Научная статья на тему 'Основные задачи и эффективность использования интерактивных методов на уроках математики'

Основные задачи и эффективность использования интерактивных методов на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ / ФОРМЫ / МЕТОДИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминов Истам Барноевич, Окназаров Тулкин, Тугизбаев Фахриддин Улашевич

Особенности использования новых технологий позволяют более эффективно реализовать современные методы обучения математике для успешного формирования теоретического и практического мышления учащихся. В статье рассматриваются основные вопросы, дидактические возможности и методики использования современных интерактивных методов на уроках математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аминов Истам Барноевич, Окназаров Тулкин, Тугизбаев Фахриддин Улашевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные задачи и эффективность использования интерактивных методов на уроках математики»

необходимости - даваться подсказки. Средства и технологии мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации [2].

Таким образом, методы применения мультимедийных обучающих программ на уроках узбекского языка характеризуются разнообразием и увлекательностью. Они способствуют эффективному развитию различных коммуникативных умений студентов, более быстрому формированию навыков чтения, совершенству письменной речи, пополнению словарного запаса и, что немаловажно, устойчивой мотивации к изучению узбекского языка.

Список литературы

1. Рахимова К.Н. Сфера применения информационных компьютерных технологий при изучении узбекского языка / Наука и образование сегодня. № 4 (27), 2018. С. 55-56.

2. Киличева Ф.Б. Использование технологий мультимедиа в сфере образования / Научный журнал. № 3 (16), 2017. С. 44-45.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Аминов И.Б.1, Окназаров Т.2, Тугизбаев Ф.У.3

'Аминов Истам Барноевич - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Самаркандский государственный университет;

2Окназаров Тулкин — преподаватель, кафедра обучения естественным наукам, Самаркандский центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Самаркандский государственный университет;

3Тугизбаев Фахриддин Улашевич - преподаватель высшей категории, кафедра математики и информатики, Академический лицей Самаркандский государственный институт иностранных языков, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: особенности использования новых технологий позволяют более эффективно реализовать современные методы обучения математике для успешного формирования теоретического и практического мышления учащихся. В статье рассматриваются основные вопросы, дидактические возможности и методики использования современных интерактивных методов на уроках математики.

Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные методы, основные задачи, формы, методики и эффективность применения интерактивных методов при изучении математики.

УДК 378.14

В настоящее время происходящие изменения в образовании требуют от адекватного ответа на современные требования, ставят необходимостью пересмотра задачи организации обучения. Основной задачей организации обучения в среднем школе становится создание условий для активизации и развития школьника в процессе обучения, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе.

Задачи активизация и развития учения учеников в процессе обучения относятся к числу наиболее значимых проблем современной образовании.

Реализация данной задачи в процессе получения квалификации имеет определенное значение, т.к. от качества обучения как деятельности зависит итоговый эффект получения квалификации, развития и воспитания учеников школы. Поэтому стоит задача о целенаправленной работе учителей по развитию учеников - интеллектуальных, физических, познавательных умений. Самые лучшие итоги при решении данной задачи можно получить только при наличии активной позиции учителей и учеников в учебном процессе.

Сегодня эффективности обучения в образовании связаны с применением современные педагогические и инновационные технологии. Среди новых инновационных технологий являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из

английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивные методы означают способность взаимодействовать в режиме диалога с средствами информационной технологии или учителем.

Кроме того, интерактивные методы позволяют ученикам взаимодействовать между собой, т.е. интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии [3]. Применение интерактивных методов в учебном процессе позволяют сделать обучение более интересным и динамичным, а огромный поток изучаемой информации более - доступным. А также, сегодня интерактивный метод - это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания - более глубоким.

При внедрении интерактивных методов обучения, ученики и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель выступает только в роли инициатора учебного процесса, фаворита группы, помощника, создателя критерий для активной деятельности ученики. Поэтому интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности учеников в процессе обучения, которой создаются хорошие условия обучения, где ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, а это делает процесс обучения продуктивным. Учебный процесс с использованием интерактивных методов создан таким образом, что почти все участники обучения оказываются увлекательно втянутыми в процесс постижения. Объединенное проявление инициативы учеников в процессе получения знаний, постижения, освоения учебного материала обозначает, что практически любой вносит собственный своеобразный индивидуальный вклад, идет обмен знаниями и методами деятельности. В учебном процессе интерактивные методы являются, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие [1].

Интерактивное обучение на уроках математики дает возможность решить сразу некоторое количество поставленных целей обучения: развивает коммуникативные умения и навыки учеников, способствует установлению эмоциональных контактов между участниками процесса, гарантирует воплощению воспитательных задач в процессе получения образования. Интерактивные методы обучения играют особую роль в курсе математики, эти методы эффективнее, чем другие методы, способствующие интеллектуальному, социальному и духовному развитию ученика. Организация обучения с помощью интерактивных методов на уроках математики предполагает моделирование разных учебных ситуаций, использование ролевых игр и ориентированы:

- для развития мышления учеников, определенной самостоятельности соображения: побуждают к выражению собственных суждений и инициируют выработку основанного на творчестве отношения к любым выводам;

- для развития противодействия внушению мыслей, эталонов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию собственного представления, создают обстановку совместных бесед, столкновений понятий.

- для выработки критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное действие свои и одноклассники;

- для развития стремления к нахождению лучших вариантов решения задач предусматривают методы, которые ставят ученикам в реальную ситуацию поиска.

- для развития умения находить оптимальные и совместные решения с одноклассниками, на повышение интереса учеников к изученному материалу.

К интерактивным методам обучения можно отнести следующие [2]: работа в парах; ротационные тройки; карусель; работа в малых группах; аквариум; незаконченное предложение; мозговой штурм; броуновское движение; дерево решений; ролевая игра; займи позицию; дискуссия; дебаты и т.д.

Работа в малых группах - это одна из самых топовых тактик, потому что она дает всем обучающимся знаниям вероятность осуществления участвовать в работе, практиковать способности делового отношения, межличностного общения. При таковой форме работы полезны оценочные листы: самооценка, оценка группы, оценка преподавателя. Еще на уроках ученики отстаивают групповые идеи, итоговым эффектом выполнения которых являются презентации, буклеты, видеоролики.

Творческие заданий на уроках математики могут служить: подготовка доклада, реферата, эссе, выступления, исполнение роли в имитационных методиках. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения. На уроках математики, обучающиеся нередко выступают с мини-докладами, а также

исследовательские проекты учеников является публичной презентацией результатов их творческой работы.

Обучающие игры на уроках математики относятся к основным приемам на интерактивных занятиях. В эту категорию входят ролевые игры и имитации. В процессе обучения участникам игры предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию.

Обучающие игры на уроках математики направлены:

- для развития воображения и навыков критического мышления учеников;

- для опробования на практике линии поведения другого человека;

- для применения на практике умения решать проблемы и задачи.

Внедрение интерактивных технологий на уроках математики дает целый ряд выдающихся качеств: гарантирует более ясной, действенной и активной подачей материала, позволяет рисовать и делать записи поверх всех дополнительных вложений, хранить и распечатывать рисунки на доске, охватывая всевозможные записи, сделанные во время занятия, не затрачивая к тому-же много времени; гарантирует неплохой темп урока; упрощает проверку усвоенного материала на базе сохраненных файлов; гарантирует множественное использование разработанных материалов.

Таким способом, интерактивные технологии обучения на уроках математики дают возможность развивать у учеников критическое мышление, созидательные возможности, коммуникативные умения и способности, создавать эмоциональные контакты между обучающимися, гарантировать воспитательные задачи, в результате чего и происходит творческое саморазвитие обучающихся.

Список литературы

1. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта. Педагогика, 2000. № 7.

2. Колмогорова С. Интерактивные формы и методы работы. Педагогическая техника. № 2, 2007. Стр. 18-24.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.