УДК 617: 378.147
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ Кабанова Н.В., Христуленко A.A., Шаповалова Ю.А.
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького
Вхождение в Европейское образовательное пространство требует формирования системы образования, приближенной к общеевропейской. Это делает актуальным разработку совершенно новых подходов к преподаванию. Многопрофильность специальности: анестезиология, интенсивная помощь, медицина катастроф, неотложная медицина, стремительное ее развитие ускорило внедрение оригинальных инновационных технологий диагностики и лечения практически во все специальности. Основным направлением обучения в медицинской клинике стала интеграция медицинской информации с применением всех современных медицинских достижений, которыми располагает базовое лечебное учреждение. Студенты имеют возможность участвовать в любом этапе лечения пациента в клинике и осваивать универсальные методы анестезии, коррекции нарушений гомеостаза. Такая методика преподавания позволяет приобщать студентов к искусству диагностики и лечения, формировать клиническое мышление, осваивать навыки комплексной дифференциальной диагностики, формулировки клинического диагноза, определения объема дополнительных исследований и точной количественной информации, лечебной тактики у конкретного пациента, готовности к принятию самостоятельных ответственных решений.
Ключевые слова: медицинская клиника, анестезиология, преподавание, хирургические болезни.
Введение.
Вхождение в Европейское образовательное пространство требует формирования системы образования, приближенной к общеевропейской [1,2,3]. Это делает актуальным адаптацию образовательных программ к правилам европейского рынка труда, обеспечение независимости процесса обучения от процедуры оценки качества подготовки, разработку совершенно новых подходов к преподаванию [4,5,6]. Очевидно, новое время требует перехода к инновационному образованию, то есть к формированию у будущих врачей клинического мышления, способности создавать принципиально новые технологии, а не только их усваивать в процессе обучения [7,8,9].
Цель исследования - повышение качества медицинского образования в медицинском вузе с помощью обоснованного внедрения новых форм обучения и информационных технологий в учебный процесс.
Материал и методы.
В методическом арсенале кафедры находятся диагностические и лечебные алгоритмы, карты ориентировочных основ действий, клинические ситуационные задачи для обучения анестезиологии и реаниматологии, методические рекомендации и пособия. В клинике внедрена унификация учебной документации, позволяющая оптимально расширить материал, совершенствовать методическую помощь, как студенту, так и преподавателю, применять дополнительные источники информации. Кафедра оснащена необходимыми учебными пособиями для освоения практических навыков по оказанию неотложной помощи при травмах, заболеваниях, отравлениях, а также для проведения необходимых процедур по уходу за больными и новорожденными. С помощью муляжей, фантомов студенты отрабатывают приемы оказания неотложной помощи при утоплении, поражении электрическим током, совершенствуют технику искусст-
венной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Результаты и их обсуждение.
Многопрофильность специальности (сегодня выделяют четыре главных раздела медицины критических состояний: анестезиологию, интенсивную помощь, медицину катастроф, неотложную медицину, включая скорую и неотложную помощь), стремительное ее развитие ускорило внедрение оригинальных инновационных технологий диагностики и лечения практически во все специальности [10,11]. Медицина критических состояний является признанным разделом здравоохранения, оставаясь экстратерриториальной и междисциплинарной. Это делает необходимым производственное сотрудничество со смежными специалистами с целью выработки единого взгляда на сущность патологического процесса, тактику диагностики и лечения критических состояний различного генеза, разработку стратегии восстановления личности пациентов в посткритическом периоде.
Такой принцип положен в работу кафедры хирургических болезней Донецкого национального медицинского университета им. М.Горького, в состав которой входит курс анестезиологии и реаниматологии. Одной из основных проблем, встретившихся нам, была не только величина информационного массива, но и приверженность клинической направленности преподавания. Основным направлением обучения в медицинской клинике стала интеграция медицинской информации с применением всех современных медицинских достижений, которыми располагает базовое лечебное учреждение, в состав которого входят хирургическое отделение, отделение общей реанимации и инфекционной реанимации для взрослых и детей. Это позволяет разбирать темы занятий, включая вопросы общей и частной хирургии, анестезиологии и реаниматологии, неотложной медицины. Преподавание в медицинской клинике, состоящей из
Актуальт проблеми сучасно! медицини
двух смежных кафедр (хирургических болезней и анестезиологии и реаниматологии) на базе многопрофильной больницы с применением ее лечебно-диагностического потенциала, позволяет студентам участвовать на всех этапах диагностики и лечения пациента, поступившего в клинику, например с патологией печени, начиная от этиологии (воспалительные, вирусные, токсические повреждения паренхимы, протекающие с явлениями холестаза, обусловленные критическими состояниями, травмой, операциями, сепсисом), определения степени нарушения ее функций (синтетическая, секреторная, деток-сикационная. иммунологическая) вследствие синдромов цитолиза, холестаза, интоксикации, иммунно-воспалительного, синтетической недостаточности, геморрагического, церебральной недостаточности, уровня поражения (синусоиды, гепатоциты, каналикулы, триады), уровня нарушения функций печени (синдром Бадда-Киари, метаболические дефекты, холестаз, опухоли), их стадии, дифференциального диагноза, заканчивая комплексом консервативной терапии, методами замещения функции печени, оперативной коррекции, определением показаний к ортостатической трансплантации.
То есть студенты имеют возможность участвовать в любом этапе лечения пациента в клинике, осваивать методы общей и регионарной анестезии, коррекции нарушений гомеостаза. К последним относят поддержание кровообращения и дыхания (в том числе и сердечно-легочная реанимация), обезболивание, коррекцию объема циркулирующей крови, водных разделов, белкового и кислотно-основного баланса, различные виды детоксикации (сорбцию, гемодиализ, гемодиафильтрацию, плазмоцитаферез, форсированный диурез, ультрафиолетовое и лазерное облучение крови), иммунокоррекцию, гипербарическую оксигенацию, фармакокоррек-цию на фоне функционального, клеточного и метаболического мониторинга.
Такая методика преподавания позволяет, контактируя с пациентами в различных лечебно-диагностических подразделениях больницы, приобщать студентов к искусству диагностики и лечения, формировать клиническое мышление, осваивать навыки комплексной дифференциальной диагностики, формулировки клинического диагноза, определения объема дополнительных исследований и точной количественной информации, лечебной тактики у конкретного пациента, готовности к принятию самостоятельных ответственных решений.
Выполнение этого принципа определяет объем конкретных задач на всех этапах лечения пациента, обеспечивая преемственность в лечении в условиях дефицита времени, возможность консультации более опытным специалистом, широкого обмена профессиональным опытом, сокращает разрыв между научными исследованиями и практическим их внедрением,
уменьшает невостребованность знаний в практическом здравоохранении, являясь, в том числе, и средством содружества врачей.
Оптимальной реализации такого методологического подхода служат также лекционный курс и самостоятельная работа студентов, проведение проблемно-ориентированных дискуссий. Кроме того, он позволяет рационально распределить время занятия, комбинировать формы и методы обучения, улучшить этапный контроль знаний студентов, уметь применять конкретный фактический материал по специальности.
Выводы.
Повышение качества подготовки врача в соответствии с общеевропейскими требованиями мы видим в организации учебного процесса с преду -смотрением жесткой связи между дисциплинами, проведением идеи этапности клинического преподавания. Это возможно в медицинской клинике, в которой основной формой занятий был бы всесторонний разбор пациентов. Только в процессе таких разборов возможно формирование клинического мышления будущего врача, его теоретическое и клиническое интегрированное обучение, усвоение таких навыков как постановка клинического диагноза с обоснованием патогенетических и патофизиологических особенностей возникновения и клинических проявлений неотложных ситуаций, комплекса диагностического подтверждения, путей коррекции с помощью современных инновационных технологий. Клинические обходы, консультации, разборы должны сопровождать учебный процесс. Такая методика не требует радикального пересмотра действующих учебных планов.
Литература
1. Пионова P.C. Педагогика высшей школы: учебное пособие.- М.:Университетское.- 2002-256с.
2. Плаксий С.И.Болонский процесс.// Знание. Понимание. Умение.-2005.-№3.-С. 204-206.
3. Иванова В.И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия.// Знание. Понимание.Умение.-2005.-№3.-С.70-74.
4. Долина O.A., Жданов Г.Г. Преподавание анестезиологии и реаниматологии в медицинских вузах - настоящее и будущее.// Тезисы докладов седьмого Всероссийского съезда анестезиологов и реаниматологов.- Санкт-Петербург.-2000.- С.77.
5. Шифрин Г.А., Горенштейн М.А. Стратепя пщготовки ¡нтернш - анестезюлопв.// Бть, знеболювання i ¡нтенсивна тератя.-2007.- №3(Д).- С. 192-193.
6. Крафт T.M., Аптон П.М. (1997). Ключевые вопросы и темы в анестезиологии.- М.: Медицина.-1997.- С. 476 .
7. Андреев A.A. (1999). Диалектические основы дистанционного обучения. - М.: РАО.-1999.-С. 121.
8. Мусалатов Х.А.Организация медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.//Медицинская помощь.-1998.-№3.-С.38-43.
9. Буравцов В.И., Прохоров Г.Г. Тестовый контроль в оценке профессиональной подготовки врачей по хирургии.//Вестник хирургии им.И.И.Грекова.-1997.-T.156, №3.-С.86-89.
10. Зильбер А.П. (2006). Этюды критической медицины.- М.: МЕДпресс - информ.-2006.- 586 с.
11. Мороз В.В. Реаниматология - настоящее и будущее./Юбщая реаниматология.-2005.-Т.1, №1-С.6-8.
Том 9, Выпуск 1
349
Реферат.
0С0БЛИВ0СТ1 ВИКЛАДАННЯ НА КАФЕДР1 Х1РУРГ1ЧНИХ ХВОРОБ Кабанова Н.В., ХристуленкоА.О., Шаповалова Ю.О.
Ключов1 слова: медична KniHiKa, анестезюлопя, викпадання, xipypriMHi хвороби
Входження у европейський освптлй npocTip вимагае формування системи осв1ти, яка наближена до загальноевропейськоТ. Це робить актуальною розробку абсолютно нових niflxoflie до викпадання. Багатопрофтьнють спец1альност1: анестезюлогия, ¡нтенсивна допомога, медицина катастроф, невщкпадна медицина, стр1мкий Ti розвиток прискорило впровадження орипнальних ¡нновацмних технологш д1агностики i лкування практично у Bci спец1альност1. Основним напрямом викладання в медичжй кл1нЩ1 стала ¡нтеграцт медичноТ ¡нформацп ¡з застосуванням ecix сучасних медичних досягнень, як1 мае в своему розпоряджены базова лкувальна установа. Студенти мають можпивють брати участь в будь-якому eTani лкування патента в кп1нЩ1, освоювати ун1версальн1 методи анестезИ, корекци порушень гомеостазу. Така методика викпадання дозволяе залучати студента до мистецтва д1агностики i лкування, формувати клшнне мислення, освоювати навички комплексно!' диференц1альноТ д1агностики, формулювання кпшнного д1агнозу, визначення об'ему додаткових дослщжень i точноТ кшькюноТ ¡нформаци, лкувально!'тактики у конкретного патента, готовност1до ухвалення самостмних вщповщальних р1шень.
Summary
THE PECULIARITIES IN TRAINING AT THE CHAIR OF SURGICAL DISEASES
Kabanova N. V. , Khristulenko A. A., Shapovalova Y. A.
Keyword: medical clinic, anesthesiology, teaching, surgical diseases.
Integration into the European educational space demands the creation of the education system similar to the all-European one. It determines the actuality of absolutely new approaches in training. Versatility in specialties as anesthesiology, intensive care, urgent medicine, and their rapid development has accelerated the introduction of original innovative technologies of diagnostics and treatment practically in all the branches of medicines. Integration of the medical information with application of all modern medical achievements which the base medical institution has at its disposal is the basic direction of medical training. Students have the possibility to participate in any stage of patient's treatment at the clinic and to master universal methods of anaesthesia, methods of correction of homeostasis impairment. Such technique of training allows to involve students into diagnostics and treatment, to promote their clinical thinking, to master skills of complex differential diagnostics, scoping of additional researches and the exact quantitative information, medical tactics as for a particular patient, readiness to make independent critical decisions.
УДК 614.254.3:616
ОСОБЛИВОСТ1 ВИКЛАДАННЯ ЗАГАЛЬНОТ Х1РУРГ111НОЗЕМНИМ СТУДЕНТАМ З АНГЛОМОВНОЮ ФОРМОЮ НАВЧАННЯ
Кантовсъкии O.G., Павлик 1.В., Рауцк1с В.А.
Вшницький нацюнальний медичний ун1верситет1м. М.Широгова, м.Вшниця
Навчальний матер{ал для тоземних студент{в англомовног форми навчання мае базуватися на м{жнародних консенсусах та клт1чних рекомендац{ях. Роль викладача при клт{чному огляд{ хворих полягае в моделювант та постановц правильного клнчного мислення студента направленого на швидку постановку д{агнозу та рацюнальне ефективне використання допом{жних метод{в обстеження. Перевагою тоземних студент{в як{ навчаються саме в нашш крагш е те що, вони мають можливжть прямого доступу до хворого який лтуеться на той момент в клтщ1.
Ключов1 слова: студенти англомовноТ форми навчання.
Нагальною потребою вищо'Г медичноТ школи сьогодення е пщготовка висококвал1ф1кованих л1кар1в, професшш знания, досвщ та практичш навички яких будуть конкурентоспроможними на св1товому ринку працк Прогрес в наданш xipypri4HOi допомоги в останнш час насттьки змшився, що викладання матер1алу студентам стае неможливим без презентацп найсучасыших метод1в д1агностики та лкування за допомогою програмного комп'ютерного забезпечення.
Проведения практичного заняття проходить в дектька етатв. На початку заняття проводиться тестовий контроль. Тестовий контроль практично ор1ентований з вар1антами вщповщей направленими на ефективш модел1 поведшки студента в конкретнш клш1чнш ситуацп. Зокрема, коли завдання студентам подавались у вигляд1 реальних випадюв з практики лкаря-xipypra i вимагали в1д них ц1леспрямованих д1й. Навчальний матер1ал, на основ! якого
розроблеш тести, базуеться на м1жнародних консенсусах та кл1н1чних рекомендац1ях, саме тих як1 майбутн1й л1кар, при поверненш до дому, буде використовувати у своТй повсякденн1й кл1н1чн1й практицк Це дуже важливо так як при поверненш до дому кожний ¡ноземний студент мае п1дтвердити в своТ'й краТн1 отриман1 у нашому ун1верситет1 знания. Таким чином, з одного боку це життево необхщно для опанування ¡ноземним студентом необхщного р1вня високо1 якост1 знань, з ¡ншого -п1дтримання високого рейтингу ушверситету на м1жнародному р1вн1.
Окр1м того, протягом останн1х рок1в на нашш кафедр1 як навчальний матер1ал широко використовуемо «Протоколи л1кування та профлактики» М1н1стерства Охорони Здоров'я УкраТ'ни. Такий п1дх1д до викладання забезпечуе в1дпов1дн1сть навчального матер1алу останн1м сучасним досягненням практично! х1рург1Т. Дан1