УДК 342.9 DOI 10.24411/2687-0185-2020-10059
ББК 67.401 © О.А. Строева, 2020
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ОТДЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Оксана Александровна Строева,
преподаватель кафедры специальной подготовки, кандидат юридических наук Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (302027, Орел, ул. Игнатова, д. 2)
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье приведен комплексный анализ законодательства Российской Федерации, регламентирующий правовую основу, процедуру и порядок применения сотрудниками полиции отдельных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних. Автором обоснована необходимость внесения дополнений в ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ относительно сроков доставления несовершеннолетних, ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ относительно порядка составления протокола о доставлении несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России, внесения изменений в подп. 8 п. 5 приказа Минздрава России № 933 н, указав на достижение несовершеннолетним возраста 16 лет.
Ключевые слова: несовершеннолетний, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, доставление, административное задержание, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
SEPARATE MEASURES TO ENSURE THE PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES APPLIED BY POLICE OFFICERS TO MINORS
Oksana A. Stroeva,
Teacher of the Department of Special Training, Candidate of Legal Sciences Orel Law Institute of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.V. Lukyanov (302027, Orel, ul. Ignatova, d. 2)
E-mail: [email protected]
Abstract. The article provides a comprehensive analysis of the legislation of the Russian Federation that regulates the legal basis, procedure and procedure for the use by police officers of certain measures to ensure the proceedings in cases of administrative offenses against minors. The author substantiates the necessity of amendments in p. 2 of art. 27.2 KoAP of the Russian Federation on the date of delivery to minors, p. 3 of art. 27.2 KoAP of the Russian Federation concerning the order of compilation of the Protocol on conveyance of juveniles to the territorial body of the MIA of Russia, the amendments to subparagraph 8 of paragraph 5 of the Order of Ministry of health of Russia No. 933 n, putting the achievement juvenile age of sixteen.
Keywords: minor, measures to ensure the proceedings on an administrative offense, delivery, administrative detention, medical examination for intoxication.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Строева О.А. Отдельные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые сотрудниками полиции в отношении несовершеннолетних. Криминологический журнал. 2020;(3):68-71.
Статистические данные последних десятилетий свидетельствуют о необходимости и целесообразности разработки современной и эффективной государственной политики в сфере профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних. Ежегодно среди всех выявленных правонарушений, наносящих значимый урон существующему правопорядку, около 200 тыс. административных правонарушений совершаются несовершеннолетними. Из них более чем 70 тыс. административных правонарушений совершают подростки, не достигшие 16-летнего возраста. О серьезности ситуации говорит и количество несовершеннолетних, которые ежегодно ставятся на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних (около 145 тыс. несовершеннолетних). Их опас-
ность, прежде всего, заключается в том, что, несмотря на меньшую степень общественной опасности, по сравнению с преступлениями, они являются причинами и угрозами будущих потенциальных преступлений, оказывают непосредственное влияние на формирование противоправных установок несовершеннолетних и способствуют становлению деструктивного поведения подростков. В этой связи важно раскрыть средства профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних сквозь призму административной деятельности полиции, способной оказать непосредственное влияние на формирование «здоровой» подростковой среды.
Непосредственное осуществление административной деятельности сотрудниками полиции напря-
мую связано с применением отдельных мер обеспечения в соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ1. Меры обеспечения, названные в ст. 27.1 КоАП РФ напрямую связаны с институтом административной ответственности, и при этом являются неотъемлемой частью в процессе привлечения к ней несовершеннолетнего правонарушителя. При этом стоит отметить, что наибольший интерес и затруднения в правоприменительной практике вызывают отдельные обеспечительные меры при производстве по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, среди которых: медицинское освидетельствование на состояние опьянения, административное задержание и доставление2. Перечисленные меры напрямую связаны с необходимостью несовершеннолетнего правонарушителя подчиниться законной воле сотрудника полиции, претерпеть на себе определенные ограничения, связанные, в том числе, с ограничением свободы передвижения, с обязанностью несовершеннолетнего проследовать с сотрудником полиции и определенное время находиться в определенном месте до реализации целей производства по делу об административном правонарушении. Рассмотрим названные меры более подробно, подвергнув их четкой регламентации и детальному анализу.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе доставлять несовершеннолетних, т.е. осуществлять их принудительное препровождение, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, а также в медицинские организации, в том числе для медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на состояние опьянения3.
В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ N° 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»4, п. 76, 78 инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации5 основаниями для доставления несовершеннолетних в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, а также в медицинские организации являются:
1) совершение правонарушения до достижения возраста привлечения к юридической ответственности;
2) совершение правонарушения, влекущего меры административного наказания, или совершение иных антиобщественных действий;
3) самовольный уход из СУВУЗТ;
4) направление несовершеннолетних в ЦВСНП по решению руководителя территориального органа МВД России, постановлению судьи;
5) направление безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в медицинские организации;
6) нахождение несовершеннолетнего в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Что касается временных рамок осуществления доставления, то законодатель, в действующем КоАП РФ, использует следующую формулировку — «в возможно короткий срок». Однако в последнее время все чаще возникает вопрос о конкретизации в действующем КоАП РФ времени доставления и закреплении определенных временных границ. Так, В.А. Тюрин высказался о необходимости установления примерного срока доставления6. А.Г. Гришакова и Ю.А. При-бытко срок доставления ограничивают тремя часами7. Учитывая, что несовершеннолетние представляют собой особую категорию, считаем целесообразным закрепить конкретные временные рамки для их доставления в территориальный орган или подразделение полиции, дополнив ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ следующей формулировкой «Доставление несовершеннолетних должно быть осуществлено в срок, не превышающий трех часов». Также важно подчеркнуть, что о каждом
1 КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консуль-тантПлюс».
2 Кирюхин В.В. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: теоретико-правовые основы и направления совершенствования: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2018.
3 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».
4 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс».
5 Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
6 Тюрин В.А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве // Государство и право. 2002. № 7. С. 26.
7 Гришаков А.Г., ПрибыткоЮ.А. Доставление как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: теория и практика применения // Алтайский юридический вестник. 2015. № 3 (11). С. 64.
случае доставления несовершеннолетнего сотрудники обязаны незамедлительно уведомить его родителей или иных законных представителей (указанная норма находит свое законодательное закрепление в п. 80 приказа МВД России № 845, а также декларативно отражена в ч. 8 ст. 14 ФЗ «О полиции»).
Еще одним дискуссионным вопросом в рамках доставления как меры обеспечения производства является возможность соединения двух самостоятельных мер — доставления и задержания, поскольку указанные меры логически взаимосвязаны8. Однако стоит не согласиться с данной точкой зрения, поскольку задержание не всегда следует после доставления лица, а обязательное составление отдельного протокола о доставлении имеет место лишь в случаях, когда за данной мерой не следуют иные. Изложенное нами положение вступает в коллизию с подп. 1 п. 2 ст. 21 ФЗ № 120, п. 79 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. N° 845, предусматривающей составление протокола по каждому факту доставления несовершеннолетнего. Полагаем целесообразным, в этой связи, дополнить ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ следующей фразой «О каждом случае доставления несовершеннолетнего составляется протокол доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России, согласно установленного образца». В качестве установленного образца такого протокола предлагаем установить форму протокола о доставлении несовершеннолетнего, содержащуюся в приказе МВД России от 15 октября 2013 № 845.
Далее рассмотрим административное задержание как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Административное задержание выражается в принудительном воздействии на несовершеннолетнее лицо, и сопровождается краткосрочным ограничением его свободы на срок, не превышающий трех часов. В случае, если несовершеннолетний находится в состоянии алкогольного опьянения, то согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, исчисление срока административного задержания начинается «с момента его вытрезвления».
На наш взгляд, законодательное определение трехчасового срока задержания является вполне обоснованным, и, несмотря на многочисленные дискуссии в научной литературе по поводу его увеличения, считаем это нецелесообразным. Указанное обстоятельство обусловлено, в первую очередь, необходимостью отдельного размещения задержанных несовершеннолетних от взрослых правонарушителей, а также требованиями,
предъявляемыми к содержанию несовершеннолетних правонарушителей согласно п. 7 постановления Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 6279. При этом важно отметить, что перед помещением несовершеннолетнего в специальное помещение, в котором он будет содержаться в период административного задержания, несовершеннолетние, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру. Также перед применением в отношении несовершеннолетнего административного задержания — он подвергается обязательному осмотру. В необходимых случаях, когда есть основания полагать, что существует угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего, к осмотру привлекают работников медицинских организаций.
В ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ предусмотрена обязанность сотрудника полиции при задержании несовершеннолетнего сообщить о задержании его родителям или иным законным представителям. Однако порядок этой процедуры не установлен, в связи с чем, считаем необходимым устранить данный пробел, закрепив процессуально обязанность уведомлять родителей и иных представителей несовершеннолетнего с помощью телефона, до соединения с указанными лицами. Если задержание производилось в небольшом населенном пункте, например, в сельской местности, то уведомление может быть произведено путем личного посещения сотрудником полиции родителей или иного законного представителя. На основании изложенного предлагаем ст. 27.4 КоАП РФ дополнить ч. 3, в которой отразить необходимость фиксации в протоколе задержания несовершеннолетнего процедуры, способа и времени уведомления его родителей или законных представителей, а также предусмотреть отметку об отказе несовершеннолетнего предоставить сведения о его родителях или законных представителях.
Следующей мерой обеспечения, применяемой в отношении несовершеннолетних, является медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Полномочие применения данной меры предоставлено сотрудникам полиции на основании п. 14 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».
8 Адмиралова И.А., Кареева-Попелковская К.А. Меры административного пресечения и механизм их реализации полицией в целях обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 351-359.
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» // СПС «КонсультантПлюс».
-^рг-
Применение указанной меры обеспечения необходимо при квалификации правонарушений, в которых состояние опьянения выступает квалифицирующим признаком. В отношении несовершеннолетних, это, прежде всего, ст. 6.9, 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ. Вместе с тем, указанное право на направление на медицинское освидетельствование на состоянии опьянения определено и необходимостью постановки на профилактический учет несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, а также употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, на основании требований п. 49 приказа МВД России № 845.
Сама процедура медицинского освидетельствования на состояние опьянения несовершеннолетнего требует информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего. Исходя из смысла п. 5 приказа Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933 н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения несовершеннолетнего проводится на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя до достижения возраста 15 лет; несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения — на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя до достижения 18-летнего возраста несовершеннолетним. Однако, учитывая, что к административной ответственности несовершеннолетние привлекаются исключительно по достижении 16-летнего возраста, считаем, в этой связи, целесообразным письменное согласие на проведение медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения до достижения 16-летнего возраста несовершеннолетним. В этих целях предлагаем изменить подп. 8 п. 5 приказа Минздрава России № 933 н, указав на достижение несовершеннолетним возраста 16 лет. При этом составляется протокол, и его копия вручается лицу, в отношении которого данная мера применяется. Но перед этим необходимо установить личность несовершеннолетнего, а если это не представилось возможном, то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.
Недопустимо проведение медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на состояние
опьянения вне медицинского учреждения. Так, судом была отменено решение, принятое по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего К., поскольку освидетельствование несовершеннолетнего производилось с помощью «Алкотестера», что является нарушением требований действующего законодательства10. Таким образом, медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетнего является, во-первых, доказательством по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего, во-вторых, основанием для привлечения его родителей, иных представителей к административной ответственности, в том числе, на основании ст. 20.22 КоАП РФ, в-третьих, основанием для постановки на профилактический учет несовершеннолетнего и проведении с ним индивидуальной профилактической работы в подразделении по делам несовершеннолетних.
Резюмируя все изложенное, сделаем следующие выводы.
1) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (доставление, административное задержание, медицинское освидетельствование на состояние опьянения), применяемые в отношении несовершеннолетних, являются необходимыми средствами профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних, присущих административной деятельности полиции;
2) дополнить ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ следующей формулировкой «Доставление несовершеннолетних должно быть осуществлено в срок, не превышающий трех часов», ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ фразой «О каждом случае доставления несовершеннолетнего составляется протокол доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России, согласно установленного образца»;
3) изменить подп. 8 п. 5 приказа Минздрава России № 933 н, указав на достижение несовершеннолетним возраста 16 лет, изложить указанный пункт в следующей редакции «Медицинское освидетельствование проводится в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, — на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя».
10 Архив Корткеросского районного суда Республика Коми. 2012. Дело № 12-5/2012.