ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК
ИНОСТРАННОГО В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ 1 2
Алленова И.В. , Ташева У.Т. Email: Allenova17162@scientifictext.ru
1Алленова Ирина Владимировна - старший преподаватель; 2Ташева Умида Темуровна - старший преподаватель, кафедра языков,
Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена специфике обучения русскому языку в технических вузах Республики Узбекистан. Выполнен анализ актуальных проблем преподавания русского языка студентам инженерных специальностей. Отмечена важность поддержания мотивации студентов к изучению русского языка как иностранного. Перечислены способы повышения мотивации и интереса к предмету изучения. Рассмотрены приемы использования в процессе преподавания русского языка информационных и коммуникационных технологий. Подчеркнута важность изучения русского языка как на общем уровне, так и на уровне специальной технической и научной терминологии.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, компетентностный подход, нейтральный и научный стили речи, преподавание технических дисциплин, повышении мотивации.
FEATURES OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN TECHNICAL UNIVERSITIES Allenova I.V.1, Tasheva U.T.2
1Allenova Irina Vladimirovna - Senior Teacher; 2Tasheva Umida Temurovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF LANGUAGES, TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the specifics of teaching the Russian language in technical universities of the Republic of Uzbekistan. The analysis of actual problems of teaching the Russian language to students of engineering specialties is carried out. The importance of maintaining students' motivation to study Russian as a foreign language is noted. The ways to increase motivation and interest in the subject of study are listed. The methods of using information and communication technologies in the process of teaching the Russian language are considered. The importance of studying the Russian language both at the general level and at the level of special technical and scientific terminology is emphasized. Keywords: Russian as a foreign language, competence-based approach, neutral and scientific styles of speech, teaching technical disciplines, increasing motivation.
УДК 378.147 DOI: 10.24411/2304-2338-2021 -10503
Мировая глобализация способствует динамичной интеграции системы профессионального образования Республики Узбекистан в международное образовательное пространство. Сегодня целью профессиональных образовательных учреждений становится подготовка специалистов, обладающих личностными и профессиональными компетенциями, которые будут способствовать их включению в
экономику. Кардинальное переосмысление структуры, содержания, достижений высшего образования, произошедшее в последние десятилетия делают невозможным его замыкание в национальных рамках. Особенно с учетом развития мировых экономических и социальных процессов, все больше размывающих межнациональные и территориальные границы [1]. В процессе современного обучения студенты инженерно-технических специальностей должны получить компетенции самостоятельных, мобильных специалистов международного уровня, обладающих высокими коммуникативными качествами, позволяющими уверенно интегрироваться в профессиональную среду. Как частный случай в отмеченной глобальной задаче, преподавание русского языка дает обучающимся возможность приобретения актуальных знаний, которые необходимы для участия в учебной, а далее и научной деятельности на основных факультетах технического вуза.
Русский язык как иностранный является одним из самых сложных для изучения студентами вузов технического профиля. Трудности возникают при восприятии фонетических особенностей русского языка, восприятии речи, сложности познания грамматики, выражения мыслей в письменной, устной речи. Программы обучения русскому языку как иностранному в неязыковых высших учебных заведениях нацелены на формирование устойчивых навыков: чтение, письмо, аудирование. Не менее важно обретение навыков понимания информационных источников, критического мышления, ведения дискуссий [2].
Практика обучения студентов инженерных специальностей русскому языку как иностранному показывает, что для достижения успехов в учебном процессе они должны владеть нейтральным и научным стилем речи русского языка. Совокупность знаний «Языка общего владения» и «Научного стиля речи» делают достижимой основную цель: владения языком специальности на неродном языке [3]. Расширение области знания русского языка за рамки изучения технической и научной терминологии специальности естественен и предсказуем. Невозможно уверенно владеть какой-либо частью языка - язык общего владения в совокупности с языком научного владения составляют общий фундамент уверенного пользования языком.
В процессе изучения русского языка преподавателем проводится систематическая работа со студентами технических направлений, целью которой является:
• усвоение научно-технических терминов и синтаксических конструкций научной и специальной технической речи;
• развитие навыков анализа структуры текста, составления докладов, информационных сообщений;
• умение восстанавливать прослушанные тексты учебной, научной, профессиональной тематики.
Высокая мобильность современной образовательной системы, выражающаяся в своевременном приспособлении к инновациям, позволяет широко использовать в процессе преподавания русского языка информационные и коммуникационные технологии: электронные учебные пособия, интерактивные обучающие тренажёры, многообразные формы тематических презентаций и проектов, справочный материал в виде электронных переводчиков, словарей и др. [4]. Применение данных технологий позволяет сформировать электронное образовательное пространство для студентов, обучающихся русскому языку. К электронным ресурсам, нашедшим широкое применение при изучении русского языка как иностранного, можно отнести и так называемые «подкасты». Это файлы видео- и аудиоформата, ставшие актуальной альтернативой теле- и радиопередачам, не требующие применения специальных каналов вещания. Подкастинг включает в себя и производство аудиоресурсов, и их распространение. Способом подкастинга распространяется видео- и звуковая информация в сети Интернет. При использовании данного метода работы с информацией студенты могут получать доступ к ресурсу как во время аудиторных занятий, так и в процессе самоподготовки [5].
Сегодня целью преподавателя становится обучение русскому языку не обычным заучиванием, а путем прививания студентам навыка самостоятельного поиска необходимой информации с использованием технических средств, интернета [6]. Задания должны быть направлены на преодоление посильных трудностей и достижение значимых результатов (двусторонний перевод, ответы на вопросы к тексту, составление аннотации, резюме, реферата и т.д.) [7].
Работа по нахождению материалов на русском языке по заданной тематике представляет для иноязычных студентов определенные трудности, в силу недостаточно хорошего владения русским языком. Возникают проблемы быстрого формирования запроса, определения и выбора нужной информации из контекста, найденного в поисковой системе. Часто у студента технического вуза отсутствуют навыки работы со словарем, со специализированными учебниками. Прежде чем приступить к конкретным действиям по поиску и обработке технической информации, преподаватель должен давать задания по поиску и работе с тематикой текстов доступной для студентов. Полученные навыки применяются в последующем при работе с текстами по специальности. Для достижения успешного результата преподаватель русского языка как иностранного должен применять на занятиях разнообразные виды работ, широкий спектр учебных материалов, что позволит привить студентам навыки получения профессиональных знаний, развить предметные компетенции [8].
Очень важно для преподавателя помочь студентам в преодолении психологического барьера. Боязнь допустить ошибку, показать незнание становится серьезным препятствием для автоматизации языковых навыков. Это мешает также применять полученные знания в жизни. При выборе тех или иных методов обучения преподаватель должен учитывать индивидуальные и личностные характеристики студентов, помогая им в преодолении психологически сложных ситуаций. Умение педагога на практике учитывать личностные потребности и психологические особенности студентов напрямую влияют на результативность их последующего обучения.
Остро в процессе обучения стоит и вопрос поддержания мотивации студентов. Можно выделить три функции мотивации: побуждения к деятельности, направленности деятельности, придания ей личностного смысла и значимости [9]. Стоит отметить, что желание изучать русский язык растет тогда, когда студенты понимают, насколько их профессиональные возможности расширяются, при условии владения русским языком. Одной из задач преподавателя становится создание условий для поддержания интереса к изучению русского языка. Необходимо показывать речевую перспективу применения языкового материала так, чтобы студенты стремились добиться высокого уровня сформированности языковых компетенций. Находить полезные и интересные для изучения (чтения, перевода, обсуждения и т.д.) темы и материалы, применять на занятиях активные и интерактивные методы, мультимедиа технологии и т.п. [10].
Эффективное освоение русского языка студентами технических специальностей дает лингвистическое погружение в профессиональную среду. Для этого возможно использование во время учебных занятий преподавателями специальных дисциплин учебных материалов, системы заданий, в том числе и на русском языке. Таким образом, создаются условия построения языковой коммуникативной компетенции. Невозможно обучать языку специальности без изучения самого предмета. Обучение языку специальности, видам и формам речевого общения в той или иной учебной отрасли проводится на материале данного научного предмета. Поэтому необходимо активное взаимодействие преподавателей языковой кафедры с преподавателями специальных и общетехнических дисциплин.
Также можно отметить, что достижение целей успешного изучения русского языка студентами инженерных специальностей строится на активном сотрудничестве
преподавателя и студента на всех этапах учебы. Для повышения качества языковой и профессиональной подготовки будущих специалистов важно использовать совокупность всех психолого-педагогических, методических ресурсов. Особенным условием достижения необходимого результата становится направленность учебного процесса на самостоятельность и мобильность будущих специалистов, развитие их творческого потенциала, использование современных информационно-коммуникативных технологий.
Список литературы / References
1. Альтбах Ф.Дж. Тенденции в глобальном высшем образовании, мониторинг академической революции. Основные тенденции развития высшего образования, глобальные и Болонские измерения. Москва, 2010.
2. Алленова И.В. Веб-квест в организации проектной деятельности студентов неязыковых вузов по русскому языку // Вестник науки и образования, 2020. № 6-2 (84).
3. Тюменцева Е.В. Ионкина Е.С. Харламова Н.В. Харламов О.С. Специфика обучения иностранных студентов инженерных специальностей в условиях современного технического вуза // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2017. Т. 11. № 1.
4. Филимонова Н.Ю., Горьковская В.Д., Харламова Н.В. Подготовка к курсовым работам по НСР с применением информационных технологий // Вестник ТулГУ. Серия «Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. Вып. 10. Ч. 1. ТулГУ. Тула, 2011. 99 с.
5. Ташева У.Т. Использование аудиоподкастов и видеоподкастов в обучении русскому языку как неродному // Научный журнал, 2018. № 9 (32). С. 55-56.
6. Sharifbaeva H. Y., Abdurazzakova D.A. Technology of blended learning as a condition of formation self-education skills for students // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education, 2020. С. 73-75.
7. Силкина Т.Г. Привитие навыков самообучения // Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: Сб. науч. ст. УлГТУ. Ульяновск, 2005. С. 102.
8. Анопочкина Р.Х. Обучение русскому языку студентов-иностранцев в техническом вузе: проблемы и решения // Гуманитарный вестник, 2013. № 2 (4).
9. Ионкина Е.С. Экспериментальное исследование факторов и условий формирования профессионально-языковой компетентности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки, 2012. № 1 (65). С. 50-53.
10. Корниенко Е.Р., Тенчурина Л.З. Проблемы языковой подготовки иностранных студентов в вузе // Агроинженерия, 2012. № 4-1 (55).