Е. В. ГЕРГОВСКАЯ,
адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка
центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России)
E. V. GERGOVSKAYA,
Adjunct at the Department of Management of Public Order Services
of Center for Command Games (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
Некоторые аспекты административной ответственности несовершеннолетних за потребление психоактивных веществ
Aspects of administrative responsibility of minors for taking mind-altering substances
УДК 342.951
В настоящей статье рассмотрены отдельные аспекты административной ответственности несовершеннолетних за потребление психоактивных веществ, проанализированы имеющиеся нормы административного законодательства в сфере потребления новых потенциально опасных психоактивных веществ несовершеннолетними, а также внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.
Психоактивные вещества, новые потенциально опасные психоактивные вещества, несовершеннолетний, подросток, административная ответственность, административное наказание.
The author analyzes the current norms of administrative responsibility of minors for taking mind-altering substances with a view to applying these norms to instances when new substances have been used. Proposals are put forward for appropriate amendments to some federal legal acts of the Russian Federation.
Mind-altering substances, minor, violence, aggression, administrative responsibility, spices.
Проблема незаконного оборота наркотических средств, различного рода психоактивных веществ и их прекурсоров в настоящее время приобрела угрожающий масштаб и вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества.
Концептуальной основой современной антинаркотической политики является дифференциация населения страны на различные социальные группы, ядром которой является их
место в сфере оборота и употребления наркотиков. Особое место в этой сфере занимают несовершеннолетние и молодежь [9].
В последние десятилетия Россия столкнулась с новым серьезным препятствием на пути обеспечения здоровья подрастающего поколения — появлением и распространением ранее не известных психоактивных веществ — новых потенциально опасных психоактивных веществ
Ранее - начальник отделения по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН Центрального отдела полиции УМВД России по г. Твери.
' Formerly - Commander of the Group for Minors of the Section for the Affairs of Minors and for Coordinating Neighborhood Police Commissioners of the Central Police Department of the Branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the City of Tver.
(далее — НПОПАВ), потребление которых наносит существенный вред здоровью детей.
Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ [4] своевременно внесены изменения в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», которая дополнена понятием «новые потенциально опасные психоактивные вещества» — вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен [6].
Как следует из исследований, проведенных М. П. Королевой и Л. П. Григорьевой, «...достаточно большое количество школьников находится в группе риска развития зависимости от психоактивных веществ. Предпосылками употребления психоактивных веществ являются повышенная тревожность и высокий уровень психической активации. В наибольшей степени опасности подвергаются подростки 11—12 лет» [10].
По нашему мнению, употребление несовершеннолетними НПОПАВ не только наносит существенный вред их физическому и психическому развитию, но и способствует девиантному и противоправному поведению, зачастую ведущему к совершению преступлений.
Учитывая угрозу, которую представляют НПОПАВ для здоровья населения, законодательством предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот НПОПАВ, закрепленная в ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [2]. Одновременно с этим запрет потребления новых потенциально опасных психоактивных веществ нашел свое отражение в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) [1].
В данном контексте право рассматривается как высокоэффективное средство, обеспечивающее системность профилактической деятельности и ее сочетание с предупреждением административных правонарушений, носящим охранительно-санкционный характер [8].
В действующем КоАП РФ имеется ряд норм, запрещающих производство, оборот и потребление НПОПАВ, в том числе лицами, не достигшими 18 лет.
За потребление НПОПАВ, а также наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 4 до 5 тыс. руб., а в отношении лиц, достигших 18 лет, возможно применение административного ареста [1, ст. 6.9].
Аналогичные штрафные санкции предусмотрены за потребление НПОПАВ в общественных местах, в том числе для несовершеннолетних лиц [1, ч. 2 ст. 20.20].
С положительной стороны следует отметить изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5]. Диспозиции ст. 6.9 и 20.20 КоАП РФ дополнены существенными нововведениями, закрепляющими аналогичное наказание для лица, отказавшегося от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, но только в тех случаях, когда имеются достаточные данные о том, что лицо употребило наркотические, психотропные вещества или НПОПАВ.
Следует также иметь в виду смежный состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 20.21 КоАП РФ, — появление в состоянии опьянения в общественных местах. В диспозиции данной статьи не уточняется, в состоянии какого именно опьянения запрещено находиться в общественных местах, т. е. имеется в виду, что состояние опьянения может быть вызвано употреблением не только алкогольной продукции, но и НПОПАВ.
Согласно опросу, проведенному среди сотрудников территориальных органов внутренних дел (далее — ОВД), в повседневной правоприменительной практике часто возникает вопрос о привлечении к административной ответственности лица одновременно за два правонарушения, связанных с употреблением НПОПАВ. Например, допустимо ли составление двух протоколов об административных правонарушениях в отношении одного и того же лица по разным составам правонарушений: во-первых, за сам факт употребления НПОПАВ (по ст. 6.9 или по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ — в зависимости от места потребления), а во-вторых, за нахождение этого же лица в общественном месте в состоянии опьянения, вызванного употреблением НПОПАВ (по ст. 20.21 КоАП РФ)?
По нашему мнению, это было бы закономерно и способствовало бы борьбе с потреблением НПОПАВ. Правоприменительная практика по данному вопросу в регионах складывается по разному и зачастую зависит от позиции надзирающего прокурора, а в сфере административной практики — Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Вопросы профилактики потребления несовершеннолетними НПОПАВ также не остались без внимания законодателя. Так, Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] расширена диспозиция ст. 6.10 КоАП РФ, что позволяет привлекать к ответственности взрослых, вовлекающих подростков в употребление НПОПАВ. При установлении вины взрослых лиц за данное деяние они подвергаются штрафам в размере от 1,5 до 3 тыс. руб. В случае если несовершеннолетнего в употребление НПОПАВ будет
вовлекать законный представитель или лицо, ответственное за воспитание и обучение подростка, то административный штраф составит уже от 4 до 5 тыс. руб.
Отдельно отметим нововведения, касающиеся запрета пропаганды НПОПАВ, появившиеся в ст. 6.13 КоАП РФ после вступления в силу ранее упомянутого Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В настоящее время за пропаганду НПОПАВ в отношении граждан предусмотрены санкции в виде административного штрафа от 4 до 5 тыс. руб. В десять раз больше (от 40 до 50 тыс. руб.) придется заплатить должностным лицам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Юридические лица за данное правонарушение несут ответственность в виде административного штрафа от 800 тыс. до 1 млн руб., а их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток. Во всех случаях предусмотрена конфискация предметов пропаганды НПОПАВ [1].
Таким образом, законодателем проведена масштабная работа для предотвращения потребления НПОПАВ, в том числе несовершеннолетними лицами.
Существующий перечень норм КоАП РФ позволяет на первичных этапах выявления фактов потребления НПОПАВ принимать меры административного воздействия как к самим несовершеннолетним и их законным представителям, так и к лицам, способствующим приобщению несовершеннолетних к употреблению таких веществ. Все вышеперечисленные меры административного воздействия при надлежащей правоприменительной практике должны в ближайшее время привести к снижению уже сложившейся негативной тенденции употребления НПОПАВ подрастающим поколением.
Однако в существующем законодательстве об административных правонарушениях есть пробел, позволяющий несовершеннолетним лицам при определенных условиях избежать наказания за употребление НПОПАВ. Как следует из диспозиции ст. 20.22 КоАП РФ, к ответственности за употребление НПОПАВ несовершеннолетними, не достигшими возраста 16 лет, привлекаются их законные представители. При этом в соответствии со ст. 27.12.1 КоАП РФ лица, со-
вершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения [1]. Отметим, что в отношении несовершеннолетних также могут быть использованы разнообразные по характеру меры административного принуждения, в том числе меры, обеспечивающие производство по делу об административном правонарушении, применяемые в силу процессуальной необходимости [11].
Согласно нормам Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] и Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) [7] медицинское освидетельствование в отношении несовершеннолетних лиц проводится с письменного согласия одного из его родителей или законных представителей.
В случае отказа самого несовершеннолетнего или его законных представителей от прохождения такого медицинского освидетельствования факт нахождения несовершеннолетнего в состоянии опьянения, вызванного употреблением НПОПАВ, невозможно подтвердить медицинским освидетельствованием, и у несовершеннолетнего лица имеется возможность отрицать факт нахождения в общественном месте в состоянии опьянения, вызванном употреблением НПОПАВ, что в совокупности с отказом от прохождения медицинского освидетельствования позволит избежать административного наказания за указанные правонарушения.
В связи с этим целесообразно дополнить диспозицию ст. 20.22 КоАП РФ по аналогии с диспозициями ст. 6.9, 20.20 КоАП РФ и предусмотреть ответственность законных представителей несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, за невыполнение требования уполномоченного должностного лица о прохождении их несовершеннолетними детьми медицинского освидетельствования на состояние опьянения. По нашему мнению, такие изменения в диспозиции ст. 20.22 КоАП РФ позволят исключить факты избежания несовершеннолетними лицами в возрасте до 16 лет административного наказания за употребление НПОПАВ и существенно снизят количество подростков, употребляющих НПОПАВ.
Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 17.04.2017) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный за-
кон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2015. № 6. Ст. 885.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. 1). Ст. 4356.
6. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
7. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н // Рос. газ. 2016. № 60.
9.
Воронин М. Ю. Криминологическая безопасность в сфере защиты населения от наркотизации // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37). Воронин М. Ю. Факторы, детерминирующие наркотизацию несовершеннолетних и молодежи // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4 (36).
10. Королева М. П., Григорьева Л. П. Психологические предпосылки употребления психоактивных веществ подростками // Вестник МЛГУ. 2011. № 613.
11. Шевцов А. В. Особенности административно-правового ограничения прав несовершеннолетних правонарушителей, доставляемых в органы внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).
E-mail: [email protected]
142