Научная статья на тему 'К типологии электронных учебников по русскому языку как иностранному'

К типологии электронных учебников по русскому языку как иностранному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1337
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / МУЛЬТИМЕДИА / ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низовая Ирина Юрьевна

Статья посвящена анализу электронных учебников, которые используются в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются типологические особенности этих учебников и их структура. Описаны способы организации самостоятельной работы с помощью электронных учебников, возможности использования новых упражнений и заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К типологии электронных учебников по русскому языку как иностранному»

УДК 372.881.161.1

Низовая Ирина Юрьевна

Доцент кафедры педагогики и психологии Международного института компьютерных технологий, nizovaja@yandex.ru, Воронеж

К ТИПОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Аннотация. Статья посвящена анализу электронных учебников, которые используются в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются типологические особенности этих учебников и их структура. Описаны способы организации самостоятельной работы с помощью электронных учебников, возможности использования новых упражнений и заданий.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, электронный учебник, мультимедиа, обучение языку, компьютерные упражнения и задания.

Nizovaja Irina Jurjevna

Assistant Professor, Department of education and psychology, Intrnational Institute of Computer Technology, nizovaja@yandex.ru, Voronezh

THE TYPOLOGY OF DIGITAL TEXTBOOK IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Abstract. The article deals with different techniques in creating digital textbooks in the teaching Russian as a foreign language. Considered particularities of using digital textbooks in the classroom, formulated principles of different types of exercises and tasks, discussed a different ways of presenting a new teaching materials. Special attention was given to the using digital exercises and tasks.

Keywords: Russian as a foreign language, digital textbook, multimedia, language teaching, electronically exercises and tasks.

В настоящее время в процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ) используются учебники, относящиеся к различным методическим направлениям, что обусловлено многообразием подходов к теории и практике обучения. Большой интерес методистов вызывают учебники, построенные на основе технологий мультимедиа. Электронная книга, претендующая на статус учебника по русскому языку, должна включать следующие обязательные компоненты: теоретический материал, сборники специально разработанных компьютерных упражнений, снабженных системами контекстуальной и общей помощи, словарь лингвистических терминов, сборники диктантов, тесты, интерактивные таблицы, уроки-объяснения, словари примеров и иллюстрации. Каждый компонент электронного учебника должен обладать высокой степенью интерактивности и наглядности.

Как отмечается в научно-методической литературе [3; 4], на название электронный

учебник или электронное учебное пособие могут претендовать несколько видов электронных дидактических материалов:

1) Цифровая версия печатного издания, в точности повторяющая печатный прототип, расширяя его возможности за счет гипертекстовой организации теоретической части, мультимедийных средств наглядности и обратной связи при выполнении практических и контрольных заданий.

2) Электронный учебник, не имеющий печатного прототипа, но построенный по всем классическим канонам, распространяющимся на этот вид учебного издания. Такие учебники в обязательном порядке сопровождаются печатным приложением, в котором представлена в полном объеме текстовая часть. Эта печатная часть учебника становится настольной книгой ученика и учителя, а компьютерная часть служит лишь опорой при выполнении практических заданий.

3) Электронное издание, построенное по типу учебно-методического комплекса,

близкое по свойствам предметной обучающей среде. Электронный учебник начинает рассматриваться как программно-методический комплекс, соединяющий в себе обычный учебник, справочник, задачник, лабораторный практикум, интерактивные таблицы, статичные и динамичные иллюстрации и т. д.

При изучении иностранного языка с помощью электронного учебника (в отличие от традиционного печатного учебника) предполагается прежде всего моделирование языковой среды (вернее типовых ситуаций общения, так как в полном объеме воспроизвести языковую среду невозможно), которую учащийся наблюдает, в которой как бы общается с носителями языка, путешествует, познавая язык и культуру страны, важно прежде всего стимулирование устного и письменного общения на изучаемом языке. Речевые ситуации обеспечиваются информационной поддержкой на основе текстовых, аудиовизуальных банков данных и информационно-поисковых систем. Информационную поддержку электронного осуществляют и ресурсы Интернета.

Существуют различные основания для классификации электронных учебников. Так, например, основанием классификации могут стать педагогические задачи, которые решаются данным учебником [4]. На этом основании выделяются следующие виды компьютерных учебных материалов:

1) средства теоретической подготовки (учебники, системы контроля знаний, обучающие системы);

2) средства практической подготовки (практикумы, тренажеры, сборники упражнений);

3) вспомогательные средства для поддержки традиционных занятий;

4) комплексные средства (специализированные компьютерные курсы).

Процесс преподавания русского языка как иностранного пока слабо обеспечен современными компьютерными дидактическими материалами, преподавателями языка электронные учебники по ряду причин (традиции преподавания, отсутствие стимулов для использования новых технологий, устаревшие программы обучения) используются редко, хотя по русскому языку как иностранному подготовлено более двадцати различных электронных учебников. Известность

получили следующие электронные учебники: «Капуста» (Финляндия), «Руслан» (Великобритания), «Русский язык с самого начала» (РФ), «Голоса» (США), «Краски» (Италия) и др. В учебных заведениях РФ были созданы электронные учебники «Владимир» (2003), «Новости из России» (20022006) и «Русский язык с компьютером. Шаг I» (2006) и др. В последнее время стали создаваться весьма интересные электронные учебники по русскому языку для российских школ. В школах РФ используются электронные пособия, построенные на школьных курсах изучения русского языка, например, «1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Школа. Морфология. Орфография. 5-6 классы» и др. [2, 3; 4].

Наиболее типичными в электронных учебниках являются следующие особенности.

1. Выделение различного рода программных модулей - видеофрагменты, озвученные диалоги (обычно со зрительной поддержкой: фотографии, рисунки), автоматический словарь, грамматический комментарий, тренировочный модуль, модуль записи и воспроизведения речи (фонетический аспект), базы данных текстов, типичных ошибок и др.

2. Презентация учебного материала осуществляется прежде всего в форме озвученных диалогов (диалоги сопровождаются видеозаписью, мультипликацией, статичными картинками) или озвученных текстов для чтения.

3. Различные виды тренировочных упражнений (подстановка, множественный выбор, поиски соответствий, реконструкция текста, перевод, конструирование по моделям), которые основаны на предсказуемости ответа учащегося (анализ ответов проводится программами в основном путем сравнения с эталонами, хранящимися в банке данных).

4. Запись, анализ и воспроизведение речи пользователя, сопровождаемые зрительной информационной поддержкой, осциллограммами, таблицами.

5. Гипертекстовая форма организации информации, что позволяет быстро переходить от одного раздела к другому, от одного типа информации к другой, осуществлять поиск информации.

6. Анимация для семантизации, мотивации речи, презентации учебного материала.

7. Интернет-поддержка в виде дополнительных учебных материалов, методических

рекомендаций, доступных с помощью компьютерных сетей.

Уже на первом этапе создания и использования в учебном процессе по русскому языку электронных учебников в 1990-е гг. возникли многочисленные трудности и проблемы [4]. Практически сразу стало понятно, что электронные учебники и пособия с большим трудом встраиваются в существующую классно-урочную систему преподавания, что они плохо приспособлены для современных форм обучения, основанных на групповых формах работы учащихся, проектном и деятельностном подходе. Причем, в ряде случаев виноват не столько сам продукт, сколько отсутствие продуманной методики его применения в целенаправленном учебном процессе. Исследования показали, что предлагаемые к поставке в учебные заведения электронные издания в школах практически не используются. Причем причины заключаются не столько в качестве поставляемых зданий, сколько в их неприспособленности к реальному учебному процессу. Большинство опрошенных учителей отметили, что даже достаточно качественные учебные ресурсы не могут быть использованы в педагогической практике в силу отсутствия методики их встраивания в учебный процесс, продуманных содержательных (деятельностных), организационных и административных моделей.

Среди работ, вышедших в последнее время, следует выделить несколько типов электронных учебников. Например, мультимедийное пособие «Краски-А1» включает четыре тематических раздела («О себе», «Академическая сфера», «Социально-политическая сфера», «Свободное время и отдых») [1]. Каждый тематический раздел включает 3 коммуникативные ситуации, состоящие из видеофрагмента, двух интерактивных заданий по аудированию и чтению (на основе просмотренного фрагмента), двух интерактивных заданий по развитию лексики, двух интерактивных заданий по грамматике. Видеофрагменты позволяют обучающимся интуитивно понять происходящее и соотнести вербальную и невербальную информацию. После прохождения курса учащимся предлагается комплекс тестовых задания, направленных на контроль лингвистических и коммуникативных компетенций

тестируемого. Мультимедийное пособие «Краски-А2» является продолжением указанного выше пособия. Тематика разделов соответствует требования базового уровня владения русским языком как иностранным: «Как устроиться на работу», «СМИ», Покупки», «Туризм», «Обычаи и традиции России». В соответствии с современным уровнем развития компьютерных технологий в состав курса включены социальные сервисы. Курсы включают также блоги, куда обучающиеся могут помещать свои комментарии, форумы для активизации общения с другими учащимися и преподавателем, коллекции ссылок на дополнительную информацию в Интернете. Направленность на изучение аутентичных текстов отражается также в том, в курсе активно используются записи теле- и радионовостей, программ. Важной частью курса является осуществление регулярного мониторинга хода и результатов учебной деятельности, фиксируется посещаемость, показатели результатов выполнения упражнений и заданий и др. Принципиальной особенностью этого учебника является моделирование ситуаций реального общения и погружение в них учащихся.

Электронный учебник «Русский язык с компьютером. Шаг I» состоит из пяти модулей: «Уроки», «Тренажер», «Словарь», «Справочник», «Методические материалы». Интерактивные уроки представляют собой поурочную систему занятий для последовательной работы с учебным материалом и содержат блоки «Буква», «Звук», «Слово», «Синтагма», «Фраза», «Грамматика», «Лексика», охватывающие языковой и речевой материал в объеме вводно-фонетического и вводно-грамматического курсов. Тренажер включает систему заданий, направленных на постановку/коррекцию произношения. Материал объединен в разделы: «Звуки», «Слово», «Интонация», «Стихи». С учебными материалами тренажера можно работать последовательно или выборочно, что позволяет организовывать различные траектории обучения произношению на стадии закрепления учебного материала, производить коррекцию акцентных отклонений и дальнейшее развитие слухопроизносительных навыков иностранных учащихся. В озвученный словарь включен стандартный лексический минимум элементарного уровня вла-

дения русским языком как иностранным. В справочник включены иллюстрированные и озвученные разделы «Звук», «Звук в слове», «Сочетания слов», «Фраза», «Грамматика». Этот курс ориентирован на начальный этап обучения русскому языку, его структура во многом повторяет структуру стандартного учебника по русскому языку как иностранному.

Все чаще электронные учебники являются составной частью комплексов, включающих поддержку ресурсами Интернета, т. е. становятся сетевыми образовательными продуктами. Это относится например, к электронному учебнику, созданный на основе учебника А. Н. Богомолова «Новости из России» [2]. Учебный материал курса (телевизионные сюжеты, система упражнений, тестовые задания и задания на перевод) представлен в виде автономных уроков, которые сгруппированы по тематическим блокам «Политика», Экономика», «Общество» и «Культура». Курс регулярно обновляется в Интернете за счет включения новых тем и видеосюжетов, что позволяет учащимся параллельно изучать русский язык в средствах массовой информации и следить за событиями, которые освещаются в информационных и аналитических программах телевидения России. Материалы курса помогают учащимся подготовиться к сдаче сертификационных экзаменов по русскому языку как иностранному.

Особая структура учебных материалов представлена в компьютерных учебных курсах, которую используют единую программную оболочку для создания обучающих курсов по разным языкам. Такие курсы издаются обычно известными западными фирмами, они ориентированы на преподавание различных языков в рамках одной программной системы. К ним относятся, например, курсы серии Rosetta Stone, серия электронных пособий Eurotalk, рассчитанные на различные уровни изучения иностранных языков [5]. Так, например, Rosetta Stone представляет собой программную оболочку, в которой представлены четыре модуля, рассчитанные на обучению чтению, аудированию, письму и говорению. Каждый модуль представляет собой особую программную оболочку, которая может заполняться материалами из любого языка, например, поиск соответствия

между ситуацией и предложениями, чтение и проверка понимания текста и др.

Для их адекватной оценки электронных учебников необходимо учитывать также ряд технических параметров:

1) оценка интерактивности (использование клавиатуры и мыши, интерактивные анимации, дружественность и удобство интерфейса, реакция на ошибки, удобство навигации, наличие системы поиска, оглавления, тематического указателя, скорость обработки запросов, контекстно-зависимая помощь и подсказки);

2) оценка мультимедиа компонентов и мультимедийности в целом (особенности текста, изображений, видеофрагментов и анимации, особенности звукового ряда, гармоничность цветовых и звуковых решений, сбалансированность различных компонентов и др.);

3) оценка возможностей моделирования реальной среды, особенностей общения носителей языка и др.;

4) коммуникативности (техническая поддержка, методическая поддержка ресурса, особенности дистанционного взаимодействия с преподавателями и другими пользователями, возможности подключения дополнительных ресурсов Интернета).

Как видно из данного списка, оценка эффективности и надежности любого электронного образовательного ресурса проходит по нескольким основным параметрам и представляет собой достаточно сложную процедуру. Сюда не включена оценка методической эффективности курса (по сравнению с традиционными формами обучения), что представляет отдельную методическую задачу и требует дополнительных лингвометодических исследований.

Таким образом, в практике преподавания РКИ используются разные типы электронных учебников. Некоторые из электронных курсов напрямую связаны с печатным учебником, это относится, например, к курсу «Новости из России». Другие ориентированы на определенный уровень владения языком и могут быть использованы с различными учебными пособиями, которые ориентированы на достижение определенного уровня владения языком, например, «Русский язык с компьютером. Шаг I». Третьи ориентированы на моделирование реальных ситуаций

общения с носителями языка («Краски»). Особую группу представляют собой электронные издания, которые могут быть использованы в ходе самостоятельного изучения любого иностранного языка, например, серия электронных пособий EuroTalk.

Библиографический список

1. Берарди С., Бугяакова Л. М. Дистанционное обучение русскому языку и использование компьютерных технологий в лингводидактическом тестировании по РКИ // Русский язык за рубежом. - 2010. -№ 2. - С. 27-34.

2. Богомолов А. Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному. Лингвокультурологический. - М.: Макс Пресс, 2008. -320 с.

3. Дунаева Л. А. Средства информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранных учащихся гуманитарных специальностей научному общению. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 296 с.

4. Руденко-Моргун О. И. Принципы моделирования и реализация электронного учебнометодического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа. - М.: Изд-во РУДН, 2009. - 209 с.

5. EuroTalk. Interactive Language learning on CD and DVD ROM. - Eurotalk, 2009. - 79 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.