Научная статья на тему 'Преподавание хирургии на стоматологическом факультете с позиции 30-летнего опыта'

Преподавание хирургии на стоматологическом факультете с позиции 30-летнего опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание хирургии / стоматологический факультет / Болонское соглашение / викладання хірургії / стоматологічний факультет / Балонська угода

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринцов А. Г., Василенко Л. И., Буценко В. Н., Куницкий Ю. Л., Совпель О. В.

Обобщен опыт преподавания хирургии отечественным и зарубежным студентам на стоматологическом факультете Донецкого государственного медицинского университета. Освещены актуальные вопросы оптимизации учебного процесса, наглядности преподавания и деонтологии. Рассмотрены вопросы объективного контроля знаний студентов и уровня усвоения практических навыков в свете решений Балонского соглашения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринцов А. Г., Василенко Л. И., Буценко В. Н., Куницкий Ю. Л., Совпель О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ВИКЛАДАННЯ ХІРУРГІЇ НА СТОМАТОЛОГІЧНОМУ ФАКУЛЬТЕТІ З ПОЗИЦІЇ 30-ЛІТНЬОГО ДОСВІДУ

Узагальнений досвід викладання хірургії студентам на стоматологічному факультеті Донецького державного медичного університета. Висвітлені актуальні питання оптимізації учбового процесу, деонтології та наглядності викладання хірургії. Розглянено питання обєктивного контроля знань студентів та рівня засвоєння практичних навиків згідно рішень Балонської угоди .

Текст научной работы на тему «Преподавание хирургии на стоматологическом факультете с позиции 30-летнего опыта»

УДК 616-089 (07.07)

ПРЕПОДАВАНИЕ ХИРУРГИИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ С ПОЗИЦИИ 30-ЛЕТНЕГО ОПЫТА

Гринцов А.Г., Василенко Л.И., Буценко В.Н., Куницкий Ю.Л., Совпель О.В.

Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького

Обобщен опыт преподавания хирургии отечественным и зарубежным студентам на стоматологическом факультете Донецкого государственного медицинского университета. Освещены актуальные вопросы оптимизации учебного процесса, наглядности преподавания и деонтологии. Рассмотрены вопросы объективного контроля знаний студентов и уровня усвоения практических навыков в свете решений Балонского соглашения.

Ключевыеслова: преподавание хирургии, стоматологический факуль-тет, Болонскоесоглашение.

Основной задачей высшего медицинского дульной) системы преподавания вместо укоре-

образования Украины, в свете решений Балонского соглашения (1999), является улучшение качества подготовки молодых специалистов с целью повышения конкурентноспособ-ности их на Европейском и мировом рынке [8]. Не является для всех секре-том и тот факт, что Украина разделяет точку зрения совершенствования медицинского образования с передовыми европейскими державами с целью более качественной подготовки будущих квалифицированных специалистов и предпринимает попытки не отстать от европейских держав и «вскочить» в последний вагон уходящего поезда с романтическим названием «Балонский процесс» [8].

Общеизвестно, что хирургия является одной из базисных клинических дисциплин, определяющих уровень знаний и умений, которые существенно влияют на общую квалификацию молодого специалиста. Вместе с тем, следует отметить, что сокращение учебной программы обучения по общей и частной хирургии студентов стоматологов в медицинских ВУЗах и адаптация ее к Балонскому процессу требует от кафедральных коллективов решения двух основных задач. С одной стороны - максимальной концентрации педагогического опыта и умений изложить учебный материал в легко доступной форме для студентов в отведенное учебной программой время с целью максимального усвоения основных теоретических вопросов хирургии и практических навыков. С другой стороны - постоянного творческого поиска новых, более совершенных, методов преподавания и контроля знаний [1,2,3,4], а также внедрения наиболее прогрессивных методов преподавания [5,6,7] с целью более качественной подготовки будущих квалифицированных специалистов.

30-летний опыт преподавания хирургии в Донецком государственном медицинском университете им.М.Горького позволил нам определить основные направления эффективного обучения студентов:

- максимальный уровень усвоения теоретических знаний и практиче-ских навыков может быть достигнут при применении цикловой (мо-

нившеися ленточной системы;

- управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов (в виде курации больных, написания истории болезни, подготовки реферата по актуальным проблемам современной хирургии, участие студента в научно-практических врачебных конференциях, самостоятельный доклад студента результата ургет-ного дежурства на утренней клинической конференции и индивидуально проделанной работы) как основной метод активизации познавательной и практической деятельности будущих специалистов;

- адекватный объективный контроль качества усвоения теоретических знаний и практических навыков в виде тестовых заданий и ситуационных задач;

- переход от пассивных к активным формам обучения;

- использование единой рейтинговой системы оценки знаний студентов с применением многобальных шкал. Внедрение в учебный процесс единой шкалы оценки для студентов в свете решений Балонского соглашения.

Реализацию выше перечисленных основных направлений эффектив-ного обучения студентов видим:

- в совершенствовании модульного поэтапного изучения хирургии (от элементов общего ухода за больными до изучения особенностей диагностики и определения эффективности лечения различныххирургических заболева-ний);

- в использовании синдромного подхода в изучении основ экстренной хирургии;

- в обеспечении наглядности преподавания общей хирургии и хирурги-ческих болезней (демонстрация слайдов, таблиц, муляжей, кино- и видео-фильмов, тематических больных, участие студентов в качестве ассистентов на операциях и при выполнении основных методов исследования больного, демонстрация основных классических мануальных методов курации больных: осмотр, пальпация, перкуссия и аускульта-ция; современных инструмен-тальных методов диагностики: эндоскопической и лапароскопиче-

Актуальн проблемы сучасно'1 медицины

ской аппаратуры, аппаратуры лучевой диагностики, компьютерныхтомографов, ЯМР идр.);

- в использовании в педагогическом процессе новых современных данных литературы;

- в доступности изложения материала;

- в подготовке проблемных лекций;

- в активизации самостоятельной управляемой подготовки студентов (умение осуществлять самостоятельную качественную курацию тематиче-ских больных, умение работать с методическими учебными пособиями и моногра-фииями под контролем преподавателя);

- в широком внедрении в педагогический процесс более объективных методов контроля за уровнем освоения теоретического материала и практи-ческих навыков (система тестового и рейтингового контроля знаний студен-тов), которые в значительной степени улучшают процесс преподавания хирургии в медицинских ВУЗах.

Особое внимание уделяем деонтологическим принципам преподавания хирургии (как неотъемлемой части всего учебного процесса в ВУЗе), акцен-тируя внимание студентов на необходимости знаний и умений по хирургии в их повседневной работе. Это знание и соблюдение правил асептики, местной и проводниковой анестезии; знание методов остановки кровотечения, вопросов переливания крови, умение проводить реанимационные и противошоковые мероприятия пострадавшим при экстремальных ситуациях и др.). Поэтому, для студентов 3 курса проводится специальное занятие по вопросам деонтологии (акцентируем внимание студентов на особенности взаимоотношения врача и больного, взаимоотношению в коллективе с точки зрения деонтологических принципов, деонтологическим аспектам пересадки органов и тканей, врачебным ошибкам с точки зрения деонтологи-ических принципов, особенностям хирургической деонтологии и др. В ходе практиче-ских занятий обучаем студентов соблюдению деонтологических правил общения с больными и их родственниками. Обращаем внимание студентов на важность учета индивидуальных особенностей больного и умения выбрать правильную тактику поведения с конкрентым пациентом. Такие занятия способствуют выработке у студентов более корректного поведения, чувства степени ответственности за свои действия.

Мы являемся сторонниками цикловой (модульной) системы препода-вания хирургии, позволяющей дать студентам цельный объем знаний и умений. Менее эффективным следует признать ленточный тип преподавания хирургии (да еще с интервалом в 2 недели у студентов 2 курса!), изучающих основы общей хирургии. Считаем нецелесообразным формирование групп студентов по 15 человек для прохождения основ

общей и частной хирургии по 10 человек, поскольку такое количество студентов не только ма-лоуправля-емое, но и трудно контролируемое при проведении тестового контроля знаний и освоении практических навыков. Наш опыт 30-летнего преподава-ния в медицинском ВУЗе убеждает, что наиболее оптимальное количество студентов в группе должно составлять не более 5-6 человек.

При изучении общей хирургии особое внимание уделяем вопросам самостоятельной управляемой подготовки студентов: освоению студентами основ десмургии и транспортной иммобилизации, умению осуществить перевязку больного, технике наложения кровоостанавливающего жгута, постановке очистительных и сифонных клизм, технике наложения и снятия швов, катетеризации мочевого пузыря и др. При изучении частной хирургии, в плане самостоятельной управляемой работы студентов, обращаем внимание студентов на самостоятельную курацию больных с последующим обсуждением, коррекцией допущенных неточностей и написанием истории болезни. При этом обращаем внимание на умение студентов описывать место болезни хирургического больного, назначать дополнительные методы лабораторных и инструментальных методов исследования больного для уточнения основного диагноза, умение интерпретировать данные рентгено-грамм, умение обосновать предварительный диагноз, умение провести дифференцированный диагноз и сформулировать окончательный клинический диагноз. Все перечисленные выше ньюансы конкретного подхода к преподаванию развивают у студентов клиническое мышление. В ходе кура-ции больного у преподавателя появляется возможность объективно оценить умение студентов проводить опрос больного, умение осуществлять пер-кус-сию, аускультацию органов грудной клетки, определять границы сердца и легких, пальпировать живот, определять у больного патологию со стороны внутренних органов и выявлять характерные симптомы заболевания.

С целью объективизации уровня освоения теоретических знаний и практических умений, активизации уровня подготовки студентов на кафедре широко используется тестовый и рейтинговый контроль.

С целью улучшения качества подготовки студентов по общей хирургии и хирургическим болезням считаем целесообразным проведение многоэтап-ного экзамена по хирургии, включающего:

1) контроль уровня освоения практических знаний и умений используем билетную систему. (Каждый билет содержит 2 вопроса из основного перечня вопросов практических навыков, например, вопрос по

Том 6, Выпуск 1-2

301

десмургии с транспортной иммобилизацией -умение наложить определенный вид повязки на определенную часть тела. Другой вопрос - по переливанию крови (умение провести пробы на совместимость) или умение провести реанимационные мероприятия при остановке сердца на специальном фантоме и умение опре-делить характерные клинические симптомы при определенном заболевании (в ходе мануального исследования больного в хирургическом стационаре);

2) решение тестовых заданий (в которых учтены все основные разделы

программы по общей и частной хирургии);

3) при решении ситуационных задач (в качестве ситуационной клинической задачи) используем умение студента

интерпретировать общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови, умение интерпретировать данные конкретной ретгенограммы больного (например, умение видеть, раздутые петли кишок, характерные чаши Клойбера при кишечной непроходимости или умение видеть на рентгенограмме серповидную полоску свободного газа в брюшной полости при перфорации полого органа и др.);

4) заключительное устное собеседование со студентом по билетной

системе по основным вопросам частной хирургии, позволяет окончательно определить общую оценку степени усвоения студентом теоретического мате-риала и уровня освоения практических навыков.

Преподавание хирургии студентам стоматологам по выше описанной методике и проведение поэтапного экзамена по разработанной комплексной программе позволяет адаптировать

кои системы, улучшить качество подготовки студентов, активизиро-вать учебу студентов, эффективнее развивать клиническое мышление, дает возможность преподавателям более объективно оценить уровень подготовки студентов.

Литература

1. Буценко В.Н., Василенко Л.И, Семенов В.П. К вопросу эффективности практических навыков студентов при изучении хирургии на стомато-логическом факультете /Сб.научн.Трудов, посвящ. 60-летию со дня рождения проф. Э.Н.Самара//Акт.вопросы челюстно-лицевой хи-рургии.-Донецк, 1997.-С.9.

2. Буценко В.Н., Василенко Л.И, Семенов В.П., Тимофеев В.Д., Ксенз В.И. Особенности преподавания хирургии на стоматологическом факультете //Експериментальна та клш1чна медицина.-1999.-№3.-С.152-155.

3. Буценко В.Н., Василенко Л.И, Семенов В.П. К вопросу преподавания хирургии студентам стоматологического факультета медицинского университета //Арх.клш1чноТ та експериментальноТ медицини.-2002.-Т.11,№2.-С.256-258.

4. Василенко Л.И. Роль самостоятельной работы студентов в подготовке будущих специалистов //Тез.докп./УШ обл.научн.конф.морфологов (5-6 июня 1990).-Донецк, 1990.-С.54-55.

5. Гринцов А.Г., Хацко В.В., Буценко В.Н., Дудин A.M., Мухин И.В., Танцюра В.П. Совершенствование самостоятельной работы студентов на хирургических кафедрах //Арх.клУчноТ та експериментальноТ медицини.-2002.-Т.11,№2.-С.265-266.

6. Лупальцев В.И., Лях A.B., Сенников И.А. Оптимизация преподавания курса хирургических болезней на стоматологическом факультете //Мате-риали П Ювгп. навч.-метод. та науково-практичноТ конференци завщу-вач1в кафедр xipyprinH. хвороб стоматолопчн. факультепв медичних ВУ31в Украши.-Полтава,1998.-С.31-32.

7. Лысенко Б.Ф., Челишвили А.Л., Ксенз И.В., Кузнецов A.A., Шейко В.Д., Петрушова Л.Д., Шумейко В.М. Методологические аспекты активизации самостоятельной работы студентов на кафедре хирургических болезней //Материали П Ювгп. навч.-метод. та науково-практичноТ конференци завщувач1в кафедр xipyprinH. хвороб стоматолопчн. факультелв медич-них ВУ31в УкраТни.-Полтава,1998.-С.18-19.

8. Пщасв A.B., Передерш В.Г. Болонський процес в Свро-ni.-Одеса: Одес. держ. мед.ун-т, 2004.-190 с.

педагогический процесс к требованиям Балонс-

Реферат

ВИКЛАДАННЯ Х1РУРГ1Т НА СТОМАТОЛОГ1ЧНОМУ ФАКУЛЬТЕТ! 3 ПОЗИЦ11 30-Л1ТНЬОГО ДОСВ1ДУ

Гршцов О.Г., Василенко Л.1., Буценко В.М., Кунщкий Ю.Л., Совпель О.В.

Ключов1 слова: викпадання х1рургп, стоматолопчний факультет, Балонська угода.

Узагальнений досвщ викпадання х1рургп студентам на стоматолопч-ному факультет! Донецького державного медичного уы -верситета. Висв1тлен1 актуальш питання оптим1зацп учбового процесу, деонтологп та наглядност1 викпадання мрургп. Розгляне-но питання обсктивного контроля знань студенев та р1вня засвоення практичних навигав зг1дно р1шень БалонськоТ угоди .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.