Научная статья на тему 'Роль инновационных методов и интеграция дисциплин в повышении качества обучения студентов стоматологического факультета и врачей интернов'

Роль инновационных методов и интеграция дисциплин в повышении качества обучения студентов стоматологического факультета и врачей интернов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание хирургии / цели обучения / компьютеризация медицинского образования / викладання хірургії / цілі навчання / комп'ютеризація медичної освіти

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринцов А. Г., Христуленко А. А., Куницкий Ю. Л., Василенко Л. И., Танцюра В. П.

Преподавание хирургии, согласно Болонскому соглашению, требует интенсификации обучения, повышения мотивации к получению знаний и навыков студентами и врачами интернами. Способами решения поставленной задачи являются четкое формулирование целей обучения, использование современных компьютерных технологий, облегчение доступа к источникам информации. Только в интеграции различных медицинских дисциплин может быть достигнуто повышение качества подготовки врача специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринцов А. Г., Христуленко А. А., Куницкий Ю. Л., Василенко Л. И., Танцюра В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РОЛЬ ІННОВАЦІЙНИХ МЕТОДІВ І ІНТЕГРАЦІЯ ДИСЦИПЛІН У ПІДВИЩЕННІ ЯКОСТІ НАВЧАННЯ СТУДЕНТІВ СТОМАТОЛОГІЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУ І ЛІКАРІВ ІНТЕРНІВ

Викладання хірургії, згідно Болонської угоди, вимагає інтенсифікації навчання, підвищення мотивації до одержання знань і навичок студентами і лікарями інтернами. Вирішення поставленої задачі може бути досягнуто чітким формулюванням цілей навчання, використанням сучасних комп'ютерних технологій в навчанні, полегшенням доступу до джерел інформації. Тільки інтеграцією різних медичних дисциплін може бути досягнуте підвищення якості підготовки лікаря фахівця.

Текст научной работы на тему «Роль инновационных методов и интеграция дисциплин в повышении качества обучения студентов стоматологического факультета и врачей интернов»

Актуальн проблемы сучасно'1 медицины

УДК 616.31+617:378.147

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА И ВРАЧЕЙ ИНТЕРНОВ

Гринцов А.Г., Христуленко A.A., Куницкий Ю.Л., Василенко Л.И., Танцюра В.П.

Кафедра хирургических болезней стоматологического факультета Донецкого государственного медицинского университета им. М.Горького (зав. каф. ЗДНТУ проф. Гринцов А.Г.).

Преподавание хирургии, согласно Болонскому соглашению, требует интенсификации обучения, повышения мотивации к получению знаний и навыков студентами и врачами интернами. Способами решения поставленной задачи являются четкое формулирование целей обучения, использование современных компьютерных технологий, облегчение доступа к источникам информации. Только в интеграции различных медицинских дисциплин может быть достигнуто повышение качества подготовки врача - специалиста.

Ключевые слова: преподавание хирургии, цели обучения, компьютеризация медицинского образования.

Повышение требований к подготовке врача-стоматолога, которые заложены в новой концепции медицинского образования, обуславливают необходимость разработки новых подходов к профессионально - деятельностному обучению, основанных на повышении мотивации к получению знаний студентами.

Особенностью преподавания студентам -стоматологам является то, что большинство из них исходно профессионально ориентированы. Уже на ранних курсах обучения в медицинском институте они прекрасно представляют себе свою дальнейшую трудовую деятельность и место нестоматологических дисциплин в ней. Такой подход значительно снижает мотивацию к изучению общемедицинских предметов, что в итоге снижает уровень врачебной подготовки выпускников стоматологического факультета.

На кафедре хирургических болезней стоматологического факультета студенты изучают общую и факультетскую хирургию. Ключевым моментом преподавания хирургических болезней студентам-стоматологам является ориентация на знание симптомов и синдромов основных хирургических заболеваний, первичную диагностику и тактику ведения этой категории больных. Формирование врачебного мышления специалиста любого профиля не возможно без изучения основных хирургических нозологий, особенностей первичной диагностики и оказания неотложной помощи. Исходя из вышесказанного, преподавателями кафедры формируются общие и конкретные цели семинарско - практических занятий.

Общая: Уметь диагностировать и определять тактику ведения больных с основными хирургическими заболеваниями.

Конкретные цели:

- уметь выделять симптомы и синдромы при основных хирургических заболеваниях,

- уметь проводить сбор анамнеза и объективное исследование хирургического больного,

- уметь составлять план основных лабораторных и инструментальных методов исследования в рамках изучаемой нозологической единицы,

- уметь поставить предварительный диагноз,

- уметь определить тактику ведения больного и оказать неотложную помощь.

В связи с тем, что врач-стоматолог не будет самостоятельно устанавливать окончательный диагноз больному хирургического профиля и выполнять хирургические вмешательства, то подробное рассмотрение этих вопросов, в отличие от студентов медицинских факультетов (специальность: лечебное дело) не целесообразно. Знания - умения узловых вопросов хирургических болезней находят отражение в тестах, которые предлагается решить выпускникам стоматологического факультета в ходе Государственного экзамена «Крок-2», а врачам-интернам стоматологам при сдаче Государственного профессионально ориентированного экзамена «Крок-3».

Способом повышения мотивации к обучению является интеграция медицинских дисциплин. В ракурсе реформы системы здравоохранения возрастает роль семейного врача, задачей которого является диагностика, оказание неотложной помощи и определение тактики ведения больных с наиболее распространенными заболеваниями. Поэтому вместе с преподаванием хирургии педагогу необходимо ориентировать студентов и в отношении узких хирургических специальностей, травматологии, торакальной и сосудистой хирургии.

Врачу - интерну, специализирующемуся по хирургическим специальностям важно знать наиболее часто встречающуюся травматологическую патологию (перелом лучевой кости в типичном месте, бампер-перелом - перелом больше-берцовой кости в верхней трети в области бугристости на уровне бампера легкового автомобиля) При травмах и ушибах органов головы, грудной клетки и конечностей для правильной

BiCHHK Украгнсъког медичног стоматологгчног акадежш

трактовки клинического диагноза необходимы знания основ строения костной системы, например, что такое метафизарный, эпифизарный, диафизарный переломы. При травматических колото-резаных ранениях мягких тканей ягодицы необходимы знания сосудистой хирургии и топографии сосудов малого таза, чтобы определить правильно тактику неотложной помощи (например, для остановки кровотечения из ягодичной артерии необходимо перевязать внутреннюю подвздошную артерию о стороны ранения. Студентам - стоматологам, обучающимся на нашей кафедре, обращается внимание на то, что перелом нижней челюсти наиболее часто наблюдается в области ее угла. При резанных ранах шеи обращается внимание на относительную безопасность перевязки наружной сонной артерии и высокую опасность перевязки внутренней сонной артерии. Особенно важным является акцент на узловых вопросах смежных специальностей у студентов-стоматологов, так как изучение перечисленных дисциплин, у которых проходит по сокращенной программе Все перечисленные вопросы включаются в тестовые задания исходного уровня знаний для врачей-интернов по специальности - хирургия.

Однако изучение вышеназванных дисциплин невозможно без базисных знаний, которые закладываются на кафедрах анатомии, топографической анатомии, патологической физиологии и других. Так, начинающему интерну-хирургу необходимы знания послойной топографии. Например, студенты должны четко ориентироваться в том, что пищевод и грудная аорта располагаются в заднем средостении, а сердце и дуга аорты - в переднем. При ведении больных с воспалительными заболеваниями мягких тканей необходимы знания патологической физиологии - уметь определить 5 основных клинических признаков воспаления (боль, припухлость, покраснение, повышение местной температуры, нарушение функции).

Еще одним из эффективных способов повышения мотивации к обучению является использование современных информационных технологий, облегчающих получение информации по интересующему вопросу.

Основные тенденции развития обучающих компьютерных систем можно свести к следующим основным направлениям:

- информационные - разнообразные формы учебно-методического материала;

- тестовые - автоматизированный контроль знаний;

- имитационные - симуляторы.

Наиболее широко представлено информационное направление в виде мультимедийных форм (мультимедиа - с англ. multimedia (от лат. multum много и media, medium средоточие,

средства) - электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, двух- и трехмерную графику, изображение, анимация, видео, звук)) [2]. Необходимо отметить, что большая часть этих информационных форм обладает значительными преимуществами перед стандартными печатными изданиями: доступностью, презентативностью, динамичностью и низкой стоимостью.

Системы компьютерного тестирования получили распространение в связи с введением в системе образования дополнительного этапа контроля знаний для унификации требований к выпускникам учебных заведений. На сегодняшний день это направление находится в стадии согласования [1].

Имитационные системы, одним из вариантов которых являются мультимедийные обучающие программы, представляют собой виртуальные симуляторы диагностических и лечебных мероприятий и могут использоваться на этапах обучения практическим навыкам. Они относятся к наиболее сложными системам и подразумевают наличие обратной связи - возможности проанализировать действия обучаемого и на его основе подсказать ему верное решение, проконтролировать знания и дать рекомендации. Другим отличием мультимедийной обучающей программы является возможность моделирования клинических ситуаций и их изменения в зависимости от действий обучаемого [3].

На текущий момент обучающие компьютерные технологии имеют следующие ограничения: явно малочисленный парк компьютеров и отсутствия средств на разработку специального программного обеспечения.

На кафедре создан компьютерный класс для применения мультимедийных технологий в обучении. С применением стилизованного и форматированного текста, рисунков, диаграмм, графиков, схем достигаются мобильность и изменчивость содержания и оформления практических занятий.

Мультимедийные технологии позволяют наполнить содержание обучения современными научными концепциями и гипотезами, с формированием у студента современной системы знаний, вырабатываются механизмы мышления, стимулирующие интеллектуальное развитие, творческое мышление. Не менее важно это и для врачей-интернов, которые проходят стажировку на клинических базах, аналогично нашей клинике.

Научные знания, вводимые в текст обучающей программы, должны отвечать не только информационным, но и развивающим целям. Мультимедийные технологии позволяют установить широкие связи и обобщения в изучаемом материале, перенесение усвоенных знаний на

Актуальт проблемы сучасно'1 медицины

изучение нового материала без дополнительного увеличения учебного времени.

Общеизвестно, насколько важно для изучения хирургии знание топографической анатомии. «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден». Эти слова Ефрема Осиповича Мухина отражают глубину взаимосвязей между дисциплинами. Однако программа изучения этих дисциплин в медицинском ВУЗе не подразумевает параллелизма. Человеческая же память склонна к систематизации материала, но и к освобождению от неиспользуемых знаний. Каждый, кто изучал хирургические болезни, испытывал неудобства в том, что в процессе изучения зачастую под руками не оказывается учебника топографической анатомии, а объем анатомической информации в учебнике хирургических болезней не достаточен. Выходом в этой ситуации является использование электронных учебников и гиперссылок, что позволит быстро перемещаться от одной части изучаемого материала к другой, даст возможность возвращения к интересующим темам и закрепления пройденного материала.

Еще одним важным направлением в использовании новых информационных технологий является возможность включения в обучающие

Реферат

РОЛЬ 1ННОВАЦ1ЙНИХ МЕТОД1В I 1НТЕГРАЦ1Я ДИСЦИПЛИН У П1ДВИЩЕНН1 ЯКОСТ1 НАВЧАННЯ СТУДЕНТ1В

СТОМАТОЛОГ1ЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУ I Л1КАР1В 1НТЕРН1В

ГрЫцов О.Г., Христуленко А.О., Куницкий Ю.Л., Василенко Л.1., Танцюра В.П.

Ключов1 слова: викпадання мрургп, цт1 навчання, комп'ютеризащя медичноТ осв1ти.

Викпадання х1рургй", зпдно БолонськоТ угоди, вимагае ¡нтенсифкацп навчання, пщвищення мотивацп до одержання знань \ навичок студентами \ лкарями Штернами. Вир1шення поставлено! задач! може бути досягнуто ч1тким формулюванням цтей навчання, використанням сучасних комп'ютерних технологш в навчанш, полегшенням доступу до джерел ¡нформаци. Ттьки ¡нтег-рац1ею р1зних медичних дисциплш може бути досягнуте пщвищення якосп пщготовки лкаря - фах1вця.

программы видеофрагментов выполнения практических пособий, сложных (в том числе инва-зивных) методов исследования, редко встречающихся патологических состояний что облегчит выработку практических навыков студентами и врачами интернами, которые обучаются в клинике.

Таким образом, правильное формирование целей обучения, использование новых информационных технологий в медицинском образовании, обучающих и контролирующих программ позволит повысить мотивацию студентов-стоматологов и врачей-интернов к изучению хирургических болезней. В совокупности с упрощением получения необходимой информации это приведет к повышению качества подготовки медицинских специалистов.

Литература

Волков Н.Ф., Волков В.Н. Обучающие компьютерные системы //Материалы международной конференции "Медицинское образование XXI века". -Витебск: ВГМУ, 2002. С. 186-187.

Коновалова Н.Ю., Фомченко Г.Н., Ядройцева И.А. Использование компьютерных технологий в преподавании биохимии. //Материалы международной конференции "Медицинское образование XXI века". -Витебск: ВГМУ, 2002. С. 63-64.

План организации учебно-методической работы ДонГ-МУ. -Донецк, 2004. С. 43.1

1.

УДК 614. 25: 617

0С0БЛИВ0СТ1 П1СЛЯДИПЛ0МН01 П1ДГ0Т0ВКИ Л1КАР1В В СУЧАСНИХУМОВАХ 0Х0Р0НИ ЗДОРОВ'Я

Гомон М.Л., Тереховський A.I., Кангковський O.G., Жмур A.A., Жупанов O.A.

Вшницький нацюнальний медичний уыверситет ¡м.М.Широгова.

Розвиток нашоТ держави змшив деяю аспекти в декларованих вимогах пщготовки лкар1в на етапах пюлядипломноТ пщготовки (як первинноТ спец1ал1зациЧнтернатури, так \ навчання в кл1н1-чнм ординатур^. Ви&р професи, влаштування на роботу, мюце роботи та посада на сьогодыш-нм день реально не диктуеться якютю пщготов-ки молодого фахвця. Яюсть навчання в уывер-ситет1, цтеспрямоваысть до певного фаху, участь в студентських наукових товариствах, на-укових конференцтх не мае реального впливу на виб1р спец1альност1 та мюця роботи. Тому в лкары вторинного та третинного р1вня практично! охорони здоров'я в основному приходять ль

кар| В1дразу ж теля 1нтернатури, що практично виключае можпивють навчання ними молодих лкарЫнтерыв. Кр1м того це р1зко зменшуе мож-ливють приходу фах1вц1в високого ^атунку з практично! охорони здоров'я через клннну ординатуру в медичы заклади вторинного та третинного р1вня надання медичноТ допомоги. Маю-чи вузькоспец1ал1зовану практику такий молодий лкар, як правило, не може оволод™ ваею га-мою метода д1агностики та лкування \ в пода-льшому, так як не достатньо ч1тко уявляе пер-винний р1вень надання медичноТ допомоги. Таким чином, в лкарнях вторинного та третинного р1вня працюють таю спец1алюти, як1 по якост1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.