АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ STORYBOARD
В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
1 2 Киличева Ф.Б. , Турманов Т.М.
Email: [email protected]
1Киличева Феруза Бешимовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой;
2Турманов Тохир Махмаражабович - старший преподаватель, кафедра языков,
Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье подчеркивается актуальность использования информационных компьютерных технологий в образовательном процессе, в частности, в процессе обучения иностранным языкам. Описывается программа Storyboard, ее характеристики и функционал, позволяющий оптимизировать процесс усвоения отдельных языковых единиц. Указанный программный продукт облегчает преподавателю контроль над процессом усвоения языкового материала, позволяет разнообразить повторение учебной информации, контролировать степень ее усвоения и таким образом повышает эффективность обучения языкам. Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, иностранный язык, ИКТ, программный продукт, компьютерная программа.
ANALYSIS OF STORYBOARD PROGRAM POSSIBILITIES FOR FOREIGN LANGUAGE STUDYING Kilicheva F.B.1, Turmanov T.M.2
1Kilicheva Feruza Beshimovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Head of Department;
2Turmanov Tohir Mahmarazhabovich - Senior Lecturer, LANGUAGES DEPARTMENT, TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article stresses the relevance for the application of information computer technologies in the educational process, particularly, in the foreign language studying process. It describes about Storyboard program, its characteristics and functional, which allows to optimize the learning process of the distinct language items. Mentioned program product facilitates to teacher the control over the process for learning of language material, allows to diversify of repeating the educational information, to control the degree of learning and therefore increases the effectiveness of language training. Keywords: information computer technologies, foreign language, ICT, program product, computer program.
УДК: 378.147
Всестороннее реформирование системы образования предусматривает кардинальное обновление форм, методов и подходов к процессу преподавания. Одной из эффективных составляющих такого реформирования является активное внедрение в образование современных компьютерных технологий. Не обходится без этого и изучение иностранных языков. Педагогическая практика показывает, что интеграция в образовательный процесс информационно-компьютерных технологий (ИКТ) позволяет добиться существенного прогресса в освоении языков [1].
Детальное изучение компьютерных программ, разработанных для анализа структуры текста и его лексической организации, и ознакомление с их функционалом
с точки зрения профессионально ориентированного обучения показало, что одним из наиболее перспективных программных продуктов для изучения языков в неязыковых учебных заведениях сегодня может быть признана программа Storyboard.
Storyboard входит в число наиболее распространенных языковых программ. Преподаватель может самостоятельно наполнять содержанием «карточки» на виртуальной электронной доске - будь то теоретическая информация для изучения определенного правила или практическое задание для закрепления усвоенного. Программа позволяет работать с текстами различных типов: художественный текст, газетная статья, деловое письмо. Для профессионально ориентированного обучения важны тексты, наполненные специальной терминологией. В программе доступны различные модификации заданий:
• предложенную картинку или другое графическое изображение нужно описать устно;
• необходимо восстановить первоначальный текст по предложенному переводу;
• по предложенной статье нужно составить краткое резюме.
• упражнения в форме вопросов и ответов (для изучения терминологии);
• упражнения по дополнению и структурированию предложений согласно подсказкам, объединению предложений посредством связующих слов и завершению предложений, с использованием предложенных альтернативных вариантов;
• упражнения по выражению одной мысли разными средствами.
Приведем примеры использования возможностей программы.
Пример 1. Студенту необходимо постараться «расшифровать» текст, основываясь на его тематике или названии. Студент работает с моделью текста, где каждая буква заменена определенным символом, сохранены пунктуация и пробелы между словами. Название текста известно, исходя из него студенту необходимо разгадать зашифрованные слова и тем самым восстановить весь текст. Если слово разгадано правильно, оно открывается в тексте. В процессе работы студент может прибегать к подсказкам или открывать отдельные слова. По завершении работы студент может ознакомиться с ее результатами: он видит расшифрованный им текст, получает статистику правильных и ошибочных догадок.
Пример 2. Подбор заголовка к предложенному тексту из нескольких имеющихся вариантов. Текст выводится на экран постепенно. Задача студента состоит в том, чтобы выбрать правильное заглавие текста как можно раньше. Такие упражнения учат правильно пользоваться ключевыми словами и на их основе быстро формулировать заголовки. Также студенты знакомятся с разными типами текстов.
Пример 3. Задания по составлению текста из двух фрагментов. Каждый фрагмент может состоять как из нескольких слов, так и целых параграфов. Задания с меньшими текстовыми частями помогают научиться работать с сочетаемостью разных понятий. На более высоком уровне владения языком задача состоит в синтаксическом оформлении предложений. Максимальный уровень требует четкого понимания текста с использованием ключевых и связующих слов.
Пример 4. Применение одного и того же слова в разных контекстах и оценки частоты его использования. Работа при этом может вестись как с одним текстом, так и с несколькими. Выполнение задания позволяет ознакомиться с различными контекстуальными значениями изучаемого слова, что очень важно для понимания современных текстов.
Функционал программы Storyboard довольно широкий, она помогает в полной мере разобраться с лексическими и грамматическими особенностями специфических текстов. Использование программного продукта Storyboard, кроме безусловной внешней новизны и привлекательности для студентов обладает такими важными дидактическими особенностями:
• цифровой формат подачи информации, что дает возможность представить ее во всевозможных видах: текст, звук, видео, графика и т.д., которые можно комбинировать, повышая эффективность восприятия [2];
• применение технологий гипертекста и гипермедиа;
• интерактивность учебного процесса, которая состоит в активном взаимодействии программного обучающего продукта с одной стороны и обучающегося с другой. Это одно из важнейших преимуществ данной технологии [3].
Таким образом, внедрение информационно-компьютерных технологий целесообразно на всех стадиях обучения языкам, они помогают достичь важных целей: сделать обучающий процесс более наглядным, способствовать содержательному обогащению монологов и диалогов, подготовиться к итоговой аттестации и т.д. Описанные возможности программы Storyboard удобны тем, что позволяют подстроиться под различные уровни владения иностранными языками, характерные для студенческих групп неязыковых вузов.
Список литературы /References
1. Рахимова К.Н. Применение компьютерных технологий в изучении узбекского языка русскоязычными обучающимися // Достижения науки и образования. 2019. № 6 (47). С. 22-23.
2. Курбанова Ю.И. Методы применения мультимедийных технологий на занятиях узбекского языка // Научный журнал, 2018. № 3 (26). С. 92-93.
3. Карпова Т.А., Восковская А.С. Использование современных информационных технологий в процессе изучения иностранных языков в ВУЗе // Известия Московского государственного технического университета МАМИ, 2013. Т. 2. № 4 (18). С. 277-280.