допускались к проведению отдельных этапов исследований: наложение пневмоперитонеума, оценка вместе с врачом-эндоскопистом состояния слизистых оболочек пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки, толстого кишечника, трахеобронхиального дерева.
В клинике общей хирургии Запорожского государственного медицинского университета, на базе больницы скорой медицинской помощи г. Запорожья, широко используются малоинвазив-ные методы визуальной диагностики. За период с 2002 по 2007 год включительно проведено 7297 ультразвуковых сканирований (УЗС), 16484 фиброэзофагогастродуоденоскопий (ФГДС), 821 фибробронхоскопий, 580 колоноскопий, 1267 лапароскопий. В ЦРБ г. Стрый Львовской области с 2002 г. по 2006 г. выполнено: УЗС - 9720, ФГДС - 7026, колоноскопий - 126. Все исследования проводились с целью уточнения диагноза и выявления морфологических проявлений болезни.
Аналогичную тактику обучения интернов-хирургов применяют в ЦРБ г. Стрый Львовской области, выпускников Львовского государственного медицинского университета им. Д.Галицкого.
Привлечение врачей-интернов к ознакомле-
нию и освоению этапов малоинвазивных визуальных исследований делает возможным повышение профессиональной подготовки врачей-интернов, улучшение диагностики, формирование клинического мышления специалиста-хирурга, выбору адекватной тактики лечения больных и пострадавших. Такая тенденция отмечается как в хирургических отделениях клиники общей хирургии ЗГМУ, так и в ЦРБ г. Стрый Львовской области, что подтверждается успешной сдачей экзамена хирургами-интернами.
Литература
1. Бараев Т.М. Применение лапароскопии в диагностике и лечении острых заболеваний и повреждений брюшной полости. Сб. наук. po6iT II конгресу xipypriB Украши. - Ки-Тв-Донецьк. - 1998. - С. 271.
2. Волобуев H.H. Актуальные вопросы клинической медицины. Вып. III. - Симферополь. - 1998. - 68 с.
3. Десятерик B.I., Котов О.В. та ¡н. Шляхи оптим1зацп на-вчального процесу на факультет! пюлядипломноТ' осв1ти. Тез. доповщ. наук. - метод. конф. "Стан та перспективи реформування пюлядипломноТ осв1ти в УкраТнГ. - Полтава. - 2003. - С. 16.
4. Снюар B.I. Значения проблемно ор1ентованоТ дискуси в п1слядипломному навчанш. Тез. доповщ. наук. - метод. конф. "Стан та перспективи реформування п1слядиплом-но1 осв1ти в УкраТж". - Полтава. - 2003. - С. 45-46.
Реферат.
ШЛЯХИ ПОЛ1ПШЕННЯ П1ДГОТОВКИ Л1КАР1В-1НТЕРН1В ЗА ФАХОМ «Х1РУРГ1Я» Ганжий В.В., Ковтун A.C., Ковальский П.С. Ключов1слова: ¡нтерни-х1рурги, контроль знань
Узагальнено досв1д застосування програм по п1дготовц1 л1кар1в ¡нтерн1в за фахом «xipyprifl», метод1в контролю знань i д1агнос-тики xipypri4Ho'i патологи. Визначено шляхи пол1пшення профес1йноТ п1дготовки фах1вця-х1рурга.
УДК 616-089 (07.07)
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИРУРГИИ СТУДЕНТАМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, Украина.
Гринцов А.Г., Василенко Л.И., Буценко В.Н., Куницкий Ю.Л., Совпель О.В.
Обобщен многолетний опыт преподавания хирургии у отечественных и зарубежных студентов на стоматологическом факультете Донецкого государственного медицинского университета. Освещены актуальные вопросы оптимизации учебного процесса, деонтологии и наглядности преподавания. Рассмотрены вопросы объективного контроля знаний студентов и уровня освоения практических навыков.
Ключевыеслова: преподавание хирургии, стоматологический факультет.
Проблема совершенствования преподавания Внедрение в педагогический процесс таких хирургии в последние годы продолжает широко постулатов, как: наглядность преподавания (де-
остается окончательно нерешенной [1,6,10,11]. Особенно актуальна проблема преподавания хирургии студентам высших медицинских заведений на стоматологическом факультете (СФ) [2,4,6-7,10], где, без веских оснований, из года в год сокращается программа обучения. Это требует от кафедральных коллективов постоянного поиска новых и совершенствования известных методических подходов к преподаванию хирургии на СФ [2,4,6- 8, 9].
монстрация слайдов, таблиц, муляжей, кино- и видеофильмов, видео-презентаций, тематических больных); использование в педагогическом процессе новых современных данных литературы (из базы интернет), доступность изложения материала; внедрение в лекционный курс проблемное™ преподавания; совершенствование поэтапного изучения хирургии (от элементов общего ухода за больными до изучения особенностей диагностики и определения эффективно-
В1СНИК Украгнсъког медичног стоматологгчног акадежш
го лечения различных хирургиче-ских заболеваний); использование синдромного подхода в изучении основ экстренной хирургии; активизация самостоятельной работы студентов (умение осуществлять качественную самостоятельную курацию тематических больных и работать с монографиями при углубленном изучении отдельных разделов хирургии при написании рефератов), широкое внедрение в педагогический процесс различных объективных методов контроля за уровнем освоения практических навыков и теоретического материала (система тестового, рейтингового и компьютерного контроля знаний студентов) в значительной степени улучшили процесс преподавания хирургии в медицинских ВУЗахУкраины [1,4-9].
С учетом сокращения часов программы преподавания хирургии на СФ акценти-руем преподавание на применении интенсивных педагогических методик с рациональ-ным использованием теоретических знаний и практических навыков в конкретных клинических ситуациях.
Следует отметить, что преподавание хирургии на СФ имеет свои особенности [2- 4,6-7,9]. В частности, студенты СФ уделяют недостаточное внимание изучению хирургии, считая ее непрофильной дисциплиной. Поэтому коллектив кафедры большое внимание уделяет деонтологи-ческим вопросам преподавания хирургии, акцентируя внимание студентов СФ на необходимость знаний и умений по хирургии в их повседневной работе и при дальнейшем изучении курса хирургической стоматологии. На лекциях и практических занятиях убеждаем студентов СФ в необходимости освоения основ хирургии в соответствии с квалификационной характеристикой врача-стоматоло-га (ВС). Без знаний вопросов асептики и антисептики вообще не мыслима работа врача любой специальности и ВС в частности. Стоматологи-хирурги, не смогут оказывать квалифицированную помощь больному без знаний основных разделов общей хирургии: вопросов асептики и антисептики; методов методов обезболивания (местной анестезии, включая проводниковую); оказания первой помощи при травмах головы, лица и шеи; остановки кровотечения (включая основы десмургии), умения квалифицированно провести первичную хирургическую обработку раны; вопросов переливания крови (определение групп крови больных, показаний и противопоказаний к переливанию крови, проведение проб на совместимость, противошоковых мероприятий, профилактика по-сттрансфузионных осложнений и т.д.).
Врачам-стоматологам, работающим в условиях участковых и районных много-профильных больниц, во время дежурства по больнице, зачастую, приходится принимать решения по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим (до прихода соответствующих специалистов), от правильного и своевременного решения которых зависит здоровье и жизнь боль-
ного: умение провести реанимационные и про-тиво-шоковые мероприятия (при травмах, кровотечениях, внезапных остановках сердца, дыхания и прочих экстремальных состояниях). Не исключена возможность и ассистенции ВС во время неотложных операций, что предусмотрено квалификационной характеристикой ВС. Нередки случаи, когда из-за отсутствия у ВС элементарных знаний по хирургии возникает много моральных, этических и юридических конфликтов в плане неоказания или несвоевременного оказания должного объема медицинской помощи пострадавшим. Основываясь на многолетнем (более 30 лет) опыте преподавания хирургии на СФ, мы убедились в целесообразности цикловой системы преподавания хирургии, позволяющей дать студенту цельный, более совершенный, объем знаний и умений. Менее эффективной следует признать ленточную систему преподавания (по 2 академических часа через 2 недели) у студентов П курса, изучающих основы общей хирургии. Пристальное внимание уделяем и вопросам самоподготовки: самостоятельной курации с последующим обсуждением и написанием истории болезни, что, с одной стороны, позволяет совершенствовать у студента уровень общения с больным при сборе жалоб и анамнеза заболевания; с другой - объективно оценить уровень освоения мануальных навыков (пальпации, перкуссии, аускультации). Умение обосновать клинический диагноз у курируемого больного вырабатывает и совершенствует у студентов клиническое мышление. Акцентируем внимание на освоении студентами СФ основ десмургии, транспортной иммобилизации при повреждениях различных частей тела; умение останаливать наружные кровотечения различными методами, постановке банок, горчичников, умение проводить закрытый массаж сердца, выполнить перевязку больному, наложить и снять швы с кожных ран у курируемым больным, катетеризации мочевого пузыря, постановке очистительных и сифонных клизм.
Считаем, что преподавание хирургии студентам СФ во многом зависит от приемственности работы смежных кафедр (анатомии, физиологии, химии, оперативной хирургии с топографической анатомией и др.), межкафедральной интеграции и специализации, базирующихся на решении общеклинических проблем постоянного контроля за уровнем базовых знаний, их качества и глубины.
Для удобства подготовки студентов СФ 2-4 курсов коллективом кафедры подготовлены и опубликованы методические указания для практических занятий по общей и частной хирургии (2006 и 2007гг.), создан компьютерный класс обучения студентов, использование которых позволило систематезировать знания и умения студентов при самоподготовке к практическим занятиям.
Важное место в обучении студентов СФ на
кафедре хирургии уделяем вопросам деонтологии и считаем их неотъемлемой частью всего учебного процесса в медицинском ВУЗе. Самоконтроль и самодисциплина преподавателей, независимо от ранга и занимаемой должности, существенным образом влияет на деонтологи-ческое обучение студентов в медицинских ВУЗах. В расписании практических занятий студентов СФ П курса отводим специальное занятие, посвященное вопросам деонтологии в хирургии, к которому студенты заблаговременно готовятся: пишут рефераты на различные деон-то-логические темы и докладывают их на практическом занятии в виде научной мини конференции (так называемая учебно-исследовательская работа студентов). На практическом занятии студенты решают тестовые ситуационные задачи подеонтологии.
В ходе практических занятий обучаем студентов СФ соблюдать деонтологические правила общения с больными и их родственниками. Преподаватель личным примером показывает студентам важность учета индивидуальных особенностей больного (в плане проводимого лечения) и умение выбрать правильную тактику лечения у конкретного больного. При этом обращаем внимание на необходимость учета индивидуальных психологических особенностей больного, умение налаживания эмоционального контакта (умение отвлечь больного от его болезни, беседуя на различные отвлеченные темы, интересующие больного). Вырабатываем у студентов корректное, уважительное и тактичное поведение, чувство и степень ответственности за свои действия. Считаем, что формирование этических норм у студентов во многом зависит от особенностей взаимоотношения преподавателя со студентами и больными в процессе работы как врача-хирурга.
Для преподавания клинической хирургии считаем целесообразным формирование студентов в группы по 6 - 7 человек (а непо 9 - 10 человек в группе. Малое количесво студентов в группе делает преподавание более мобильным, позволяет больше времени преподавателю уделять индивидуальной работе со студентами, разбирая как теоретические основы хирургии, так и контролировать уровень освоения практических навыков студентов, что делает преподавание более эффективным.
С целью объективизации знаний и активизации подготовки студентов широко используем тестовый, рейтинговый и компьютерный контроль знаний. Считаем целесообразным проведение экзамена по хирургии в три этапа: первый этап- контроль практических навыков и умений в виде собеседования со студентом и проверки уровня усвоения конкретных практических навыков (для этого даем студенту показательную рентгенограмму конкретного больного для определения вида патологии и ставим задачу обоснования предварительного диагноза); студенты
демонстрируют: технику иммобилизации и наложения жгута на различные части тела для временной остановки кровотечения; повязок конечностей при их условном повреждении, технику непрямого массажа сердца на муляже) и др. Второй этап- решение набора тестовых заданий, в которых учтены все основные разделы программы по общей и частной хирургии. Каждый тест из курса представляет определенную клиническую ситуацию конкретного больного. Заключительный третий этап -устное собеседование со студентом по основным вопросам частной хирургии, позволяет окончательно скорре-гировать общую ценку степени усвоения студентом теоретического материала и практических навыков.
Учет изложенных выше методических приемов позволяет улучшить уровень подготовки студентов СФ на кафедрах хирургического профиля.
Литература
1. Буценко В.Н., Василенко Л.И., Семенов В.П. К вопросу эффективности практических навыков студентов при изучении хирургии на стоматологическом факультете /Сб. научн. Трудов, посвящ. 60-летию со дня рождения проф. Э.Н.Самара //Акт. Вопросы челюстно-лицевой хирургии. - Донецк, 1997. - С. 9.
2. Буценко В.Н., Семенов В.П., Тимофеев В.Д., Ксенз В.И., Василенко Л.И., Кишеня М.С., Пирогова ВВ. Наш опыт преподавания хирургии на стоматологическом факультете ДонГМУ /Сб. научн. трудов, посвящ. 60-летию со дня рождения проф. Э.Н.Самара //Акт. Вопросы челюст-но-лицевой хирургии. - Донецк, 1997. - С. 10-11.
3. Буценко B.H., Василенко Л.И., Семенов В.П., Тимофеев
B.Д., Ксенз В.И. К вопросу преподавания хирургии иностранным студентам //Тез. докл. конф. посвящ. 60-летию каф. хирургических болезней УМСА. - Полтава, 1998. -
C. 27-28.
4. Буценко B.H., Василенко Л.И., Семенов В.П. К вопросу преподавания хирургии студентам стоматологического факультета медицинского университета //Арх.клУчноТ та експериментальноТ медицини.- 2002.-Т.11, №2.-С.256-258.
5. Гончар М.Г., Дельцова O.I., Куч1рна Я.М. Питання деон-толопТ при викладанш xipyprii на стомат. факультет! /Матер1али II ювгп. навч.-метод. конференци завщувач1в кафедр х1рург1чних хвороб стомат. факультета медичних ВУ31в Украши. - Полтава, 1998. - С. 30-31.
6. Гринцов А.Г., Василенко Л.И., Буценко B.H., Куницкий Ю.Л., Совпель О.В. Преподавание хирургии на стоматологическом факультете с позиции 30-летнего опыта // /Акт. проблеми сучасноТ медицини: Вюник УкрашськоТ медичноТ академп. - 2006.- T.6, Вип.1-2 (13-14).).- С.300-303.
7. Л1гоненко О.В., Прш П.В. Самостмна робота студенлв на кафедр1 загальноТ xipyprii // Матер1али II ювгп. навч.-метод. конференци завщувач1в кафедр х1рурпчних хвороб стомат. факультет1в медичних ВУ31в Украши. - Полтава, 1998. - С. 23-24.
8. Лупальцов В.И., Лях A.B., Сенников И.А. Оптимизация преподавания курса хирургических болезней на стоматологическом факультете /Матер1али II ювгп. навч.-метод. конференци завщувач1в кафедр х1рурпчних хвороб стомат. факультета медичних ВУ31в Украши. - Полтава, 1998. - С. 31-32.
9. Лысенко Б.Ф., Челишвили А.Л., Ксенз И.В., Кузнецов A.A., Шейко В.Д., Петрушова Л.Д., Шумейко В.М. Методологические аспекты активизации самостоятельной работы студентов на кафедре хирургических болезней /Матер1али II ювгп. навч.-метод. конференци завщувач1в кафедр х1рурпчних хвороб стомат. факультета медичних ВУ31в УкраУни. - Полтава, 1998. - С. 18-19.
10. Лисенко Б.П., Шейко В.Д., Шумейко В.М., Ксьонз I.B., Кузнецов А.Я., Петрушова Л.Д., Чел1шв1л1 А.Л., Дудченко
BÎCHMK Украгнсъког медичног стоматологгчног академШ_
М.О., Малик C.B., Лисенко Р.Б. Проблеми викпадання xi- 11. Черенько М.П., 1гнатовський Ю.В., Антонов В.Р., Фелеш-
pypriï ¡ноземним студентам на стоматолопчному факуль- тинський Я.П. Деяга шляхи усглшного опанування студен-
TeTi /Матер1али Ш Ювгп. навч.-метод. та неауково- тами основ загально!' xipypriï /Матер1али I навч.-метод. та
практичн. конференци завщувач1в кафедр xipypri4Hnx науков. конф. завщувач1в кафедр xipyprinHnx хвороб
хвороб стомат. факультелв медичних ВУ31в УкраУни. - стомат. факультелв медичних ВУ31в Украши. - Полтава,
Полтава, 1999. - С. 18-19. 1997. - С. 24-25.
Реферат.
ШЛЯХИ УДОСКОНАЛЕННЯ ВИКЛАДАННЯ Х1РУРГИ СТУДЕНТАМ СТОМАТОЛОГ1ЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУ МЕДИЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ
ГрЫцов О.Г., Василенко Л.1., Буценко В.М., Кунщкий Ю.Л., Совпель О.В. Ключов1 слова: викпадання xipypriï, стоматолопчний факультет.
Узагальнений багатор1чний досвщ викладання xipypriï у в1тчизняних та ¡ноземних студенев на стоматолопчному факультету Донецького державного медичного ушверситету. OcBimeHi актуальы питання оптим1зацп учбового процесу, деонтологп та на-глядност1 викладання. Розглядеы питання об'сктивного контроля знания студенев та р1вня засвоення практичних навиюв.
УДК 616.31+617:378.147
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАЦИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС.
Кафедра хирургических болезней стоматологического факультета, анестезиологии и реаниматологии ДонНМУ
Гринцов А.Г., Христуленко А.А., Совпель О.В., Куницкий Ю.Л., Василенко Л.И., Христуленко А.Л.
В концепции интеграции в Болонскую систему образования, эффективное использование современных информационных технологий в обучении медицине позволит повысить мотивацию к обучению и улучшить качество знаний. Одним из вариантов осуществления такого подхода является создание компьютерного класса и использование мультимедийных обучающих программ. В процессе разработки программного обеспечения стоит учитывать психологические особенности преподавателей и обучающихся.
Ключевыеслова: Болонский процесс, информационныетехнологии, мультимедийные обучающие программы.
циалистов, гарантировать качество образования
Введение
Ведущим политическим и экономическим вопросом в настоящее время является вопрос ев-роинтеграции. Объединенная Европа - это свободное движение товаров, услуг, капитала и людей, свободный выбор образования и работы. Планируется до 2010 года создание единого европейского научного и образовательного пространства. В 1999 году в городе Болонья, что в центре Италии, в первом университете Европы собрались министры образования. Подведя итог, более чем 10-летней работы, они подписали Декларацию о системе высшего образования Европы, которая получила название «Болонский процесс». Болонский процесс - это создание в существующих образовательных структурах в Европе, единых критериев и стандартов с выходом на запрограммированный результат - свободный выбор образования и работы, и не только в Европе, но и в других странах и континентах. [1]
Основные цели Болонского процесса:
- создание системы научных степеней,
- смена системы подготовки с переходом на два образовательных уровня (бакалавр, магистр),
-разработка единой системы зачетных единиц (система ЕОТЭ), которая позволит: обеспечить мобильность студентов, преподавателей и спе-
и дать возможность конкурировать в любой стране, расширить европейский простор высшего образования.[1]
Какие же обучающие технологии предусматривает Болонский процесс? Прежде всего, индивидуальный подход к обучению. В центре обучения - студент! Это подразумевает индивидуальный учебный план, значительную часть самостоятельной работы, которая контролируется, объективные методы оценки успеваемости, прозрачную систему шкал оценок. Также реформирование системы образования в условиях болонской системы предусматривает структурированный в кредитах учебный план, модульную систему образования, рейтинговую систему оценок с многобальными шкалами, переход от пассивных к активным формам обучения. [1]
Проведенный Министерством образования Украины анализ подготовки специалистов с высшим образованием показал, что существующая система имеет существенные недостатки: отсутствие систематической работы студентов на протяжении учебного семестра; низкий уровень активности и отсутствие элементов соревнования в обучении; возможность необъективной оценки знаний профессорско-преподавательским составом, минимальная возможность выбора студентами учебных дис-