Научная статья на тему 'Практика применения мультимедийных технологий при обучении узбекскому языку'

Практика применения мультимедийных технологий при обучении узбекскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ИКТ / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / UZBEK LANGUAGE / COMPUTER TECHNOLOGIES / INFORMATION PRESENTATION / ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдужаббарова Феруза Абдуназаровна, Эгамова Шохида Джалиловна

Статья затрагивает важные аспекты применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в учебном процессе, деятельности государственных институтов Узбекистана, направленной на укрепление материально-технической базы учебных кабинетов. Рассматривается эффективность изучения узбекского языка как иностранного в высших учебных заведениях при условии использования мультимедийных и компьютерных программ, а также их роль в повышении успешности образовательного процесса. Акцентировано внимание на роли мультимедийных технологий в организации процесса изучения узбекского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдужаббарова Феруза Абдуназаровна, Эгамова Шохида Джалиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF USING MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN EDUCATION OF THE UZBEK LANGUAGE

The article addresses important aspects for the application of information computer technologies (ICT) in the educational process, the performance of State Institutions of Uzbekistan, which aimed to strengthen the material and technical basis in the training rooms. Here is considered, effectiveness of studying the Uzbek language as a foreign language in the higher education institutions on the condition that the application of computer and multimedia programmes, also their role in enhancing the success of educational process. Also here emphasised, the role of multimedia technologies in organisation of the Uzbek language studying process.

Текст научной работы на тему «Практика применения мультимедийных технологий при обучении узбекскому языку»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЗБЕКСКОМУ ЯЗЫКУ Абдужаббарова Ф.А.1, Эгамова Ш.Д.2 Email: Abdujabbarova674@scientifictext.ru

1Абдужаббарова Феруза Абдуназаровна - кандидат филологических наук, доцент,

кафедра языков,

Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства; 2Эгамова Шохида Джалиловна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра узбекского, казахского языков, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья затрагивает важные аспекты применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в учебном процессе, деятельности государственных институтов Узбекистана, направленной на укрепление материально-технической базы учебных кабинетов. Рассматривается эффективность изучения узбекского языка как иностранного в высших учебных заведениях при условии использования мультимедийных и компьютерных программ, а также их роль в повышении успешности образовательного процесса. Акцентировано внимание на роли мультимедийных технологий в организации процесса изучения узбекского языка.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, узбекский язык, компьютерные технологии, форма представления информации, ИКТ.

THE PRACTICE OF USING MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN EDUCATION OF THE UZBEK LANGUAGE Abdujabbarova F.A.1, Egamova Sh.J.2

1Abdujabbarova Feruza Abdunazarovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor,

DEPARTMENT OF LANGUAGES, TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS; 2Egamova Shohida Jalilovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF UZBEK AND KAZAKH LANGUAGES, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article addresses important aspects for the application of information -computer technologies (ICT) in the educational process, the performance of State Institutions of Uzbekistan, which aimed to strengthen the material and technical basis in the training rooms. Here is considered, effectiveness of studying the Uzbek language as a foreign language in the higher education institutions on the condition that the application of computer and multimedia programmes, also their role in enhancing the success of educational process. Also here emphasised, the role of multimedia technologies in organisation of the Uzbek language studying process.

Keywords: multimedia technologies, Uzbek language, computer technologies, information presentation, ICT.

УДК: 378.147

Динамичное развитие общества и технологий накладывает свой отпечаток на всех сферах человеческой деятельности, включая и изучение языков. Образовательный

процесс может быть выведен на качественно новый уровень благодаря существенному расширению информационного пространства его участников, обновлению его контента и структуры и обеспечению свободного доступа к источникам информации. Все это становится достижимым при условии активного использования колоссальных преимуществ, которые предоставляет использование компьютерных технологий.

Инновационные процессы, происходящие сегодня в Узбекистане, заключаются не просто во внедрении чего-то нового, они призваны в корне изменить образ мышления, стиль жизни и деятельности человека. Внедрение инноваций в изучение языков сопровождается качественным обновлением системы образования, отказом от ряда норм и правил, утративших свою актуальность, пересмотром ролей студента и преподавателя [1].

Важнейшее значение оснащения учебных кабинетов ВУЗов новейшей компьютерной техникой и внедрения ИКТ отмечается в постановлении Президента Республики Узбекистан №ПП-2909 от 20.04.2017 "О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования". В нем ставится задача постепенно обновить парк компьютерной техники, включая сервера, устройства для беспроводного соединения, различное мультимедийное оборудование, внедрить системы управления базами данных и другие информационные системы в соответствии с едиными требованиями для высших учебных заведений [2]. Активное развитие и внедрение ИКТ в системе высшего образования обусловлено еще и тем, что изучение мнения студентов и опыта преподавательской практики подтверждает более высокий интерес обучающихся к учебному процессу, если он проходит с использованием инновационных технологий по сравнению с традиционными формами представления информации. Применение ИКТ в процессе обучения повышает мотивацию студентов к изучению новой информации, способствует их заинтересованности в получении знаний.

Изучение языков также не может обходиться без инноваций, поскольку вся наука развивается высокими темпами и каждый день мы сталкиваемся с потоками новой информации. Использование в процессе обучения узбекскому языку информационных и коммуникативных технологий позволяет сделать изучение лингводидактического материала более доступным, способствует открытости учебного процесса, открывает дополнительные возможности в знакомстве с культурой. Очевидно, что внедрение информационно-компьютерных технологий позволяет заметно оптимизировать образовательный процесс.

На основе накопленного опыта применения компьютерных технологий и средств мультимедиа в процессе преподавания узбекского языка русскоговорящим студентам можно отметить, что студенты более открыты к использованию новых обучающих программ, быстрее и успешнее адаптируются к ним, чем преподаватели. Наблюдается уверенное поведение студентов на занятиях с использованием ИКТ. У студентов снижается привычное в традиционном обучении переживание за оценки [3]. Можно утверждать, что студенты получают больше удовольствия от занятий с мультимедийными средствами, изучение узбекского языка становится более привлекательным, а следовательно, и более успешным. Активное применение информационно-компьютерных технологий в учебном процессе выводит на первый план такие характеристики: активизация самостоятельной деятельности студента, формирование чувства ответственности за учебную работу, толерантность к другим участникам образовательного процесса.

Опыт показывает, что мультимедийные материалы для обучения неродному языку должны разрабатываться так, чтобы представление лингводидактических единиц происходило с использованием как статической информации (текстовая и графическая), так и динамической (речевая, музыкальная, анимационная и видео) [4]. Преподавание с ИКТ и мультимедийными средствами, используемыми для подачи новой информации, помогает сформировать единое цифровое пространство, в

синкретичной форме демонстрирующее различные варианты представления информации. Действенность мультимедийных технологий заключается еще и в том, что они воздействуют одновременно на разные каналы восприятия и заставляют работать зрительную, слуховую, моторную и эмоциональную память. С помощью аудиовизуальных технических средств удается выделить наиболее значимые элементы, представить излагаемый материал в виде диаграмм, графиков, иллюстраций, что помогает быстрее его усвоить.

Мультимедийные технологии обладают такими важными особенностями:

• цифровой формат подачи информации, что дает возможность представить ее во всевозможных видах: текст, звук, видео, графика и т.д., которые можно комбинировать;

• возможность применения технологий гипертекста и гипермедиа;

• интерактивность учебного процесса, которая состоит в активном взаимодействии программного обучающего продукта с одной стороны и обучающегося с другой. Это одно из важнейших преимуществ мультимедийных технологий [5].

Наряду с мультимедийными интерактивными компьютерными программами видеоматериалы обладают высокой ценностью для преподавания языков. Это объясняется бесспорным преимуществом таких обучающих инструментов по сравнению с традиционными: идет одновременное воздействие сразу на два канала восприятия - слуховой и зрительный. Информация представляется не только словесно, но и в виде зрительных образов, что способствует лучшему усвоению материала.

В итоге использование информационно-компьютерных технологий и мультимедийных средств при получении фундаментальных знаний о лингводидактических единицах позволяет задействовать различные каналы восприятия, способствует визуализации информации, создавая яркие, запоминающиеся образы. Вместе с тем, изучение узбекского языка приобретает определенную креативность, стимулируя студентов самостоятельно осваивать учебный материал.

Список литературы /References

1. Колесников А.К., Оспенникова Е.В. Информационные компьютерные технологии в образовании // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании, 2005. № 1.

2. Постановление президента Республики Узбекистан № ПП-2909 20.04.2017 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017. № 18. Ст. 313. № 19. Ст. 335. № 24. Ст. 490. № 37. Ст. 982.

3. Рахимова К.Н. Сфера применения информационных компьютерных технологий при изучении узбекского языка // Наука и образование сегодня. 2018. № 4 (27). С. 64-65.

4. Киличева Ф.Б. Использование технологий мультимедиа в сфере образования // Научный журнал, 2017. № 3 (16). С. 44-45.

5. Сидорова Л.В., Афанасьева Н.А. Мультимедийные технологии в образовании и обучение студентов педагогических направлений // Концепт, 2017. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.