Научная статья на тему 'Привлечение несовершеннолетних к ответственности за совершение правонарушений'

Привлечение несовершеннолетних к ответственности за совершение правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2774
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / MINORS / OFFENSE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS / DIVISIONS FOR MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харитонов Илья Константинович

В статье рассматриваются основные положения законодательства, регламентирующего особенности привлечения к ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Автор акцентирует внимание на проблемах взаимодействия государственных органов в вопросах выявления правонарушений, привлечения к ответственности и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Харитонов Илья Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involvement of minors to responsibility for commission of offenses

In the article basic provisions of the legislation regulating features of accountability of minor offenders are considered. The author focuses attention on problems of interaction of government bodies in questions of identification of offenses, accountability and hearings of cases about the administrative offenses made by minors.

Текст научной работы на тему «Привлечение несовершеннолетних к ответственности за совершение правонарушений»

Харитонов Илья Константинович

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права

и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Привлечение несовершеннолетних к ответственности за совершение

правонарушений

В статье рассматриваются основные положения законодательства, регламентирующего особенности привлечения к ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Автор акцентирует внимание на проблемах взаимодействия государственных органов в вопросах выявления правонарушений, привлечения к ответственности и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними.

Ключевые слова: несовершеннолетние, правонарушение, административная ответственность, комиссия по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних.

I.K. Haritonov, Master of Law, Senior Lecturer of the Chair of Civil Law and Civil Process of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

Involvement of minors to responsibility for commission of offenses

In the article basic provisions of the legislation regulating features of accountability of minor offenders are considered. The author focuses attention on problems of interaction of government bodies in questions of identification of offenses, accountability and hearings of cases about the administrative offenses made by minors.

Key words: minors, offense, administrative responsibility, commission on affairs of minors, divisions for minors.

Проблема привлечения несовершеннолетних к ответственности за совершенные правонарушения является актуальной в настоящее время, т.к. система предупреждения, учета и воспитания несовершеннолетних остается приоритетной в Российской Федерации и требует своего совершенствования. Меры наказания, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, оказывают воспитательное воздействие только тогда, когда они соответствуют требованиям действующего законодательства, отвечают принципам разумности, справедливости и не нарушают прав и законных интересов несовершеннолетних.

Следует отметить, что несовершеннолетние как субъекты ответственности обладают особыми признаками в силу своего возраста.

Рассмотрим, в чем заключаются особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

В Российской Федерации сформировалась определенная система государственных органов, которые реализуют положения действу-

ющего законодательства в сфере охраны и защиты прав несовершеннолетних и выявления причин, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними.

В этом плане значительный объем работы выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних. Их правовой статус определяется значительным количеством подзаконных нормативных актов [1, а 24].

Так, в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» [2] комиссии по делам несовершеннолетних:

рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об ад-

75

министративной ответственности к компетенции комиссий;

обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

вносят в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления.

Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают основной объем административных дел с участием несовершеннолетних.

Проанализируем основные положения законодательства, регламентирующего материальные и процессуальные аспекты привлечения несовершеннолетнего к ответственности.

По общему правилу к административной ответственности привлекается лицо, которое достигло к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Административные дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются в соответствии с правилами подведомственности. Значительное количество дел в отношении несовершеннолетних приходится на комиссии по делам несовершеннолетних.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних [3].

При привлечении несовершеннолетнего к ответственности имеет важное значение взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних с другими государственными органами, в полномочия которых входит организация работы с несовершеннолетними.

Особую роль в этом плане выполняют подразделения по делам несовершеннолетних, которые выявляют и готовят материалы в отношении несовершеннолетних.

В соответствии с п. 2.5 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» [4] подразделения по делам несовершеннолетних:

рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Однако действующее законодательство схематично регламентирует взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних с подразделениями по делам несовершеннолетних. На практике это создает сложности при оформлении и в дальнейшем при рассмотрении дел о правонарушениях несовершеннолетних.

Главным документом, на основе которого несовершеннолетний правонарушитель привлекается к ответственности, является протокол об административном правонарушении.

Другие документы неофициального и официального характера, такие как справки инспекторов ПДН, информация из полиции, из школы и т.п., не являются основанием для привлечения к административной ответственности.

В то же время указанные документы могут рассматриваться на заседании комиссии и служить основанием для применения к несовершеннолетним, совершившим противоправные действия, не являющиеся административными правонарушениями, мер общественного воздействия. Меры общественного воздействия могут быть применены и к родителям, которые не обращают должного внимания на воспитание своих детей, игнорируют соответствующие сигналы (за исключением, когда в их действиях имеется состав административного правонарушения или уголовного преступления).

Меры общественного воздействия за совершенные правонарушения могут быть применены и к родителям, которые не обращают должного внимания на образование детей (если в их действиях есть состав административного правонарушения или уголовного преступления).

Меры общественного воздействия иногда оказываются более эффективными, т.к. их ис-

76

пользование позволяет превентивно воздействовать на несовершеннолетнего, выработать у него правильные социальные установки. В отношении родителей данные меры также необходимы, поскольку помогают устранить упущения и неправильные методы воспитания несовершеннолетних.

Рассмотрим, как осуществляется процедура привлечения несовершеннолетних к ответственности с учетом особенностей их правового статуса. Общие положения административного законодательства распространяются на них с определенными исключениями.

Протокол должен оформляться сразу после обнаружения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5). Однако протокол об административном правонарушении может быть составлен в течение двух суток с момента обнаружения административного правонарушения, если необходимо исследовать дополнительные обстоятельства дела либо изучить данные о несовершеннолетнем либо ином правонарушителе, в отношении которых возбуждается административное производство.

Закон предусмотрел и другие сроки оформления протокола после проведенного административного расследования (ч. 3 ст. 28.5, ст. 28.7). По общему правилу срок административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В ст. 28.7 КоАП РФ определены основания и виды правонарушений, по которым возможно проведение административного расследования. Однако в этот перечень не включены административные правонарушения, по которым членам комиссий дано право составлять административные протоколы (абз. 2 ч. 5 ст. 28.3). В соответствии с указанной нормой членам комиссий предоставлено право составлять протоколы по четырем составам административных правонарушений (ст. 5.35-5.37, 6.10).

К ним относятся следующие категории административных правонарушений: неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; незаконные действия по усыновлению; вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ [5].

Срок направления протокола в орган, уполномоченный его рассматривать, определен в ст. 28.8 КоАП РФ. Протокол направляется в соответствующий орган в течение суток с момента его составления. Если протокол и другие документы составлены неправомочным лицом, неправильно, если в них имеются недостатки, недостаточно полно собраны и оформлены другие материалы, которые невозможно дополнить при рассмотрении дела (ч. 3 ст. 28.8, п. 4 ч. 1 ст. 29.4), то они возвращаются в орган или должностному лицу, их составлявшим, для надлежащего оформления. Об этом выносится соответствующее определение. Материалы дела уже с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются в комиссию в течение суток со дня устранения недостатков. Законом предусмотрено, что недостатки протокола устраняются в течение трех дней со дня их получения.

При этом считаем, что комиссия должна осуществлять контроль за выполнением своего определения, которое обязательно для исполнения лицом, которого оно касается.

Статьей 29.5 КоАП РФ также предусмотрено, что дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также подведомственные комиссиям дела о вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10) и дела об ответственности родителей за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических веществ в общественных местах (ст. 20.22) рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого осуществляется административное производство.

Завершением исполнения постановления в отношении несовершеннолетнего правонарушителя считается тот день, когда это постановление ему доведено с соблюдением процессуальных норм закона. Днем исполнения постановления о наложении штрафа является тот день, когда с несовершеннолетнего полностью удержана сумма, которая прописана в постановлении. Соблюдение вышеуказанных требований закона и эффективность применяемых мер зависит от организации делопроизводства в комиссиях и надлежащей подготовки дела к рассмотрению согласно ст. 29.1 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрены (ст. 29.6 КоАП РФ) для всех категорий дел ( за

77

исключением дел, перечисленных в ч. З указанной статьи) - это 15 дней со дня получения комиссией протокола об административном правонарушении и других материалов. Таким образом, для комиссий сроки рассмотрения дел не изменились - 15 трудовых дней (ч. 1. ст. 26.6 КоАП РФ).

Заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних - это исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. Исполнение постановлений об административном правонарушении несовершеннолетнего лежит на комиссии (ст. 31.3 КоАП РФ).

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф удерживается с его родителей или иных законных представителей (п. 2 ст. 32.2 КоАП РФ). В этом случае комиссией выносится соответствующее определение. Действия комиссии являются неправомерными, если одновременно с вынесением постановления о наложении штрафа на несовершеннолетнего выносится и определение о взыскании этого штрафа с родителей. Такие случаи, к сожалению, бывают достаточно часто. Комиссии должны учитывать два момента: во-первых, постановление исполняется после вступления его в законную силу, а при наличии жалобы или протеста это вступление в силу постановления может откладываться неопределенно долго; во-вторых, комиссия должна учитывать профилактический аспект исполнения постановления непосредственно несовершеннолетним, что должно выражаться, в частности, в том, чтобы несовершеннолетний лично заплатил штраф в течение 30 дней с момента вступления постановления в законную силу.

Как показывает анализ состояния прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, до 40% внесенных и удовлетворенных протестов касаются постановлений комиссий по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. Большая часть постановлений комиссий опротестовывалась в связи с нарушением процессуальных норм закона [6].

Хотелось бы отметить, что при составлении административных протоколов и других материалов в отношении несовершеннолетних должны неукоснительно соблюдаться их права. При этом правовой статус несовер-

шеннолетнего определен различными законодательными и международными актами.

Нормы права, непосредственно регулирующие права несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались только со стороны отношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности становились не самостоятельными носителями прав, а подопечными своих родителей. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось прогрессивным шагом на пути преодоления такого подхода.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации урегулированы в гл. 2 Конституции России, Законе Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» и в других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.

В административном праве в качестве главных задач в первую очередь выделены защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина (ст. 1.2 КоАП РФ). Это и предопределяет задачи подразделений по делам несовершеннолетних и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при производстве по делам об административных правонарушениях.

Наибольшее количество особенностей, связанных с правовым статусом несовершеннолетних, содержится на стадиях административного расследования и рассмотрения дела по существу, т.к. именно на этих стадиях предоставляются широкие возможности для обеспечения максимального воспитательного воздействия на правонарушителя, корректировки его поведения, направленного на формирование внутренней готовности к смене асоциальных установок его личности на социально положительные [7].

Следует отметить, что не всегда прослеживается дифференцированный подход к ответственности несовершеннолетних правонарушителей, что зачастую влечет нарушение их прав. Таким образом, требуется совершенствование законодательства в части дальнейшей детализации процедуры привлечения к ответственности несовершеннолетних для достижения максимального эффекта от применяемых к ним мер воздействия.

78

1. Харитонов И. К. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации // Общество и право. 2015. № 2(52).

2. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: постановление Правительства РФ от 6 нояб. 2013 г. № 995 // Собр. законодательства РФ. 2013. № 45. Ст. 5829.

3. Корчагина Е.Ю. Административно-юрис-дикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2001.

4. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 окт. 2013 г. № 845 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.

5. Административная ответственность несовершеннолетних: метод. пособие для КДНиЗП / сост. О. И. Величко. Ханты-Мансийск, 2003.

6. О детях, будущем - с тревогой: практика проводимой профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями как реальное выполнение государственной программы. Омск, 1998.

7. Ветрова Г.Н. Производство по делам несовершеннолетних. М., 1987.

ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности : опыт, проблемы, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 28-29 апр. 2015 г. / редкол.: А. В. Герасимов, В. В. Верстов, М. В. Жа-ботинский, Д. Б. Данилов, И. К. Харитонов, А. И. Макаренко. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2015. - 629 с.

В сборнике содержатся материалы, представленные на II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития гражданского права и процесса на современном этапе»; материалы Всероссийской научно-практической конференции «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы».

Издание предназначено для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, аспирантов, адъюнктов, соискателей, студентов, курсантов и слушателей, а также всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

1. Haritonov I.K. Problems of legal regulation of public service in the Russian Federation // Society and law. 2015. № 2(25).

2. About the adoption of Approximate provision on the commissions on affairs of minors and protection of their rights: resolution of the Government of the Russian Federation of Nov. 6, 2013 № 995 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2013. № 45. Art. 5829.

3. Korchagina E.Yu. Administrative jurisdictional activity of the commissions on affairs of minors: auth. abstr.... Master of Law. Omsk, 2001.

4. About the approval of the Instruction on the organization of activity of divisions for minor law-enforcement bodies of the Russian Federation: order of the Ministry of the Interior of Russia of Oct. 15, 2013 № 845 // Bull. of regulations of federal executive authorities. 2014. № 11.

5. Administrative responsibility of minors: methodical manual for KDNIZP/comp. O.I. Velichko. Khanty-Mansiysk, 2003.

6. About children, future - with alarm: practice of the carried-out preventive work with minor offenders as real performance of a state program. Omsk,1998.

7. Vetrova G.N. Production on affairs of minors. Moscow, 1987.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.