УДК 342.9
DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-12-17-25
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
Гольтяпина Ирина Юрьевна
к. ю. н., доцент, заведующий кафедрой «Таможенное дело и право» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Россия, г. Омск [email protected]
Аннотация: Цель исследования - проанализировать состояние законодательства в области обеспечения информационной безопасности детей, обратить внимание на имеющиеся проблемы и предложить пути их решения. При написании статьи использовались методы структурного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический. Результаты проведенного исследования. Изучены особенности фундаментальных правовых актов в рассматриваемой сфере. Выделены особенности отношений по обеспечению информационной безопасности детей. Отмечены проблемы правового обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет. Обоснована необходимость пересмотра правового статуса отдельных участников информационных отношений. Аргументирована необходимость принятия федерального закона об информационной безопасности детей. Отмечены недостатки федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Выявлены пробелы правового регулирования отношений в области распространения информационной продукции для детей в сети «Интернет». Исследована содержательная составляющая информационной безопасности детей. Сформулирован вывод о необходимости более широкого понимания этой категории. Обоснованы меры по обеспечению информационной безопасности детей. Аргументирован вывод о необходимости перераспределения бремени ответственности за информационную безопасность детей. Отмечена необходимость установления равновесного механизма обеспечения информационной безопасности детей. Сделан вывод о необходимости систематизации законодательства в области обеспечения информационной безопасности детей.
Ключевые слова: информационная безопасность, информационная безопасность детей, Концепция информационной безопасности детей, защита детей от вредной информации.
THE RUSSIAN LEGISLATION IN THE SPHERE OF ENSURING INFORMATION
SECURITY OF CHILDREN
Goltyapina Irina Yurevna
Ph.D. in jurisprudence, Associate Professor, Customs affairs and right, OSTU Omsk State Transport University (OSTU) Russia, Omsk [email protected]
Abstract: The purpose of the study was to analyze the state of legislation in the field of ensuring information security of children, is to draw attention to existing problems and propose
17
their solutions. When writing the article we used the methods of structural analysis, comparative legal, formal legal. The peculiarities of basic legal acts in this sphere. The features of the relations on ensuring information security of children. These problems of legal ensuring information security of children on the Internet. The necessity of revising the legal status of the individual participants of information relations. Necessity of the adoption of the Federal law on information security of children. Noted shortcomings of the Federal law "On protection of children from information harmful to their health and development". Identified gaps in the legal regulation of relations in the field of dissemination of information products for children in the network "Internet". Researched substantive component of information security of children. A conclusion is made about the need for a broader understanding of this category. Reasonable measures for ensuring information security of children. Reasoned conclusion about the need to shift the burden of responsibility for information security of children. The necessity of maintaining the equilibrium of the mechanism of ensuring information security of children. The conclusion about the necessity of systematization of legislation in the field of ensuring information security of children.
Keywords: Information Security, information security of children, The Concept of information security of children, protection of children from harmful information.
Научный интерес к вопросам обеспечения информационной безопасности, содержанию названной категории, функционированию организационной основы системы обеспечения информационной безопасности, приоритетным направлениям защиты от угроз в информационной сфере по мере развития информационных технологий становится все более пристальным. Информационная сфера сегодня является неотъемлемой частью жизни каждого члена общества, и учеными различных научных направлений активно обсуждаются положительные и отрицательные стороны рассматриваемого явления.
В.Н. Лопатин, посвятивший диссертационное исследование проблемам информационной безопасности, указывал на то, что «информационная безопасность на рубеже третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере требует приоритетного рассмотрения» [7, с. 8].
Современная информационная сфера непрерывно трансформируется, в свою очередь, изменяются и отношения, складывающиеся по поводу информационных процессов. Это, как материальный источник права, требует соответствующей реакции со стороны законодателя. Система нормативного обеспечения информационной безопасности находится в постоянном развитии, принимаются новые акты, поскольку действующие правовые нормы общего характера не могут исчерпывающе обеспечить регулирование правоотношений в рассматриваемой сфере, особенно в направлении обеспечения информационной безопасности детей.
Первый правовой акт, обеспечивающий системное формулирование и реализацию государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, был принят Президентом РФ в 2000 году. Однако Доктрина информационной безопасности, несмотря на достаточно подробную регламентацию правовой и организационной основы обеспечения информационной безопасности, особо не выделяла необходимость обеспечения информационной безопасности детей. Пришедшая ей на смену одноименная Доктрина информационной безопасности 2016-го года также является базовым, политически значимым правовым актом, в общем виде описывающим текущее состояние информационной сферы, формулирующим основные понятия, направления деятельности, цели и задачи. Так, под информационной безопасностью Российской Федерации законодателем понимается состояние защищенности личности, общества и государства от
внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства.
Закономерно, что ввиду фундаментальности рассматриваемый правовой акт не уделяет необходимого внимания обеспечению информационной безопасности детей, ведь в этом случае необходимо определить перечень законных интересов, подлежащих защите, силы и средства обеспечения информационной безопасности детей, наиболее значимые угрозы, иные важные составляющие. Законодатель должен учесть и особенности детей как потребителей разнородной информации, их реакцию на воспринятую информацию, последующие проблемы социализации, невозможность силами семьи отследить, проконтролировать и нейтрализовать все угрозы, таящиеся в том числе в сети «Интернет». Особенность правового регулирования заключается и в том, что значительное количество контента, доступного и разрешенного взрослым, недопустимо для потребления детьми.
Развитие информационных технологий и их влияние на детей является предметом исследования ученых различных направлений - психологии, медицины, философии. Научный интерес обусловлен динамичным развитием информационных технологий, открытостью страны мировому сообществу, что приводит к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Как следствие, усугубляются проблемы, связанные с детским суицидом, детской порнографией и проституцией. По словам С.В. Кобзевой, уровень Интернет-угроз остается высоким и требует криминализации хранения незаконного Интернет-контента [6, с. 33]. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время - это признает и современный законодатель, отмечая данную проблему в концептуальных правовых актах. Исследователями рассматривается проблема перемешивания виртуального мира и объективной реальности, обращается внимание, что подобная диффузия затрудняет развитие чувства реальности у человека и усложняет восприятие образов и событий окружающего мира [3].
Информационное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации, и содержание государственного регулирования в сфере применения информационных технологий, согласно действующей редакции Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривает в качестве самостоятельной позиции обеспечение информационной безопасности детей.
Резюмируя изложенное, подчеркнем, что имеющиеся базовые правовые акты общего характера, посвященные обеспечению информационной безопасности, детально не могут раскрыть содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности детей и сформулировать цели и задачи. Сказанное аргументирует необходимость нормативного обеспечения информационной безопасности детей самостоятельным правовым актом.
Тем не менее, единственным федеральным законом, в определенной степени направленным на обеспечение информационной безопасности детей, является Федеральный закон 2010-го года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». А это лишь часть всех информационных отношений, в которые вступают дети в процессе взросления и социализации. Кроме того, названный закон, например, не распространяется на отношения в сфере рекламы. Статья 11 -я устанавливает возможность оборота информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, без соответствующего ограничительного знака в сети «Интернет». Можно заметить, что печатная продукция должна быть отмечена знаком, а та же самая продукция, но распространяемая в сети «Интернет», может распространяться без такового. И это не единственное противоречие
рассматриваемого закона, ведь его разработчики в пояснительной записке предполагали добровольное исполнение закона о защите детей [9].
Ввиду того, что названный закон не устанавливает процедур проведения экспертизы, оснований ответственности, защитных мер в сфере регулирования, можно согласиться с И.С. Ивановым, предлагавшим с учетом содержания этого закона назвать его «О классификации и государственном регулировании оборота информационной продукции для детей» [5].
Однако, несмотря на определенные недостатки, в законе «О защите детей...» предусмотрена дефиниция информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В результате мы имеем достаточно логичное базовое определение в понятийном аппарате системы обеспечения информационной безопасности детей, хотя оно несколько выходит из сферы действия закона в целом - подобное понятие должно быть установлено нормативным правовым актом более общего характера. И, повторимся, закон «О защите детей.» не содержит правовых механизмов, не закрепляет силы и средства обеспечения информационной безопасности детей, не упоминает роли семьи. Указанный закон рассматривается и на предмет совершенствования понятийного аппарата, и в направлении расширения сферы его действия. Так, по словам А.К. Поляниной, «игровая среда ребенка в психолого-педагогическом и духовно-нравственном аспекте выпала из правовой регламентации» [8, с. 77]. Речь идет о том, что в действующем законодательстве отсутствуют организационно-правовые меры защиты детей от информации, которая содержится в играх и игрушках. Как следствие, дети оказываются не защищены от того вреда, который наносится их нравственному, психическому развитию.
В представленных предложениях по совершенствованию нормативно-правовых актов РФ в сфере информационной безопасности детей отмечается, что «физические, химические и иные свойства настольных игр и игрушек для детей четко стандартизированы, а свойства, которые могут причинить вред здоровью и развитию детей, психическому, интеллектуальному, нравственному и духовному здоровью детей, к сожалению, не регламентированы. Действовавший ранее приказ Министерства образования Российской Федерации, в котором была введена обязательная экспертиза детских игр и игрушек, отменен, а новый не принят» [10].
Следует признать, что итоговая редакция принятого закона действительно не решает многих проблем; комментируя факт принятия закона, исследователями отмечалось, что «принятый закон повисает в воздухе, потому что не решает главной проблемы - как он будет работать» и в этой связи предлагалось принять закон, посвященный именно правовому регулированию информационных отношений в сети «Интернет» [2, с. 58].
Комитетами по вопросам семьи, женщин и детей, по культуре, по делам молодежи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике и Общественным советом Центрального федерального округа в рамках Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в Российской Федерации вносились на рассмотрение Государственной Думы РФ проекты законов «О защите нравственности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет», «О компьютерных и других видеоиграх», однако были отклонены [4, с. 115].
Продолжая рассматривать проблемы нормативно-правового обеспечения информационной безопасности детей, остановимся на Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. В качестве вводных положений в Концепции
указывается, что, «подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей». Перечисляя основные проблемы в сфере детства, в Концепции отмечается в том числе нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Учитывая сказанное выше об исключении отношений в сети «Интернет» из сферы действия закона «О защите детей...», логичным будет в очередной раз заключить, что современная нормативная система обеспечения информационной безопасности детей не соответствует фактическим рискам и угрозам, связанным с развитием информационно-телекоммуникационных технологий и нарастанием объема противоправного контента, влекущего снижение уровня психического здоровья нации.
В проекте федерального закона об информационной безопасности детей необходим самостоятельный исчерпывающий понятийный аппарат, требуется предусмотреть особенности субъектного состава. Обоснованным представляется исключить из содержания проекта закона нормы, распространяющиеся на всю информационную сферу, и содержащиеся в иных законах, с целью исключения дублирования правовых норм. Целесообразным представляется поглощение Федерального закона «О защите детей.» вновь созданным проектом федерального закона об информационной безопасности детей, поскольку тогда не возникнет коллизий, наложений, дублирования и пробелов регулирования правоотношений, которыми в настоящее время изобилует информационное законодательство [1, с. 71].
Обоснованным и перспективным представляется развить в проекте закона об информационной безопасности детей порядок реализации следующих мер.
Во-первых, это создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность. Следует прокомментировать, что реализовать подобную меру возможно в настоящее время только совместными силами родителей и общеобразовательных учреждений, а последние такими ресурсами не располагают. Проводимые мероприятия в рамках школы сводятся к точечной пропаганде «осторожного» поведения при использовании сети «Интернет». Очевидно, что только силами семьи это реализовать невозможно.
Во-вторых, создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики. Такие механизмы предусмотрены сегодня Федеральным законом «Об информации.». Так, статья 15.1 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусматривает создание и функционирование единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Основанием для включения в такой реестр является решение федерального органа исполнительной власти или решение суда, следовательно, с момента обнаружения сайта-нарушителя до момента прекращения доступа к нему проходит значительное время. Законом «Об информации.» предусмотрены и иные аналогичные механизмы, и многие из них могут быть включены в проект закона об информационной безопасности детей.
В-третьих, следует рассмотреть необходимость создания порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей, стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей
устанавливать ограничения доступа к сети «Интернет». Однако здесь тоже не все так просто. Если операторы мобильной связи могут помочь с настройками и подключить соответствующую услугу, то при доступе в сеть «Интернет», например, из дома, для установления родительского контроля необходимо проделать рад шагов, и впоследствии регулярно уделять время на осуществление контроля. С.В. Кобзева указывает, что «возможности родителей контролировать интернет-активность детей в России и информировать их о безопасном использовании Интернета, интернет-угрозах и средствах защиты от них ограничены из-за специфической ситуации практически двукратного по сравнению со странами Евросоюза разрыва между интернет-активностью родителей и детей» [6, с. 34].
Кроме того, необходима интенсификация разработки и сопровождения подобных Интернет-ресурсов, и осуществления в последующем государственного контроля за ними, а, следовательно, создание соответствующей структуры, что требует предусмотреть бюджетные расходы и потому реализуемо лишь в долгосрочной перспективе. В этой связи и возможность создания общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей также является специфическим явлением, пока что сложно вписывающимся в систему правовых категорий. Содержание многих Интернет-сайтов, объем противоправной информации обусловливают необходимость привлечения негосударственных институтов и ресурсов. Однако возникает проблема правового статуса и возможности прямого обращения в федеральные органы исполнительной власти, которые вправе принимать решение об ограничении доступа к сайтам в сети «Интернет». Подобные вопросы также могут быть решены исключительно в самостоятельном нормативно-правовом акте, посвященном обеспечению информационной безопасности детей.
В качестве мер, направленных на реформирование законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, Национальная стратегия действий в интересах детей предполагала внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части, касающейся установления мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств, обеспечения конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также введения ответственности за распространение сведений о таком несовершеннолетнем, в том числе через сеть «Интернет» и средства массовой информации. Необходимо отметить, что в настоящее время в статье 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» одним из злоупотреблений свободой массовой информации признается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий. Однако, если за деятельностью средств массовой информации надзор сегодня осуществляется, то с содержанием многих информационных ресурсов сети «Интернет» дело обстоит значительно хуже - по причине неэффективности текущего контроля за деятельностью владельцев сайтов, операторов и иных субъектов, а также по причине «неповоротливости» описанного выше механизма ограничения доступа к ресурсам сети «Интернет».
Итогом правотворческой деятельности становится Концепция информационной безопасности детей, утвержденная Правительством РФ в 2015-ом году в целях совершенствования правового регулирования по рассматриваемому направлению. Однако названная Концепция не является нормативным актом, обязательным к применению. Как и иные политически значимые акты, она носит декларативный характер и содержит общие положения, основные принципы, приоритетные задачи государственной политики по обеспечению информационной безопасности детей.
Структура Концепции информационной безопасности детей является традиционной, значительный объем занимает вводная часть. В общих положениях
Концепции информационной безопасности детей в качестве преамбулы отмечается, что «Процесс социализации через традиционные институты (семьи, школы) все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы. Главным образом это происходит в тех случаях, когда родители (законные представители) в семье отстраняются от своих обязанностей по воспитанию и развитию детей и перекладывают их на внешних игроков».
Данное положение сразу же вызывает замечание - если обратиться к статистическим данным, классификатору медицинских болезней, то интернет-зависимость на сегодня признанное заболевание и подлежит лечению. Несомненно, когда родители не выполняют свои обязанности по надлежащему воспитанию детей, у последних возникает приоритет телекоммуникационного общения. Однако во многих случаях обвинять родителей в факт «информационной» зависимости у ребенка представляется несправедливым.
Спорным является и положение о том, что «Обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи». Многие семьи не располагают ни организационными, ни временными ресурсами для выполнения «определяющей роли», отведенной законодателем.
Складывается впечатление, что на семью фактически перекладывается обязанность по установлению родительского контроля (а сложность его организации зависит от оператора), хотя преобладающая роль в установлении запретов, ограничений, осуществлении государственного контроля (надзора) как раз должна принадлежать государству.
Декларативный характер рассматриваемой Концепции информационной безопасности детей приводит к существенным замечаниям. Так, важнейшей задачей определено налаживание согласованного взаимодействия семьи, главного института социализации и воспитания детей, с государством и всеми элементами современного медиарынка - производителями и распространителями контента, психолого-педагогическими экспертными сообществами и экспертными сообществами в области художественного образования. Выше уже ставился вопрос о правовом статусе перечисленных сообществ - общение должно быть результативным, с фиксированием результатов взаимодействия, а иначе такое взаимодействие невозможно назвать эффективным. С правовой точки зрения результат взаимодействия должен являться юридическим фактом.
Концепция информационной безопасности детей постановила, что семья, государство и заинтересованные в обеспечении информационной безопасности детей общественные организации имеют следующие приоритетные задачи: формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции; воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма и другие задачи.
Возникает вопрос - что понимать под ответственным потреблением? известно, полная дееспособность возникает с 18-ти лет, до 14-летнего возраста она частичная, а о деликтоспособности в этом возрасте говорить не приходится. Традиционно дееспособность зависела от возраста (этапов формирования психики). Законодатель, видимо, полагает, что 10-летний ребенок может понять, что означает «ответственное потребление». И это ввиду множества результативных исследований медицинской направленности о вреде, зависимости и т.п. Аналогичные высказывания можно
формулировать по отношению к задаче формирования у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве.
Как определяется ответственность за свою жизнь, здоровье и судьбу? Жизнь и здоровье являются правовыми категориями, а вот ответственность за них - вопрос дискуссионный. Уголовная ответственность предусматривается за лишение жизни другого человека. Если речь идет о причинении вреда или смерти себе (суицид), это уже сфера деятельности психиатров, и тогда говорить о дееспособном субъекте не приходится. Сложно наполняемой с правовой точки зрения является и категория «судьба».
Кроме того, в Концепции информационной безопасности детей предполагается, что совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей. Что понимать о совместных усилиях - в каких формах, по какой процедуре они осуществляются, пока также не установлено.
Раздел Концепции информационной безопасности детей «Механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности детей», как представляется на первый взгляд, должен содержать конкретные основания, процедуры, последствия. Однако в этой части документ носит не менее обобщающий характер. Несомненно, многие основополагающие идеи из рассматриваемой Концепции могут быть принципами в проекте нового закона. Однако практической пользы в настоящее время они не несут. Рекламораспространители преследуют цель извлечения прибыли, и не настроены в добровольном порядке присоединяться к виртуальным сообществам ради достижения отвлеченных целей.
Резюмируя изложенное, следует отметить, что действующее информационное законодательство, несомненно, нуждается в систематизации. Об этом свидетельствует и множество одноуровневых нормативно-правовых актов, и пересекающиеся сферы действия федеральных законов, и их коллизионность. При выборе формы систематизации законодательства необходимо учесть особенности отношений по обеспечению информационной безопасности детей. Как представляется, это становится возможным лишь при обособлении сферы правового регулирования и разработке самостоятельного проекта федерального закона об обеспечении информационной безопасности детей. Одним из важнейших принципов, положенных в основу данного закона, должен стать принцип приоритетной защиты прав ребенка с целью сохранения его психического здоровья и всестороннего развития личности. Введение такого принципа не позволит исключить из сферы действия закона отношения в области рекламы и распространения продукции, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей. Реализация всей совокупности вышеперечисленных мер в федеральном законе об информационной безопасности детей приведет к установлению равновесного механизма обеспечения информационной безопасности детей, обеспечивающему солидарную ответственность семьи, общества, государства за будущее нации.
Список литературы:
1. Гольтяпина И.Ю. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в свете действия закона о рекламе // Инновационная экономика и общество. 2014. № 1 (3).
2.Гранина Н. Закон массового поражения // Профиль. 2012. № 27.
3. Губенко М.С. Телевизионная коммуникация как фактор виртуализации массового сознания: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2009.
4. Демьянец М.В., Елин В.М., Жарова А.К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014.
5. Иванов И.С. Правовая защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: расширенный научно-практический комментарий // СПС КонсультантПлюс. 2012.
6. Кобзева С.В. Защита прав несовершеннолетних от угроз в сети Интернет // Информационное право. 2017. № 2.
7. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: дисс. ... докт. юрид. наук. СПб, 2000.
8. Полянина А.К. Понятие информационной продукции как ключевой категории системы правового обеспечения информационной безопасности детей // Lex russica. 2015. № 11.
9. Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. СПС КонсультантПлюс. 2010. [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был.
10. Официальный сайт Роскомнадзора. Проект Концепции информационной безопасности детей. [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. URL: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel 13 10040214.pdf. Дата доступа 15.09.2017.