ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЕБ-КВЕСТ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Алленова И.В. Email: Allenova684@scientifictext.ru
Алленова Ирина Владимировна - старший преподаватель, кафедра языков,
Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается метод Web-квест, который является одним из эффективных способов формирования устойчивой коммуникативной компетенции, активизации познавательного интереса к изучению русского языка студентами неязыковых технических вузов. Представлены механизмы формирования навыков эффективных коммуникативных процессов, развития критического мышления, умения работать в группе посредством метода Web-квест. Представлены основные этапы Web-квеста. Предлагается проанализировать цели и задачи метода при обучении русскому языку студентов в рамках проектной деятельности.
Ключевые слова: интернет, информационные технологии, компьютерные средства обучения, русский язык, Web-квест.
WEB QUEST IN THE ORGANIZATION PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS OF NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN RUSSIAN LANGUAGE Allenova I.V.
Allenova Irina Vladimirovna - Senior Lecturer, LANGUAGES DEPARTMENT, TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article considers the Web-quest method, which is one of the most effective ways of creating a stable communicative competence, activating the cognitive interest in studying the Russian language by students of non-linguistic technical universities. The mechanisms of forming the skills of effective communication processes, the development of critical thinking, the ability to work in a group using the Web-quest method are presented. The main stages of the Web-quest are presented. It is proposed to analyze the goals and objectives of the method in teaching Russian to students in the framework ofproject activities.
Keywords: Internet, information technology, computer training tools, Russian language, Web-quest.
УДК: 378.147
Сегодня на первый план в образовании выходит формирование и развитие личности, способной самореализоваться в постоянно изменяющихся ситуациях, с высоким общекультурным развитием, познавательной активностью и ключевой компетенцией «умения учиться всю жизнь» [1].
Инновационные образовательные технологии, приемы, методы и формы организации учебного процесса при смене парадигмы образования становятся необходимым условием. Стоит отметить, что это подразумевает не только использование информационно-коммуникационных технологий, среды Интернет, средств связи (смартфон, компьютер,
планшет, ноутбук). Одна из важных составляющих современного процесса обучения -разработка эффективных методик для формирования самостоятельной личности [2].
Изучение русского языка как иностранного является одним из самых сложных для студентов вузов технического профиля. Они встречаются со сложностями в освоении грамматического строя, выражении мыслей в письменной, устной речи. Проблема усугубляется тем, что русский язык - это не только предмет для изучения. Это средство познания литературы, в том числе, технической, включая информацию об инновациях в России. Знания языка являются фундаментом профессионального обучения, профессионального становления студентов. Программы обучения русскому языку как иностранному в неязыковых высших учебных заведениях направлены на формирование устойчивых навыков: чтение, письмо, аудирование. Также необходимо формирование навыков осмысления информации, критического мышления, ведения дискуссий.
Следовательно, перед преподавателями стоят задачи не только обучить грамоте, но и научить чувству слова, умению выделять важнейшие информационные блоки, давать свои пояснения к проблемам, определять особенности тех или иных высказываний.
Решение поставленных задач видится в максимальном использовании интерактивной формы обучения Web-квест как для повышения интереса к изучаемому предмету, так и для организации эффективного взаимодействия между преподавателем и студентами. Web-квест предполагает, что используется определенный сценарий для организации проектной деятельности студентов с использование ресурсов Интернет по любой изучаемой теме [3].
Методика предусматривает использование разноуровневых проблемных задач. В процессе их выполнения у студентов формируются коммуникативные навыки, умения, знания по русскому языку, навыки письменной, устной речи. Результат прохождения квеста - презентация работы в разных формах: выступление перед аудиторией или посредством компьютерных технологий, либо короткое эссе по проблемам, созданная тематическая web-страница в интернете.
Квест должен обладать структурой:
1. Введение - описывает, что необходимо для подготовки, получения базовых знаний, информацию по проблеме исследования.
2. Задачи, направленные на решение проблемы.
3. Информационные ресурсы для выполнения проектной работы.
4. Описание всех этапов работы.
5. Рекомендации по информационным материалам.
6. Заключение. Оно суммирует информацию по проектной работе, содержит выводы, результаты [4].
Одним из эффективных подходов считаются Web-квесты, оформленные в виде интерактивных программ, к которым есть одновременный доступ всем участникам проекта или онлайн страниц интернет-сайтов. Согласно заложенному сценарию квеста студенты выполняют задания. По целям такие квесты классифицируются следующим образом:
1. Краткосрочные, предназначенные для углубления, интеграции полученных знаний, выполняются в течение 1-3 пар (чем сложнее тематика, тем больше отводится времени);
2. Долгосрочные - рассчитаны на семестр, учебный год, используются в целях систематизации и реализации на практике полученных знаний.
Мы выделили задачи Web-квеста, которые можно отнести к профессиональному и личностному развитию студентов:
1) Ознакомить студентов ВУЗа с различными способами безопасного, эффективного серфинга информации в сети Интернет;
2) Обучить работать с интернет-ресурсами, познакомить с методами эффективной работы с информацией (поиск, анализ, структурирование, презентация);
3) Сформировать умения по использованию информации из Интернет в целях развития креативного потенциала, а именно:
• создания online-презентаций, кроссвордов, публикаций (управление персональным блогом, создание и размещение электронных статей);
• умения работать в группе (команде), договариваться, выстраивать эффективные деловые отношения, принимать компромиссные решения;
• развития коммуникативных навыков;
• формирования культуры общения.
Одна из характерных черт методики Web-квест заключается в том, что материал для изучения размещается на разных интернет-ресурсах. За счет такого подхода у студентов ВУЗов технического профиля формируются компетенции:
1. Эффективной работы с разными типами информационных технологий для решения профессиональных задач, поисковых навыков, представления результатов в виде сайтов, базы данных, роликов с использованием flash-анимации, электронных презентаций и т.п.
2. Работы в группе (команде), умения планировать задачи, распределять роли, помогать друг другу, обеспечения взаимоконтроля и самооценки.
3. Самопрезентации перед участниками образовательного процесса, дискуссии по изучаемому вопросу, выдвижения аргументов в защиту проекта.
4. Организации самоподготовки на основе навыков самоорганизации и самомотивации.
5. Поиска нескольких альтернативных вариантов, подходящих для решения задач, оптимальных путей решения задач.
С точки зрения педагогической эффективности, преимущество метода Web-квеста видится в следующих позициях:
• При работе над изучением темы преподаватель включает в план работы информацию из среды Интернет.
• При выполнении квеста студент вправе выбирать наиболее удобный для него темп изучения тематики, выполнения заданий вне зависимости от формы работы.
• Методика представляет дополнительные ресурсы для поиска более широкого круга информации в Интернет, не ограниченной рамками, заданными преподавателем вуза.
Таким образом, Web-квест способствует не только эффективному изучению студентами русского языка, но и формирует актуальные профессиональные и личностные качества. Это происходит за счет погружения в совместную проектную деятельность, создания комфортных условий соревновательности в игре, что особенно важно в современных конкурентных условиях.
Список литературы /References
1. Бушуева Е.Ю. Использование технологии webquest в обучении английскому языку // Проблемы педагогики, 2016. № 1 (12). С. 18-20.
2. Алленова И.В., Ташева У.Т. Инновационный подход в методике преподавания русского языка как неродного // Наука, образование и культура, 2019. № 4 (38). С. 54.
3. Заварыкина Л.В. Использование Веб-квестов при обучении английскому языку для академических целей // Вестник ЮУрГГПУ, 2016. № 4. С. 41-46.
4. Кизрина Н.Г., Янкина О.Е. Формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-бакалавров на основе технологии «Веб-квест» // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2016. № 6-2 (60). С. 193-147.