СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Ташева У.Т.
Ташева Умида Темуровна - старший преподаватель, кафедра языков,
Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: проблематика статьи касается совершенствования процесса обучения студентов неязыковых вузов русскому языку как иностранному (РКИ) с помощью инновационных методов. Рассматриваются приёмы развития коммуникативного компонента в базе языковых компетенций будущих инженеров на примере метода проектов. Актуализируется необходимость совершенствования процесса преподавания РКИ на базе отраслевых образовательных институтов, с целью интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество и повышения профессионального престижа выпускников технических вузов.
Ключевые слова: русский как иностранный, онлайн обучение, языковые компетенции, коммуникативный компонент, ИКТ, РКИ, технические вузы, подготовка инженеров, Узбекистан.
С обретением государственного суверенитета и расширением международных связей Республики Узбекистан в системе языковой подготовки студентов технических вузов возникла необходимость инновационной реорганизации процесса обучения и включения в Типовую программу по освоению студентами неязыковых вузов русского языка как иностранного (РКИ) интегративных методов обучения. Законом «Об образовании» предусмотрен дифференцированный подход к подготовке технических кадров [1], который позволяет сочетать: информационные технологии обучения, модульную подготовку, дистанционные программы онлайн обучения [2] наряду с традиционными формами и методами обучения.
Следует отметить, что в основе межкультурного языкового взаимодействия лежит коммуникативный компонент, который успешно формируют:
• Нетрадиционные методы проблемного обучения: о проектные задания,
о мозговой штурм, о ролевые игры.
• Ресурсы Интернет.
• Мультимедийные проекты:
о презентации с использованием интерактивных досок, о видео-уроки, о компьютерные игры.
Подача материала с использованием ИКТ [3] в отличие от устного изложения позволяет преподавателям активнее задействовать интеллектуальные ресурсы слушателей, а также перенести отработку умений и навыков в практическую среду. Во время демонстрации мультимедийных материалов у студентов совершенствуются навыки слушания, распознавания аутентичных тонкостей речи, пополнения ассоциативного ряда.
Практическая отработка умений и навыков, совершенствование языковых компетентностей может быть реализована в условиях проектной работы студентов. В проектном задании по созданию личностного образовательного продукта [4] следует приблизить участников к реальной ситуации, ожидающей их на производстве, и переориентировать предметные знания в личностно-мотивированные. В процессе реализации проекта студенты собирают и демонстрируют накопленные знания и навыки.
В ситуативно-коммуникативном общении сокурсники демонстрируют степень освоения лингвометодической основы русской речи:
• закрепление морфем,
• правильный подбор окончаний и автоматизацию их воспроизведения,
• алгоритм построения предложений.
Командный поиск ответственного решения в ситуации выбора стимулирует развитие проблемно-поискового мышления. Работа с компьютерными симуляторами производственных процессов переориентирует вектор пополнения семантического поля лексики с бытового уровня на профессиональный [5].
Таким образом, комплексный интегративный подход в обучении русскому языку как иностранному позволяет:
• сместить акцент с трансляции педагогом готовых знаний по русскому языку на их самостоятельную генерацию усилиями обучающихся,
• нацелить образное мышление на сборку полной картины производственной ситуации,
• стимулировать приобретение новых навыков.
Следует отметить, что свободное владение несколькими языками, в том числе и русским, повышает социальный статус и профессиональный престиж выпускников технических вузов, позволяет им реализовать себя в приоритетных направлениях международного сотрудничества. Помогает делиться культурными и научными достижениями Республики Узбекистан со странами-партнерами. Таким образом, совершенствование методов и форм преподавания русского языка как иностранного для студентов технических неязыковых вузов остается одной из приоритетных задач.
Список литературы
1. Петрухина Н.М., Родина И.В. К вопросу изучения русского языка и литературы в вузах Узбекистана // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве, 2019. С. 77-83.
2. Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку. Дис. // Иностранным учащимся гуманитарных факультетов ГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М В Ломоносова». Москва, 2008.
3. Мирзахмедова Ш.А. Вопросы применения ИКТ в системе образования // Academy, 2018. Т. 1. № 6 (33).
4. Алленова И.В. Веб-квест в организации проектной деятельности студентов неязыковых вузов по русскому языку // Вестник науки и образования, 2020. № 6 (84).
5. Елисеева О.Е. Волчек О.А. Рабочая программа «Компьютерные технологии в преподавании РКИ» // Кафедра прикладной лингвистики филологического факультета БГУ. Минск, 2016. 20 с.