Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 88-92.
удк 378.147 л. в. Рыбакова, н. в. неверова, н. А. Еремеенков
Подготовка специалистов профессионально-ориентированному английскому в технических вузах
Статья посвящена исследованию структурных элементов системы обучения английскому языку студентов технических ВУЗов. Автором проанализирована специфика подготовки специалистов профессионально-ориентированному английскому языку в условиях динамичных глобализационных общественных процессов. Также в ходе работы обоснована актуальность исследования процессов развития и формирования профессиональной компетентности студентов технических высших учебных заведений в контексте ориентации на изучения английского языка. Автором отмечается, что на основе профессионально-ориентированного подхода к обучению иностранных языков, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, педагоги в симбиозе с мотивацией и усилиями студентов могут полноценно формировать единый стандарт компетенции для специалистов отдельных сфер хозяйственной деятельности. Автор обращает внимание на существование проблемы, с которыми сталкиваются студенты технических вузов при изучении иностранного языка, а также на необходимость применения ориентации на активное развивающее обучение и партнерство «преподаватель-обучающийся».
Ключевые слова: специалисты, английский язык, технические специальности, подготовка, студенты, обучение, методы, самостоятельная работа
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 88-92.
L. v. Rybakova, N. v. Neverova, N. A. Eremeenkov
Preparation of specialists for professionally-oriented English in technical high schools
The article is devoted to the study of structural elements of the system of teaching English to students of technical universities. The author analyzes the specifics of training specialists for professionally-oriented English language in conditions of dynamic globalization social processes. Also, in the course of the work, the relevance of the study of the processes of development and formation of professional competence of students of technical higher educational institutions in the context of the orientation toward learning English is justified. The author notes that on the basis of a professionally oriented approach to the teaching of foreign languages, which provides for the formation of the ability of students to communicate in specific professional, business, scientific spheres and situations taking into account the peculiarities of professional thinking, teachers in a symbiosis with the motivation and efforts of students can fully form a single standard of competence for specialists in certain spheres of economic activity. The author draws attention to the existence of the problem that students of technical universities face when studying a foreign language, as well as the need to apply the orientation to active developmental learning and the "teacher-learner" partnership.
Keywords: specialists, English, technical specialties, training, students, training, methods, independent work
С„ I лобализация мировой экономики, J расширение международных связей обусловливают повышение роли иностранных языков в современном мире. В течение последнего десятилетия в нашей стране значительно вырос интерес к изучению иностранных языков и подтверждением этому является открытие во многих высших учебных заведениях факультетов, на которых иностранный язык изучается как специальность, и, соответственно, существует значительный спрос, которым пользуются эти специалисты. Выпускники языковых вузов находят свое место в профессиональном мире как учителя, преподаватели, переводчики и т. д. Однако сегодня все чаще в объявлениях о приеме на работу наблюдается тенденция, когда приглашаются менеджеры, экономисты, инженеры со знанием одного или двух иностранных языков. Это является свидетельством того, что появляется спрос на специалистов экономических и технических специальностей с должным уровнем знаний иностранного языка.
В Европе, согласно информации немецкого Института экономических исследований, каждый пятый работник использует знания иностранного языка в профессиональной деятельности. По словам организатора международной конференции по иностранным языкам и деловому общению в международной экономике, Workshops and Exhibitions (ICWE), которая проходила под лозунгом "Языки и профессия", межкультурные знания в экономике уже давно не являются конкурентным преимуществом, а превратились в социальную необходимость [8, с. 22]. Вышеуказанное свидетельствует о том, что знание иностранного языка становятся неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием разного направления подготовки и делают их конкурентоспособными на международном рынке труда.
Все это обусловливает необходимость качественных изменений в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей, с целью улучшения уровня их знаний иностранного языка и возможности его практического использования в будущей профессиональной деятельности.
Существующие противоречие между растущими требованиями к уровню знаний иностранного языка специалистами технических специальностей и их реальным невысоким уровнем знаний, неумением практически пользоваться иностранным языком в профессиональной сфере доказывает необходимость решения проблемных вопросов в обучении иностранному языку, а именно - английскому, студентов технических специальностей и объясняет актуальность этой проблемы. Цель статьи - выявить особенности обучения английскому языку студентов технических университетов. Задача - проанализировать исследования других ученых, которые
занимались проблемой обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей, раскрыть суть специфики этого обучения. Проблеме обучения иностранному языку студентов и учащихся посвящено много работ различных ученых, среди которых: Артюшина Г.Г., Шейпак О.А., Друцко Н.А., Иваненко Т.И., Ишмурадова
A.М., Дердизова Ф.В., Молчанова Т.В., Чистякова
B.В., Гончаров А.Е., МакДжинлей А.М. [1-8] и пр.
Владение английским языком необходимо
для современного квалифицированного специалиста не только гуманитарного профиля, что уже общепризнано, но и технического. И потребность в квалифицированных специалистах технического профиля, которые на должном уровне владеют английским языком, постоянно растет. Причиной того является мимолетные изменения в обществе, которое быстро глобализируется благодаря развитию информационных технологий, которые влияют на все сферы деятельности современного мира.
Студенты высших технических учебных заведений, как правило, перегружены профессиональными дисциплинами и имеют ограниченное количество часов на изучение иностранного языка. Результатом этого, как признают работодатели и преподаватели английского языка профессионального направления стало то, что современные выпускники технических университетов, одновременно с высоким профессиональным потенциалом и основательной базой подготовки в пределах основных дисциплин, обнаруживают неудовлетворительный уровень владения английским языком. Недостаточен как словарный запас, так и объем грамматических конструкций английского языка в активе специалиста технического направления. Нуждающиеся в улучшении восприятия английской речи на слух и повышении уровня устного англоязычного общения в рамках специальности составляют большую долю выпускников. В частности, недостаточно развиты умение формулировать и объяснять свои мысли на английском языке, обосновывать свои профессиональные позиции, а также умение вести расширенную беседу с зарубежными коллегами в профессионально-ориентированных ситуациях общения, выступать с докладами и отчетами на международных конференциях и т.д.
Практика показывает, что самый эффективный учебный процесс реализуется в образовательных системах, где он опирается на содержательную самостоятельную работу студентов. Именно поэтому современная наука уделяет больше внимания разработке методики самостоятельного освоения студентами теоретических знаний, практических навыков и умений. Под самостоятельной работой отечественные ученые понимают совокупность различных приемов и действий, с помощью которых студенты самостоятельно закрепляют и углубляют ранее
приобретенные теоретические знания, практические навыки и умения, а также овладевают новыми [3, с. 139].
Для достижения эффективности самостоятельной работы, надо, прежде всего, признать, что самым сложным, с методической точки зрения, здесь является планирование и организация деятельности студентов. Необходимо учитывать психологические механизмы процесса обучения, особенности усвоения определенного объема информации за один раз, чередование видов работы, систематизацию материала и его связь с будущей профессиональной деятельностью и т. п.
Не менее важным является подробное определение задач как для отдельных студентов, так и для всей группы; необходимо использовать в процессе обучения конкретную формулировку проблемных задач для решения, обеспечения учебной литературой и всесторонний учет индивидуально-психологических особенностей студентов, их способностей и интересов. К тому же, чтобы самостоятельная работа студентов реализовала свои образовательные и воспитательные функции, она должна быть планомерной, систематической и содержательной. Особое значение имеет самоконтроль в процессе обучения. На некоторых кафедрах отечественных вузов используются специализированные методики самоконтроля. Так, для удобства преподавателей и студентов может быть разработан и составлен индивидуальный маршрутный лист (The Personal Student's Guide List), в котором будут указаны названия интерактивных заданий и сроки их сдачи [2, с. 66].
Однако, считаем, что нельзя решить проблему изучения английского языка только увеличением самостоятельной внеаудиторной работы студентов, поскольку ее нельзя считать равноценной заменой. Осваивая иностранный язык студентам важно слушать произношение его носителей, понаблюдать за языковым поведением преподавателя, его произношением, интонационными моделями, мимикой, жестами, комментариями по социокультурной информации в тех или иных обстоятельствах общения.
Стоит отметить, что в современных условиях информатизация общества связана, прежде всего, с развитием компьютерной техники, разнообразного программного обеспечения, глобальных сетей (Интернет) и мультимедийных технологий. Мультимедийные средства обучения занимают важное место в развитии информационного общества. Мультимедийные средства обучения - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, используя различные, естественные для себя среды: графику, гипертексты, звук, анимацию, видео [5, с. 942].
Мультимедийные системы предоставляют пользователю персонального компьютера такие
виды информации: текст; изображения, анимационные картинки; аудио комментарии; цифровое видео. В последнее время особое место в учебном процессе стал занимать подкастинг. Образовательные подкасты с целью обучения английскому языку как второму языку появились в России в 2008 году и позволили решить ряд проблем при обучении аудированию [1, с. 23].
На современном этапе в России распространяется использование автоматизированных учебных курсов изучения иностранных языков. Но стоит использовать их только как вспомогательное средство в преподавании иностранного языка. Особенно полезно их использование на этапе ознакомления студентов с новым языковым материалом, новыми образцами, а также на этапе тренировки. Студенты с помощью мультимедийных платформ имеют возможность:
• тренировать правописание;
• изучать лексический материал;
• совершенствовать понимание аудиотекста;
• развивать технику чтения;
• изучать грамматику;
• тренировать произношение [7, с. 153].
Без сомнения, полезной возможностью, которую предоставляет использование компьютера во время преподавания английского языка это моделирование условий коммуникативной деятельности и их реализация в различных упражнениях.
Большие возможности в повышении эффективности процесса преподавания иностранных языков предоставляет использование сети Интернет. Обычно, самое простое применение Интернета в обучении языкам - это использование его в качестве источника дополнительных материалов. Однако, наиболее полно возможности Интернета раскрываются при использовании его в учебной аудитории: это могут быть специальные тренировочные упражнения для дистанционного обучения языкам, электронная переписка с иностранными партнерами, творческая деятельность целых коллективов при создании интерактивных журналов и тому подобное. Интернет дает студентам доступ к информации, включая аудирование, чтение и письмо. Студенты могут работать в коммуникативной среде в реальном времени или выбирать средства, которые дадут им возможность создать и проверить сообщения; зайти на форум и пообщаться с одним или несколькими собеседниками [4, с. 113].
Электронная почта позволяет студентам поддерживать связи с носителями языка, побуждает их к диалогу с ними. В то же время существует своеобразная «опасность» в применении электронной почты: личная переписка (даже с носителями языка) недостаточно формализована, а поэтому существует риск закрепления неверных навыков формулировки письменной мысли.
Вследствие быстрого темпа жизни и постоянной нехватки времени у современного студента
технического вуза, в обучении английскому языку следует использовать программное обеспечение, что позволит ускорить процесс изучения и повысить его эффективность. Обратим свое внимание на некоторые интерактивные инновационные технологии, которые могут быть использованы в процессе изучения английского языка в вузах.
Так, к примеру, может быть использована Memrise - онлайн платформа для обучения, которая дает возможность использовать курсы, созданные пользователями. Курсы в подавляющем большинстве ориентируются на изучении иностранных языков. Memrise использует флэш-карточки, которые дополнены мнемоническими образами. Такие карточки могут быть предложены другими пользователями, для помощи в подборе конкретного образа. Существует, в частности, мобильное приложение, которое позволяет изучать иностранные слова. У студентов существует возможность выбрать нужный язык, и уровень, с которого он желает начать. При изучении слов доступны режимы повторения, в том числе, на время. Кроме того, есть возможность практики использования слова в контексте предложений, а также просмотра коротких видеовставок с фразами, которые произносят местные жители соответствующей страны, что позволяет формировать правильный акцент и понимание коренных жителей той или иной страны [6, с. 11].
Еще одна известная популярная среди студентов платформа Busuu - социальная сеть для изучения иностранных языков. Данной системой предлагаются курсы, основанные на уровнях CERF A1, A2, B1 и B2. Пользователи могут изучать один или несколько языков. Учебный материал для каждого языка, как правило, разбит на 150 блоков. Блоки состоят из вопросов, имеющих несколько вариантов ответа, упражнений на тренировку устной речи, а также навыков письма. Некоторые секции внутри каждого блока содержат мультимедийный материал аудио- и видеовставки и тому подобное. Каждый пользователь выступает как в роли студента, так и в роли «учителя», исправляя и корректируя задания, выполненные другими пользователями, которые изучают язык, который для «учителя» является родным. Кроме того, пользователи могут тренировать устные навыки, ведь есть возможность живой беседы с другими студентами, которые обладают определенным языком на лучшем уровне. Так, пользователи при беседе помогают друг другу в коррекции и изучении их целевого языка, ведь в беседу допускаются пользователи, родные языки которых отличаются [8, с. 26].
Также, в ходе литературного анализа было определено большое значение личностной мотивации студента технического вуза в ходе изучения английского языка. Мотивация обуславливается коммуникативным мотивом, основанным на стремлении ученика к англоязычному обще-
нию. Большую роль играют когнитивные или познавательные мотивы. Кроме того, изучение английского языка побуждается такими мотивами, как утилитарный, то есть желание с помощью овладения языком иметь для себя какую-то выгоду, мотивом престижа и материальной выгоды, самоутверждения.
Также можно утверждать, что существует связь между особенностями мотивации студентов и характером психологических трудностей, возникающих в процессе овладения английским языком. В частности, студенты, у которых ярко выражены мотивация достижения и мотивация одобрения, сталкиваются с меньшим числом трудностей в овладении английским языком, чем студенты, имеющие эгоистичную и маргинальную ориентацию.
_Вывод
В современных условиях подготовки специалистов профессионально-ориентированному английскому языку в технических вузах широкое разнообразие методов и приемов обучения, применяемые преподавателем, может быть эффективным только при наличии интереса со стороны студента. Ситуация осложняется тем фактом, что в подавляющем большинстве случаев преподаватель имеет дело с «разноуровневыми» студентами, а именно студентами с диаметрально противоположными уровнями языковой подготовки, так же как и разными способностями к овладению англоязычной компетенции. При этом можно утверждать, что неоднородность группы является еще одним существенным препятствием, что существенно усложняет работу преподавателя, как в привитии навыков владения английским языком, так и в повышении мотивации к изучению этого языка.
Итак, все вышеперечисленные особенности преподавания английского языка студентам неязыковых специальностей необходимо учитывать преподавателю при реализации своей профессиональной деятельности. Наиболее перспективными и эффективными методами подготовки к овладению профессионально-ориентированным английским языком в ходе данного исследования были определены: качественно организованная самостоятельная внеаудиторная работа студентов технических специальностей; использование интерактивных и мультимедийных платформ подготовки и обучения; учет субъективных мотивационных компонентов в процессе обучения со стороны каждого студена.
Перспективным направлением для проведения дальнейших исследований представляется изучение особенностей использования сети Интернет в ходе обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюшина Г.Г., Шейпак О.А. Подкастинг как способ обучения английскому языку студентов заочной формы обучения в техническом ВУЗе // English language teaching upgrade: practices and innovations. М.: Научные технологии, 2017. С. 22-28
2. Артюшина Г.Г., Шейпак О.А. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Учитель, учебник, ученик. М.: КДУ, 2014. С. 64-71
3. Друцко Н.А. Организация учебного процесса в рамках многоуровневого подхода к обучению английскому языку в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2012. № 12. С. 139-144.
4. Иваненко Т.И. Использование интерактивной доски при обучении студентов экономического факультета иностранному языку // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2012. № 21. С. 112-115.
5. Ишмурадова А.М., Дердизова Ф.В. Метод проектов при обучении английскому языку студентов технического вуза // В мире научных открытий. 2014. № 11.2 (59). С. 941-945.
6. Молчанова Т.В. Потенциал учебной дисциплины «английский язык» в системе факторов формирования медиа-компетентности студентов в условиях технического вуза // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2012. № 1. С. 11.
7. Чистякова В.В. Мобильные технологии в системе обучения иностранному языку: ожидания и возможности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 4 (57). С. 151-154.
8. Goncharov A.E., McGinlay A.M. Tackling motivational issues of ESL learning at Russian technical universities // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. 2014. № 8. С. 21-28.
1. Artyushina G. G., Sheipak O. A. Podcasting as a way of teaching English to students of correspondence form of education in technical University / English language teaching upgrade: practices and innovations. Moscow, Scientific technologies Publ., 2017. pp. 22-28 (in Russian)
2. Artiushina G. G., Sheypak, O. A. the Role of independent work of students in the educational process / The Teacher, the textbook, the student. Moscow: KDU, 2014. pp. 64-71. (in Russian)
3. Drutsko N. Ah. The organization is as follows: the organization of educational process in the framework of multilevel approach to English language teaching in technical University. Scientific and methodical electronic journal Kontsept. 2012. no. 12. pp. 139-144. (in Russian)
4. Ivanenko T. I. using the interactive whiteboard in teaching students of economic faculty of foreign language. Vestnik of the Kamchatka state technical University. 2012. no. 21. pp. 112-115. (in Russian)
5. Ishmuratov A. M., Denisova F. V. project Method in teaching English language of students of technical universities. In the world of scientific discoveries. 2014. no. 11.2 (59). pp. 941-945. (in Russian)
6. Molchanova T. V. Potential of the discipline "English language" in the system of factors of formation of media competence of students in terms of technical high school. Journal Scientific and pedagogical of Eastern Siberia Magister Dixit. 2012. no. 1. p. 11. (in Russian)
7. Chistyakov V. V. Mobile technologies in the system of foreign language teaching: expectations and possibilities. Bulletin of Cherepovets State University. 2014. no. 4 (57). pp. 151-154. (in Russian)
8. Goncharov A. E., A. M. McGinlay Tackling motivational issues of ESL learning at Russian technical universities. Modern trends in teaching foreign languages at non-linguistic departments. 2014. No. 8. pp. 21-28. (in Russian)
REFERENCES
Информация об авторах Рыбакова Людмила Викторовна
(Россия, Москва) Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Московский авиационный институт E-mail: [email protected]
Information about the authors
Rybakova Lyudmila Viktorovna
(Russia, Moscow) PhD in Pedagogical Sciences, Senior lecturer, Moscow Aviation Institute E-mail: [email protected]
Неверова Наталия Викторовна
(Россия, Москва) Кандидат педагогических наук, доцент Московский авиационный институт E-mail: [email protected]
Neverova Natalia Viktorovna
(Russia, Moscow) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow Aviation Institute E-mail: [email protected]
Еремеенкова Наталья Алексеевна
(Росся, Москва) Доцент
Московский авиационный институт E-mail: [email protected]
Eremeenkova Natalia Alekseevna
(Russia, Moscow) Associate professor Moscow aviation Institute E-mail: [email protected]