Научная статья на тему 'Проблема привлечения правонарушителей, имеющих признаки опьянения, к ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения'

Проблема привлечения правонарушителей, имеющих признаки опьянения, к ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6123
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗНАКИ ОПЬЯНЕНИЯ / СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SIGNS OF INTOXICATION / STATE OF BEING INTOXICATED / OFFENDER / MEDICAL EXAMINATION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равнюшкин А. В.

В статье рассматривается проблема определения правовой нормы, по которой необходимо привлекать к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, и имеющих признаки опьянения, за отказ от прохождения в соответствии со статьей 27.12.1 КоАП РФ медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Отмечается, что в науке административного права отсутствует единая позиция по разрешению данной проблемы. Анализ правоприменительной практики показывает, что отказ правонарушителей от выполнения законных требований сотрудников полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения квалифицируется по-разному: 1) как неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, выразившееся в отказе пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ); 2) как умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (статья 17.7 КоАП РФ). Выход из сложившейся ситуации автор видит в совершенствовании административного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Равнюшкин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of bringing the offenders having the signs of intoxication to responsibility for refusal to undergo medical examination for the state of being intoxicated

The article deals with the problem of determining the legal norm under which it is necessary to bring to administrative responsibility the persons who have committed administrative violations that encroach on public order and public security and who have signs of intoxication, for refusing to undergo medical examination for the state of being intoxicated in accordance with Article 27.12.1 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation. It is noted that the science of administrative law does not have the unified position to resolve this problem. The analysis of law enforcement practice shows that the refusal of the offenders to comply with the lawful demands of police officers to undergo medical examination for the state of being intoxicated is qualified in different ways: 1) as disobeying the lawful order or demand of a police officer in connection with the performance of his (her) duties to protect public order and ensure public safety, as well as obstructing the performance of his (her) official duties, expressed in refusal to undergo a medical examination for the state of intoxication (Part 1 of Article 19.3 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation); 2) as an intentional failure to comply with the lawful demands of the official conducting the administrative proceedings (Article 17.7 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation). According to the author’s opinion, the current situation needs the improvement of administrative legislation.

Текст научной работы на тему «Проблема привлечения правонарушителей, имеющих признаки опьянения, к ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения»

Раздел 3. Административная деликтология

РАВНЮШКИН А.В., кандидат исторических наук, [email protected] Кафедра специальных дисциплин;

Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, 295053, г. Симферополь, ул. Академика Х.Х. Стевена, 14

RAVNYUSHKIN A.V.,

Candidate of Historical Sciences,

[email protected]

Chair of special disciplines;

Crimean branch of the Krasnodar

University of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation,

Academician H.H. Steven St. 14,

Simferopol, 295053,

Russian Federation

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРИЗНАКИ

ОПЬЯНЕНИЯ, К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТКАЗ ОТ ПРОХОЖДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема определения правовой нормы, по которой необходимо привлекать к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, и имеющих признаки опьянения, за отказ от прохождения в соответствии со статьей 27.12.1 КоАП РФ медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Отмечается, что в науке административного права отсутствует единая позиция по разрешению данной проблемы. Анализ правоприменительной практики показывает, что отказ правонарушителей от выполнения законных требований сотрудников полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения квалифицируется по-разному: 1) как неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, выразившееся в отказе пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ); 2) как умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (статья 17.7 КоАП РФ). Выход из сложившейся ситуации автор видит в совершенствовании административного законодательства.

Ключевые слова: признаки опьянения; состояние опьянения; правонарушитель; медицинское освидетельствование; административная ответственность.

THE PROBLEM OF BRINGING THE OFFENDERS HAVING THE SIGNS OF INTOXICATION TO RESPONSIBILITY FOR REFUSAL TO UNDERGO MEDICAL EXAMINATION FOR THE STATE OF BEING INTOXICATED

Annotation. The article deals with the problem of determining the legal norm under which it is necessary to bring to administrative responsibility the persons who have committed administrative violations that encroach on public order and public security and who have signs of intoxication, for refusing to undergo medical examination for the state of being intoxicated in accordance with Article 27.12.1 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation. It is noted that the science of administrative law does not have the unified position to resolve this problem. The analysis of law enforcement practice shows that the refusal of the offenders to comply with the lawful demands of police officers to undergo medical examination for the state of being intoxicated is qualified in different ways: 1) as disobeying the lawful order or demand of a police officer in connection with the performance of his (her) duties to protect public order and ensure public safety, as well as obstructing the performance of his (her) official duties, expressed in refusal to undergo a medical examination for the state of intoxication (Part 1 of Article 19.3 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation); 2) as an intentional failure to comply with the lawful demands of the official conducting the administrative proceedings (Article 17.7 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation). According to the author's opinion, the current situation needs the improvement of administrative legislation.

Keywords: signs of intoxication; state of being intoxicated; offender; medical examination; administrative responsibility.

Согласно действующему административному законодательству состояние опьянения может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность, обязательным признаком объективной стороны состава некоторых административных правонарушений, а также квалифицирующим признаком отдельных административных правонарушений.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ состояние опьянения является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом согласно данной норме судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Если установлено, что лицо совершило административное правонарушение в состоянии опьянения, то последнее может быть не признано в качестве отягчающего обстоятельства.

Согласно ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ состояние опьянения не может учитываться как отягчающее обстоятельство в случае, если оно предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. Следует отметить, что состояние опьянения является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.13 КоАП РФ. Состояние опьянения является обязательным признаком объективной стороны административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена ст. 12.8, ч. 4.1 ст. 20.8, ст.ст. 20.21, 20.22 КоАП РФ (в части нахождения в состоянии опьянения).

Для привлечения водителя транспортного средства к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ следует произвести освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ. При отказе от прохождения данной процедуры либо несогласии указанного водителя с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на

состояние алкогольного опьянения данный водитель подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. При отказе от прохождения медицинского освидетельствования водитель подлежит административной ответственности по специальной норме ст. 12.26 КоАП РФ.

Следует отметить, что для привлечения к административной ответственности лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, по ст. 12.8 КоАП РФ либо за отказ от прохождения медицинского освидетельствования по ст. 12.26 КоАП РФ имеется необходимая нормативно-правовая база. Это нормы, предусматривающие ответственность, а именно ст.ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ, а также нормы, регламентирующие вопросы прохождения освидетельствования: ст. 27.12 КоАП РФ; требования Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов*, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов; Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)**, а также требования при-

* Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475: с изм. от 10 сент. 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 27. Ст. 3280; 11К1_: http://www.pravo.gov.ru

** О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 дек. 2015 г. N 933н // Рос. газ. 2016. 23 марта.

каза МВД России от 4 августа 2008 г. N 676*.

Напротив, правовые основания привлечения к административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования лиц, нарушающих общественный порядок и общественную безопасность в состоянии опьянения, сформированы недостаточно. Наряду с КоАП РФ правовую основу образуют Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 37** и приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н. Нормативных правовых актов, определяющих форму протокола о направлении на медицинское освидетельствование лиц, нарушающих общественный порядок и общественную безопасность, нет.

Кроме того, в теории и правоприменительной деятельности отсутствует единая точка зрения об определении нормы КоАП РФ, согласно которой необходимо привлекать к ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования лиц, нарушающих общественный порядок и общественную безопасность в состоянии опьянения. Обязательным документом, подтверждающим состояние опьянения, является акт медицинского освидетельствования, выданный медицинской организацией. Соответственно, применяется мера обеспечения производства, проводимая в соответствии со ст. 27.12.1 КоАП РФ. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (как в случае с водителями) на месте выявления административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, законом не предусмотрено.

* Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: приказ МВД России от 4 авг. 2008 г. N 676 // Рос. газ. 2008. 22 авг.

** Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения: постановление Правительства Российской Федерации от 23 янв.

2015 г. N 37 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. N 5. Ст. 817.

Отказ от выполнения законных требований сотрудников полиции о прохождении медицинского освидетельствования в судебной практике квалифицируется по-разному. В ряде случаев лица, отказавшиеся от прохождения медицинского освидетельствования, привлекаются к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ***. При этом акцент делается на неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей, выразившемся в отказе пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения. По мнению Е.Е. Новичковой, ответственность за отказ от медицинского освидетельствования должна быть предусмотрена отдельной частью ст. 19.3 КоАП РФ. Данные правонарушения следует отнести к административным правонарушениям против порядка управления [1, с. 24].

Однако существует другая практика привлечения лиц к административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Отказ от выполнения указанных требований может быть квалифицирован по ст. 17.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за умышленное невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а также следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административ-

*** См., например: постановление судьи Нововятского районного суда г. Кирова от 15 дек. 2017 г. по делу N 5-684/2017 // Росправосу-дие: сайт. URL: https://rospravosudie.com/court-novovyatskij-rajonnyj-sud-g-kirova-kirovskaya-oblast-s/act-572512674; постановление судьи Стрежевского городского суда Томской области Кураш Е.Н. от 18 дек. 2017 г. // Там же. URL: https://rospravosudie.com/court-strezhevskoj-gorodskoj-sud-tomskaya-oblast-s/act-74961418; постановление судьи Сысольского районного суда Республики Коми М.И. Подорова от 13 дек. 2017 г. по делу N 5-828/2017 // Там же. URL: https://rospravosudie.com/court-sysolskij-rajonnyj-sud-respublika-komi-s/act-72528921

ном правонарушении*. Таким образом, речь идет об административных правонарушениях, посягающих на институты государственной власти. Например, Н.А. Степанова обосновывает привлечение данных лиц к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ в связи с тем, что на основании п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон «О полиции») сотрудник имеет право только направлять и (или) доставлять лиц, находящихся в состоянии опьянения, на освидетельствование для определения наличия в организме алкоголя, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения. Если лицо, доставленное с его согласия в медицинскую организацию, уже находясь в указанном месте, отказывается проходить освидетельствование, то сотрудник полиции в соответствии с Федеральным законом «О полиции» полномочиями по требованию о прохождении освидетельствования не обладает [2, с. 293]. По мнению О.А. Ди-зера, практика привлечения лиц, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования, к административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ является временной мерой [3, с. 33].

Приведенные примеры свидетельствуют об отсутствии четкого понимания рассматриваемого вопроса. Кроме того, для отдельных категорий правонарушителей КоАП РФ предусматривается ответственность за отказ от прохождения медицинского освидетельствования

* См., например: постановление мирового судьи судебного участка N 12 Зуевского судебного района Кировской области Елькиной Е.А. от 30 нояб. 2015 г. по делу N 5-721/15 // Ро-справосудие: сайт. URL: https://rospravosudie. com/court-sudebnyj-uchastok-12-zuevskogo-rajona-s/act-224734769; постановление мирового судьи судебного участка N 2 Нелидовского района Тверской области Семенова В.М. от 16 дек. 2016 г. по делу N 5-681/2016 // Там же. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-2-nelidovskogo-rajona-s/act-232047544; постановление и.о. мирового судьи судебного участка г. Лихославля Тверской области от 14 дек. 2017 г. по делу N 5-1428/2017 // Там же. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-g-lixoslavl-s/act-239761353

на состояние опьянения (ч. 1 ст. 6.9, ч. 2 ст. 20.20, ч. 4.2 ст. 20.8), что только расширяет нормативную базу и практику применения.

О.А. Дизер полагает, что КоАП РФ должен предусматривать специальную норму, посвященную ответственности всех физических лиц за отказ от прохождения медицинского освидетельствования [3, с. 33]. Схожего мнения придерживается Д.В. Пивоваров [4, с. 59]. Т.К. Яшкин полагает, что необходимо установить ответственность за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при совершении административного правонарушения в общественных местах [5, с. 132].

Однако остается нерешенным вопрос о размещении нормы в КоАП РФ и ее необходимости.

В соответствии с чч. 2 и 3 ст. 27.12.1 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 данного Кодекса, направляет лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, на медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения - мера обеспечения производства, предусмотренная главой 27 КоАП РФ. Такие меры обеспечения производства, как доставление, привод, административное задержание, личный досмотр, и другие применяются принудительно собственно должностными лицами, осуществляющими производство по делам об административных правонарушениях. В данном случае должностное лицо составляет протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера. Однако нерешенным остается вопрос об обязанности лица проходить медицинское освидетельствование в медицинской организации. Является ли прохождение медицинского освидетельствования в рамках статьи 27.12.1 КоАП РФ обязанностью лица, направленного для осуществления указанной процедуры, или оно имеет право отказаться от освидетельствования?

Т.Б. Николаева полагает, что отказ от прохождения медицинского освидетельствования - это право гражданина и одновременно серьезная проблема правоприменительной деятельности [6, с. 45]. Отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования без каких-либо правовых последствий ставит под сомнение его как меру обеспечения производства, меру принуждения. Логически развивая данную мысль, можно предположить, что если лицо, находясь в медицинской организации, отказалось от медицинского освидетельствования, и в статье, по которой оно привлекается к административной ответственности, отсутствует специальная норма, предусматривающая ответственность за отказ, то его невозможно привлечь к ответственности. Однако это противоречит практике применения ст. 17.7 КоАП РФ.

Действительно, медицинское освидетельствование осуществляется медицинскими работниками, которые не вправе силой заставить лицо пройти данную процедуру. В пункте 19 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) закреплено, что медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался» выносится в случаях:

1) отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);

2) отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований;

3) фальсификации выдоха;

4) фальсификации пробы биологического объекта*.

Наоборот, согласно п. 17 настоящего Порядка медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствования лиц, не являющихся управляющими транспортными средствами, при наличии не менее трех

* О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 дек. 2015 г. N 933н // Рос. газ. 2016. 23 марта.

клинических признаков опьянения и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ и так далее.

Установление состояния опьянения только по клиническим признакам, выявленным в результате осмотра врачом-специалистом (фельдшером), неправомерно.

Следует согласиться с Н.А. Степановой в том, что если лицо, прибывшее по определению о направлении на медицинское освидетельствование или доставленное по данному документу в медицинскую организацию, уже находясь в указанном месте, отказывается проходить освидетельствование, то полномочий на требование пройти освидетельствование у сотрудника полиции согласно Федеральному закону «О полиции» нет, следовательно, в данном случае привлечение к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ будет неправомерным. Однако возможность привлечения к ответственности лиц за отказ от прохождения освидетельствования по указанной статье не исключена. В случае, если лицо, находясь на месте совершения правонарушения, то есть в общественном месте, не выполняет законные требования сотрудника полиции, предусмотренные п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции», оно подлежит привлечению по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Об этом свидетельствует судебная практика.

Таким образом, необходимо дополнение диспозиции ст. 17.7 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии для этого повода (непосредственное обнаружение сотрудником признаков опьянения лица, находящегося в общественном месте; поступление в отношении данного лица сообщения от физических лиц и так далее, то есть когда имеются достаточные основания полагать, что лицо,

совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения) в рамках ст. 27.12.1 КоАП РФ составляет протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применяется данная мера. В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения - одна из таких мер. Лицо, находящееся в медицинской организации и отказавшееся от прохождения медицинского освидетельствования, подлежит привлечению к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ как не выполнившее законное требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В связи с этим предлагается изложить статью 17.7 КоАП РФ в следующей редакции:

«Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в том числе законных требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

1. Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его пол-

номочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствии со статьей 27.12.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

Санкция второй части данной статьи аналогична санкции ст. 20.21 КоАП РФ.

Альтернативой дополнению ст. 17.7 КоАП РФ может быть установление отдельной специальной нормы, предусматривающей ответственность за отказ от прохождения медицинского освидетельствования для данной категории правонарушителей по аналогии со статьей 12.26. Представляется, что она должна быть установлена в главе 20 КоАП РФ.

Список литературы

1. Новичкова Е.Е. О проблемах направления граждан на медицинское освидетельствование на состояние опьянения // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2016. N 1 (6). С. 20-24.

2. Степанова Н.А. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения как мера принуждения и проблема для сотрудника полиции // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. материалов XXI междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2016. С. 290-294.

3. Дизер О.А. Административная ответственность за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. N 3 (54). С. 32-35.

4. Пивоваров Д.В. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Алтайский юридический вестник. 2017. N 3 (19). С. 56-60.

5. Яшкин Т.К. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в производстве по делу об административном правонарушении, посягающем на общественный порядок // Научные основы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел: сб. ст. Тюмень, 2013. С. 130-132.

6. Николаева Т.Б. Пресечение и процессуальное оформление появления в общественных местах в состоянии опьянения // Наука. Мысль. 2017. N 3-2. С. 43-46. URL: https://http://wwenews.esrae.ru/56 (дата обращения: 20 янв. 2018 г.).

References

1. Novichkova E.E. O problemakh napravleniya grazhdan na meditsinskoe osvidetel'stvovanie na sostoyanie op'yaneniya [On the problems of referring citizens to a medical examination for intoxication state]. Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii - Bulletin of the Tyumen Institute of Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016, no. 1 (6), pp. 20-24.

2. Stepanova N.A. Meditsinskoe osvidetel'stvovanie na sostoyanie op'yaneniya kak mera prinuzhdeniya i problema dlya sotrudnika politsii [Medical examination for intoxication as a coercive measure and a problem for a police officer]. Deyatel'nost' pravookhranitel'nykh organov v sovremennykh usloviyakh [The activities of law enforcement bodies in modern conditions]. Irkutsk, 2016. Pp. 290-294.

3. Dizer O.A. Administrativnaya otvetstvennost'za sovershenie pravonarusheniy, svyazannykh s potrebleniem narkoticheskikh sredstv ili psikhotropnykh veshchestv [Administrative responsibility for committing offenses related to the consumption of narcotic drugs or psychotropic substances]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh - Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2013, no. 3 (54), pp. 32-35.

4. Pivovarov D.V. Osvidetel'stvovanie na sostoyanie alkogol'nogo op'yaneniya i napravlenie na meditsinskoe osvidetel'stvovanie na sostoyanie op'yaneniya kak mery obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh [Examination of the state of alcohol intoxication and referral to a medical examination for intoxication as a measure to ensure the production of cases of administrative violations]. Altayskiy yuridicheskiy vestnik - Altai legal bulletin, 2017, no. 3 (19), pp. 56-60.

5. Yashkin T.K. Meditsinskoe osvidetel'stvovanie na sostoyanie op'yaneniya v proizvodstve po delu ob administrativnom pravonarushenii, posyagayushchem na obshchestvennyy poryadok [Medical examination for intoxication in the proceedings in the case of an administrative offense that encroaches on public order]. Nauchnye osnovy povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov organov vnutrennikh del [Scientific foundations for improving the skills of employees of the internal affairs bodies]. Tyumen, 2013. Pp. 130-132.

6. Nikolaeva T.B. Presechenie i protsessual'noe oformlenie poyavleniya v obshchestvennykh mestakh v sostoyanii op'yaneniya [Suppression and procedural registration of appearance in public places in a state of intoxication]. Nauka. Mysl' - Science. Think, 2017, no. 3-2, pp. 43-46. Available at: https: //http://www.esrae.ru/56 (Accessed January 20, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.