ЖИЛЬЦОВ А.В., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел; Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 660131, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20
ДИМИТРОВА Е.А., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел; Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 660131, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20
КУДАШОВА И.В., кандидат философских наук, [email protected] Кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел; Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 660131, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20
ZHILTSOV A.V.,
Candidate of Legal Sciences,
Chair of administrative law
and administrative activities
of the internal affairs bodies;
Siberian Law Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Rokossovskogo St. 20, Krasnoyarsk, 660131,
Russian Federation
DIMITROVA E.A.,
Candidate of Legal Sciences,
Chair of administrative law
and administrative activities
of the internal affairs bodies;
Siberian Law Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Rokossovskogo St. 20, Krasnoyarsk, 660131,
Russian Federation
KUDASHOVA I.V.,
Candidate of Philosophical Sciences,
Chair of administrative law
and administrative activities
of the internal affairs bodies;
Siberian Law Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Rokossovskogo St. 20, Krasnoyarsk, 660131,
Russian Federation
к вопросу о модернизации административно-
правового инструментария противодействия потреблению несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ
Аннотация. В статье на основе анализа отдельных проблем в сфере административно-правового воздействия на несовершеннолетних потребителей наркотических средств и психотропных веществ предлагается авторский подход к решению вопроса о совершенствовании данной деятельности. Обоснована необходимость модернизации законодательства, регламентирующего применение органами государственной власти административно-принудительных средств воздействия на несовершеннолетних потребителей наркотиков. В частности, для повышения эффективности воздействия на несовершеннолетних за совершение правонарушений, квалифицируемых по статьям 6.8 и 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предлагается предусмотреть возможность применения к ним наказания в виде обязательных работ. Аргументируется целесообразность законодательного закрепления новой административно-предупредительной меры принуждения — профилактического надзора, предусмотрев возможность установления запретов (ограничений).
Ключевые слова: административное принуждение; административная ответственность; несовершеннолетний; потребление наркотических средств; потребление психотропных веществ.
to the issue of updating the administrative and legal tools for counteraction to using narcotic drugs and psychotropic substances by minors
Annotation. Basing on the analysis of some problems in the sphere of administrative and legal impact on the juvenile consumers of narcotic drugs and psychotropic substances, the author's approach to the issue of improving this activity is proposed in the article. The necessity to modernize the legislation regulating the application of administrative and coercive means of influence on juvenile drug users by public authorities is substantiated. In particular, to improve the effectiveness of the impact on minors for committing offences that are classified under articles 6.8 and 20.20 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, it is proposed to provide the possibility of applying punishment in the form of compulsory works to them. The expediency to introduce and fix the new administrative preventive measure of coercion in the legislation — a preventive supervision with the possibility of establishing prohibitions (restrictions) is argued.
Keywords: administrative coercion; administrative responsibility; minor; consumption of narcotic drugs; consumption of psychotropic substances.
Несмотря на меры, предпринимаемые государством, одной из социальных проблем остается проблема наркотизации населения. В особой зоне риска находятся дети и подростки, чрезвычайно восприимчивые к деструктивному внешнему воздействию, исходящему от их окружения и среды [1, с. 7-8, 11-14].
Согласно статистическим данным МВД России, ситуация с выявлением и привлечением к административной ответственности несовершеннолетних лиц за потребление наркотиков в последние годы несколько стабилизировалась. Так, количество несовершеннолетних лиц, в отношении которых были составлены протоколы об административных правонарушениях, составило:
- по ст. 6.9 КоАП РФ в 2015 году -2149 (4,7 % от общего числа лиц); в 2016 году - 1968 (3,3 % от общего числа лиц);
- по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ в 2015 году - 1557 (11,2 % от общего числа лиц), в 2016 году - 1275 (9,1 % от общего числа лиц)*.
Анализ приведенных данных свидетельствует о снижении не только абсолютных показателей, но и удельного веса несовершеннолетних в общем числе
* Сводные отчеты по России. Сведения об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ за январь - декабрь 2015 г., январь - декабрь 2016 г. (данные предоставлены ГУ МВД России по Красноярскому краю).
привлеченных к административной ответственности потребителей наркотиков.
Указанные статистические данные не в полной мере отражают имеющуюся картину, поскольку административные правонарушения, связанные с потреблением наркотиков, обладают высокой латент-ностью. Это подтверждается результатами социологического изучения наркоситуации в Красноярском крае в 2016 году, согласно которым более 96 % опрошенных лиц в возрасте 14-17 лет имеют опыт потребления наркотиков (в том числе разового), при этом возраст первой пробы у 26,5 % - до 15 лет [2, с. 241, 246].
Система противодействия правонарушениям и антиобщественному поведению несовершеннолетних действует довольно давно, однако законодательство, регламентирующее эти вопросы, ориентировано преимущественно на реализацию профилактических мер воздействия. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») эта деятельность сводится к реализации системы мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (подп. 2, 8, 9 п. 1 ст. 21), к проведению индивидуальной профилактической работы с самими несовершеннолетними и их семьями (подп. 1 п. 1 ст. 21), а воздействие на несовершеннолетних потребителей оказывается путем
применения к ним и к их родителям (иным законным представителям) мер административной ответственности*. В настоящее время эта работа проводится с достаточной степенью интенсивности.
Использование указанных форм воздействия не способно коренным образом изменить положение дел в сфере потребления несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ. Правовое средство обладает значительным превентивным потенциалом, однако в силу несовершенства законодательства и сформировавшейся практики правоприменения, а также проблем организационного характера внутри юрисдикционных и иных органов оно зачастую не достигает своей цели.
Очевидно, что в основе характеризуемого вида девиантного поведения несовершеннолетних лежит целый комплекс причин, исследованию которых посвящено множество работ по социологии, психологии, педагогике, криминологии, административной деликтологии и другим наукам [3; 4; 5].
Исходя из сказанного и отдавая отчет в том, что перечень проблем чрезвычайно обширен, нашим вниманием будут охвачены лишь те из них, которые могут быть разрешены посредством применения мер административно-принудительного характера, направленных на противодействие потреблению несовершеннолетними лицами наркотических средств и психотропных веществ. К мерам административно-принудительного характера, на наш взгляд, относятся следующие.
1. Проблема эффективности юридически значимых последствий применения административной ответственности за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.
В зависимости от возраста несовершеннолетнего и места потребления наркотических средств или психотропных веществ к нему либо к его родителям (иным законным представителям) может применяться административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ.
Например, в случае потребления наркотического средства или психотропного вещества в общественном месте несовер-
* Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 26. Ст. 3177.
шеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет подлежит административной ответственности по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ; если указанное деяние совершено в квартире, в подвале, на чердаке или в ином месте, которое не может быть отнесено к категории публичных мест (общественных мест), требуется квалификация по ст. 6.9 КоАП РФ. Факт потребления наркотического средства несовершеннолетним в возрасте до 16 лет независимо от места совершения деяния, а равно нахождение такого лица в состоянии опьянения подлежит квалификации по ст. 20.22 КоАП РФ. В случае нахождения несовершеннолетнего (в возрасте от 16 до 18 лет) в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, при условии, что его внешний вид и поведение оскорбляют человеческое достоинство и общественную нравственность, должен решаться вопрос о возбуждении дела по ст. 20.21 КоАП РФ. Однако необходимо учитывать, что независимо от нормы КоАП РФ, применяемой к несовершеннолетнему, целью привлечения к административной ответственности является предупреждение потребления этим лицом наркотических средств или психотропных веществ в будущем.
Важно отметить, что одни правовые последствия привлечения к административной ответственности, на наш взгляд, не обеспечивают достижение обозначенной выше цели, а другие содержат чрезмерный правоограничительный потенциал. Думается, что обнаружение необходимого баланса возможно при учете ряда обстоятельств.
Во-первых, совершение административных правонарушений, связанных с потреблением наркотиков, обусловлено не только внешними причинами и общей де-виантной направленностью поведения, но и зависимостью, устранение которой невозможно без применения комплекса мер, направленных на лечение и реабилитацию [6, с. 8].
Во-вторых, если несовершеннолетний делинквент продолжает общение в кругу лиц с устойчивым девиантным поведением, факт привлечения к административной ответственности может не только не обеспечить предупреждение потребления наркотиков в будущем, но и стать условием, способствующим умышленному
продолжению данной формы антиобщественного поведения.
В-третьих, в соответствии с ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетних административный штраф, являющийся согласно санкциям ст. 6.9 и ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ единственным административным наказанием, которое может быть назначено несовершеннолетнему, взыскивается с его родителей. При этом достижение цели административного наказания не всегда возможно.
Полагаем, что по замыслу законодателя такие меры должны были стимулировать родителей к повышению активности в вопросе воспитания детей. Однако, на наш взгляд, возложение на родителей, и без того предпринимающих значительные усилия к спасению своего ребенка, обязанности претерпевать негативные последствия административной ответственности не может быть признано бесспорным. Следует согласиться с Н.Н. Цукановым и Л.А. Мицкевич, которые указывают: «Насколько бы жесткой ни была ответственность, налагаемая на родителя, она не сможет гарантированно обеспечить отказ несовершеннолетнего от употребления наркотиков, особенно в случаях, если зависимость от наркотического средства уже сформировалась» [7, с. 33].
Аналогичная ситуация складывается при применении административной ответственности, предусмотренной ст. 20.22 КоАП РФ, в соответствии с которой обязанность претерпевать лишения, связанные с исполнением административного наказания, возлагается на родителей или законных представителей несовершеннолетнего потребителя наркотиков, при этом ситуация усугубляется тем, что юридическая оценка вины родителей не дается, то есть ответственность применяется на основе объективного вменения [7, с. 34].
В-четвертых, привлечение к административной ответственности связано с рядом правовых последствий, которые не всегда являются очевидными для несовершеннолетнего делинквента, но зачастую более серьезными, нежели любое из предусмотренных законодательством административных наказаний. Привлечение к административной ответственности за потребление наркотических средств мо-
жет привести к ограничению возможности поступления на государственную службу, к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, например, в медицине или фармакологии и т.д.
В-пятых, существенной проблемой является коллизия в порядке освидетельствования несовершеннолетнего на состояние наркотического опьянения. Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) информированное согласие на освидетельствование дает один из его родителей*.
В соответствии с п. 3 указанной нормы родителю и иному законному представителю предоставляется право на отказ от освидетельствования или его прекращение. При этом речь идет именно о праве соответствующих лиц, за отказ от реализации которого не может наступать административная ответственность. Вероятно, законодатель счел данное право более ценным по отношению к необходимости административно-юрисдикционной оценки всех случаев выявления признаков описываемой формы противоправного поведения [7, с. 33].
Очевидно, что при отказе родителей или иных законных представителей от освидетельствования не может быть возбуждено дело об административном правонарушении по факту потребления наркотиков, что исключает возможность применения не только административного наказания, но и своевременной реакции со стороны медицинских и реабилитационных организаций на факт зависимости от наркотиков.
Кроме того, не может быть положительно решен вопрос о привлечении к ответственности несовершеннолетнего и его родителя (законного представителя) за отказ от выполнения законного требования
* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 48. Ст. 6724.
уполномоченного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
2. Проблема целенаправленности, достаточности и системности мер административно-правового характера, направленных на противодействие вовлечению в потребление наркотиков лиц, не достигших 18 лет.
По данным Управления по наркотикам и преступности ООН и Международного комитета по контролю над наркотиками, в мире ежегодно в потребление наркотических средств и психотропных веществ один наркоман вовлекает до 10 человек, примерно половина из них к моменту возникновения зависимости не достигает возраста 14 лет [8]. На наш взгляд, этому способствует отсутствие административно-правовых мер, способных эффективно ограничить возможность негативного влияния на несовершеннолетних, находящихся в группе риска, со стороны их окружения, в первую очередь их сверстников, входящих в группы антиобщественной направленности.
Основными субъектами нейтрализации обозначенной проблемы являются сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, осуществляющие эту работу в соответствии с Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845* (далее - Инструкция). Анализ практики деятельности подразделений по делам несовершеннолетних позволяет сделать вывод о том, что ими проводится большая работа по постановке несовершеннолетних потребителей наркотиков на профилактический учет с заведением учетно-профилактической карточки (п. 49 Инструкции), а в случае выявления группы антиобщественной направленности - с заведением наблюдательного дела - по сбору информации о несовершеннолетних потребителях наркотиков и осуществлению индивидуальной профилактической работы с ними. При этом возможности непосредственного воздействия существенно ограничены действующим законодатель-
* Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 11.
ством и сводятся в основном к применению должностными лицами метода убеждения.
3. Проблема достаточности, систем -ности и целенаправленности воздействия на факторы среды, являющиеся причинами и создающие условия для рецидива потребления наркотических средств и психотропных веществ.
В настоящее время органы, образующие систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют сбор информации о семейно-бытовых условиях жизни несовершеннолетнего, о лицах, с которыми он общается, и о характере их влияния, о местах концентрации участников групп несовершеннолетних антиобщественной направленности, об обстоятельствах, связанных с приобретением и употреблением несовершеннолетними наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, и т.д. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что соответствующие органы не обладают административно-принудительным инструментарием, позволяющим эффективно нейтрализовать выявленные негативные факторы, создающие условия для потребления наркотиков несовершеннолетними.
Основными субъектами, призванными осуществлять эту деятельность, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органы внутренних дел.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, при этом выносятся постановления, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, являясь органом административной юрисдикции, уполномоченным в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, об-
ладают правом вынесения представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению (ст. 29.13 КоАП РФ), а на организации и должностных лиц - адресатов таких представлений возлагается обязанность принятия соответствующих мер.
Здесь необходимо отметить, что указанные правовые инструменты обеспечивают лишь общепревентивное воздействие, но не позволяют возложить на несовершеннолетнего или его родителей дополнительные обязанности или ограничить их в правах. Например, сегодня органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не обладают правом ограничения круга общения несовершеннолетнего, его доступа к сети Интернет, посещения определенных мест в определенное время и т.д.
Исходя из сказанного, считаем, что необходимым условием преодоления обозначенных выше проблем является расширение арсенала административно-принудительных средств воздействия на несовершеннолетних потребителей наркотиков.
Во-первых, представляется целесообразным закрепление в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» новой административно-предупредительной меры принуждения - профилактического надзора за несовершеннолетними потребителями наркотических средств и психотропных веществ, с возможностью установления запретов (ограничений), позволяющих исключить деструктивное влияние на этих лиц со стороны их окружения (связей) и факторов внешней среды, например, запрет на контакты с лицами, занимающимися противоправной деятельностью, лицами, потребляющими наркотики, и лицами, с которыми они ранее совершали противоправные действия, запрет на посещение определенных мест, запрет на получение информации определенного вида и (или) из определенных источников.
Анализ публикаций отечественных ученых [6; 9] позволяет сделать вывод о целесообразности использования обязанностей, стимулирующих дальнейшее социально одобряемое поведение, например, обязанностей: пройти диагностику, а при
необходимости курс лечения и реабилитации, периодически сообщать в уполномоченный орган государственной власти об источнике получения средств к существованию, периодически представлять сведения о себе и своем образе жизни, периодически проходить тестирование для установления фактов потребления наркотических средств и (или) психотропных веществ и т.д.
Правом принятия решения об установлении рассматриваемого вида надзора предлагается наделить суды, а процедуру его принятия закрепить в кодексе административного судопроизводства Российской Федерации. Функции контроля за соблюдением установленных обязанностей и соблюдением запретов возложить на территориальные органы МВД России.
Важно отметить, что предлагаемый инструмент административно-принудительного воздействия на несовершеннолетних потребителей наркотиков предполагает вторжение в область их прав и свобод, которые являются объектом особой правовой защиты. Данное обстоятельство делает необходимой дальнейшую научную проработку вопросов о допустимости и достаточности конкретных административных ограничений и дополнительных обязанностей, об определении границ применения рассматриваемого правового инструмента, оснований и порядка его применения, вопроса организации деятельности предполагаемого субъекта правоприменения и т.д.
Во-вторых, представляется необходимым установить возможность освобождения несовершеннолетнего или его родителей (законных представителей) от административной ответственности в случае установления за несовершеннолетним потребителем наркотических средств или психотропных веществ профилактического надзора, закрепить данное основание в КоАП РФ.
В-третьих, исключить из КоАП РФ ст. 20.22, предусмотрев потребление несовершеннолетними в возрасте до 16 лет наркотических средств, психотропных веществ и т.д. как последствие ненадлежащего исполнения обязанностей их родителями, иными законными представителями в ст. 5.35 КоАП РФ в качестве квалифицированного состава.
В-четвертых, для повышения эффективности воздействия на несовершеннолетнего потребителя наркотиков административной ответственности предусмотреть возможность применения за правонарушения, предусмотренные ст.ст. 6.9 и 20.20 КоАП РФ, наказания в виде обязательных работ.
В-пятых, следует расширить практику возложения на несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
В-шестых, при выявлении фактов, свидетельствующих о потреблении несовершеннолетним наркотиков, и в случае отказа его законных представителей дать согласие на прохождение несовершеннолетним процедуры медицинского освидетельствования, сотрудникам органов внутренних дел необходимо:
1) составить постановление о направлении несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование, перечислив внешние признаки, дающие основание полагать, что лицо находится в состоянии наркотического опьянения;
2) получить объяснение несовершеннолетнего и свидетелей, стремясь обеспечить достоверное установление факта потребления несовершеннолетним наркотических средств, психотропных и (или) иных одурманивающих веществ, места и времени их потребления;
3) получить объяснение законных представителей несовершеннолетнего о причинах отказа от освидетельствования;
4) вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В описательной части определения необходимо перечислить признаки, дающие основание полагать, что несовершеннолетний находится в состоянии наркотического опьянения, установочные данные свидетелей, подтверждающих факт потребления наркотика, а также зафиксировать факт отказа законных представителей от прохождения медицинского освидетельствования. В резолютивной части определения зафиксировать необходимость принятия законным представителем несовершеннолетнего мер по предупреждению потребления наркотиков лицом, в интересах которого они действуют, и предупредить о возможности привлечения их к ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних) в случае повторного выявления фактов потребления несовершеннолетним запрещенных психоактивных веществ;
5) разъяснить законным представителям несовершеннолетнего:
- медицинские и социальные последствия отказа от прохождения медицинского освидетельствования в случае, если несовершеннолетний нуждается в соответствующей помощи;
- возможность освобождения от административной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ до направления дела об административном правонарушении на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, если после установления факта потребления несовершеннолетний с их согласия добровольно обратится в медицинскую организацию для лечения.
Список литературы
1. Мониторинг наркоситуации и профилактика наркопотребления в молодежной среде в Красноярском крае: отчет о НИР (заключительный) / Сибирский юридический институт ФСКН России; рук. Невирко Д.Д.; исполн.: Шинкевич В.Е. [и др.]. Красноярск, 2012. 465 с. N ГР 01301251736. Инв. N 02201262934.
2. Мониторинг состояния наркоситуации в Красноярском крае (по результатам социологических исследований): отчет о НИР (заключительный) / Сибирский юридический институт ФСКН России; рук. Невирко Д.Д; исполн. Бен Е.Н. [и др.]. Красноярск, 2016. 285 с. N ГР АААА-А16-116021950186-2.
3. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости : монография. М., 2001. 192 с.
4. Готчина Л.В., Коробицина Т.В., Жижко Е.В. Методики профилактики наркомании. Белгород: Белгородский юрид. ин-т МВД России, 2006. 71 с.
5. Космодемьянская Е.Е. Тактико-психологические аспекты допроса несовершеннолетних наркозависимых лиц // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2012. N 1. С. 50-59.
6. Димитрова Е.А., Рублева Т.Ю. Основы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях: курс лекций. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. 100 с.
7. Цуканов Н.Н., Мицкевич Л.А. Реализация органами наркоконтроля положений статьи 20.22 КоАП РФ: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2015. N 1. С. 31-35.
8. Доклад рабочей группы Госсовета РФ «О мерах по усилению противодействия употреблению наркотиков среди молодежи». URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/penodics/review/2011/0418 (дата обращения: 18 апр. 2017 г.).
9. Бекетов О.И. Полицейский надзор: теоретико-правое исследование: монография. Омск: Омская акад. МВД России, 2009. 223 с.