ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ
THE PROBLEM OF ATTRACTING MINORS TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL USE OF DRUGS
В статье анализируется состояние действующих нормативных правовых актов Российской Федерации об административной ответственности несовершеннолетних и порядке направления их на медицинское освидетельствование для определения состояния наркотического опьянения, вносятся предложения об их дальнейшем совершенствовании.
The article analyzes the state of the current regulatory legal acts of the Russian Federation on the administrative responsibility of minors and the order of their referral to a medical examination for the state of drug intoxication, makes proposals for their further improvement.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, население Российской Федерации на данный момент составляет 146,8 млн человек, при этом за январь—июль 2018 г. количество умерших (946,9 тыс. человек, за I полугодие 2017 г. — 940,4 тыс.) значительно превысило число родившихся, в некоторых регионах — превышение двукратное. К сожалению, в перечне причин смерти не выделено употребление наркотических средств [10], которое может быть как прямой причиной (передозировка, травмы, не совместимые с жизнью, суициды), так и косвенной, когда их употребление приводит к хроническим патологиям внутренних органов, ВИЧ, СПИДу. Но некоторые цифры, касающиеся потерь населения нашей страны от употребления наркотиков, мы все же можем проанализировать.
Например, по данным мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2017 году [11], Бюро судмедэкспертизы зафиксировало 604 смерти от отравления наркотическими веществами (на 37% меньше, чем в 2016 году), при этом только 104 умерших от передозировки наркотиков состояли на учете в наркологических учреждениях, то есть только 17% от числа умерших наркобольных пытались излечиться от наркотической зависимости. Что самое неприятное, среди погибших имеются и дети в возрасте до 14 лет.
По сравнению с численностью примерно в 12 млн человек в г. Москве количество умерших от отравления наркотиками мизерное, но это только верхушка айсберга под названием наркоситуация, на которую обратил внимание В. В. Путин еще в 2010 году, говоря об «усилении
негативных тенденций, в частности об устойчивом сокращении численности населения России, включая уменьшение численности молодого трудоспособного населения из-за расширения масштабов незаконного распространения наркотических средств» [5].
Сегодня назвать точное число лиц, систематически потребляющих наркотические средства, не представляется возможным. По данным Росстата, например, общее количество официально зарегистрированных наркозависимых составляет около 600 тысяч человек. По данным МВД России, каждый десятый из числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности в 2017 году, имел диагноз «наркомания». Если руководствоваться данными социологических опросов, то употребляющих наркотики у нас порядка 7,5—8 млн человек. Эксперты в своих оценках также не имеют единого мнения, указывая, что число наркоманов в России колеблется в пределах от 3 до 15 млн человек. Объяснить расхождение в данных цифрах достаточно просто: официальная статистика показывает тех наркозависимых, которые получили помощь в лечении от наркомании, то есть состоят на медицинском наркологическом учете. Проблема же заключается в том, что на медицинский учет встать и принимать лечение соглашается лишь малая часть наркозависимых. Например, в Воронежской области наблюдается тенденция снижения числа несовершеннолетних, состоящих под наблюдением психиатров-наркологов на 8%, с 85 человек в 2016 году до 78 в 2017. Из общего количества лиц, состоящих на учете психиатров-наркологов, 75% составляют граждане в возрасте от 14 до 39 лет, из которых 78 — несовершеннолетние [9].
Не лучше дело обстоит и в других регионах. Например, в Москве в 2017 году в наркологических учреждениях с диагнозом «употребление наркотиков с вредными последствиями» было зарегистрировано 307 несовершеннолетних, а в 2016 году — 479, то есть произошло сокращение на 36%. В 2016 году 221 подросток был поставлен на учет с данным диагнозом, а в 2017 году — 147. Стационарное лечение в 2017 году прошли всего 40 детей и подростков (в 2016 году — 64 ребенка). Количество пролеченных больных наркоманией детей и подростков в 2017 году снизилось на 37% [11].
Известно, что прогноз полного выздоровления у подростков в два раза ниже, чем у взрослых. Если примерно 42% пролеченных взрослых наркоманов со 2-й и 3-й стадией зависимости не употребляют наркотики в течение 5 лет после лечения и реабилитации, то среди несовершеннолетних наркоманов таких только 26% [13].
Сегодня в России несовершеннолетних насчитывается около 30 млн человек, или порядка 20,1%
от всего населения страны, а в возрасте административной ответственности порядка 6 млн [10] (в возрасте от 15 до 19 лет — 6816 тыс. человек), или 20% от всех детей. При этом на учет подразделениями по делам несовершеннолетних МВД России взято более 140 тыс. подростков, из них 2800 — в связи с систематическим употреблением наркотических средств и психотропных веществ. В России средний возраст приобщающихся к наркотикам составляет 15—17 лет, при этом резко растет доля употребляющих наркотики детей 9—13 лет. Зафиксированы также случаи употребления наркотиков детьми в возрасте 6—7 лет — их приобщают к наркомании родители-наркоманы [12].
Понятно, что сегодняшний день отражает социально-экономические процессы и духовные явления, происходящие в мире и в нашем государстве, формируя среду, в которой находится несовершеннолетний, которая непосредственно его воспитывает и, преломляясь через сознание, проявляется в поведении подростка, в том числе и противоправном.
Известно, что дешевле предупредить асоциальное поведение, ведущее к потере будущего законопослушного члена общества, чем принимать меры по выправлению ситуации, то есть проще во избежание подростковой наркомании принимать профилактические меры и родителями, и педагогами, и правоохранительными органами, и медицинскими организациями. Чем больше «загружен» ребенок мероприятиями воспитательного и образовательного характера, чем больше окружен вниманием и заботой в семье, тем больше вероятность предупреждения потребления им запрещенных веществ.
Понятно, что наркозависимые лица начинают вести противоправный образ жизни, контактируя с криминалом и совершая общественно опасные деяния — правонарушения. Если не учитывать латентность правонарушений, то в 2017 году сотрудники органов внутренних дел установили 100,8 тыс. лиц, совершивших наркопреступления, и свыше 130 тыс. административных правонарушений, непосредственно связанных с незаконным оборотом наркотиков, по ним 121,5 тыс. человек было привлечено к административной ответственности. Из незаконного оборота было изъято 23,4 тонны наркотических средств, а также психотропных веществ или их аналогов и сильнодействующих веществ [14].
Принятые в последние годы скоординированные меры по пресечению нарконарушений, разъяснительная работа по пропаганде здорового образа жизни сумели оказать определенное влияние на процессы наркотизации населения, что нашло свое отражение в состоянии криминальной обстановки. Но все же, если на 2017 год сохранилась тенденция снижения количества лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (21,4
тыс. — 17,7%), то уже в первом квартале 2018 года правоохранительными органами было выявлено 700 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Это на 21% больше аналогичного периода 2017 года [12].
Административные правонарушения в данной сфере целесообразно разделить на три категории:
- правонарушения, которые связаны с немедицинским потреблением наркотических средств (совершенные, как правило, в общественных местах), несовершеннолетними: ст. 6.9 КоАП РФ [1], запрещающая употребление наркотиков и иных запрещенных законом веществ при отсутствии назначения их врачом, ч.ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП РФ, запрещающие употребление наркотиков, психотропных или одурманивающих препаратов, ст. 20.22 КоАП РФ, запрещающая нахождение в состоянии опьянения в общественных местах не достигших совершеннолетия лиц, распитие ими алкоголя либо употребление ими наркотиков, опасных психоактивных, одурманивающих и иных веществ;
- правонарушения, сопряженные с распространением наркотических средств: ст. 6.8 КоАП РФ, запрещающая незаконные оборот наркотиков и препаратов, являющихся их аналогом, а также нелегальное распространение растений, которые содержат наркотические средства, ст. 6.13 КоАП РФ, запрещающая пропаганду наркотиков, иных опасных веществ или их аналогов, а также растений, которые содержат такие вещества, ст. 6.16.1
К сожалению, статистика не дает полной «картины» по ст. 20.22 КоАП РФ в силу отсутствия разграничения нахождения несовершеннолетнего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
КоАП РФ, запрещающая незаконные приобретение, а также хранение, перевозку либо производство, сбыт или же пересылку прекурсоров наркотических средств либо психотропных веществ, а также аналогичные действия в отношении растений, которые содержат прекурсоры наркотических средств или же психотропных веществ, ст. 10.5.1 КоАП РФ, запрещающая нелегальное культивирование растений, которые содержат наркотические средства, психотропные и другие опасные вещества;
- третья группа к несовершеннолетним отношения не имеет, поэтому мы ее только упомянем — это правонарушения юридических лиц в сфере применения специальных правил оборота наркотиков, используемых для их изготовления инструментов и установленного режима охраны посевов наркосодерожащих растений (ст. ст. 10.4, 6.15, 6.16 КоАП РФ).
Сегодня работа по применению ст. 6.9 КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ» существенно активизировалась — количество пресеченных правонарушений увеличилось на 43,5% (89,7 тыс.). Что касается правонарушений наркотической направленности по первой группе, совершенных несовершеннолетними за 2017 год, то их количество отражено на диаграмме:
Правовое регулирование противодействия незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ включает, прежде всего, положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] и
25000
20000
15000
10000
5000
Количество пресеченных АПН, совершенных несовершеннолетними, за 2017 год
ст. 6.9 КоАП ч.1 ст. 20.20 ч.2 ст. 20.20 ст. 20.22 КоАП КоАП КоАП
0
Закона «О наркотических средствах или психотропных веществах» [3], КоАП РФ и принятых в согласовании с ними подзаконных нормативных правовых актов, например Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [5], приказа Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» [7] и другие. Однако значительное количество нормативных документов, регламентирующих данную сферу, все же, с нашей точки зрения, не освобождает правотворческие органы от необходимости их постоянного мониторинга с целью более качественного регулирования отношений, которые возникают при противоправных действиях несовершеннолетних с наркотическими средствами, и проработки комплекса дополнительных мер законодательного, организационного и практического характера, связанных с противодействием данному противо-
правному поведению — немедицинскому их употреблению.
К примеру, для определения состояния наркотического или токсического опьянения инспектор подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел должен направить несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование. Определение данного состояния у подростка является значительной проблемой. Для этого в соответствии с ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 54 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст. 5 упомянутого нами приказа Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н обязательно получение информированного добровольного согласия родителей или законного представителя подростка на медицинское вмешательство, которое зачастую получить от них не удается, что не позволяет привлечь подростка к ответственности и начать медицинскую и психологическую помощь несовершеннолетнему.
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
1513
1347
633
822
Количество протоколов о направлении несовершеннолетних на медицинское освидетельствование на состояние опьянения за 2017 год
ст. 6.9 КоАП ч.1 ст. 20.20 ч.2 ст. 20.20 ст. 20.22 КоАП КоАП КоАП
600 500 400 300 200 100 0
330
514
Количество отказов несовершеннолетних от прохождения медицинского освидетельствования за 2017 год
ст. 6.9 КоАП ч.1 ст. 20.20 ч.2 ст. 20.20 ст. 20.22 КоАП КоАП КоАП
Поведение родителей в этом случае отчасти можно объяснить — мало кто желает на начальной стадии употребления наркотиков какой-либо огласки, а уж тем более постановки на учет. Многие полагают, что это станет клеймом на всю дальнейшую жизнь и создаст препятствия, например, для дальнейшей учебы в престижном вузе или при поступлении на государственную службу. Однако в этом случае наркозависимые не получают и квалифицированной медицинской помощи, что в дальнейшем реально ломает всю жизнь человека. Между тем многим, особенно на ранних стадиях наркозависимости, можно было бы помочь от нее избавиться. Например, только в 2017 году в Москве в 601 образовательной организации было проведено 49944 имеющих профилактический характер медицинских осмотра с целью ранней диагностики немедицинского употребления обучающимися наркотических средств или психотропных веществ. В ходе тестирования результаты химико-токсикологических исследований позволили установить 29 наркопотребителей. После проведения с ними индивидуальной мотивационной работы для изменения дезадаптивных форм поведения и получения в письменном виде добровольного информированного согласия данные ученики направлялись в Детский наркологический центр согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2015 года № 443н [8], им подбиралась лечебно-профилактическая программа.
К сожалению, если наркологическая служба самостоятельно выявляет таких подростков, то по запросу инспекторов ПДН информация, предоставляемая медицинским учреждением, зачастую содержит только количественный показатель, не указывая конкретно каждого. В этом случае инспектор подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел не имеет возможности планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании в подростковой среде, в том числе и среди лиц, контактирующих с наркозависимыми.
Учреждения органов здравоохранения аргументируют отказ в предоставлении необходимых сведений тем, что более подробная информация является врачебной тайной, ссылаясь на ст. 9 Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» и ст. 13 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Несовершеннолетние, которые без назначения врача употребляют наркотические средства либо психотропные вещества, вне зависимости от возраста административной ответственности автоматически должны ставиться на профилактический учет с заведением соответствующей учетно-
профилактической карточки согласно п. 49 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» [6]. Но в то же время, если родители не дают информированного согласия на медицинское вмешательство, то оснований у инспектора ПДН ставить на профилактический учет ребенка вроде как и нет, так же как и проводить с ним профилактическую работу.
Цель эффективного и своевременного предупреждения, выявления и пресечения фактов такого противоправного поведения, как немедицинское потребление наркотических средств и оборот их прекурсоров, требует постоянного и оперативного совершенствования административно-правовых способов и средств, которые используются в борьбе с этими явлениями.
В частности, в настоящее время назрела необходимость:
- закрепления действенного механизма осуществления обмена информацией между органами внутренних дел и учреждениями здравоохранения о состоящих на учёте в наркологических диспансерах несовершеннолетних, а также наркозависимых взрослых лицах, которые имеют на иждивении несовершеннолетних детей;
- установления возможности проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних, в отношении которых есть достаточные основания предполагать, что они находятся в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, без получения согласия самого подростка или его законного представителя. В таком случае появится возможность для привлечения их к ответственности по ст. 6.9.1 КоАП РФ как уклоняющихся от диагностики, профилактики или лечения от наркомании либо медицинской, а также социальной реабилитации, связанных с употреблением наркотических средств либо психотропных веществ без назначения врачом;
- установления возможности и порядка принудительного лечения несовершеннолетних от наркотической зависимости;
- ужесточения административной и уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в употребление и незаконный оборот наркотиков, одурманивающих и психотропных веществ;
- установления обязательного срока прохождения реабилитации в специализированных центрах для лиц, страдающих наркотической зависимостью, с учетом личности несовершеннолетнего, срока употребления им наркотических веществ и обстоятельств, способствовавших их употреблению.
Несмотря на снижение на территории Воронежской области общего числа наркозависимых, наркомания продолжает оставаться одной из острейших социальных проблем. В этих условиях главное — не допустить прироста наркозависимых подростков за счет вовлечения новых потенциальных жертв. Ведь сегодня бесспорен тот факт, что приобщение к наркотикам населения, и главным образом за счет молодежи, стало достаточно массовым.
В настоящее время, несмотря на все предпринимаемые усилия, для современного общества остается актуальной проблема противоправного поведения несовершеннолетних. Наличие несо-
вершеннолетних правонарушителей свидетельствует о возможности дальнейшего воспроизводства антисоциальных явлений. Цель полной или хотя бы частичной нормализации криминальной ситуации на соответствующей территории может быть достигнута только при условии согласованности мер, обеспечивающих прогнозирование противоправных деяний, а также своевременной организации комплекса мероприятий со стороны органов власти, представителей образовательных организаций, родителей и попечителей по профилактике, выявлению и предотвращению противоправных действий несовершеннолетних.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. — 2001. — 31 дек.
2. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании : закон Российской Федерации от 02 июля 1992 г. № 3185-1 // Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. — 1992. — № 33. — Ст. 1913.
3. О наркотических средствах и психотропных веществах : федер. закон от 08 янв. 1998 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. — 1998. — 15 янв.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ // Рос. газ. — 2011. — 23 нояб.
5. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотитческой политики Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 09 июня 2010 г. № 690 // Рос. газ. — 2010. — 15 июня.
6. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // Бюллетень нормативных актов федер. органов исп. власти. — № 11. — 2014. —17 марта.
7. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) : приказ Минздрава России от 18 дек. 2015 г. № 933н // Офиц. интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.03.2016).
8. О Порядке направления обучающегося в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающее наркологическую помощь, в случае выявления незаконного потребления обучающимся наркоти-
ческих средств и психотропных веществ в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра : приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 443н // Офиц. интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.08.2015).
9. Бутырина Э. В Воронежской области количество наркозависимых сократилось на 7% // Время Воронежа: интернет-газета — 2018. — 24 апр. [Электронный ресурс]. — URL: http://vrn-times.ru/articles/zakon/ (дата обращения: 15.08.2018).
10. Демография : Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 15.08.2018).
11. Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2017 году // Вечерняя Москва. — 2018. — 26 апр. [Электронный ресурс]. — URL: https://vm.ru/news/486304.html (дата обращения: 19.08.2018).
12. Маевская Н. Количество несовершеннолетних наркоманов в России выросло на 60% [Электронный ресурс]. — URL: https://volga-kaspiy.ru/ society/ (дата обращения: 19.08.2018).
13. Полякова Е. Подростковая наркомания: причины, признаки, лечение и последствия [Электронный ресурс]. — URL: https://narcoff.com/narko-maniya/posledstviya/podrostki-i-narkotiki (дата обращения: 19.08.2018).
14. Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности» за 2017 год / Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. —URL: httpsV/мвд.рф/ (дата обращения: 19.08.2018).
REFERENCES
1. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnyih pravonarusheniyah ot 30 dek. 2001 g. № 195-FZ // Ros. gaz. — 2001. — 31 dek.
2. O psihiatricheskoy pomoschi i garantiyah prav grazhdan pri ee okazanii : zakon Rossiyskoy Feder-atsii ot 02 iyulya 1992 g. № 3185-1 // Vedomosti SND i VS Rossiyskoy Federatsii. — 1992. — № 33. — St. 1913.
3. O narkoticheskih sredstvah i psihotropnyih veschestvah : feder. zakon ot 08 yanv. 1998 g. № 3-FZ // Ros. gaz. — 1998. — 15 yanv.
4. Ob osnovah ohranyi zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon ot 21 noyab. 2011 g. № 323-FZ // Ros. gaz. — 2011. — 23 noyab.
5. Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoy an-tinarkoticheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09 iyunya 2010 g. № 690 // Ros. gaz. — 2010. — 15 iyunya.
6. Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii deyatelnosti podrazdeleniy po delam nesovershen-noletnih organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 15 oktyabrya 2013 g. № 845 // Byulleten normativnyih aktov feder. organov isp. vlasti. — № 11. — 2014. —17 marta.
7. O poryadke provedeniya meditsinskogo osvi-detelstvovaniya na sostoyanie opyaneniya (alkogolnogo, narkoticheskogo ili inogo toksicheskogo) : prikaz Minzdrava Rossii ot 18 dek. 2015 g. № 933n // Ofits. internet-portal pravovoi informatsii. — URL: http://www. pravo.gov.ru (data obrascheniya: 15.03.2016).
8. O Poryadke napravleniya obuchayuschegosya v spetsializirovannuyu meditsinskuyu organizatsiyu ili ee strukturnoe podrazdelenie, okazyivayuschee narkologicheskuyu pomosch, v sluchae vyiyavleniya nezakonnogo potrebleniya obuchayuschimsya narko-ticheskih sredstv i psihotropnyih veschestv v rezultate
sotsialno-psihologicheskogo testirovaniya i (ili) pro-filakticheskogo meditsinskogo osmotra : prikaz Min-isterstva zdravoohraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 14 iyulya 2015 g. № 443n // Ofits. internet-portal pravovoy informatsii. — URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrascheniya: 11.08.2015).
9. Butyirina E. V Voronezhskoy oblasti kolich-estvo narkozavisimyih sokratilos na 7% // Vremya Voronezha: internet-gazeta — 2018. — 24 apr. [El-ektronnyiy resurs]. — URL: http://vrntimes.ru/arti-cles/zakon/ (data obrascheniya: 15.08.2018).
10. Demografiya : Federalnaya sluzhba gosudar-stvennoy statistiki [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/conect/rosstat_main/rosstat /ru/statistics/population/demography/ (data obrascheniya: 15.08.2018).
11. Doklad o rezultatah monitoringa narkositu-atsii v gorode Moskve v 2017 godu // Vechernyaya Moskva. — 2018. — 26 apr. [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://vm.ru/news/486304.html (data obrascheniya: 19.08.2018).
12. Maevskaya N. Kolichestvo nesovershen-noletnih narkomanov v Rossii vyiroslo na 60% [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://volga-kaspiy.ru/so-ciety/ (data obrascheniya: 19.08.2018).
13. Polyakova E. Podrostkovaya narkomaniya: prichinyi, priznaki, lechenie i posledstviya [El-ektronnyiy resurs]. — URL: https://narcoff.com/narko-maniya/posledstviya/podrostki-i-narkotiki (data obra-scheniya: 19.08.2018).
14. Utochnennyiy godovoy otchet o hode reali-zatsii i otsenke effektivnosti gosudarstvennoy pro-grammyi «Obespechenie obschestvennogo poryadka i protivodeystviya prestupnosti» za 2017 god / Ofitsi-alnyiy sayt MVD Rossii [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://mvd.rf/ (data obrascheniya: 19.08.2018).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Антонова Лариса Борисовна. Старший преподаватель кафедры административного права. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-94.
Занина Татьяна Митрофановна. Профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук, профессор. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-99.
Antonova Larisa Borisovna. Senior lecturer of the chair of Administrative Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-94.
Zanina Tatyana Mitrofanovna. Professor of the chair of Administrative Activity of the Internal Affairs Bodies. Candidate of Legal Sciences, Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-99.
Ключевые слова: несовершеннолетние; административная ответственность; незаконный оборот наркотиков; особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершено-летних.
Key words: minors; administrative responsibility; illegal drug trafficking; especially in cases of administrative offenses of minors.
УДК 342.9
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Золотарев И. И. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел : монография / И. И. Золотарев, Е. В. Позднякова, Н. В. Полякова. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2018. — 127 с.
В монографии с точки зрения административно-правовой науки и законодательства осуществлен анализ дисциплинарного производства в органах внутренних дел, обосновано его место в структуре административного процесса; проведён научно-правовой анализ действующего законодательства, регламентирующего материальные и процессуальные аспекты привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел. Для курсантов, студентов и слушателей юридических факультетов образовательных организаций МВД России, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.