удк 34 Новации в правовом обеспечении информационной безопасности детей в Российской Федерации
Телешина Наталья Николаевна, доцент кафедры государственных и международно-правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация: В статье рассмотрены последние изменения в правовом регулировании обеспечения информационной безопасности детей в Российской Федерации. Ключевые слова: информационная безопасность детей, детский суицид, уголовная ответственность.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. Защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей определены ключевыми задачами Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 [6].
Также в данной Национальной стратегии было отмечается нарастание новых рисков,
связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Речь в первую очередь идет об информации, содержащейся на ресурсах всемирной сети Интернет.
Ф. П. Васильев справедливо отмечает, что одним из основных направлений работы для обеспечения безопасности личности несовершеннолетнего должна стать защита интересов этой личности в информационной сфере. Несомненно, это обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями формирующейся личности, а также тем, что несовершеннолетний в наиболь-
Защита прав ребенка
Nauchno-prakticheskiy zhurnal
UDC 34
Novations in the legal environment of the children's information security in the Russian Federation
Teleshina Natal'ya Nikolaevna, associate professor of the department of public and international legal disciplines of the Murom Institute (branch) of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, candidate of sciences (law), associate professor
Annotation: In the article the author considers the last changes in legal regulation of ensuring information security of children in the Russian Federation. Keywords: information security of children, children's suicide, criminal liability.
шей степени подвержен негативному воздействию информации, наносящей вред его здоровью и нравственному развитию.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также их человеческого достоинства во всех аудиовизуальных и электронных СМИ — требование международных правовых документов. Такие требования содержатся, например, в ст. 17 Конвенции о правах ребенка 1989 г., заключенной в г. Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. В частности, в ней закрепляется: «Государства-участни-
ки признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к такой информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка» [1]. Также в этой связи можно упомянуть Директиву Европейского парламента и Совета Европейского союза 2010/13/ЕС от 10 марта 2010 г. «О координации некоторых законодательных, регламентарных и административных
положений, действующих в государствах — членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиауслуг» [2]; Рекомендацию Комитета министров государствам — членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27 сентября 2006 г. N 12, другие нормативные акты.
Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве: в Федеральных законах «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ, ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ [3] и др.
Изменения в ряд законодательных актов по вопросу контроля над Всемирной сетью внес Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ. Однако механизм этого контроля до настоящего времени не отработан. Вместе с тем, сам факт принятия указанного закона является прогрессивны шагом, так как подобный закон есть не во всех странах. Например, в Испании нет специального закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [5]. Вместе с тем в национальном законодательстве с учетом международного и европейского опыта
закреплены положения, нацеленные на обеспечение безопасного пользования Интернетом, в том числе несовершеннолетними. В частности, предусматриваются довольно высокие штрафы для нарушителей (до 600 тыс. евро), допускается блокирование доступа из Испании к зарегистрированным вне ЕС/ ЕЭП сайтам и др. Усилия государства по обеспечению прав несовершеннолетних в Интернете подкрепляются в Испании активной деятельностью неправительственных организаций (НПО). Так, активно действуют НПО: «Фундасьон Алиа», «Протехелес» и др. Их работа включает регулярные доклады, акции по привлечению внимания общественности, разработку программного обеспечения по фильтрации, отслеживанию и блокированию вредной информации (программы «Флорен-сио», «Сибералиа», «Алерта») и т. д. Данный положительный опыт было бы полезно использовать и в России.
Однако, как показывает статистика, острота проблемы не ослабевает. Кроме детской порнографии, в фокусе общественности такие темы, как угрозы и домогательства в адрес несовершеннолетних, особенно в соцсетях, пропаганда образа жизни, приводящего к анорексии и булимии, наркоугроза. Существующие проблемы делают задачу обеспечения безопасности Интернета для несовершеннолетних одной из актуальных для Испании.
В последнее время особо остро встала проблема влияния Интернета на формирование суицидальных склонностей у детей и подростков. По состоянию на конец июня 2017 г.
Защита прав ребенка
Научно-практический журнал
Роскомнадзор заблокировал более девяти тысяч «групп смерти» с начала года. Сегодня по общему числу суицидов Российская Федерация находится на шестом (после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии) месте в мире. Однако Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по количеству самоубийств, совершаемых подростками 15-19 лет. В среднем в стране ежегодно по собственной воле умирают более двухсот детей и полутора тысяч подростков. Так, например, в июне 2013 г. в Пермском крае покончила жизнь самоубийством несовершеннолетняя девочка, проводившая много времени на страницах сайта, изобилующего призывами к вечному блаженству [4].
23 июня 2017 года Центром имени Сербского было разработано первое в России «Национальное руководство по суицидологии» для учителей, врачей, полицейских и чиновников, чтобы помочь в предотвращении детских самоубийств.
Также Общественная палата подготовила для правительства ряд предложений по решению проблемы детских суицидов. Так, в Палате предложили создать межведомственный штаб, открыть на базе детских поликлиник кабинеты психотерапевтов, а также создать киберполицию, в которую будут входить сотрудники силовых структур. Согласно инициативе общественников, в штаб должны войти представители силовых структур, Минтруда, Минобрнауки, Роскомнадзора, Росмо-лодежи, Роспотребнадзора, общественных организаций и эксперты. Планируется, что он займется «поисками детей, состоящих в
деструктивных интернет-сообществах, адресной помощью семьям в случаях кризисов». Также предлагается создать систему подготовки специалистов, работающих с детьми и подростками в данной области.
Указанные инициативы стали продолжением ужесточения государственной политики России в этой сфере. Так, ранее — 7 июня 2017 г. — Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о дополнительных механизмах противодействия деятельности, направленной на склонение детей к суициду. Он вводит уголовную ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах его совершения, а также за склонение, призывы или содействие к совершению самоубийства. Максимальным наказанием за такие преступления будет лишение свободы сроком до 6 лет, однако если организатор преступной деятельности добровольно ее прекратит и будет активно способствовать раскрытию и пресечению преступлений данной категории, то может быть освобожден от уголовной ответственности.
Также устанавливается уголовная ответственность за вовлечение детей и подростков в совершение противоправных действий, представляющих опасность для их жизни, в том числе, если деяния носят групповой или публичный характер. Максимальное наказание устанавливается в виде лишения свободы сроком до 3 лет.
Кроме того, ужесточается ответственность по действующей статье УК РФ за доведение
до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. Данное преступление переводится из категории средней тяжести в категорию тяжких с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком до 6 лет. При этом будет установлена повышенная ответственность в виде лишения свободы до 8 лет, если указанное преступление совершено в отношении несовершеннолетнего, беспомощного лица, беременной женщины, в отношении двух или более лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в публичном выступлении, в СМИ, в интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях.
Помимо этого, закрепляется обязанность Роскомнадзора или привлеченного им оператора реестра запрещенных сайтов в течение суток информировать МВД о фактах включения в реестр ресурсов с информацией о способах самоубийства и призывами к суициду.
Минобрнауки планирует к октябрю 2017 года представить апробированную модель работы против «групп смерти».
Таким образом, проблеме обеспечения информационной безопасности детей в России уделяется должное внимание. Законодательство в данной сфере постоянно модернизируется с учетом международных требований и положительного опыта зарубежных стран.
Примечания
1. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Сборник международных договоров СССР. М., 1993. Вып. ХиУ1. С. 242-257.
2. Директива N 2010/13/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «О координации некоторых законодательных, ре-гламентарных и административных положений, действующих в государствах — членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных меди-ауслуг (директива об аудиовизуальных меди-ауслугах) (кодифицированная версия)» [рус., англ.] (принята в г. Страсбурге 10.03.2010) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 26. Ст. 3208.
4. Брылева Е. А. О реализации права на информационную безопасность несовершеннолетних (на примере Пермского края) // Информационное право. 2015. N 1. С. 31-34.
5. Ниорадзе В. В., Трофимец И. А. Законодательство Испании в сфере обеспечения безопасного пользования несовершеннолетними сетью Интернет // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 6. С. 19-23.
6. Юрина А. В. Субъекты защиты прав ребенка в Российской Федерации // Современное право. 2016. N 6. С. 73-77.