ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА Курбанова Ю.И.
Курбанова Юлдузхон Илхамовна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра языков, факультет экономики и менеджмента, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье описываются методы использования мультимедийных программ при изучении узбекского языка. Перечислены варианты компьютерных заданий для овладения устной и письменной речью.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, методы обучения, узбекский язык.
Применение мультимедийных компьютерных программ обучающего типа сегодня является доступным средством для обучения студентов узбекскому языку как на занятиях, так и для их самообразования в свободное время. Программы, предназначенные для работы студентов над грамматикой и фонетикой, охватывают следующие основные лингводидактические цели: чтение, письмо, аудирование, разговорную речь [1], постановку произношения и интонации, а также проведение индивидуальных зачётов по пройденным грамматическим темам, распределённых по уровням сложности.
Для того чтобы студенты научились вести устный диалог, применяются следующие виды упражнений:
• одновременное прослушивание и прочитывание диалога, при этом каждое произносимое предложение выделяется цветом.
• аудирование диалогов, при этом даётся несколько вариантов ответа на вопрос, из которых студент должен выбрать один.
• диалог, в котором можно свободно конструировать ответ. Обучающая программа обеспечивает такой диалог и содержит все возможные варианты ответов на поставленный вопрос.
В целях овладения грамматикой, лексикой и синтаксисом можно применять следующие виды упражнений:
• упражнения, в которых нужно заполнять пропуски;
• упражнения-игры, в которых нужно составлять предложения. В процессе игры студентом поочередно наводится курсор на нужное слово, далее слово вставляется в конструируемое предложение;
• программы, которые предлагают списки слов, из которых нужно выбрать одно, чтобы правильно закончить предложение, либо выбрать глагол в правильной форме;
• в обучающих программах представлены списки слов и их дефиниций. Во время выполнения упражнения студент должен соединить слова с соответствующими им дефинициями.
Тренировочные упражнения при освоении грамматики в мультимедийном формате могут включать задания по составлению предложений с подстановкой слов, с пробелами, упражнения на составление предложений из предлагаемых слов, вопросительных, утвердительных, отрицательных и других форм. В принципе, в подобных тренировочных упражнениях нет ничего необычного, но преимущество заключается в том, что студенты выполняют их не на бумаге, а на мониторе компьютера. При этом студент может сразу увидеть, правильно ли он выполнил задание, получить подсказку или перейти на следующий уровень сложности.
В процессе аудирования каждый студент может слышать узбекскую речь. При обучении разговорной речи студенты могут в микрофон произносить фразы на узбекском языке и проверять звучание. При обучении письму студент разгадывает кроссворды, выполняет упражнения в игровой форме, вводит слова с клавиатуры и тут же проверяет правильность выполнения заданий.
Мультимедийные программы предлагают достаточно большой выбор всевозможных упражнений и способов работы. Они имеют привлекательное оформление, которое вызывает у студентов интерес, стремление к выполнению заданий. Во время проверки знаний студентов программами, могут отмечаться достигнутые им успехи, скорость решения заданий, при
необходимости - даваться подсказки. Средства и технологии мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации [2].
Таким образом, методы применения мультимедийных обучающих программ на уроках узбекского языка характеризуются разнообразием и увлекательностью. Они способствуют эффективному развитию различных коммуникативных умений студентов, более быстрому формированию навыков чтения, совершенству письменной речи, пополнению словарного запаса и, что немаловажно, устойчивой мотивации к изучению узбекского языка.
Список литературы
1. Рахимова К.Н. Сфера применения информационных компьютерных технологий при изучении узбекского языка / Наука и образование сегодня. № 4 (27), 2018. С. 55-56.
2. Киличева Ф.Б. Использование технологий мультимедиа в сфере образования / Научный журнал. № 3 (16), 2017. С. 44-45.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Аминов И.Б.1, Окназаров Т.2, Тугизбаев Ф.У.3
'Аминов Истам Барноевич - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Самаркандский государственный университет;
2Окназаров Тулкин — преподаватель, кафедра обучения естественным наукам, Самаркандский центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Самаркандский государственный университет;
3Тугизбаев Фахриддин Улашевич - преподаватель высшей категории, кафедра математики и информатики, Академический лицей Самаркандский государственный институт иностранных языков, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: особенности использования новых технологий позволяют более эффективно реализовать современные методы обучения математике для успешного формирования теоретического и практического мышления учащихся. В статье рассматриваются основные вопросы, дидактические возможности и методики использования современных интерактивных методов на уроках математики.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные методы, основные задачи, формы, методики и эффективность применения интерактивных методов при изучении математики.
УДК 378.14
В настоящее время происходящие изменения в образовании требуют от адекватного ответа на современные требования, ставят необходимостью пересмотра задачи организации обучения. Основной задачей организации обучения в среднем школе становится создание условий для активизации и развития школьника в процессе обучения, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе.
Задачи активизация и развития учения учеников в процессе обучения относятся к числу наиболее значимых проблем современной образовании.
Реализация данной задачи в процессе получения квалификации имеет определенное значение, т.к. от качества обучения как деятельности зависит итоговый эффект получения квалификации, развития и воспитания учеников школы. Поэтому стоит задача о целенаправленной работе учителей по развитию учеников - интеллектуальных, физических, познавательных умений. Самые лучшие итоги при решении данной задачи можно получить только при наличии активной позиции учителей и учеников в учебном процессе.
Сегодня эффективности обучения в образовании связаны с применением современные педагогические и инновационные технологии. Среди новых инновационных технологий являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из