УДК 342.7
Д.И. Ережипалиев
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ, МЕРАМИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
the protection of children from information
harmful to their health and development by using measures of prosecutor's supervision
В статье проведен анализ практики прокурорского надзора по обеспечению законности в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Обосновывается точка зрения, согласно которой эффективным профилактическим воздействием обладает практика регулярного информирования населения о мерах по противодействию нарушениям в сфере информационной безопасности детей путем публикаций в СМИ, размещения информации в сети Интернет, выступлений прокуроров на радио и по телевидению.
Ключевые слова: информационная безопасность, несовершеннолетние, защита детей, вред здоровью, информация, прокурорский надзор, меры реагирования.
In the article the analysis ofpractice ofprosecutorial supervision to ensure the rule of law in the sphere of protection of children from information harmful to their health and development. Determination of typical law violations detected by the Prose-cutor in this sphere. Substantiated point of view according to which effective preventive impact has the practice of regularly informing the public about measures on counteraction to violations in the sphere of information security of children through media publications, posting information on the Internet, the speeches of the prosecutors on the radio and on television.
Key words: information security, minors, child protection, health, information, Prosecutor's supervision, response.
Информация, которая распространяется посредством средств массовой информации, рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов, все больше оказывает на подростков негативное и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, способствует их виктимизации, облегчает их вовлечение в преступления [1], что, в свою очередь, обусловило необходимость надлежащего правового регулирования рассматриваемой сферы правоотношений.
Приоритет в механизме правового регулирования информационной безопасности детей принадлежит Конституции Российской Федерации и международным правовым актам, к числу которых относятся Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Всеобщая декларация прав человека, Декларация Совета Европы (СЕ) о средствах массовой информации и пра-
вах человека (1970); Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве (1992), о трансграничном телевидении (1989), о компьютерных преступлениях (2001) и др.
Конкретные меры по решению возникающих в связи с этим проблем определены в многочисленных документах, утвержденных главой государства и Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения благополучного и защищенного детства были приняты Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 годы (далее - Национальная стратегия действий в интересах детей), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей, государственная программа Российской Федерации
Ережипалиев Дамир Ильдарович, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доцент кафедры общей юриспруденции и правовых основ безопасности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» e-mail: damirastr@mail.ru © Ережипалиев Д.И., 2017
Статья получена: 12.05.2016. Статья принята к публикации: 07.02.2017. Статья опубликована онлайн: 20.03.2017.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(27)2017
«Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» и др.
Ключевая роль в системе законодательства, обеспечивающего защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, принадлежит Федеральному закону от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3), который направлен на регулирование отношений, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
При этом следует учитывать, что Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 не распространяется на отношения в сфере оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами; оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества; рекламы. В связи этим отдельные нормы, регламентирующие права несовершеннолетних в рассматриваемой сфере, содержатся в федеральных законах от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Необходимость и значимость названных документов обусловлена целями обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.
Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ на лиц, организующих доступ к сети Интернет, возложена обязанность применять конкретные меры и средства защиты детей от вредной для них информации.
Между тем органы прокуратуры в ходе мони-
торинга сайтов в сети Интернет выявляют многочисленные факты пропаганды в них наркомании, порнографии, антиобщественного поведения, суицида и иной вредной для детей информации, а также бездействия провайдеров хостинга и владельцев сайтов, обязанных принимать меры по ее выявлению и ограничению к ней доступа.
Следует отметить, что законодательство, направленное на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, нарушается повсеместно. Кинотеатрами демонстрируются фильмы без прокатного удостоверения и без предоставления зрителям полной и достоверной информации об имеющихся возрастных ограничениях для детской аудитории. Осуществляется незаконная реализация, в том числе детям и подросткам, экземпляров аудиовизуальных произведений эротического и порнографического характера в системе розничной торговли.
Во многих субъектах Российской Федерации допускаются нарушения установленных ограничений рекламы алкогольной продукции, пива, табачных изделий. Следует отметить, что в настоящее время на высоком уровне сохраняется удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. Если в 2010 г. удельный вес числа несовершеннолетних от общего числа подростков, совершивших преступления, составил - 10,0% (или 7 255 человек), в 2011 г. - 11,0% (7 247 человек), то в 2012-2014 гг. - 13,9% (8 262, 8 428 и 7 542 человека соответственно). Отмечается устойчивая тенденция роста числа несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения. За последние пять лет количество таких подростков увеличилось более чем в три раза [2].
Вследствие указанных нарушений дети получают доступ к информационной продукции низкого нравственно-этического содержания, что оказывает на них растлевающее и психотравми-рующее воздействие, приводит к деформациям нравственного и правового сознания, преступления несовершеннолетними совершаются с исключительной жестокостью, цинизмом, глумлением над потерпевшими.
Так, в 2013 г. в сети Интернет 16-летними школьницами из Омской области размещен видеоролик, на котором они избивают 14-летнюю девушку. На видеозаписи видно, что девушки ставят школьницу на колени, заставляя ее за что-то извиняться, после чего они избивают девушку. Весь видеоряд сопровождается смехом снимающих и их нецензурной лексикой. В результате побоев ребенок получил черепно-мозговую травму и перелом
носа [3]. Следует отметить, что это уже не первое подобное преступление. Так, в 2012 г. широкий резонанс вызвало избиение школьницы в городе Гусеве Калининградской области, которое также было снято на видео и выложено в сети Интернет. Подобные инциденты позже произошли в Московской, Тульской областях и во Владивостоке.
В связи с этим представляется оправданным еще раз обратиться к вопросу о прокурорском надзоре и его значении для обеспечения законности в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, принимая во внимание, что проводимые прокурорами мероприятия по укреплению законности в рассматриваемой сфере определяются общей социальной политикой государства, указаниями и распоряжениями Генерального прокурора Российской Федерации.
Так, в приказе от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» Генеральный прокурор РФ предписывает нижестоящим прокурорам систематически проверять исполнение законов о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. Прокурорам надлежит принимать все необходимые меры по привлечению к ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении такой информации, а также информации, пропагандирующей, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий, насилие и жестокость, порнографию, азартные игры. В пределах предоставленных законом полномочий должны не допускать использование средств массовой информации и сети Интернет для сексуальной, трудовой эксплуатации и совершения иных противоправных деяний против несовершеннолетних.
И это закономерно, поскольку дети, являясь наиболее уязвимой группой населения, в условиях активного развития научно-технического прогресса (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) в большей степени подвержены воздействию негативной информации. Информация, которая распространяется в средствах массовой информации, посредством оборота рекламной продукции, информационно-телекоммуникационных сетей, электронных и компьютерных игр, кино-, видеосообщений и материалов, все чаще оказывает на подростков негативное влияние, побуждает их к агрессивному, жестокому и антиобщественному поведению, способствует их виктимизации, об-
легчает их вовлечение в преступления.
Меры, реализуемые прокурорами в целях устранения выявленных нарушений, направлены на надлежащее исполнение законов о защите несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.
Как свидетельствует проведенный анализ прокурорской практики, состояние законности в рассматриваемой сфере остается не на должном уровне. В ходе проведения проверок прокуроры повсеместно выявляли нарушения в сфере информационной безопасности владельцами сайтов, провайдерами хостинга и операторами связи.
Одной из наиболее действенных мер прокурорского реагирования по выявленным в деятельности владельцев сайтов, провайдеров хостинга и операторов связи нарушениям законодательства, применяемой в большинстве субъектов Российской Федерации, является предъявление исков в суд о возложении на операторов связи обязанности по ограничению передачи информации (доступа) к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
К примеру, только по искам прокуроров Нижегородской области суд обязал провайдеров хостинга и владельцев сайтов ограничить доступ к сотне сайтов в сети Интернет, пропагандирующих употребление наркотиков [4].
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют также о недостаточной эффективности работы территориальных органов Ро-скомнадзора и необходимости принятия ими дополнительных мер по усилению контроля за соблюдением требований законодательства в сфере защиты детей от вредной для них информации, более принципиального подхода к устранению выявленных нарушений. Прокурорами выявлялись случаи неисполнения территориальными органами контроля полномочий при реализации мероприятий по постоянному наблюдению в отношении теле- и радиовещателей, печатных средств массовой информации; должностными лицами территориальных органов Роскомнадзо-ра в ходе проведения проверок не всегда исследуется вопрос соответствия категории информационной продукции установленному знаку, правильность проведения классификации информационной продукции. Должностные лица ограничиваются лишь установлением факта наличия либо отсутствия знака информационной продукции; однако не во всех случаях контролируется устранение нарушений, указанных в предписаниях территориальных органов Роскомнадзора.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(27)2017
Прокурорами выявлены многочисленные нарушения в деятельности организаций, распространяющих информационную продукцию на печатных, магнитных и электронных носителях, в том числе требований ч. 2 ст. 6 Закона № 436-Ф3. Установлены нарушения в части свободной реализации DVD-, CD-дисков и прочих электронных носителей с художественными фильмами и компьютерными играми, без обозначения сведений о возрастных ограничениях зрительской аудитории, размещения на страницах газет, журналов и иной печатной продукции объявлений о зрелищных мероприятиях (спектаклях, концертах, выставках), на которых либо отсутствует знак информационной продукции о возрастном ограничении, либо его размеры значительно меньше установленного законодательством.
Нередко прокуроры выявляли нарушения требований законодательства о рекламе в части размещения наружной рекламы без знака информационной продукции; несоответствия размера размещенного на рекламе знака информационной продукции требованиям ч. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ; размещения рекламы на детских тетрадях, дневниках, альбомах для рисования, школьных принадлежностях и школьных тетрадях, размещения на официальных сайтах образовательных организаций информации в виде рекламы, по содержанию не совместимой с целями образования, воспитания и обучения, наличия запрещенной для распространения среди детей информации в рекламе, размещаемой в предназначенных для детей образовательных организациях.
Больше всего нарушений законодательства выявлено прокурорами в деятельности образовательных организаций. В числе наиболее распространенных нарушений - ненадлежащая организация защиты детей от противоправного контента в образовательной среде, а также ненадлежащее применение административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от вредной информации в местах, доступных для детей. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2014 г. только в Уральском федеральном округе территориальными прокурорами в суд направлено 588 заявлений, которые содержали требования об ограничении доступа к экстремистским материалам, об обязании установить в образовательных учреждениях контентные фильтры и т.п. [5].
Прокуроры принимали меры к устранению фактов безлицензионного осуществления деятельности по телевизионному вещанию; непринятия мер по фиксации даты и времени выхода в эфир, темы передачи, ее автора, ведущего и участ-
ников в регистрационном журнале; отсутствия знака информационной продукции в транслируемых телепрограммах; несоответствия знака информационной продукции, размещенного при телевещании, знаку информационной продукции в опубликованной программе телепередач, а также содержанию прокатного удостоверения; разглашения в распространяемых информационных материалах согласия самого ребенка и его законного представителя сведений, прямо или косвенно указывающих на личность подростка, совершившего противоправное деяние либо подозреваемого в его совершении, совершившего антиобщественное действие или административное правонарушение.
Повышенное внимание органами прокуратуры уделяется вопросам противодействия распространению противоправной информации в сети Интернет, поскольку проблема распространения радикальных идей в глобальной сети на сегодняшний день стоит крайне остро.
Работа по противодействию этому явлению стала более эффективной после предоставления Генеральной прокуратуре РФ права внесудебного блокирования информационных ресурсов экстремистского характера.
За год действия нового закона требованиям Генеральной прокуратуры РФ противоправная информация с призывами к экстремистской и террористической деятельности, массовым беспорядкам удалена из 3 тыс. сайтов [6].
Вместе с тем полагаем целесообразным расширить полномочия прокурора, предоставив ему воз-можностьблокировкисайтов,пропагандирующихи публично оправдывающихэкстремизм итерроризм.
Учитывая важность проблем, связанных с распространением в сети Интернет противоправной информации, в 2015 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации прошло очередное заседание межведомственной рабочей группы по противодействию распространению запрещенной информации в средствах массовой информации и сети Интернет [7]. На заседании были рассмотрены вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования досудебной блокировки сайтов, содержащих противоправную информацию. Особое внимание уделено интернет-ресурсам, посредством которых осуществляется дистанционная реализация лекарств и организуются азартные игры.
Кроме того, были заслушаны результаты работы Роспотребнадзора по ограничению доступа к информации в сети Интернет, содержащей сведения о способах совершения самоубийств, а также призывов к их совершению. Членами рабочей группы отмечена тенденция к увеличе-
нию объема противоправной информации в сети Интернет. Если в первом полугодии 2014 года прокурорами в суд было направлено около 400 исковых заявлений о признании информации, запрещенной к распространению на территории страны, то в первом полугодии 2015 года таких заявлений уже более 1,8 тыс. Растет и количество решений о блокировке сайтов в административном порядке. При этом до настоящего времени отдельные органы государственной власти не наделены полномочиями по принятию решений о признании информации запрещенной в рамках компетенции, что позволило бы в значительной степени снизить нагрузку на правоохранительную и судебную систему.
Как показывает практика прокурорского надзора, в большинстве регионов отсутствуют целевые программы, которые направлены на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних, производство информационной продукции для подростков, а также экспертные организации, осуществляющие экспертизу информационной продукции.
Представляется, что первоочередными задачами прокуроров по обеспечению законности в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, являются: реальное устранение нарушений в рассматриваемой сфере; принятие всего комплекса мер, которыми располагает прокурор, для предотвращения такого рода нарушений; последовательный контроль за исполнением вноси-
мых прокурорами актов реагирования.
Полагаем, что действенное профилактическое воздействие оказывает практика регулярного информирования населения о мерах по противодействию нарушениям в сфере информационной безопасности детей путем публикаций в средствах массовой информации, размещения информации в сети Интернет, выступлений прокуроров на радио и по телевидению.
Целесообразно также, на наш взгляд, проведение регулярных обучающих занятий с прокурорскими работниками в рамках дополнительной программы профессиональной переподготовки на тему «Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере информационной безопасности не совершеннолетних».
Следует отметить, что в юридической литературе было уделено определенное внимание обозначенной проблеме [8], однако в современных условиях оно во многом уже утратило свою актуальность. В связи с этим имеются резервы и по совершенствованию научно-методического обеспечения деятельности органов прокуратуры в рассматриваемой сфере.
Решение перечисленных задач, на наш взгляд, будет способствовать значительному профилактическому эффекту прокурорского надзора за исполнением законодательства, обеспечивающего защиту несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
список литературы
1. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (постатейный) [Электронный ресурс] / под ред. Н.Н. Ковалевой // СПС КонсультантПлюс. 2013.
2. Официальная статистика [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: сайт. Режим доступа : http://www.gks.ru (дата обращения : 02.05.2016).
3. http://www.rfdeti.ru/display.php?id=6963 (дата обращения : 02.05.2016).
4. http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-82637/ (дата обращения : 04.05.2016).
5. Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.03.2015 № 33-152015 «О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму, возбуждения, расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности в Уральском федеральном округе».
6. http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-684690/ (дата обращения : 09.05.2016).
7. http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-875130/ (дата обращения : 09.05.2016).
8. Пристанская О.В., Сальникова О.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних : методич. пособие. М. : Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2008.