Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам'

Информационно-коммуникационные технологии в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / CD-ROM / ICT / EDUCATION / FOREIGN LANGUAGES / EDUCATIONAL PROCESS / POLITICAL SCIENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / EFFICIENCY / INFORMATION / INTERNET-RESOURCES / PRESENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Харламова Н.С., Фролова И.Ю.

(политические науки) В статье рассматривается использование информационно коммуникационных технологий (далее ИКТ) в преподавании иностранного языка студентамполитологам в университетах. В настоящее время это основной механизм, нацеленный на повышение эффективности обучения и направленный на развитие мотивационного потенциала и индивидуального подхода. ИКТ значительно интенсифицирует самостоятельную работу студентов. В работе описываются преимущества использования ИКТ. Их уникальность заключается в том, что они позволяют обучать студентов различным типам речевой активности, помогают лучше понять языковые явления, создают коммуникативные ситуации, улучшают речевые умения. Авторы представляют базовые типы ИКТ для подготовки высококвалифицированных специалистов в области политологии. Прежде всего определяются информационные ресурсы Интернета для решения дидактических задач. Рассматривается потенциал формата презентации для подготовки политологов, особенно перспективно для обучения на иностранном языке. В работе особо отмечается роль преподавателя, который в этой ситуации выступает в качестве активного помощника, и его основная функция заключается в организации и продвижении учебного процесса. В статье приводятся примеры обучающих компьютерных программ. В условиях профессиональго ориентированного обучения на первый план выходит работа с терминологической лексикой. Предпочтение отдается заданиям, связанным со структурой текста, лексической наполняемостью текста, с дефинициями понятий. Авторы дают также практические рекомендации по повышению эффективности преподавания иностранного языка с использованием ИКТ. В качестве достоинств компьютерных программ подчеркивается возможность их гибкого использования в зависимости от особенностей и структуры текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Харламова Н.С., Фролова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION COMPUTER TECHNOLOGIESIN VOCATIONAL LANGUAGE LEARNING

(political sciences) The article deals with the importance of ICT-usage in teaching foreign languages to students majoring in political studies in universities. Currently, it is the main tool aimed at effective teaching and developing incentives and individual approach. ICT facilitate students’ independent activity. The article considers potential advantages of ICT. They make it possible to teach different types of speech activity, to understand linguistic phenomena, to create communicative situations and to develop speech skills. The authors describe the basic types of ICT to train qualified political analysts. The Internet resources are analyzed for different language pedagogy purposes. Special emphasis is made on the presentation which is of great value for teaching foreign languages in political sciences. The article also dwells on the role of the teacher who acts as a partner and whose main function is to set clear goals, to manage students’ time wisely and to use tried-and-tested instructional techniques. The article also considers some teaching computer programs. In terms of vocational language learning, terminology has top priority. Preference is given to assignments based on the analysis of the text structure, wording of the text and definitions of the basic notions. The article gives practical recommendations to promote ICT. Flexibility of ICT-usage related to characteristics and structure of a text is highlighted.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам»

УДК 372.881.1

Н. С. Харламова, И. Ю. Фролова

Харламова Н. С., кандидат педагогических наук, доцент;

заведующий каф. лингвистики и профессиональной коммуникации

в области политических наук ИМО и СПН МГЛУ;

e-maiL: nataLya_London@yahoo.com

Фролова И. Ю., старший преподаватель каф. лингвистики

и профессиональной коммуникации в области политических наук

ИМО и СПН МГЛУ; e-maiL: irinafroLova07@rambLer.ru

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (политические науки)

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в преподавании иностранного языка студентам-политологам в университетах. В настоящее время это основной механизм, нацеленный на повышение эффективности обучения и направленный на развитие мотивационного потенциала и индивидуального подхода. ИКТ значительно интенсифицирует самостоятельную работу студентов. В работе описываются преимущества использования ИКТ. Их уникальность заключается в том, что они позволяют обучать студентов различным типам речевой активности, помогают лучше понять языковые явления, создают коммуникативные ситуации, улучшают речевые умения. Авторы представляют базовые типы ИКТ для подготовки высококвалифицированных специалистов в области политологии. Прежде всего определяются информационные ресурсы Интернета для решения дидактических задач. Рассматривается потенциал формата презентации для подготовки политологов, особенно перспективно для обучения на иностранном языке. В работе особо отмечается роль преподавателя, который в этой ситуации выступает в качестве активного помощника, и его основная функция заключается в организации и продвижении учебного процесса. В статье приводятся примеры обучающих компьютерных программ. В условиях профессиональго ориентированного обучения на первый план выходит работа с терминологической лексикой. Предпочтение отдается заданиям, связанным со структурой текста, лексической наполняемостью текста, с дефинициями понятий. Авторы дают также практические рекомендации по повышению эффективности преподавания иностранного языка с использованием ИКТ. В качестве достоинств компьютерных программ подчеркивается возможность их гибкого использования в зависимости от особенностей и структуры текстов.

Ключевые слова: ИКТ; образование; иностранные языки; учебный процесс; политические науки; коммуникативная компетенция; эффективность; информация; интернет-ресурсы; презентация; CD-ROM.

N. S. Kharlamova, I. J. Frolova

KharLamova N.S., PhD in Pedagogy, Assistant Professor,

Head of the Department of Linguistics and PoLiticaL Communications

of the Institute of International ReLations and Socio-poLiticaL Sciences,

Moscow State Linguistic University; e-maiL: nataLya_London@yahoo.com

Frolova I. J., Senior Lecturer of the Department of Linguistics and PoLiticaL

Communications of the Institute of InternationaL ReLations and Socio-poLiticaL

Sciences, Moscow State Linguistic University; e-maiL: irinafroLova07@rambLer.ru

INFORMATION COMPUTER TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL LANGUAGE LEARNING (political sciences)

The articLe deaLs with the importance of ICT-usage in teaching foreign Languages to students majoring in poLiticaL studies in universities. CurrentLy, it is the main tooL aimed at effective teaching and deveLoping incentives and individuaL approach. ICT faciLitate students' independent activity. The articLe considers potentiaL advantages of ICT. They make it possibLe to teach different types of speech activity, to understand Linguistic phenomena, to create communicative situations and to deveLop speech skiLLs. The authors describe the basic types of ICT to train quaLified poLiticaL anaLysts. The Internet resources are anaLyzed for different Language pedagogy purposes. SpeciaL emphasis is made on the presentation which is of great vaLue for teaching foreign Languages in poLiticaL sciences. The articLe aLso dweLLs on the roLe of the teacher who acts as a partner and whose main function is to set cLear goaLs, to manage students' time wiseLy and to use tried-and-tested instructionaL techniques. The articLe aLso considers some teaching computer programs. In terms of vocationaL Language Learning, terminoLogy has top priority. Preference is given to assignments based on the anaLysis of the text structure, wording of the text and definitions of the basic notions. The articLe gives practicaL recommendations to promote ICT. FLexibiLity of ICT-usage reLated to characteristics and structure of a text is highLighted.

Key words: ICT; education; foreign Languages; educationaL process; poLiticaL science; communicative competence; efficiency; information; Internet-resources; presentation; CD-ROM.

Введение

В настоящее время перед российской системой образования стоит ряд актуальных задач, вызванных новыми политическими и социально-экономическими изменениями в обществе. Среди них нужно отметить следующие:

1. Необходимость улучшения качества и доступности образования.

2. Повышение академической мобильности.

3. Создание оптимальных образовательных систем в современных меняющихся экономических условиях.

4. Дальнейшее совершенствование высшей школы и укрепление связей между различными ступенями образования.

Одним из эффективных способов решения этих задач является информатизация образования. Совершенствование средств коммуникации привело к значительному прогрессу в обмене информацией. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерной техники и телекоммуникационных сетей, позволило создать новую информационную и образовательную среду в качестве основы для развития и совершенствования системы образования [Millsom Henry 2005].

Очевидно, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют ключевое значение для всех уровней системы образования. На каждом этапе познавательной деятельности ИКТ на практике являются как инструментами, так и объектами знаний. Следовательно, инновации в области ИКТ не только обеспечивают развитие именно в этой области знаний, но и оказывают непосредственное влияние на научно-технический прогресс во всех сферах жизни общества. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии - это вид инновационных технологий для быстрого накопления интеллектуального и экономического потенциала стратегических ресурсов, обеспечения устойчивого развития общества [Ezekiel Emome Eregha 2005].

В данной статье рассматриваются возможности ИКТ, пути их практического применения при изучении иностранных языков по направлению подготовки «Политология».

Основная часть

Прежде всего, представляется целесообразным определить базовые понятия. В научной литературе можно найти такую терминологию, как: «ИТ-обучение», «компьютерные технологии», «новые информационные технологии в образовании» или «мультимедийные технологии» и т.д. Это указывает на то, что сущность ИКТ, используемых в образовании, до сих пор четко не установлена. Говоря об ИКТ, в некоторых случаях ученые указывают на конкретную область исследований, в других - на конкретный способ обработки информации.

В то же время анализ литературы по исследуемой проблеме позволяет говорить о комплексе знаний, способах и средствах работы с информационными ресурсами и о технических ресурсах, которые обеспечивают сбор, накопление, хранение и распространение информации [Красильникова 2006].

Что касается применения технологий в преподавании иностранных языков, их широкое использование может значительно повысить эффективность некоторых методов обучения, включая практические и индивидуальные формы при самостоятельной работе. ИКТ также являются способом повышения мотивации при систематическом изучении материала, что позволяет получить быстрый результат в его освоении. Использование ИКТ в учебном процессе, направленное на полное погружение студентов в реальную действительность с остро поставленными политическими проблемами, способствует формированию и развитию их производительности, реакции, логики, мышления, а также коммуникативной компетенции. Студенты осваивают цифровую грамотность, учатся мыслить творчески и избирательно, вести деловую коммуникацию с людьми. Таким образом, ИКТ являются носителем и передатчиком информации, которая расширяет социально-культурные знания студентов и предоставляет им социокультурную компетенцию.

Следовательно, использование ИКТ в обучении иностранным языкам стимулирует и персонализирует обучение, повышает интерес к предмету. Кроме того, ИКТ способствуют преодолению психологического барьера студентов. Они обеспечивают конкретную основу для концептуального мышления, визуализируют лекции преподавателя и облегчают восприятие материала, так как студенты получают зримое подкрепление того, что они слышат; позволяют стать непосредственным участником происходящих событий с помощью погружения в виртуальную реальность.

Новые технологии также предоставляют возможность применить индивидуальный подход в процессе обучения, тем самым создавая условия для реализации потенциала каждого студента. В отличие от традиционных методов при использовании интерактивных форм обучения, студент становится главной фигурой и самостоятельно работает над усвоением знаний. Преподаватель в этой ситуации выступает в качестве активного помощника, его основная функция заключается

в организации и продвижении учебного процесса. Таким образом, следующие цифровые ресурсы могут быть эффективно использованы на занятиях: презентация Power Point (PP), онлайн-учебники, образовательные интернет-ресурсы [Millsom Henry 2005].

Использование компьютерных учебных программ имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Их уникальность заключается в том, что они позволяют обучать студентов различным типам речевой активности, сочетая их в разных комбинациях; помогают лучше понять языковые явления; создают коммуникативные ситуации; улучшают речевые и языковые навыки; реализуют индивидуальный подход и интенсифицируют самостоятельную работу студента.

Проанализировав имеющиеся компьютерные программы, которые изучают структуру текста и его лексическую организацию, и определив их функциональное назначение в контексте профессионально ориентированного обучения, можно рассмотреть следующие программы: Storyboard, Testmaster, Gapmaster, Choicemaster, Pinpoint, MonoConc. [Харламова 1999]. Storyboard - одна из самых широко используемых программ. Она основана на простом принципе, а именно - на прогнозировании логической наполняемости текста в зависимости от темы или названия текста. На экране появляется модель текста, где каждая буква заменяется значком, обозначается пунктуация и фиксируются пропуски между словами. Затем на экране дается заглавие и предлагается восстановить текст, выдвигая гипотезы о тех или иных словах. Если слово соответствует оригиналу, оно появляется в тексте. В случае затруднения возможны подсказки и целые слова. После выполнения задания каждый студент может увидеть результаты своей работы: «сконструированный» им текст, а также конкретные показатели (количество правильных и неправильных догадок). Данная программа может быть применима к любому виду текста (газетная статья, деловая переписка, рассказ). В условиях профессионально ориентированного обучения на первый план выходит работа с терминологической лексикой. Возможны модификации заданий:

- появляется картинка, схема, которая должна быть отражена вербальными средствами;

- предъявляется для чтения статья, на экране должно быть реконструировано резюме;

- восстанавливается текст по переводу.

Testmaster - достаточно гибкая программа, имеющая различные модификации:

- вопросно-ответная форма заданий (работа с терминологией);

- задание выразить ту же самую мысль другими средствами;

- задание расширить и структурировать предложение по подсказкам, соединить предложения, используя слова-связки, или завершить предложения при наличии нескольких альтернативных вариантов.

Это достаточно функциональная программа, она даст возможность ознакомиться с лексическими и грамматическими особенностями специальных текстов в полном объеме.

Gapmaster - программа для заполнения пропусков в тексте, где используется тот же принцип, что и в «oloze^-тесте. В отличие от письменного варианта, возможно использование нескольких правильных ответов при заполнении пропусков, что делает работу более творческой. Помимо пропусков целых слов возможны задания на восстановление части слова. Особую актуальность для терминологической лексики приобретают задания на восстановление суффиксов и префиксов.

Matchmaster - задание, предполагающее подбор двух частей (от отдельных слов до парагрофов). На уровне слов оптимальной является работа с дефинициями и сочетаемостью слов. На уровне предложений на первый план выходит работа по синтаксическому оформлению предложений. На уровне текста (параграфов) задействованы сложные механизмы осмысления текста с опорой на ключевые слова и слова-связки.

Choicemaster - использует принцип множественного выбора и позволяет составлять упражнения в большем объеме (до 50 пунктов). Как правило в традиционном обучении иностранному языку эта методика используется для проверки понимания аудированного текста. В профессионально ориентированном обучении она может также успешно применяться при работе с реалиями, что способствует расширению и конкретизации фоновых знаний и терминологии в рамках определенной темы (например, «Закон и провопорядок»), что способствует систематизации лексики.

Pinpoint заключается в подборе заголовка к тексту (из 5-6 вариантов). Текст появляется на экране не полностью, а постепенно. По мере

появления текста необходимо как можно быстрее и точнее выбрать вариант заголовка.

Данное задание способствует развитию языковой догадки с опорой на ключевые слова, дает представление о разных типах заголовков.

MonoConc - программа, которая позволяет проследить использование слова в разных контекстах (на базе одного текста или на базе большого количества текстов), а также определить, как часто данное слово используется в тексте. В результате выполнения задания может быть составлен и изучен список контекстуальных значений слова, что очень важно при работе с современными текстами [The Use of Technology... с. 22].

В качестве достоинств рассмотренных компьютерных программ следует подчеркнуть возможность их гибкого использования в зависимости от структуры и особенностей текста. Повышенный интерес представляет работа с мультимедийной информацией, которая дает вход в культорологический аспект.

При отборе имеющихся компьютерных программ представляется целесообразным руководствоваться следующими параметрами:

- какие умения развиваются;

- насколько корректно сформулированы инструкции;

- в каком режиме работает программа (тренирующий, объяснительный, тестирующий);

- как исправляются шибки (указание на наличие ошибки, на область ошибки, правильный вариант);

- каким образом стимулируется активность обучаемого (графика, звук, видеофрагменты);

- для какого этапа предназначена программа;

- как выражена профессиональная ориентация программы;

- в чем новизна программы.

Заключение

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков в сфере политических наук позволило преподавателям повысить эффективность своей педагогической деятельности, помочь обучающимся в непосредственном применении знаний, полученных из учебников, тем самым компенсируя недостатки традиционных методов обучения. Это привело к новой

парадигме в образовании и эволюции новых концепций в области разработки контента и ряда инновационных методов, в которых информация может быть передана студентам-политологам. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что использование ИКТ является перспективным направлением в преподавании иностранных языков в сфере политических наук.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии

в образовании. М. : ООО «Дом педагогики», 2006. 231 с. Харламова Н. С. Основные направления использования компьютерных программ в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам (на материале английского языка) // Сборник научных трудов. М. : Изд-во МГЛУ, 1999. Вып. 448. С. 23-27. Ezekiel Emome Eregha. Information And Communication Technologies (ICT) In The Teaching Of Political Science [Электронный ресурс] // The Coconut. Vol. 2, No. 1, September, 2010. URL : www.globalacademicgroup.com/ journals/coconut/Information%20And%20Communication.pdf Using IT Effectively: A Guide to Technology in the Social Sciences / ed. by Mill-

som Henry. London : UCL Press, Taylor & Francis Group, 2005. 140 p. The Use of Technology Enhanced Language Learning in Vocationally Oriented Language Learning / Report Workshop №13/98, European Centre For Modern Languages. Graz, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.