Научная статья на тему 'Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача: анализ законодательства и проблемы правоприменения'

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача: анализ законодательства и проблемы правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1455
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / NARCOTICS / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / НАРКОТИКИ / ПРЕКУРСОРЫ / PRECURSORS / ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА / CONSUMPTION / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / NARCOTIC DRUGS / WITHOUT PRESCRIPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соломатина Екатерина Александровна, Соломатина Елена Александровна, Хадисов Газиявдибир Хадисович

Исследована ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к составу административного правонарушения, ее взаимосвязи со смежным законодательством. Выявлены актуальные проблемы правоприменения указанной статьи; даны общие направления по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соломатина Екатерина Александровна, Соломатина Елена Александровна, Хадисов Газиявдибир Хадисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The consumption of drugs or psychotropic substances without prescription: analysis of legislation and law enforcement issues

The authors investigate Art. 6.9 code of the Russian Federation on administrative violations of law related to the administrative offence, its relationship with related legislation. In the process of analyzing the detected actual problems of enforcement of this article and provides General direction for their elimination.

Текст научной работы на тему «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача: анализ законодательства и проблемы правоприменения»

УДК 342.95 ББК 67.401.04

ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА СОЛОМАТИНА,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история правовых учений

E-mail: [email protected] ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА СОЛОМАТИНА, доцент кафедры криминологии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

ГАЗИЯВДИБИР ХАДИСОВИЧ ХАДИСОВ, заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.11-судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук Сосновская Ю.Н.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследована ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к составу административного правонарушения, ее взаимосвязи со смежным законодательством. Выявлены актуальные проблемы правоприменения указанной статьи; даны общие направления по их устранению.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, наркотики, прекурсоры, потребление без назначения врача, административная ответственность.

Annotation. The authors investigate Art. 6.9 code of the Russian Federation on administrative violations of law related to the administrative offence, its relationship with related legislation. In the process of analyzing the detected actual problems of enforcement of this article and provides General direction for their elimination.

Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, narcotics, precursors, consumption, without prescription, administrative responsibility.

В последние годы незаконный оборот наркотиков превратился в одну из актуальных проблем нашего общества. И хотя люди уже с древних времен употребляли в различных целях наркотические средства и психотропные вещества, никогда еще масштабы их незаконного распространения и немедицинского потребления не приобретали таких размеров, как в наше время. По отдельным экспертным оценкам, на 2014 г. рынок наркопотребления в России составляет 8 млн человек (регулярное и эпизодическое потребление) из которых активно употребляют 3 млн. Каждый месяц от наркомании в России умирает 5 тыс. человек1.

Предупреждение и пресечение незаконного оборота и потребления наркотиков без назначения врача

является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных и общественных органов. Проблема роста наркомании и развития наркобизнеса в нашей стране, как неоднократно указывали Президент РФ и директор ФСКН России, является одновременно проблемой политической, криминальной, экономической и социальной. Все это вывело проблему на уровень национальной угрозы.

В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных ве-

1 URL://http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/in-dex.shtml

ществ без назначения врача согласно ст. 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»2.

Согласно ст. 1 указанного закона в Российской Федерации юридическое закрепление получили следующие определения наркотических средств и психотропных веществ:

♦ наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.3;

♦ психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Переченьнар-котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.4;

♦ прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее — прекурсоры) — вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.5.

Правительство РФ утверждает Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, состоящий из четырех списков:

♦ список I — наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации запрещен;

♦ список II — наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля;

♦ список III— психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля;

♦ список IV— прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля.

Внесение изменений в указанный Перечень осуществляется на основании предложений Министерства здравоохранения Российской Федерации либо Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, которые представляют в установленном порядке соответствующие проекты актов Правительства РФ6.

В ст. 25 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» закреплен общий порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам через аптечные организациях при наличии у последних лицензии на указанный вид деятельности.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13 мая 2005 г. № 330 утвержден Перечень должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам. К ним относятся: заведующий аптечной организацией, заместитель заведующего аптечной организацией; заведующий отделом аптечной организации; заместитель заведующего отделом аптечной организации; провизор аптечной организации; фармацевт аптечной организации7.

2 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

3 Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными Протоколом от 25 марта 1972 г., вступила в силу 8 августа 1975 г. // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2269.

4 Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21 февраля 1971 г.): Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416—434.

5 Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20 декабря 1988 г.): Сб. междунар. договоров СССР и РФ. Вып. ХКУП. М., 1994. С. 133—157.

6 Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3198.

7 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13 мая 2005 г. № 330 «О Перечне должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам» // Российская газета. 2005. 21 июня.

Физическое лицо вправе потреблять наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III, отпущенные в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения в медицинских целях только по рецепту8, содержащему назначение указанных средств, веществ, выписанному на специальных бланках, при назначении лечащим врачом9.

Форма, порядок регистрации, учета, хранения бланков рецептов определяются Минздравом РФ10.

Аптечным организациям запрещается отпускать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II, по рецепту, выписанному более пяти дней назад11.

Под лечащим врачом, согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»12, понимается врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения.

Потребление наркотических средств, психотропных веществ с нарушением указанного порядка рассматривается в качестве противоправного деяния и квалифицируется в соответствии со ст. 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Таким образом, за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача установлена только административная ответственность, уголовная ответственность за данный состав не предусматривается. Законодательно данный факт можно объяснить наличием превентивной меры, установленной в КоАП РФ, направленной на сохранение здоровья физического лица путем раннего выявления заболевания наркоманией, предотвращения злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

Следует отметить, что такие правонарушения, как склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ либо организация, содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ содержат состав преступления в рамках ст. 230, 232 УК РФ соответственно.

Рассмотрим особенности привлечения к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения по анализируемой статье являются общественные отношения в области охраны здоровья населения, а

также в сфере установленного порядка оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Потребление же наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах будет квалифицироваться по ч. 3 ст. 20.20 и ст. 20.22 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ составляют совершенные в нарушение установленного порядка действия по употреблению без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации13.

Субъект правонарушения по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ — только физическое лицо (гражданин РФ), достигшее 16-летнего возраста, по ч. 2 — иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Субъективная сторона — прямой умысел. Виновный сознает, что он производит противоправные действия, предвидит их вредные последствия и желает их либо сознательно допускает.

Санкция — штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб. или административный арест до 15 суток (для граждан РФ); штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или административный арест до 15 суток с административным выдворением за пределы РФ (для иностранных граждан РФ).

Следовательно, санкция по ст. 6.9 КоАП РФ является альтернативной; в отношении физического лица она дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания, учета степени общественной опасности содеянного и достижения целей наказания14.

Протоколы о совершении указанных правонарушений по данной статье составляются сотрудниками

8 Приказ Минздрава РФ от 1 августа 2012 г. № 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления» // Российская газета. 2012. 22 авг.

9 Пункт 5 ст. 25 ФЗ от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

10 Там же: пп. 1, 2 ст. 26.

11 Там же: п. 6 ст. 25.

12 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

13 Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681.

14 Постановление ВС РФ от 17 июня 2013 г. № 11-АД13-8.

органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), которые при наличии достаточных оснований полагать о нахождении лица в состоянии наркотического опьянения могут направить его на медицинское освидетельствование15.

Факт совершения правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ должен быть подтвержден протоколом об административном правонарушении, справкой медицинской организации о наличии в организме правонарушителя следов потребления наркотического средства (психотропного вещества), рапортом уполномоченного сотрудника полиции, протоколом об административном задержании.

Дела по ст. 6.9 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1 КоАП РФ).

При совершении данного правонарушения предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности: при добровольном обращении лица в лечебно-профилактическое учреждение для лечения, а также при направлении лица с его согласия на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение16.

Анализ ст. 6.9 КоАП РФ и применение ее сотрудниками правоохранительных органов в отношении наркоманов показывает следующие проблемы.

1. Увеличение количества лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, может представлять большую угрозу национальным интересам Российской Федерации, которую можно рассмотреть применительно к аспектам медицинского, социального, юридического и политического характера.

С позиции медицинского аспекта потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача рассматривается как вред, причиняемый физическому и психическому здоровью граждан, что увеличивает количество больных лиц в Российской Федерации, уменьшает численность молодого трудоспособного населения, подрывает безопасность гендерного фонда, в том числе через распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов и др.

Социальный аспект заключается в росте нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ, вовлечении в потребление все большего круга лиц, что наносит существенный вред социально-значимым интересам российского общества.

Юридический аспект предполагает охраняемую правом защиту самостоятельных объектов в виде здоровья граждан, интересов общества, законодательно запрещенного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также своевременное совершенствование законодательства об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере.

Политический аспект выражается в выработке государственной стратегии национальной безопасности в рамках борьбы с распространением наркомании и разработки действенных профилактических мер в данной области.

Следует отметить, что отдельные концептуальные положения и основные угрозы наркологической безопасности содержатся в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.17, в которой развиваются и конкретизируются применительно к сфере антинаркотической деятельности соответствующие положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.18, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.19.

Потенциально возможное нанесение прямого ущерба охраняемым национальным интересам связывается с появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ и расширением немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены.

Административным правонарушениям в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ присуща высокая латентность. Они выступают

15 Статья 44 ФЗ от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

16 Соответствует положениям пп. «с» п. 4 ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающим при малозначительности правонарушения случаи применения мер перевоспитания либо социальной реинтеграции, а также, если правонарушитель является наркоманом, его лечения и последующего наблюдения за ним.

17 Утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. 2010. № 24. Ст. 3015.

18 Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

19 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

детерминантами преступного поведения и способствуют развитию преступности20. Как справедливо подмечено одним из наиболее авторитетных российских криминологов В.В. Лунеевым: «анализ преступности должен сочетаться с анализом правонарушае-мости. Только на этой основе можно более адекватно отслеживать тенденции преступности и ее отдельных групп; изучать ее связи с другими социальными явлениями и процессами; прогнозировать криминологическую обстановку в стране и ее регионах; разрабатывать взаимосвязанные стратегию и тактику борьбы с преступностью и правонарушаемостью»21.

Из общего числа выявленных в 2010 г. административных правонарушений в сфере наркотиков значительную часть составляют правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.9 КоАП РФ, т.е. потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача — 103 126 (60,1% от общего числа выявленных в анализируемой сфере). Остальная часть, т.е. 68 301, или 39,9% выявленных правонарушений, приходится на следующие ст. КоАП РФ: 6.8, 6.13, 6.15, 6.16, 10.4, 10.5, ч. 3 ст. 20.20, 20.2222.

2. Категория граждан, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, отличается финансовой нестабильностью, в связи с чем в большинстве случаев административные штрафы не уплачиваются или уплачиваются в ущерб материальным интересам семьи наркозависящего лица, члены которой не только оплачивают административный штраф за наркомана, но и испытывают серьезные проблемы по сохранению своего имущества от покушений на него со стороны родственника-наркомана.

Применение административного ареста по ст. 6.9 КоАП РФ к правонарушителю позволяет вырвать наркозависимых из обычно окружающей их антисоциальной обстановки, предупредить совершение новых преступлений и правонарушений, однако судьями как правоприменителями используется данная санкция крайне неохотно, так как законодательно не решен вопрос о месте отбывания наказания в виде административного ареста лица, употребившего наркотические средства и (или) психотропные вещества, о проблеме «ломки» наркозависящего лица в момент отбывания административного наказания, о дозволенных мерах реагирования и ответственности должностных лиц, обеспечивающих выполнение адми-

нистративного наказания в отношении наркомана, их взаимодействие со станциями скорой помощи и наркологическими диспансерами.

Следовательно, важное место в профилактике и противодействии незаконному потреблению наркотиков, а также в борьбе с распространением наркомании должно стать изменение санкций по ст. 6.9 КоАП, например:

♦ наложение штрафа или административного ареста как видов административного наказания для лиц, впервые употребивших наркотические средства и психотропные вещества, что будет подтверждаться соответствующими учетами МВД и ФСКН РФ;

♦ установление обязательных работ для лиц повторно употребивших наркотические средства и психотропные вещества и ранее проходивших по учетам МВД и ФСКН РФ.

Нельзя забывать, что согласно ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» под наркоманией понимается заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества, а под больным наркоманией понимается лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с указанным законом, поставлен диагноз «наркомания».

Наркоманы становятся опасны для общества. Они совершают преступления, а также вовлекают в употребление наркотиков все новых лиц, подрывают государственные меры противодействия наркопреступности в России. В России ежегодно расследуется 250 тыс. наркопреступлений при том, что количество фактов сбыта составляет колоссальную величину — 1 млрд23.

20 Газизов Д.А., Газизова Т.Г. Проблемы применения законодательства об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ // Административное право и процесс. 2012. № 3.

21 Лунеев В.В., Кузнецова Н.Ф. Криминология: Учебник для вузов. М., 2004. С. 25.

22 Статистические данные приводятся в соответствии с формой № 4-МВ-НОН «Сведения об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов», утв. Приказом ФСКН РФ № 29, Генпрокуратуры РФ № 53, МВД России № 70, Минюста РФ № 30, Министра обороны РФ № 76, МИД РФ № 1669, Минздравсоцразвития РФ № 75н, Минобр-наукиРФ № 107, ФСБ РФ № 49, ФТС РФ № 268, Роскосмоса № 17 от 10 февраля 2010 г. «Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков».

23 URL://http://www.fskn.gov.ш/mdudes/perюdics/speeches_fskn/-2014/0211/135628878^аИ^Мт1

Поэтому контроль за лицами, добровольно обратившимися за медицинской помощью, в том числе и в рамках освобождения от административной ответственности, согласно примечанию к ст. 6.9 КоАП РФ, должен стать более эффективным.

3. Согласно ст. 44 ФЗ от 8 января 1998 г. № 3-ФЭ «О наркотических средствах и психотропных веществах», лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование.

Медицинское освидетельствование лица проводится по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, следователя, судьи или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в медицинских организациях, специально уполномоченных на то федеральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Порядок медицинского освидетельствования лица устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Расходы на медицинское освидетельствование лица производятся за счет средств соответствующих бюджетов.

Помимо ст. 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации действуют:

♦ Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»24;

♦ Приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»25;

♦ Приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 «Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания»26;

♦ Утвержденная Минздравом СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 «Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения».

Анализируя вышеперечисленные документы, необходимо констатировать, что:

♦ отсутствует нормативное закрепление внешних признаков состояния наркотического опьянения;

♦ не утвержден общий порядок медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача;

♦ не установлено обязательное получение согласия лица на проведение медицинского освидетельствования;

♦ отсутствует норма, предусматривающая установление административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения (прим.: в ст. 12.26 КоАП РФ предусмотрена административная

24 СЗ РФ. 2008. № 27. Ст. 3280.

25 Российская газета. 2003. 24 июля.

26 Приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. № 704.

27 Пункт 1 ст. 3.1 ФЗ от 30 декабря 2001 г. 196-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

ответственность только за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения);

♦ не определены общие сроки проведения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения;

♦ не регламентирована экспресс-диагностика медицинского освидетельствования в рамках выявления в крови или моче освидетельствуемого лица нахождения наркотических средств или психотропных веществ.

Кроме того, изучение соответствующих нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что при направлении на медицинское освидетельствование отсутствует единая процессуальная форма оформления.

Так, например, составляются и оформляются:

1) протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения — согласно ч. 3 ст. 27.12 КоАП РФ и Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»;

2) направление — согласно Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной Минздравом СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14;

3) постановление — согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЭ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Таким образом, единая форма принятия решения о направлении на медицинское освидетельствование лица на состояние наркологического опьянения действующим законодательством не предусмотрена, соответствующую норму необходимо законодательно установить, так как по ст. 27.1 КоАП РФ медицинское освидетельствование на состояние опьянения

определяется как мера обеспечения по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом, которым по смыслу ст. 1.1, 1.3 Кодекса может быть только КоАП РФ.

Таким образом, перечисленные проблемы в законодательном регулировании и правоприменительной деятельности в сфере потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача позволяют сделать вывод о том, что при выявлении административных правонарушений по ст. 6.9 КоАП РФ сотрудники правоохранительных органов ограничены в своих действиях непроработанностью правовых вопросов, требующих дальнейшего совершенствования.

Однако, предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, нельзя сводить к набору мер, носящих исключительно карательно-репрессивный характер, ведь основной целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами27.

Поэтому систему предупреждения данных правонарушений должны составлять разнообразные по содержанию и направленности меры общесоциального, специального криминологического и индивидуального предупреждения, закрепленные в общегосударственной антинаркотической политике.

27 Пункт 1 ст. 3.1 ФЗ от 30 декабря 2001 г. 196-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.