Научная статья на тему 'Законодательное регулирование обеспечения безопасности ребенка в интернет-пространстве'

Законодательное регулирование обеспечения безопасности ребенка в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1673
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / MINORS / INFORMATION SECURITY / LEGAL REGULATION / LEGAL SAFEGURDING OF SECURITY / PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOUR OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбакова Ольга Сергеевна

В статье рассмотрены законодательные и организационно-правовые основы обеспечения безопасности ребенка в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Исследованы мнения ученых, практиков, данные официальной статистики о воздействии интернета на формирование личности ребенка, его социализацию. Проанализированы федеральные нормативные правовые акты, регулирующие механизмы правовой защиты несовершеннолетних от негативной информации, размещенной в интернете, в рамках развития информационно-телекоммуникационного законодательства Российской Федерации. Проанализированы законодательные новеллы, направленные на обеспечение безопасности несовершеннолетних в Интернет пространстве, создание мер, препятствующих вовлечению их в совершение противоправных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыбакова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ENSURING THE SAFETY OF MINORS IN THE INTERNET SPACE

The law-making and organisational-cum-legal basics for ensuring children''s security on the Internet are considered in the paper. The opinions of scholars, practitioners, official statistical data on the impact of the Internet on the personality of the child and his socialisation are examined. An analysis of federal regulations implementing mechanisms of legal protection of minors from negative information posted on the Internet, within the framework of development of the information and telecommunication laws of the Russian Federation is presented. Novel laws aimed at ensuring the security of minors in the Internet space and development of measures that prevent involving them into unlawful actions are analysed.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование обеспечения безопасности ребенка в интернет-пространстве»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Рыбакова О.С.*

Ключевые слова: несовершеннолетние, информационная безопасность, законодательное регулирование, законодательное обеспечение безопасности, профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

Аннотация.

В статье рассмотрены законодательные и организационно-правовые основы обеспечения безопасности ребенка в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Исследованы мнения ученых, практиков, данные официальной статистики о воздействии интернета на формирование личности ребенка, его социализацию. Проанализированы федеральные нормативные правовые акты, регулирующие механизмы правовой защиты несовершеннолетних от негативной информации, размещенной в интернете, в рамках развития информационно-телекоммуникационного законодательства Российской Федерации. Проанализированы законодательные новеллы, направленные на обеспечение безопасности несовершеннолетних в Интернет пространстве, создание мер, препятствующих вовлечению их в совершение противоправных действий.

Р01: 10.21681/1994-1404-2017-4-49-54

Современное российское общество характеризуется возросшей ролью информационных технологий, которые приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства1. Появление и стремительное распространение глобальной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Интернет) на российском пространстве вызвали необходимость правового осмысления и регулирования правоотношений в информационной сфере, прежде всего, с целью обеспечения безопасности всех участников отношений.

В отличие от своих родителей, бабушек и дедушек, современный ребенок2 знакомится с информационными технологиями в дошкольном возрасте (игровые приставки, планшеты, телефоны). В возрасте шести-семи лет дети уже знают, что такое Интернет, каким образом, пусть не всегда

1 Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.12.2016, № 50, ст. 7074.

2 Под ребенком понимается лицо, не достигшее возраста

восемнадцати лет.

правильно, «скачать» ту или иную компьютерную игру [7, с. 103]. Распространенным мнением среди юристов, педагогов, психологов и социологов является, что Интернет пространство представляет собой важный элемент социализации детей [3, с. 16; 5, с. 76-77; 9, с. 72], наряду с традиционными - семьей и школой [6, с. 23]. Информационные коммуникационные технологии широко применяются в образовательной среде, посредством которых происходит общение со сверстниками, учителями. Количество несовершеннолетних пользователей Интернета ежегодно увеличивается. По официальным данным детская аудитория пользователей Интернета составляет почти 10 млн. детей в возрасте до 14 лет3, три четверти из которых пользуются сетью без контроля со стороны взрослых.

Интернет-контент оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, его умственное и физическое развитие. Специалисты справедливо отмечают, что в этой связи, важнейшей проблемой становится процесс формирования у ребенка правильных морально-нравственных ориентиров [1, с. 23], позволяющих максимально защитить ребенка от негативного влияния

3 URL: http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-v-internete. html (дата обращения - 20.10.2017)

* Рыбакова Ольга Сергеевна, кандидат юридических наук, Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: orro21@yandex.ru

информации, доступ к которой беспрепятственно обеспечивается посредством глобальной информационно-телекоммуникационной сети. В силу возрастных особенностей ребенок не в состоянии дифференцировать получаемую информацию на плохую и хорошую, не в состоянии самостоятельно защитить себя от возможных угроз (психологических, физических, нарушения тайны персональных данных и др.). Таким образом, погружаясь в Интернет пространство, ребенок попадает в небезопасную для него среду, противостоять которой он не в состоянии в силу возрастных особенностей.

Прогрессирующее вхождение России в транснациональное Интернет-пространство, и как следствие, интенсивное развитие общественных отношений в данной сфере определили принципы и направления развития информационно-телекоммуникационного законодательства Российской Федерации.

С учетом общепризнанных подходов, обозначенных международными документами (Окинав-ская хартия глобального информационного общества, 2000 г., Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», 2003 г., План действий Тунисского обязательства, 2005 г.), в Российской Федерации выработаны национальные стандарты построения информационного общества, определены принципы и приоритеты законодательного регулирования в данной сфере. Безусловно, национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности [10, с. 237-238]. Именно поэтому, принцип обеспечения информационной безопасности личности, общества, и государства является доминирующим [8, с. 44], при построении национальной модели законодательного регулирования в данной сфере.

В развитие международных документов (Конвенция о правах ребенка 1989 г.4, Международный пакт о гражданских и политических правах (часть 1 статьи 24)5, Международный пакт об экономиче-

4 «Конвенция о правах ребенка», одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-1, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР, выпуск XIV!, 1993.

5 «Международный пакт о гражданских и политических правах», принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XX!) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Международный пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812^!!! с заявлением. Вступил в силу для СССР с 23 марта 1976 года // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17, ст. 291.

ских, социальных и культурных правах (статья 10)6 и др.) Российское государство определило специальный статус ребенка как объекта особой защиты, нуждающегося ввиду его возрастных, психологических и физиологических особенностей формирующейся личности, в специальной охране и заботе. Таким образом, безопасность ребенка (в контексте безопасности личности), наряду с другими видами безопасности (государственная, общественная, экологическая, экономическая и др.) рассматривается в контексте национальной безопасности Российской Федерации.

Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»7, регламентирующий обеспечение основных гарантий конституционных прав и законных интересов ребенка, определяет детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств.

Динамика развития общественных отношений обусловила необходимость принятия целого массива нормативных правовых актов и программных документов в сфере обеспечения безопасности ребенка в Интернет пространстве, направленных на защиту от вредной нежелательной информации. Пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 124-ФЗ возлагает обязанность принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию на органы государственной власти. В развитие вышеуказанных законоположений Федеральным законом № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»8 (далее - Закон об информации № 149-ФЗ) государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предполагает, прежде всего, обе-

6 «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XX!) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Вступил в силу для СССР с 3 января 1976 года // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17, ст. 291

7 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от

28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.

8 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от

25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях

и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.

спечение информационной безопасности детей (пункт 4 части 1 статьи 12).

Федеральный закон № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»9, направленный на регулирование отношений, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе, распространяемой посредством Интернет-сети, разграничил правовые режимы оборота информационной продукции ограниченного распространения среди детей и закрепил требования к ее обороту. Данным нормативным актом урегулированы основания и порядок возрастной классификации информационной продукции для детей разного возраста, установлены требования к распространению информационной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет), определен порядок экспертизы информационной продукции. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 указанного закона под информационной безопасностью детей законодатель понимает «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Данным нормативным правовым актом определены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, запрещенной для распространения среди детей (часть 2 статьи 5), в том числе, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью; способной вызвать агрессию и провоцировать жестокое поведение и насильственные действия по отношению к людям или животным; оправдывающей различные формы противоправного поведения в обществе и т. д.

Обеспечение информационной безопасности ребенка путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от негативной информации обозначено в Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы10 (далее - Стратегия) - основном про-

9 Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета, № 297, 31.12.2010.

10 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.06.2012, № 23, ст. 2994.

граммном документе, определившем комплекс мер в данном направлении, предполагающих реализацию как государственными структурами, институтами гражданского общества, так и самими родителями детей. Основным приоритетом в данном контексте является установление ответственности родителей за фильтрацию поступающего в адрес ребенка потока информации. Совершенно справедливо мнение, что именно семья (родители), в отличие от других воспитательных институтов способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны личности человека на протяжении всей его жизни [2, с. 19]. Неслучайно, в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граж-дан11, из всех обозначенных факторов, влияющих на формирование мировосприятия ребенка, первостепенное значение уделяется именно укреплению воспитательных возможностей и моральному климату семьи.

Обозначенные в Стратегии меры, прежде всего, направлены на просвещение детей и их родителей (воспитателей) в сфере безопасного поведения в Интернет пространстве, с целью профилактики вовлечения в противоправную деятельность и развития Интернет-зависимости у ребенка. На необходимость согласованного взаимодействия семьи, как главного института социализации и воспитания детей, с государственными структурами и всеми элементами современного медиа-рынка (производителями и распространителями контента) указывается также в Концепции информационной безопасности детей (2015 г.) 12, определившей стратегическую цель государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности ребенка в условиях гиперинформационного общества в России.

Следует констатировать, что, при отсутствии контроля со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей и др.), при пользовании Интернетом ребенок может случайно оказаться на опасных для него страницах (многочисленные всплывающие окна, ошибочные поисковые за-

11 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 г. № Пр-1168 от 28 апреля 2011 года // Российская газета, № 151, 14.07.2011.

12 Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.12.2015, № 49, ст. 7055.

просы, гиперссылки в социальных сетях и др.), которые содержат негативный контент. Ребенок, в силу возраста лишенный возможности самостоятельно критически оценить полученную информацию, тем самым оказывается в небезопасной для него среде.

Важным шагом по совершенствованию законодательной базы в целях ограничения доступа (в том числе ребенка) к Интернет-сайтам, содержащим информацию, распространение которой в законодательно запрещено, стало дополнение Закона об информации № 149-ФЗ новой статьей 151, в соответствии с которой урегулировано создание «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»13 (далее - Единый реестр), так называемого «черного списка» сайтов в интернет-сети, которые содержат запрещенную информацию.

Формирование и ведение Единого реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации14.

13 Статья 151 введена Федеральным законом от 28.07.2012 № 139-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»» // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.07.2012, № 31, ст. 4328.

14 Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (ред. от 21.03.2017) «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуника-

ционной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых

Основаниями для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная налоговая служба) в зависимости от вида такой информации. В реестр включаются сайты, содержащие детскую порнографию, пропагандирующие потребление наркотиков, самоубийства и др., то есть информацию, распространение которой имеет противоправный характер. В настоящее время в реестре запрещенных сайтов более 60 тыс. записей. Необходимо отметить, что данные меры направлены на создание условий принудительного блокирования интернет-страниц, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации, хостинг-провайдерами, операторами связи. Положениями статьи 151 Закона об информации № 149-ФЗ (в ред. от 14.10.2014) установлена обязанность владельцев интернет-сайтов удалить интернет-страницу, на которой размещена запрещенная к распространению информация, после получения соответствующего уведомления от хостинг-провайдера.

Помимо блокировки запрещенных сайтов, содержащих суицидальный контент, законодательно закреплен механизм оперативного выявления конкретных лиц, распространяющих запрещенную информацию, пресечения их деятельности и привлечения к ответственности. Так, статья 14 Закона об информации № 149-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 № 109-ФЗ)15 устанавливает обязанность Федеральной службы по надзору в сфере связи (Роскомнад-зор) самостоятельно или через оператора Еди-

в Российской Федерации запрещено») // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.10.2012, № 44, ст. 6044.

15 Федеральный закон от 07.06.2017 № 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.06.2017, № 24, ст. 3478.

ного реестра незамедлительно (в течение суток с момента получения решений в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства) уведомлять правоохранительные органы с целью проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению субъектов, распространяющих преступный контент. Закрепленный механизм обеспечивает таким образом возможность оперативного реагирования на случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных и антиобщественных действий и профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

Статья 110 Уголовного кодекса Российской Федерации16 (далее - УК РФ) в редакции Федерального закона № 120-ФЗ17 устанавливает ответственность, охватывающая все виды преступных действий по созданию и организации «групп смерти», доведению до самоубийства, склонению и содействию самоубийству. Впервые установлена уголовная ответственность за совершение подобных действий путем распространения соответствующей информации в сети Интернет. Более того, часть 2 статьи 110 УК РФ в редакции Федерального закона № 248-ФЗ18 предусматривает увеличение до 15 лет срок максимальной уголовной ответственности за склонение детей к суицидам. Законодательные новеллы по повышению ответственности за склонение несовершеннолетних к суицидам подтверждают степень осознания серьезности подобных преступлений, и, безусловно, направлены на обеспечение безопасности несовершеннолетних в Интернет пространстве,

создание мер, препятствующих вовлечению их в совершение противоправных действий.

Современный этап развития общества характеризуется активным ростом роли и значения информационных и телекоммуникационных технологий, чем продиктована необходимость проведения регулярных своевременных корректировок законодательства в сфере защиты от негативной информации, в направлении совершенствования правового регулирования обеспечения информационной безопасности личности ребенка.

Защита интересов личности ребенка, в том числе, путем законодательного регулирования обеспечения его безопасности в сети Интернет, является одним из основных национальных приоритетов Российского государства. Комплекс законодательных и организационно-правовых мер в данной сфере направлен на снижение (или исключение) риска, связанного с негативным влиянием получаемой ребенком Интернет информации. Провозглашение указом Президента РФ Десятилетие детства19 говорит о важности тех задач, которые предстоит решить в ближайшие годы, в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в предыдущие годы в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы. Именно системная последовательная законодательная политика в сфере регулирования обеспечения безопасности ребенка в Интернет-пространстве призвана обеспечить формирование единого подхода в данном направлении.

Рецензент: Танимов Олег Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

E-mail: tanimov@mail.ru

16 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

17 Федеральный закон от 07.06.2017 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.06.2017, № 24, ст. 3489.

18 Федеральный закон от 29.07.2017 № 248-ФЗ «О внесении

изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2017, № 31 (Часть I), ст. 4797.

19 Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.06.2017, № 23, ст. 3309.

Литература

1. Атагимова Э.И. Проблемы отрицательного влияния Интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения // Правовая информатика. 2013. № 1. С. 21-24.

2. Атагимова Э.И. Роль института семьи при формировании нравственности и правосознания личности в условиях современного информационного пространства России // Правовая информатика. 2017. № 2. С.18-27.

3. Атагимова Э.И., Рамазанова И.М. Некоторые аспекты законодательного уровня обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации // Правовая информатика. 2014. № 2. С. 14-19.

4. Брылева Е.А. Информационная безопасность несовершеннолетних как часть национальной безопасности // Вестник Самарского юридического института. 2014. № 1(12). С. 12-14.

5. Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Мацкевич М.Г., Плешаков В.А. Первые шаги детей в Интернете // Социологические исследования. 2014. № 12 (368). С. 74-80.

6. Ростова О.С. Семейное воспитание несовершеннолетних - приоритетное направление государственно-правовой политики Российской Федерации // Правовая информатика. 2016. № 3. С. 20-25.

7. Ростова Ю.В. Интернет-пространство - основа современного российского информационного общества // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях / Материалы XV! Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием): в 2 частях. Под общей редакцией: Р.Ф. Степаненко, И.Г. Гараниной, А.В. Солдатовой. 2016. С. 103-107.

8. Рыбаков О.Ю. Правовое значение принципов развития информационного общества в России // Юридическое образование и наука. 2017. № 10. С. 42-47.

9. Рыбаков О.Ю. Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3 (24). С. 71-76.

10. Терещенко Л.К. Развитие информационного и телекоммуникационного законодательства / в кн. Научные концепции развития российского законодательства: монография. 7-е изд. доп. и перераб. Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М.: ИД Юриспруденция, 2015. 544 с. С. 237-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.