Научная статья на тему 'Методы применения мультимедийных технологий на занятиях узбекского языка'

Методы применения мультимедийных технологий на занятиях узбекского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанова Юлдузхон Илхамовна

В статье описываются методы использования мультимедийных программ при изучении узбекского языка. Перечислены варианты компьютерных заданий для овладения устной и письменной речью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы применения мультимедийных технологий на занятиях узбекского языка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА Курбанова Ю.И.

Курбанова Юлдузхон Илхамовна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра языков, факультет экономики и менеджмента, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье описываются методы использования мультимедийных программ при изучении узбекского языка. Перечислены варианты компьютерных заданий для овладения устной и письменной речью.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, методы обучения, узбекский язык.

Применение мультимедийных компьютерных программ обучающего типа сегодня является доступным средством для обучения студентов узбекскому языку как на занятиях, так и для их самообразования в свободное время. Программы, предназначенные для работы студентов над грамматикой и фонетикой, охватывают следующие основные лингводидактические цели: чтение, письмо, аудирование, разговорную речь [1], постановку произношения и интонации, а также проведение индивидуальных зачётов по пройденным грамматическим темам, распределённых по уровням сложности.

Для того чтобы студенты научились вести устный диалог, применяются следующие виды упражнений:

• одновременное прослушивание и прочитывание диалога, при этом каждое произносимое предложение выделяется цветом.

• аудирование диалогов, при этом даётся несколько вариантов ответа на вопрос, из которых студент должен выбрать один.

• диалог, в котором можно свободно конструировать ответ. Обучающая программа обеспечивает такой диалог и содержит все возможные варианты ответов на поставленный вопрос.

В целях овладения грамматикой, лексикой и синтаксисом можно применять следующие виды упражнений:

• упражнения, в которых нужно заполнять пропуски;

• упражнения-игры, в которых нужно составлять предложения. В процессе игры студентом поочередно наводится курсор на нужное слово, далее слово вставляется в конструируемое предложение;

• программы, которые предлагают списки слов, из которых нужно выбрать одно, чтобы правильно закончить предложение, либо выбрать глагол в правильной форме;

• в обучающих программах представлены списки слов и их дефиниций. Во время выполнения упражнения студент должен соединить слова с соответствующими им дефинициями.

Тренировочные упражнения при освоении грамматики в мультимедийном формате могут включать задания по составлению предложений с подстановкой слов, с пробелами, упражнения на составление предложений из предлагаемых слов, вопросительных, утвердительных, отрицательных и других форм. В принципе, в подобных тренировочных упражнениях нет ничего необычного, но преимущество заключается в том, что студенты выполняют их не на бумаге, а на мониторе компьютера. При этом студент может сразу увидеть, правильно ли он выполнил задание, получить подсказку или перейти на следующий уровень сложности.

В процессе аудирования каждый студент может слышать узбекскую речь. При обучении разговорной речи студенты могут в микрофон произносить фразы на узбекском языке и проверять звучание. При обучении письму студент разгадывает кроссворды, выполняет упражнения в игровой форме, вводит слова с клавиатуры и тут же проверяет правильность выполнения заданий.

Мультимедийные программы предлагают достаточно большой выбор всевозможных упражнений и способов работы. Они имеют привлекательное оформление, которое вызывает у студентов интерес, стремление к выполнению заданий. Во время проверки знаний студентов программами, могут отмечаться достигнутые им успехи, скорость решения заданий, при

необходимости - даваться подсказки. Средства и технологии мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации [2].

Таким образом, методы применения мультимедийных обучающих программ на уроках узбекского языка характеризуются разнообразием и увлекательностью. Они способствуют эффективному развитию различных коммуникативных умений студентов, более быстрому формированию навыков чтения, совершенству письменной речи, пополнению словарного запаса и, что немаловажно, устойчивой мотивации к изучению узбекского языка.

Список литературы

1. Рахимова К.Н. Сфера применения информационных компьютерных технологий при изучении узбекского языка / Наука и образование сегодня. № 4 (27), 2018. С. 55-56.

2. Киличева Ф.Б. Использование технологий мультимедиа в сфере образования / Научный журнал. № 3 (16), 2017. С. 44-45.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Аминов И.Б.1, Окназаров Т.2, Тугизбаев Ф.У.3

'Аминов Истам Барноевич - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Самаркандский государственный университет;

2Окназаров Тулкин — преподаватель, кафедра обучения естественным наукам, Самаркандский центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Самаркандский государственный университет;

3Тугизбаев Фахриддин Улашевич - преподаватель высшей категории, кафедра математики и информатики, Академический лицей Самаркандский государственный институт иностранных языков, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: особенности использования новых технологий позволяют более эффективно реализовать современные методы обучения математике для успешного формирования теоретического и практического мышления учащихся. В статье рассматриваются основные вопросы, дидактические возможности и методики использования современных интерактивных методов на уроках математики.

Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные методы, основные задачи, формы, методики и эффективность применения интерактивных методов при изучении математики.

УДК 378.14

В настоящее время происходящие изменения в образовании требуют от адекватного ответа на современные требования, ставят необходимостью пересмотра задачи организации обучения. Основной задачей организации обучения в среднем школе становится создание условий для активизации и развития школьника в процессе обучения, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе.

Задачи активизация и развития учения учеников в процессе обучения относятся к числу наиболее значимых проблем современной образовании.

Реализация данной задачи в процессе получения квалификации имеет определенное значение, т.к. от качества обучения как деятельности зависит итоговый эффект получения квалификации, развития и воспитания учеников школы. Поэтому стоит задача о целенаправленной работе учителей по развитию учеников - интеллектуальных, физических, познавательных умений. Самые лучшие итоги при решении данной задачи можно получить только при наличии активной позиции учителей и учеников в учебном процессе.

Сегодня эффективности обучения в образовании связаны с применением современные педагогические и инновационные технологии. Среди новых инновационных технологий являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.