Научная статья на тему 'Роль информационных компьютерных технологий в процессе изучения узбекского языка студентами русскоговорящих групп в вузе'

Роль информационных компьютерных технологий в процессе изучения узбекского языка студентами русскоговорящих групп в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК / ВУЗ / ICT / TRAINING / EDUCATION / INFORMATION COMPUTER TECHNOLOGIES / UZBEK LANGUAGE / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимова Камила Напасовна, Абдужаббарова Феруза Абдуназаровна

Статья посвящена важной роли современных информационных компьютерных технологий в процессе изучения узбекского языка, их влиянию на развитие творческих и коммуникативных способностей и на повышение информационной компетентности учащихся. Рассматриваются информационные интерактивные технологии как эффективный и перспективный инструмент в преподавании узбекского языка в вузе. Предлагаются пути внедрения информационных технологий в процесс подготовки студентов. Рассматривается практическая сторона применения интерактивных средств в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахимова Камила Напасовна, Абдужаббарова Феруза Абдуназаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE UZBEK LANGUAGE STUDYING PROCESS FOR STUDENTS IN THE RUSSIAN SPEAKING GROUPS IN THE UNIVERSITY

The article focused on the important role of contemporary information computer technologies in the Uzbek language studying process, their impact on the development of innovative and communicative abilities and to increase information competence of the students. Here are considered the informative interactive technologies as an effective and promising Instrument for Uzbek language teaching in the University. Also, here are proposed the implementation of information technologies in the process of preparation for the students. Here is considered the practical implementation of interactive features in the educational process.

Текст научной работы на тему «Роль информационных компьютерных технологий в процессе изучения узбекского языка студентами русскоговорящих групп в вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ РУССКОГОВОРЯЩИХ ГРУПП В ВУЗЕ Рахимова К.Н.1, Абдужаббарова Ф.А.2 Email: [email protected]

1Рахимова Камила Напасовна - кандидат филологических наук, доцент; 2Абдужаббарова Феруза Абдуназаровна - кандидат филологических наук, доцент,

кафедра языков, факультет организации и управления водного хозяйства, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена важной роли современных информационных компьютерных технологий в процессе изучения узбекского языка, их влиянию на развитие творческих и коммуникативных способностей и на повышение информационной компетентности учащихся. Рассматриваются информационные интерактивные технологии как эффективный и перспективный инструмент в преподавании узбекского языка в вузе. Предлагаются пути внедрения информационных технологий в процесс подготовки студентов. Рассматривается практическая сторона применения интерактивных средств в учебном процессе. Ключевые слова: ИКТ, обучение, образование, информационные компьютерные технологии, узбекский язык, вуз.

THE ROLE OF INFORMATION COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE UZBEK LANGUAGE STUDYING PROCESS FOR STUDENTS IN THE RUSSIAN SPEAKING GROUPS IN THE UNIVERSITY Rakhimova K.N.1, Abdujabbarova F.A.2

1Rakhimova Kamila Napasovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor; 2Abdujabbarova Feruza Abdunazarovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor,

LANGUAGES DEPARTMENT, FACULTY OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF WATER RESOURCES, TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article focused on the important role of contemporary information computer technologies in the Uzbek language studying process, their impact on the development of innovative and communicative abilities and to increase information competence of the students. Here are considered the informative interactive technologies as an effective and promising Instrument for Uzbek language teaching in the University. Also, here are proposed the implementation of information technologies in the process of preparation for the students. Here is considered the practical implementation of interactive features in the educational process.

Keywords: ICT, training, education, information computer technologies, Uzbek language, higher education institution.

УДК: 378.147

Стремительное развитие современных информационных технологий и динамичный научный прогресс требуют использования инновационных подходов и в

изучении языков. Активное использование современных коммуникативных и информационных технологий открывает новые возможности для лиц, стремящихся овладеть неродным или иностранным языком, позволяет сделать процесс обучения языкам доступным для широкой аудитории и делает образование более открытым. Роль внедрения современных информационных технологий необходимо усматривать не просто в использовании инновационных средств, а в том, как меняется образ жизни, мышление и поведение человека под их влиянием. Инновационные подходы в изучении языков нужно рассматривать в неразрывной связи с кардинальным изменением всего образовательного процесса, с пересмотром устоявшихся норм и принципов, взаимоотношений преподавателя и студента [1].

Комплексное реформирование системы образования предусматривает поиск новых методик, форм и принципов преподавания. И одной из необходимых составляющих этого процесса, которая уже подтвердила свою эффективность, является внедрение в образовательную систему, включая и изучение иностранных языков, новых информационных технологий. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) в настоящее время признаются одним из важнейших направлений оптимизации образовательного процесса [2], что подтверждается постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-2909 24.04.2017 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования». В нем отмечается ключевая роль во всестороннем реформировании системы высшего образования модернизации учебного процесса за счет обновления учебных программ и материалов, использования новейших педагогических технологий, наполнения материально-технической базы современными средствами и совершенствования информационного обеспечения [3].

Благодаря внедрению современных интерактивных технологий удается заметно оптимизировать процесс обучения и обогатить арсенал студентов в поиске учебного материала. Наполнение образовательного процесса интерактивными технологиями, разработанными с учетом тесной связи методологии и средств их осуществления, становится важным фактором повышения эффективности подготовки студентов, поскольку позволяет автоматизировать получение и обработку информации и успешнее усвоить учебный материал [4].

Информационное общество может быть сформировано только при активном внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательной системе, на что воздействуют такие факторы:

1. Использование ИКТ в обучающем процессе способно существенно ускорить усвоение знаний, приобретенных предыдущими поколениями, а также передачу информации между отдельными людьми.

2. Внедрение ИКТ способно сделать процесс обучения более качественным и эффективным, что положительно влияет на подготовку студента к непрерывным изменениям в обществе.

3. Модернизация всей системы образования с целью соответствия запросам современного общества невозможна без всестороннего использования ИКТ в образовательном процессе.

Внедряя инновационные технологии, следует эффективно совмещать их с традиционными, поскольку такой подход позволяет расширить возможности для обновления методов обучения и программно-методического обеспечения изучения языков. Преподавание узбекского языка русскоговорящим студентам выполняет важную социальную функцию - достаточно быстро обучить специалиста, готового к жизни и работе в узбекскоязычной среде. Результатом выполнения такой функции должен стать специалист, понимающий узбекскую речь, умеющий говорить и читать специальную профессиональную литературу на этом языке. Достижение этой цели возможно путем комплексного использования инновационных и традиционных

подходов в обучении [5], в том числе метода проектов, интегрированных занятий, проблемного обучения, деловых игр и др.

Учебный процесс, основанный на использовании компьютерных технологий, стимулирует самостоятельную деятельность студента, а потому является более эффективным по сравнению с традиционным процессом передачи знаний, умений и навыков от преподавателя к учащемуся. При этом диалог педагога и студента остается, но он осуществляется с помощью интерактивных средств.

Роль современных технических средств в изучении студентами вузов узбекского языка не ограничивается только предоставлением различной информации. Компьютерные технологии помогают стимулировать мыслительную деятельность, активизировать стремление к познанию, сформировать навыки адаптации в своей деятельности. Для преподавателя важно не просто передать свои знания будущим специалистам, но и познакомить их с информационными технологиями, которые помогают найти нужную информацию, обработать ее и правильно применить. Такой подход способен положительно мотивировать студентов и стимулировать их познавательную деятельность.

Активное внедрение современных информационных компьютерных технологий позитивно влияет на качество образования, оптимизирует использование учебного времени и смещает акценты с репродуктивной деятельности учащихся на творческую. С помощью ИКТ удается сделать обучение студентов более мобильным и индивидуальным. Изучение узбекского языка становится более доступным для студентов разного возраста и разной степени подготовленности.

Современные возможности позволяют на занятиях по узбекскому языку использовать массу методик с применением интерактивных и аудиовизуальных средств. Чтобы сделать учебный процесс более интересным и активизировать стремление учащихся к познанию, можно использовать презентации, гипертекстовые программы, иллюстрированные материалы, игровые приложения, аудиоматериалы, интерактивные программы и видеофильмы [6].

Наш опыт преподавания узбекского языка в техническом (не языковом) вузе студентам, для которых узбекский не является родным языком, показывает, что широкое применение интерактивных и аудиовизуальных средств способно существенно повысить результативность изучения узбекского языка. Использование презентаций и обучающих компьютерных программ, с которыми можно работать самостоятельно, позволяет студентам заниматься дополнительно, повторять учебный материал в свободное время, закреплять полученные ранее знания. Прослушивание аудиозаписей и просмотр видео на узбекском языке целесообразно дополнять обсуждением услышанного и увиденного. Разнообразия языковым занятиям добавляют компьютерные игры развивающего и обучающего характера. Они повышают интерес к учебному процессу, вносят эмоциональную составляющую, благодаря чему материал легче усваивается. При этом работая за собственным компьютеризированным рабочим местом, каждый студент продолжает общаться с преподавателем и другими студентами.

Сегодня эффективность изучения узбекского языка в вузах с применением ИКТ выходит на качественно новый уровень. С помощью новейших технических средств овладеть языковыми навыками удается быстрее, а деятельность студентов приобретает больше самостоятельности [7]. Внедрение информационных технологий дает возможность более широко реализовать педагогические, психологические, дидактические и методические принципы, переводит работу студентов в творческую плоскость и помогает реализовать индивидуальный подход к обучающимся.

Список литературы /References

1. Фатхуллова К.С., Мухаметзянова Л.Р. Интернет-технологии в обучении тюркским языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2016. № 10-3 (64).

2. Табуева И.Н., Секлетова Н.Н. Информационно-компьютерные технологии как средство повышения качества преподавания иностранного языка в техническом вузе // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-6.

3. Постановление президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 г. № ПП-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования».

4. Алленова И.В., Ташева У.Т. Инновационный подход в методике преподавания русского языка как неродного // Наука, образование и культура, 2019. № 4 (38). С. 54-55.

5. Богданчик Л.В. Инновационные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Совр. тенденции в обуч. иностр. яз. и межкульт. коммуникации: Мат. Межд. заоч. научно-практ. конф. Электросталь. 2011. С. 22.

6. Киличева Ф.Б. Использование технологий мультимедиа в сфере образования // Научный журнал, 2017. № 3 (16). С. 44-45.

7. Курбанова Ю.И. Интерактивные технологии в преподавании узбекского языка русскоязычным студентам // Наука и образование сегодня, 2019. № 5 (40).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.