрессия в интернете: распространение кибербуллинга среди российских подростков // Медиаскоп. - 2017. - № 2. - С. 11.

16. Чеботарева, А.А. Обеспечение информационной безопасности личности: роль международной информационной безопасности и стратегического партнерства // Вестник Академии права и управления. - 2016. - № 42. - С. 48-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.