УДК 372
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ИНОСТРАННОГО
И.Ю. Низовая
Статья посвящена новым подходам и методам использования компьютерных технологий в практике преподавания русского языка как иностранного. Особое внимание уделяется методике создания и типологии электронных учебников
Ключевые слова: компьютерные технологии, Интернет, русский язык как иностранный, электронный учебник, мультимедиа
Современная практика преподавания русского языка как иностранного(РКИ) основана на многообразии различных методических
направлений, обусловленных инвариантностью подходов к теории обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий(ИКТ)[1,2].В преподавательской среде вызывают большой интерес новые средства обучения иностранному (в том числе русскому) языку, размещенные в Интернете. К ним относятся сетевые обучающие программы (автономные курсы дистанционного обучения, различные тренажеры и др.), виртуальные образовательные среды, сетевые инструментальные оболочки (программы-оболочки / сетевые платформы) и сетевые прикладные средства, позволяющие организовывать обучение, создавать учебные материалы и управлять учебным процессом.
Большой интерес методистов вызывают учебники, построенные на основе технологий мультимедиа. «Электронная книга», претендующая на статус учебника по русскому языку должна иметь выполнять все дидактические функции, которые предъявляются к современным учебникам иностранного языка, но эти функции выполняются на новом технологическом уровне. Как отмечается в научно-методической литературе [5, 6], на название «электронный учебник» или «электронное учебное пособие» могут претендовать несколько видов электронных дидактических материалов:
1) Цифровая версия издания, в точности повторяющая печатный аналог, расширяющая его возможности за счет гипертекстовой организации теоретической части, мультимедийных средств наглядности и обратной связи при выполнении практических и контрольных заданий.
2)Электронный учебник, не имеющий печатного прототипа, но построенный по всем классическим канонам, распространяющимся на этот вид учебного издания. Такие учебники в обязательном порядке сопровождаются приложением, в котором представлена в полном объеме текстовая основа, которая становится настольной книгой ученика и учителя, а компьютерная часть служит лишь опорой при выполнении практических заданий.
Низовая Ирина Юрьевна - МИКТ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]
3)Электронное издание, построенное по типу учебно-методического комплекса, близкое по свойствам предметной обучающей среде.
Электронный учебник начинает
рассматриваться как программно-методическое обеспечение, которое содержит традиционный учебник, справочник, контрольные упражнения, интерактивные таблицы, статичные и динамичные иллюстрации и т.д. Функции электронного учебника(в отличие от традиционного печатного учебника) дают возможность моделировать языковую среду (вернее типовых ситуаций общения), которую учащийся наблюдает, в которой как бы общается с носителями языка, путешествует, познавая язык и культуру страны, важно прежде всего стимулирование устного и письменного общения на изучаемом языке. Информационную поддержку электронного учебника эффективно осуществляют и ресурсы Интернета.
Существуют различные основания для классификации электронных учебников. Так, например, основанием классификации могут стать педагогические задачи, которые решаются данным учебником [4].На этом основании выделяются следующие виды компьютерных учебных материалов:
1) средства теоретической подготовки (учебники, системы контроля знаний, обучающие системы);
2) средства практической подготовки (практикумы, тренажеры, сборники упражнений);
3) вспомогательные средства для поддержки традиционных занятий;
4) комплексны средства (специализированные компьютерные курсы).
Процесс преподавания русского языка как иностранного пока слабо обеспечен современными компьютерными, дидактическими материалами, преподавателями языка. Электронные учебники по ряду причин (традиции преподавания, отсутствие стимулов для использования новых технологий, устаревшие программы обучения) используются редко, хотя по русскому языку как иностранному подготовлено более двадцати различных электронных учебников. В учебных заведениях РФ были созданы электронные учебники «Владимир» (2003), «Новости из России» (2002-2006), «Русский язык с компьютером. Шаг I» (2006) и др. В последнее время стали создаваться весьма интересные электронные учебники по русскому
языку для российских школ. В школах РФ используются электронные пособия, построенные на школьных курсах изучения русского языка, например, «1С:Репетитор. Русский язык», «1С: Школа. Морфология. Орфография.5-6 классы» и др.[4, 5, 6].
Электронные учебники, как новые средства обучения имеют свои особенности, наиболее типичные из них следующие:
1. Использование аудио и видео программных ресурсов.
2. Наличие различных модулей: словарь, грамматический справочник, лингвострановедческая информация, тестирование.
3. Информационный эталонный банк данных ответов на тренировочные материалы .
4. Коммуникативная направленность обучения реализуется посредством ролевых игр на базе мультипликации и видеосюжетов.
5. Возможность обработки большого количества информации дает представление о языке как системе и делает его уникальным тренажерным средством.
6. Активное использование анимации для семантизации, мотивации речи, презентации учебного материала.
7. Максимальное использование типов заданий, что делает работу учащихся разнообразной и повышает интерес к изучению языка.
Уже на первом этапе создания и использования в учебном процессе по русскому языку электронных учебников в девяностые годы прошлого века возникли многочисленные трудности и проблемы. Преподаватели и методисты отмечают, что электронные учебники с большим трудом встраиваются в существующую систему
преподавания, что они плохо приспособлены для современных форм обучения, основанных на групповых формах работы учащихся, проектном и деятельностном подходе. Опрос преподавателей констатировал, что электронные издания в школах практически не используются. Причем причины заключаются не столько в качестве поставляемых изданий, сколько в их неприспособленности к реальному учебному процессу. Большинство опрошенных преподавателей русского языка отметили, что даже достаточно качественные учебные ресурсы не могут быть использованы в педагогической практике в силу отсутствия методики их встраивания в учебный процесс, продуманных содержательных, организационных и административных моделей [6, с. 137].
Все эти вопросы входят в сферу компетенции прежде всего методистов и должны быть проработаны не столько со стороны технологической, аппаратно-программной, но и со стороны, собственно методики.
Среди работ, вышедших в последнее время, выделяются несколько типов электронных учебников. Например, следует выделить электронное пособие по лингводидактическому тестированию РКИ. Каждый тематический раздел пособия включает коммуникативные ситуации, состоящие из видеофрагмента, двух интерактивных заданий по аудированию и чтению (на основе
просмотренного фрагмента), двух интерактивных заданий по развитию лексики, двух интерактивных заданий по грамматике. Видеофрагменты позволяют обучающимся интуитивно понять происходящее и соотнести вербальную и невербальную информацию[3, с. 28]. После прохождения курса учащимся предлагается комплекс тестовых заданий, направленных на контроль знаний тестируемого. Мультимедийное пособие «Краски-А2» является продолжением указанного выше пособия. Тематика разделов пособия соответствует требования базового уровня владения русским языком как иностранным: «Знакомство», «СМИ», «Мои современники», «Живопись», «Праздники России». В соответствии с современным уровнем развития компьютерных технологий в состав курса включены социальные сервисы. Курсы включают также блоги, куда обучающиеся могут помещать свои комментарии, форумы для активизации общения с другими учащимися и преподавателем, коллекции ссылок на дополнительную информацию в Интернете. Направленность на изучение аутентичных текстов отражается также в том, что в курсе активно используются записи теле- и радионовостей, программ. Важной частью курса является осуществление регулярного мониторинга хода и результатов учебной деятельности, фиксируется посещаемость, показатели результатов выполнения упражнений и заданий и др. Принципиальной особенностью организации учебного процесса является моделирование ситуаций реального общения и погружение в них учащихся.
Другой электронный учебник «Русский язык с компьютером. Шаг I» состоит из пяти модулей: «Уроки», «Тренажер», «Словарь», «Справочник», «Методические материалы» [6].Работа с учебным материалом распределена по блокам, которые охватывают речевые и языковые аспекты в объеме вводно-фонетического и вводно-грамматического курсов. Тренажер включает систему заданий, направленных на постановку/коррекцию произношения. Материал объединен в разделы: «Звуки», «Слово», «Интонация», «Стихи». С учебными материалами тренажера можно работать последовательно или выборочно, что позволяет организовывать последовательное усвоение студентами лингвистического материала, а также производить оценку фонетических ошибок иностранных учащихся. В озвученный словарь включен стандартный лексический минимум элементарного уровня владения русским языком как иностранным. Все чаще электронные учебники являются составной частью комплексов, включающих поддержку ресурсами Интернета, т.е. становятся сетевыми образовательными
продуктами. Это относится, например, к электронному учебнику, созданному на основе учебника А.Н.Богомолова «Новости из России» [4]. Учебный материал курса (репортажи журналистов, сводки новостей, контрольные вопросы и задания на перевод) представлен в виде автономных уроков, которые сгруппированы по тематическим блокам «Политика сегодня», «Экономика в России », «Общество и знание» и «Культура сегодня». Курс
регулярно обновляется в Интернете за счет включения новых тем и видеосюжетов, что позволяет учащимся параллельно изучать русский язык в средствах массовой информации, которая передается на телевидении РФ. Материалы курса помогают учащимся адаптироваться в русскоязычной среде и успешно сдавать экзамены по русскому языку как иностранному.
По характеру представляемой информации учебный материал в электронном учебнике может быть в разных форматах: текстовом, аудиовизуальном, визуальным, аудитивном. По структуре и управлению уроки учебника бывают: с жесткой последовательностью кадров, линейные и вариативные с эффектом анимации,
гипертекстовые, с разветвленной структурой, облегчающей переход от одной части учебника к другой.
Особая структура учебных материалов представлена в компьютерных учебных курсах, которые используют единую программную оболочку для создания обучающих курсов по разным языкам. Такие курсы издаются обычно известными западными фирмами, они ориентированы на преподавание различных языков в рамках одной программной системы. К ним относятся, например, курсы серии КозеИаБШпе, серия электронных пособий Еиго1а1к, рассчитанные на различные уровни изучения иностранных языков.
Для адекватной оценки электронных учебников необходимо учитывать также ряд технических параметров:
1. Оценка интерактивности (интерактивные анимации, дружественность и удобство интерфейса, качество информационного наполнения, эргономичность исполнения, способы и надежность поиска, обработки запросов, помощь и подсказки).
2. Оценка внешнего вида, привлекательность дизайна, способы поиска мультимедийности, особенности звукового ряда, гармоничность цветовых и звуковых решений, сбалансированность различных компонентов и др.).
3. Оценка возможностей моделирования реальной среды, особенностей общения носителей языка, описания и представления системы языка.
4. Оценка коммуникативности и надежности (техническая поддержка, методическая поддержка ресурса, особенности дистанционного взаимодействия с преподавателями и другими пользователями, возможности подключения дополнительных ресурсов Интернета).
В связи с выше изложенным, очевидно, что оценка критерия эффективности электронного учебника в практике РКИ носит комплексный характер и требует дальнейшего осмысления.
Таким образом, в практике преподавания РКИ используются разные типы электронных учебников. Некоторые из электронных курсов напрямую связаны с печатным учебником, это относится, например, к курсу «Новости из России». Другие ориентированы на определенный уровень владения языком и могут быть использованы с различными учебными пособиями, которые ориентированы на достижение определенного уровня владения языком, например, «Русский язык с компьютером. Шаг I».Третьи ориентированы на моделирование реальных ситуаций общения с носителями языка («Краски»). Особую группу представляют собой электронные издания, которые могут быть использованы в ходе самостоятельного изучения любого иностранного языка, например, серия электронных пособий ЕигоТа1к.
Литература
1. Азимов Э.Г. Европейская система повышения квалификации преподавателей иностранных языков// Русский язык за рубежом.2009.№5.- С. 56-62.
2. Низовая И.Ю. Профессиональная компетенция преподавания РКИ и критерии оценки электронных образовательных ресурсов // Международный аспирантский вестник, 2012, № 2. - С. 50-54.
3.Берарди С., Буглакова Л.М. Дистанционное обучение русскому языку и использование компьютерных технологий в лингводидактическом тестировании по РКИ// Русский язык за рубежом, 2012, № 2.- С. 50-54.
4. Богомолов А.Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному. Лингвокультурологический аспект М.: Макс Пресс, 2008. - 320 с.
5.Дунаева Л.А. Средства информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранных учащихся гуманитарных специальностей научному общению/ М.: МАКС Пресс, 2006. - 296 с.
6. Руденко-Моргун О. И. Принципы моделирования и реализация электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа /.М.: изд-воРУДН, 2009.209с.
Международный институт компьютерных технологий, г. Воронеж
DIGITAL TEXTBOOKINTEACHINGOF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
I.Yu. Nizovaya
Article is devoted to approaches and methods of using the computer technologies in the practice of teaching Russian as a foreign language. The article deals with different techniques in creating and using digital textbooks
Key words: computer technology, Internet, Russian as a foreign language, digital textbook, multimedia