Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ЯЗЫКОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИКТ / РКИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ / УЗБЕКИСТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ташева Умида Темуровна

Проблематика статьи касается совершенствования процесса обучения студентов неязыковых вузов русскому языку как иностранному (РКИ) с помощью инновационных методов. Рассматриваются приёмы развития коммуникативного компонента в базе языковых компетенций будущих инженеров на примере метода проектов. Актуализируется необходимость совершенствования процесса преподавания РКИ на базе отраслевых образовательных институтов, с целью интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество и повышения профессионального престижа выпускников технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ташева Умида Темуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Ташева У.Т.

Ташева Умида Темуровна - старший преподаватель, кафедра языков,

Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: проблематика статьи касается совершенствования процесса обучения студентов неязыковых вузов русскому языку как иностранному (РКИ) с помощью инновационных методов. Рассматриваются приёмы развития коммуникативного компонента в базе языковых компетенций будущих инженеров на примере метода проектов. Актуализируется необходимость совершенствования процесса преподавания РКИ на базе отраслевых образовательных институтов, с целью интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество и повышения профессионального престижа выпускников технических вузов.

Ключевые слова: русский как иностранный, онлайн обучение, языковые компетенции, коммуникативный компонент, ИКТ, РКИ, технические вузы, подготовка инженеров, Узбекистан.

С обретением государственного суверенитета и расширением международных связей Республики Узбекистан в системе языковой подготовки студентов технических вузов возникла необходимость инновационной реорганизации процесса обучения и включения в Типовую программу по освоению студентами неязыковых вузов русского языка как иностранного (РКИ) интегративных методов обучения. Законом «Об образовании» предусмотрен дифференцированный подход к подготовке технических кадров [1], который позволяет сочетать: информационные технологии обучения, модульную подготовку, дистанционные программы онлайн обучения [2] наряду с традиционными формами и методами обучения.

Следует отметить, что в основе межкультурного языкового взаимодействия лежит коммуникативный компонент, который успешно формируют:

• Нетрадиционные методы проблемного обучения: о проектные задания,

о мозговой штурм, о ролевые игры.

• Ресурсы Интернет.

• Мультимедийные проекты:

о презентации с использованием интерактивных досок, о видео-уроки, о компьютерные игры.

Подача материала с использованием ИКТ [3] в отличие от устного изложения позволяет преподавателям активнее задействовать интеллектуальные ресурсы слушателей, а также перенести отработку умений и навыков в практическую среду. Во время демонстрации мультимедийных материалов у студентов совершенствуются навыки слушания, распознавания аутентичных тонкостей речи, пополнения ассоциативного ряда.

Практическая отработка умений и навыков, совершенствование языковых компетентностей может быть реализована в условиях проектной работы студентов. В проектном задании по созданию личностного образовательного продукта [4] следует приблизить участников к реальной ситуации, ожидающей их на производстве, и переориентировать предметные знания в личностно-мотивированные. В процессе реализации проекта студенты собирают и демонстрируют накопленные знания и навыки.

В ситуативно-коммуникативном общении сокурсники демонстрируют степень освоения лингвометодической основы русской речи:

• закрепление морфем,

• правильный подбор окончаний и автоматизацию их воспроизведения,

• алгоритм построения предложений.

Командный поиск ответственного решения в ситуации выбора стимулирует развитие проблемно-поискового мышления. Работа с компьютерными симуляторами производственных процессов переориентирует вектор пополнения семантического поля лексики с бытового уровня на профессиональный [5].

Таким образом, комплексный интегративный подход в обучении русскому языку как иностранному позволяет:

• сместить акцент с трансляции педагогом готовых знаний по русскому языку на их самостоятельную генерацию усилиями обучающихся,

• нацелить образное мышление на сборку полной картины производственной ситуации,

• стимулировать приобретение новых навыков.

Следует отметить, что свободное владение несколькими языками, в том числе и русским, повышает социальный статус и профессиональный престиж выпускников технических вузов, позволяет им реализовать себя в приоритетных направлениях международного сотрудничества. Помогает делиться культурными и научными достижениями Республики Узбекистан со странами-партнерами. Таким образом, совершенствование методов и форм преподавания русского языка как иностранного для студентов технических неязыковых вузов остается одной из приоритетных задач.

Список литературы

1. Петрухина Н.М., Родина И.В. К вопросу изучения русского языка и литературы в вузах Узбекистана // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве, 2019. С. 77-83.

2. Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку. Дис. // Иностранным учащимся гуманитарных факультетов ГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М В Ломоносова». Москва, 2008.

3. Мирзахмедова Ш.А. Вопросы применения ИКТ в системе образования // Academy, 2018. Т. 1. № 6 (33).

4. Алленова И.В. Веб-квест в организации проектной деятельности студентов неязыковых вузов по русскому языку // Вестник науки и образования, 2020. № 6 (84).

5. Елисеева О.Е. Волчек О.А. Рабочая программа «Компьютерные технологии в преподавании РКИ» // Кафедра прикладной лингвистики филологического факультета БГУ. Минск, 2016. 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.