Научная статья на тему 'Пути улучшения подготовки врачей-интернов по специальности «Хирургия»'

Пути улучшения подготовки врачей-интернов по специальности «Хирургия» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерны-хирурги / контроль знаний / інтерни-хірурги / контроль знань

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ганжий В. В., Ковтун А. С., Ковальский П. С.

Обобщен опыт применения программ по подготовке врачей интернов по специальности «хирургия», методов контроля знаний и диагностики хирургической патологии. Определены, пути улучшения профессиональной подготовки специалиста-хирурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ганжий В. В., Ковтун А. С., Ковальский П. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ШЛЯХИ ПОЛІПШЕННЯ ПІДГОТОВКИ ЛІКАРІВ-ІНТЕРНІВ ЗА ФАХОМ «ХІРУРГІЯ»

Узагальнено досвід застосування програм по підготовці лікарів інтернів за фахом «хірургія», методів контролю знань і діагностики хірургічної патології. Визначено шляхи поліпшення професійної підготовки фахівця-хірурга.

Текст научной работы на тему «Пути улучшения подготовки врачей-интернов по специальности «Хирургия»»

BiCHHK Украгнсъког жедичног стоматологгчног акадежШ

НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧН1 ТА ОРГАН13АЦ1ЙН1 ПИТАНИЯ ВИКЛАДАННЯ Х1РУРГП У ВИЩИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ

УДК 378.147.018.46:616-089

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ХИРУРГИЯ»

Запорожский государственный медицинский университет, ЦРБ г. Стрый Львовской области Ганжий В.В., Ковтун A.C., Ковальский П.С.

Обобщен опыт применения программ по подготовке врачей интернов по специальности «хирургия», методов контроля знаний и диагностики хирургической патологии. Определены пути улучшения профессиональной подготовки специалиста-хирурга.

Ключевыеслова: интерны-хирурги, контроль знаний

Поиск оптимального объединения педагогических приемов обучения врачей-интернов по специальности «хирургия» основан на необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов. Одной из задач является воспитание у врачей-интернов творческой личности. Достичь этого можно общими усилиями преподавателя и врачей-интернов, их активностью и достаточным уровнем подготовленности.

Существующие программы по подготовке врачей-интернов по разным разделам хирургии заранее предполагают неполноценное их выполнение. Учебные программы должны быть реальными, прагматическими, содержать перечень конкретных для выполнения задач. Будущий хирург должен быть ознакомлен с основами диагностики и оказания неотложной помощи хирургическим больным и пострадавшим (противошоковые мероприятия, остановка кровотечения, раскрытие гнойников мягких тканей, первичная хирургическая обработка ран и т.д.). Совершенствование диагностических возможностей и овладение более значительным объемом оперативных вмешательств должно быть целью дальнейшей специализации.

Среди методов контроля знаний распространен тестовый контроль. Однако тестовый метод контроля знаний имеет и недостатки. Конкретизация клинических ситуаций развивает «схематичность» врачебного мышления, интерну навязывается убеждение в существовании оптимального варианта ответа и однозначного решения задачи, что способствует догматизму мышления.

Метод дискуссионного опроса, которое приме-

няется нами, разрешает избежать названных недостатков и развивает у интернов самостоятельную познавательную деятельность, воспитывает творчество в решении задач, уважение, требовательность, демократичность. Дискуссионный метод эффективный как в определении базисного уровня знаний, так и при подведении итогов усвоения материала. Куратор интернов используя свой клинический и педагогический опыт, корректирует возникшую дискуссию и направляет ход мыслей интернов. Такой метод способствует умению вести аргументировано дискуссию, развивает клиническое мышление, создает соответствующее эмоциональное состояние, интерны с интересом готовятся к следующему занятию. Применение дискуссионного метода в сочетании с другими, дает возможность лучше овладеть интерну хирургической наукой.

В последнее время распространены методы визуальной диагностики у больных и потерпевших с острой хирургической патологией, травмами. Разные авторы указывают на увеличение количества пациентов, которые госпитализируются в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, что усложняет диагностику. Малоинвазивные исследовательские приемы ускоряют верификацию острой хирургической патологии, повышают уровень клинического мышления хирурга. Для обследования больных привлекали врачей-хирургов, которые проходили интернатуру на базе кафедры общей хирургии Запорожского государственного медицинского университета. После теоретического ознакомления с методиками инструментальной диагностики интерны

Актуальт проблеми сучасно! медицини

допускались к проведению отдельных этапов исследований: наложение пневмоперитонеума, оценка вместе с врачом-эндоскопистом состояния слизистых оболочек пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки, толстого кишечника, трахеобронхиального дерева.

В клинике общей хирургии Запорожского государственного медицинского университета, на базе больницы скорой медицинской помощи г. Запорожья, широко используются малоинвазив-ные методы визуальной диагностики. За период с 2002 по 2007 год включительно проведено 7297 ультразвуковых сканирований (УЗС), 16484 фиброэзофагогастродуоденоскопий (ФГДС), 821 фибробронхоскопий, 580 колоноскопий, 1267 лапароскопий. В ЦРБ г. Стрый Львовской области с 2002 г. по 2006 г. выполнено: УЗС - 9720, ФГДС - 7026, колоноскопий - 126. Все исследования проводились с целью уточнения диагноза и выявления морфологических проявлений болезни.

Аналогичную тактику обучения интернов-хирургов применяют в ЦРБ г. Стрый Львовской области, выпускников Львовского государственного медицинского университета им. Д.Галицкого.

Привлечение врачей-интернов к ознакомле-

нию и освоению этапов малоинвазивных визуальных исследований делает возможным повышение профессиональной подготовки врачей-интернов, улучшение диагностики, формирование клинического мышления специалиста-хирурга, выбору адекватной тактики лечения больных и пострадавших. Такая тенденция отмечается как в хирургических отделениях клиники общей хирургии ЗГМУ, так и в ЦРБ г. Стрый Львовской области, что подтверждается успешной сдачей экзамена хирургами-интернами.

Литература

1. Бараев Т.М. Применение лапароскопии в диагностике и лечении острых заболеваний и повреждений брюшной полости. Сб. наук. po6iT II конгресу xipypriB Украши. - Ки-Тв-Донецьк. - 1998. - С. 271.

2. Волобуев H.H. Актуальные вопросы клинической медицины. Вып. III. - Симферополь. - 1998. - 68 с.

3. Десятерик B.I., Котов О.В. та ¡н. Шляхи оптим1зацп на-вчального процесу на факультет! пюлядипломноТ' осв1ти. Тез. доповщ. наук. - метод. конф. "Стан та перспективи реформування пюлядипломноТ осв1ти в УкраТнГ. - Полтава. - 2003. - С. 16.

4. Снюар B.I. Значения проблемно ор1ентованоТ дискуси в п1слядипломному навчанш. Тез. доповщ. наук. - метод. конф. "Стан та перспективи реформування п1слядиплом-но1 осв1ти в УкраТж". - Полтава. - 2003. - С. 45-46.

Реферат.

ШЛЯХИ ПОЛ1ПШЕННЯ П1ДГОТОВКИ Л1КАР1В-1НТЕРН1В ЗА ФАХОМ «Х1РУРГ1Я» Ганжий В.В., Ковтун A.C., Ковальский П.С. Ключов1слова: ¡нтерни-х1рурги, контроль знань

Узагальнено досв1д застосування програм по п1дготовц1 л1кар1в ¡нтерн1в за фахом «xipyprifl», метод1в контролю знань i д1агнос-тики xipypri4Ho'i патологи. Визначено шляхи пол1пшення профес1йноТ п1дготовки фах1вця-х1рурга.

УДК 616-089 (07.07)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИРУРГИИ СТУДЕНТАМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, Украина.

Гринцов А.Г., Василенко Л.И., Буценко В.Н., Куницкий Ю.Л., Совпель О.В.

Обобщен многолетний опыт преподавания хирургии у отечественных и зарубежных студентов на стоматологическом факультете Донецкого государственного медицинского университета. Освещены актуальные вопросы оптимизации учебного процесса, деонтологии и наглядности преподавания. Рассмотрены вопросы объективного контроля знаний студентов и уровня освоения практических навыков.

Ключевыеслова: преподавание хирургии, стоматологический факультет.

Проблема совершенствования преподавания Внедрение в педагогический процесс таких хирургии в последние годы продолжает широко постулатов, как: наглядность преподавания (де-

остается окончательно нерешенной [1,6,10,11]. Особенно актуальна проблема преподавания хирургии студентам высших медицинских заведений на стоматологическом факультете (СФ) [2,4,6-7,10], где, без веских оснований, из года в год сокращается программа обучения. Это требует от кафедральных коллективов постоянного поиска новых и совершенствования известных методических подходов к преподаванию хирургии на СФ [2,4,6- 8, 9].

монстрация слайдов, таблиц, муляжей, кино- и видеофильмов, видео-презентаций, тематических больных); использование в педагогическом процессе новых современных данных литературы (из базы интернет), доступность изложения материала; внедрение в лекционный курс проблемное™ преподавания; совершенствование поэтапного изучения хирургии (от элементов общего ухода за больными до изучения особенностей диагностики и определения эффективно-

Том 7, Выпуск 1-2

287

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.