12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW
УДК 351.74 Ю.В. МИШИНА
преподаватель, кафедра специальных дисциплин, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова E-mail: [email protected]
UDC 351.74 Y.V. MISHINA
Lecturer, Department of Special Disciplines, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named
after V.V. Lukyanov E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
APPLICATION OF SEPARATE MEASURES OF THE EXECUTION OF CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES CONCERNING THE MINORS BY THE STAFF OF LAW-ENFORCEMENT BODIES
OF THE RUSSIAN FEDERATION
Рассматриваются вопросы применения к несовершеннолетним правонарушителям мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, таких как доставление, административное задержание, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование.
Ключевые слова: меры обеспечения производства, несовершеннолетние, доставление, задержание, освидетельствование.
The questions of separate measures of the execution of cases of administrative offenses concerning the minors, such as delivery, administrative apprehension, examination on alcohol intoxication and medical examination are considered in the article.
Keywords: measures of ensuring the execution, minors, delivery, detention, examination.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой деятельность субъектов органов административной юрисдикции, обеспечивающую проведение процесса производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законом. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) предусматривает широкий спектр мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предоставленных уполномоченным лицам, в числе которых сотрудники органов внутренних дел.
Целью применения таких мер является пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнение принятого по делу решения. Поскольку применение мер производства по делам об административных правонарушениях непосредственно связано с ограничением на основании закона отдельных прав граждан, следует уделить внимание вопросам применения указанных мер в отношении несовершеннолетних лиц.
Согласно Конвенции о правах ребенка объектом особого внимания государства являются права и за-
конные интересы несовершеннолетних, в том числе попавших в сферу административного производства: «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления...».[1] Кроме того, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей названо одной из целей государственной политики [7].
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если на момент совершения противоправного деяния нарушитель не достиг возраста, предусмотренного для привлечения к административной ответственности. Данная позиция законодательно закреплена в п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. Однако в 2014 году указанная норма была дополнена частью 3, положения которой предоставляют возможность сотрудникам органов внутренних дел применить отдельные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении к лицам, не достигшим 16 лет, в случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством. При этом производство по делу об административном правонарушении прекращается только после применения мер обеспечения производства по
© Ю.В. Мишина © Y.V. Mishina
делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия. Кроме того должностное лицо обеспечивает передачу несовершеннолетнего в подразделение по делам несовершеннолетних либо его доставление в служебное помещение органа внутренних дел.
Рассматривая вопрос о применении отдельных мер обеспечения производства по делам об административным правонарушениям к несовершеннолетним следует уделить особое внимание таким мерам, как доставление, административное задержание и медицинское освидетельствование.
Доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола осуществляется в том случае, если протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления административного правонарушения, а составление протокола является обязательным.
Доставление осуществляется сотрудниками органов внутренних дел в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Доставление несовершеннолетних производится в служебное помещение территориального органа МВД России или в подразделение по делам несовершеннолетних, если оно находится вне помещения территориального органа [10]. Основанием доставления является совершение правонарушения, влекущее меры административного наказания, антиобщественные действия, совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность. При этом, если несовершеннолетний находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а показания для оказания медицинской помощи в стационарных условиях отсутствуют, доставление производится только в дежурную часть.
Срок доставления законодательно не предусмотрен, однако закреплено, что доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок[3]. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. При этом не следует думать, что доставление несовершеннолетнего для составления протокола об административном правонарушении обязательно обусловливает его последующее задержание. Административное задержание может быть применено лишь в специально оговоренных в КоАП РФ случаях. Однако если в процессе составления протокола об административном правонарушении выяснится необходимость административного задержания, то доставление перейдет в задержание.
При доставлении несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 15 октября 2013 г. №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:
- устанавливают данные, характеризующие личность несовершеннолетнего, сведения о родителях или иных законных представителях, условиях воспитания;
- уведомляют незамедлительно его родителей или иных законных представителей;
- выясняют обстоятельства совершения правонарушения;
- решают вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении;
- направляют в медицинскую организацию для медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- принимают меры по выявлению лиц, склонивших несовершеннолетнего к употреблению алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, употреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо одурманивающих веществ, установлению мест приобретения несовершеннолетним указанной продукции путем получения объяснений у несовершеннолетнего и по возможности его родителей или иных законных представителей, лиц, доставленных вместе с несовершеннолетним, а также привлечению виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- передают доставленного несовершеннолетнего его родителям или иным законным представителям.
Административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица - применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч.1 ст.27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа. Исключение составляют случаи задержания лиц за совершение административного правонарушения, посягающего на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, административного правонарушения, совершенного во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или нарушения таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения. В указанных случаях, а также в ситуации, когда одной из мер административного наказания за совершенное административное правонарушение предусмотрен административный арест, срок административного задержания не может быть более 48 часов [3]. При этом срок административного задержания исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Однако следует обратить внимание на то, что в Федеральном законе
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» срок административного задержания несовершеннолетнего обозначен иначе. Так, в соответствии с п.1 ч.2 ст. 21 указанного Федерального закона несовершеннолетние могут содержаться в подразделениях органов внутренних дел не более трех часов. Соответственно срок пребывания несовершеннолетнего в дежурной части территориального органа внутренних дел не может превышать трех часов, даже если задержанный допустил нарушение таможенных правил или находится в состоянии опьянения. Если уведомление родственников о задержании совершеннолетнего лица производится по его просьбе, то при административном задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или иных законных представителей является обязательным требованием. Следует напомнить, что право ребенка, находящегося в экстремальной ситуации (задержание, нахождение в медицинской организации и другое), на общение со своими родителями или лицами, их заменяющими закреплено законом[4]. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых.
Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В отдельную обособленную группу среди лиц, совершивших административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, законодатель выделяет лиц, управляющих транспортными средствами. К таким лицам применяется такая мера обеспечения производства, как освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. В отличие от медицинского, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида. Особой процедуры для несовершеннолетних правонарушителей при этом законодатель не установил. Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.
Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, информирует водителя о порядке освидетельствования, после чего проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха.
Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших ад-
министративные правонарушения производится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015г. №37. Особенностью направления на медицинское освидетельствование несовершеннолетних является требование об обязательном уведомлении их родителей или иных законных представителей.
В отличие от о свидетельствована на со стояние опьянения медицинское освидетельствование на состояние опьянения является видом медицинского обследования и представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий[5]. Освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является одним из видов медицинского освидетельствования^].
Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях. Сведения, полученные при медицинском обследовании, в соответствии со ст. 13 Федерального закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» являются врачебной тайной. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим лицам, в числе которых и должностные лица органов внутренних дел, допускается только с письменного согласия граждан, а в случаях с несовершеннолетними - с письменного согласия законного представителя. Законное представительство в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в силу ч. 1 ст. 26 Гражданского кодекса РФ, ст. 64 Семейного кодекса РФ осуществляют родители, усыновители и попечители. В отношении лиц, не достигших 14 лет (малолетних), в соответствии с ч. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ, ст. 64 Семейного кодекса РФ - родители, усыновители, опекуны.
Реализация такого положения имеет определенные сложности. В большинстве случаев родители и законные представители несовершеннолетних отказываются давать согласие на медицинское освидетельствование, тогда как по смыслу ряда статей, таких, например, как ст.ст. 6.9, 20.22 КоАП РФ для определения факта нахождения в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребления ими наркотических средств или психотропных веществ, проведение медицинского освидетельствования необходимо.
В современных условиях применение мер обеспечения по делу об административном правонарушении имеет важное значение. Вместе с тем принудительное воздействие указанных мер должно осуществляться в строгом соответствии с законом, исключая ущемление прав законных интересов лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, и особенно несовершеннолетних.
Библиографический список
1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.) [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: URL: http://www. consultant.ru (дата обращения 11.02.2015г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 ноября 1994г. 51-ФЗ // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.02.2015г.).
3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ// Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.02.2015г.).
4. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 1995г. №223-ФЗ// Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.02.2015г.).
5. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ// Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.02.2015г.)/
6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24июня1999г. №120-ФЗ// Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.02.2015г.).
7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ// Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.02.2015г.).
8. Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2015г. №37// Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.02.2015г.).
9. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008г. №475// Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.02.2015г.).
10. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ МВД России от 15 октября 2013г. № 845 // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 6.02.2015г.).
References
1. Convention on the Rights of the Child. New York, November, 20 1989. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru
2. Civil Code of the Russian Federation. Federal Law November, 30 1994 51-Federal Law. Consultant Plus. URL: http://www. consultant.ru
3. Code of Administrative Offences of the Russian Federation. Federal Law December, 30 2001. №195 - Federal Law. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru
4. Family code of the Russian Federation. Federal Law December, 29 1995. №223-Federal Law. Consultant Plus. URL: http://www. consultant.ru
5. About Bases of Protection of Public Health in the Russian Federation. Federal Law November, 21 2011. №323-Federal Law. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru
6. About bases of system of prevention of neglect and offenses of minors. Federal Law June 24 1999 №120 - Federal Law. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru
7. About the main guarantees of the rights of the child in the Russian Federation. Federal Law July, 24 1998 №124 - Federal Law. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru
8. Rules of the direction on medical examination on a state of intoxication of the persons who made administrative offenses. Resolution of the Government of the Russian Federation. January, 23 2015. №37. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru
9. About the approval of Rules of survey of the person which operates the vehicle, on an alcohol intoxication and registrations of its results, the directions of the specified person on medical examination on a state of intoxication, medical examination of this person on a state of intoxication and registrations of its results and Rules of definition of availability of drugs or psychotropic substances in a human body when carrying out medical examination on a state of intoxication of the person who operates the vehicle. Resolution of the Government of the Russian Federation. June, 26 2008. №475. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru
10. About the approval of the Instruction on the organization of activity of divisions for minor of law-enforcement bodies of the Russian Federation. Order of the Ministry of the Interior of the Russian Federation October 15, 2013 №845. Consultant Plus. URL: http:// www.consultant.ru