ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ В ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ Алленова И.В. Email: Allenova697@scientifictext.ru
Алленова Ирина Владимировна - старший преподаватель, кафедра языков,
Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается актуальность использования мобильных технологий при изучении русского языка в неязыковых технических вузах. Студенты имеют возможность заниматься изучением языка независимо от времени и места, что обеспечивает непрерывность и большую эффективность учебного процесса. Раскрывается сфера применения мобильных технологий. Приводятся примеры и описания программных приложений для мобильных телефонов, которые могут использоваться при обучении русскому языку. Раскрываются преимущества, которые дает студентам использование мобильных устройств и технологий. Ключевые слова: мобильные технологии, приложения для мобильных телефонов, русский язык, профессиональное образование.
USE OF MOBILE PHONE APPS IN ENGINEERING LANGUAGE
TRAINING Allenova I.V.
Allenova Irina Vladimirovna - Senior Lecturer, LANGUAGES DEPARTMENT, TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article reveals the relevance of using mobile technologies in the study of the Russian language in non-linguistic technical universities. Students have the opportunity to study the language regardless of time and place, which ensures the continuity and greater efficiency of the educational process. The scope of application of mobile technologies is revealed. Examples and descriptions of software applications for mobile phones that can be used in teaching Russian are given. The advantages of using mobile devices and technologies for students are revealed.
Keywords: mobile technologies, applications for mobile phones, Russian language, professional education.
УДК 378.147
Стремительное распространение мобильных устройств и разнообразных приложений для них нашло свое отражение и в образовательной сфере. Роль мобильного обучения с использованием специализированных программ становится все более значительной. Современная молодежь очень хорошо воспринимает технические новинки, успешно овладевает новыми технологиями, потому использование в образовательном процессе сетевых технологий, в частности, мобильных гаджетов, является перспективным направлением [1].
Мобильным обучением называют учебный процесс с использованием электронных мобильных устройств, на которых установлено специализированное обучающее программное обеспечение. Отличительной особенностью мобильного обучения является возможность осуществлять его в любое время и в любом месте.
Затрагивает процесс внедрения мобильного обучения и изучение иностранных языков. Но если игровых программ с лингвистическим уклоном, ориентированных на
школьников, сегодня в свободном доступе в Интернете довольно много, то программное обеспечение подобного содержания, предназначенное для студентов высших учебных заведений, представлено намного слабее. Активизация работы по разработке программ для обучения русскому языку как иностранному предусматривает участие педагогов, включение их в исследовательскую и методическую работу, направленную на внедрение стратегий, форм и методов мобильного обучения в образовательный процесс инженерных вузов.
Использоваться мобильные гаджеты для обучения языкам могут достаточно широко:
• для просмотра мультимедийных обучающих средств (аудио-, видео- и графических файлов);
• в качестве непосредственного обучающего средства при наличии дидактических материалов, разработанных специально для мобильных платформ (SMS-тесты, учебные пособия и справочники, разработанные на основе мобильных приложений);
• для свободного посещения полезных веб-ресурсов (обучающих сайтов, справочников, словарей и т.д.);
• для общения с преподавателями и студентами (SMS, соцсети, вебинары, Skype и т.д.) [2].
Сегодня участникам учебного процесса доступен ряд приложений лингвистической направленности, которые не могут стать основой изучения языков, но могут использоваться как дополнительные средства в образовательном процессе. При обучении русскому языку студентов, разговаривающих на узбекском языке, в неязыковых вузах можно использовать приложения, разработанные на базе платформы Android:
• приложение Google Goggles - дает возможность получить информацию о картине по ее изображению, по фото упаковки информирует пользователя о товаре, а также переводит загруженный текст на иностранные языки. Данный инструмент может быть использован при разработке обучающих игр и квестов [3];
• приложение "Русско-узбекский разговорник" - помогает переводить отдельные слова и фразы между языками. Позволяет изучить написание и произношение распространенных фраз, а также содержит тесты и обширный словарь с системой повторений для усвоения новых слов;
• приложение "Русско-узбекский аудиодиалог" - содержит аудиоучебник, включающий в себя 27 уроков и позволяющий на слух обучаться русскому и узбекскому языкам;
• приложение "Русча-Узбекча ва Узбекча-Русча сузлашгич" - помогает хорошо усвоить новые слова. В нем можно найти 2,5 тысячи русско-узбекских фраз по 72 тематикам. Приложение позволяет изучить русскую грамматику на узбекском языке, прослушать аудиодиалоги, ознакомиться с русскими пословицами и поговорками.
Повысить заинтересованность в изучении иностранных языков посредством мобильных приложений удается с помощью игровой и соревновательной составляющих. Работая в приложении, студент проходит разные уровни, набирает баллы и может сравнить свой результат с результатами других обучающихся. Так студенты стремятся к лучшему усвоению материала, у них стимулируется познавательный интерес и активизируется познавательная деятельность.
Обучение русскому языку как иностранному с использованием мобильных устройств и технологий обладает неоспоримыми преимуществами:
• акцент делается не на отдельных словах, а на целых фразах. Таким образом, студенты быстрее запоминают часто используемые слова, учатся правильно строить предложения и уже на начальной стадии обучения могут вести простые диалоги;
• у студентов есть возможность практиковаться в простых разговорах по наиболее распространенным тематикам;
• студенты обучаются иностранному языку, слушая его непосредственных носителей, которые владеют безупречным произношением;
• в программах предусмотрены системы повторений, которые позволяют более успешно усвоить новые слова и фразы. Приложение само контролирует правильность произношения и при необходимости предлагает еще несколько раз повторить новое слово. Интервалы для повторений подбираются психологами, что повышает эффективность методик.
Для современного преподавателя важно понимание того, что его задача не ограничивается передачей студенту определенных знаний и формированием необходимых умений. Его деятельность также должна способствовать формированию у студента важных личностных и профессиональных качеств. Помочь справиться с такой задачей призваны мобильные устройства и современные обучающие приложения для них. Активное использование новых технологий в образовательном процессе повышает роль познавательной активности студентов, которые имеют возможность заниматься изучением языка независимо от времени и места, что обеспечивает непрерывность учебного процесса.
Список литературы /References
1. Ташева У.Т. Сетевые компьютерные технологии в обучении устной речи и аудированию // Вестник науки и образования, 2020. № 6-2 (84). С. 22-24.
2. Амиров А.Ж. Роль современных мобильных приложений в учебном процессе вуза / А.Ж. Амиров, А.М. Ашимбекова, А. Е. Темирова. Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2017. № 1 (135). С. 13-15.
3. Алленова И.В. Веб-квест в организации проектной деятельности студентов неязыковых вузов по русскому языку // Вестник науки и образования, 2020. № 6-2 (84).