Научная статья на тему 'Компьютерное тестирование в преподавании хирургии'

Компьютерное тестирование в преподавании хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание хирургии / цели обучения / компьютерноетестирование / викладання хірургії / цілі навчання / комп'ютернетестування

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринцов А. Г., Христуленко А. А., Совпель О. В., Куницкий Ю. Л.

С целью интенсификации обучения, повышению мотивации к получению знаний и навыков студентами и врачами интернами, преподавателями кафедры хирургических болезней стоматологического факультета ДонГМУ им. М.Горького создан компьютерный класс с локальной сетью. Использование тестовых ситуационных задач, предоставление обучаемому «учебных» проблем, приближенных к реальной клинической ситуации повышает интерес студента к получению информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринцов А. Г., Христуленко А. А., Совпель О. В., Куницкий Ю. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

КОМП’ЮТЕРНЕ ТЕСТУВАННЯ У ВИКЛАДАННЫ ХІРУРГІЇ

З метою поліпшення викладання хірургії, підвищення мотивації отримання знань та навичків студентами та лікарями інтернами, викладачами кафедри хирургічних хвороб стоматологічного факультета ДонДМУ ім. М.Горького був організований комп'ютерный клас з локальною сіттю. Використання тестових сітуаційних задач, запропонування учням «навчальних» проблем, які наближені до реальної клінічної ситуації підвищує інтерес студента до отримання інформації

Текст научной работы на тему «Компьютерное тестирование в преподавании хирургии»

Актуальт проблеми сучасно! медицини

Реферат

МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА Бутирський О.Г., Хаджиев О.Ч., *Ващук В.В., ДреветнякА.А., Резыченко A.M. Ключевыеслова: общая хирургия, преподавание, Болонский процесс

Статья касается некоторых аспектов перспектив организации учебного процесса по общей хирургии согласно рекомендациям ежегодной встречи Ассоциации медицинских учебных заведений Европы.

УДК 616.31+617:378.147

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИРУРГИИ

Гринцов А.Г., Христуленко A.A., Совпель О.В., Куницкий Ю.Л.

Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького, г. Донецк

С целью интенсификации обучения, повышению мотивации к получению знаний и навыков студентами и врачами интернами, преподавателями кафедры хирургических болезней стоматологического факультета ДонГМУ им. М.Горького создан компьютерный класс с локальной сетью. Использование тестовых ситуационных задач, предоставление обучаемому «учебных» проблем, приближенных к реальной клинической ситуации повышает интерес студента к получению информации.

Ключевыеслова: преподавание хирургии, цели обучения, компьютерноетестирование.

стер цели - это шаблон для построения текущей модели обучаемого. Один кластер дает возможность построить только часть текущей модели, вся модель строится с помощью определенного набора кластеров. Возможный вариант реализации - это использование ситуационных тестов.

Тестовая ситуация - это модель некоторой реальной ситуации, в рамках которой предполагается достижение профессиональных целей, оговоренных кластером в общем виде. Такие ситуации разрабатываются для каждого кластера.

Для того чтобы на основании тестовой ситуации можно было построить текущую модель обучаемого, составляется ситуационный тест. Цель его заключается в проверке достижения студентом целей, предусмотренных ситуацией. Ситуационный тест - это целенаправленный набор тестовых заданий, позволяющий проконтролировать все умения, предусмотренные тестовой ситуацией. [2]

Использование тестовых ситуационных задач, предоставление обучаемому «учебных» проблем, приближенных к реальной клинической ситуации повышает интерес студента к получению информации.

Именно поэтому, следующим шагом в развитии средств обучения в Донецком государственном медицинском университете является активное создание банка мультимедийных обучающих программ, не только очерчивающих проблемы, но одновременно и предоставляющих обучаемым информацию по интересующему вопросу [3].

Наиболее распространенное использование компьютера сегодня - для проведения тестового контроля знаний студентов как средство текущего и итогового контроля - зачетов и экзаменов. Такое использование хоть и не является рациональным в плане использования мультимедий-

Вступление

В современной концепции медицинского образования особое внимание уделяется интенсификации обучения, повышению мотивации к получению знаний и навыков студентами и врачами интернами. В этом контексте преподавание хирургии, как науки основанной на практических навыках, имеет свои отличительные особенности. Способами решения поставленной задачи, по нашему мнению, являются четкое формулирование целей обучения, использование современных компьютерных технологий, облегчение доступа к источникам теоретической и визуальной информации.

Одним из способов повышения интереса к обучению у студентов и интернов является подход с позиции проблемы. Возникшая проблема воспринимается человеком как противоречие, хотя и не всегда и не сразу в явной форме, она порождает потребность в деятельности. Путь развития и познания - разрешение противоречий. Понимание проблемы, т. е. осознание противоречия, позволяет вначале сформулировать цель деятельности, а затем и поставить задачи, решение которых приводит к достижению цели. При подобном подходе задачи ставятся самим обучаемым. Если же задачи поставлены преподавателем, интерес к обучению значительно ниже.

Механизмом осуществления деятельности вообще, является решение задач, в случае же учебной деятельности - учебных задач. Решение их направлено на достижение учебных целей. При всем многообразии общих целей обучения различного уровня, они объединяются в устойчивые образования, порождающие стандартные группировки конкретных целей, названные кластерами [1].

Формирование таких кластеров соответствует логике профессиональной деятельности. Кла-

Том 7, Выпуск 1-2

301

BÍCHMK Украгнсъког жедичног стоматологгчног акадежШ

ных возможностей компьютера, но значительно оптимизирует методику проведения такого контроля и обработки полученных результатов, позволяет исключить субъективность оценки знаний студента преподавателем [4].

Основная часть

Примером удачной реализации такой задачи можно рассматривать программу «UniTest System», созданную компанией «Sight2k». Программа позволяет создавать собственные тесты различного вида и проводить тестирование в условиях локальной сети компьютерного класса.

Опыт использования программы «UniTest System» в течение года среди студентов-стоматологов и интернов-хирургов подтвердил достаточную ее функциональность, удобство в создании тестовых заданий, возможность использования графического материала - диаграмм и фотографий. В комплекте поставки программы имеется редактор тестов; программа-монитор, которая отслеживает компьютеры, работающие в сети, раздает им тексты тестовых заданий и собирает результаты тестирования; тестирующий модуль с настраиваемым интерфейсом, копии которого устанавливаются на тестирующие станции; программа подготавливающая отчет тестирования, сохраняющая результаты в виде базы данных; программа настройки, позволяющая настраивать имеющиеся компоненты в зависимости от потребностей преподавателей и возможностей компьютерной сети. Обращает внимание доступный интерфейс поставляемой тестирующей программы, чего нельзя в полной мере сказать об остальных компонентах «UniTest System». Удобным представляется возможность извлечения из базы данных о правильно и неправильно решенных тестовых заданиях.

Немаловажное преимущество применения тестирующей программы - возможность апробации созданных тестов и определение их валид-ности. Упрощается процедура изготовления тестирующих материалов, поскольку нет необходимости размножения бумажного варианта тестов до момента окончания их апробации. Следовательно, имеется возможность доработки тестового материала после начала тестирования.

В течение последних полутора лет преподавателями кафедры хирургических болезней стоматологического факультета ДонГМУ им. М.Горького создан компьютерный класс с локальной сетью. Отлажена работа закупленной тестирующей программы «UniTest System» и ведется работа по созданию базы ситуационных тестовых заданий, применимых для обучения, текущего и итогового контроля знаний по общей хирургии и хирургическим болезням студентов-стоматологов и врачей-интернов. Применение подобных систем позволит повысить эффективность учебной работы как в количественном, так и в качественном отношении.

Литература

1. АлексейчукИ.С. Особенности создания систем контроля в высшей школе. //Современные проблемы дидактики высшей школы: Сб. тр. Междунар. конф.- Донецк: Изд-во ДонГУ, 1997.- С. 121-130.

2. Атанов Г.А. Как учить пользоваться знаниями или введение в практику деятельностного обучения.- Донецк: ДОУ, 2004.- 108 с.

3. План организации учебно-методической работы.- Донецк: Изд-во ДонГМУ, 2006.- 55 с.

4. Потяженко М.М., БалакЫО.К., СоколикН.Л. та ¡нш. Шляхи рацюнал1зацп використання комп'ютерних програм в процеа формування практичних навичок у лкаря - ¡н-терна. //Практичне заняття у пщготовц1 л1кар1в i пров1зо-p¡B 36ipHHK науково-методичних праць науково-методичноТ конференцп КМАПО ¡м. П.Л.Шупика. Книга I.-КиТв.- 2001.- С. 97-100.

Реферат

КОМП'ЮТЕРНЕ ТЕСТУВАННЯ У ВИКЛАДАННЫ Х1РУРГ1Т Гринцов О.Г., ХристуленкоА.О., Совпель О.В., Куницкий Ю.Л. Ключов1слова: викпадання мрургм, цт1 навчання, комп'ютернетестування.

3 метою полтшення викпадання х1рургп, пщвищення мотивацп отримання знань та навичгав студентами та лкарями Штернами, викладачами кафедри хирурпчних хвороб стоматолопчного факультета ДонДМУ ¡м. М.Горького був оргашзований комп'ютерный клас з локальною аттю. Використання тестових атуацмних задач, запропонування учням «навчальних» проблем, яга наближеш до реальноТ клЫнноТ ситуацп пщвищус ¡нтерес студента до отримання ¡нформацп.

УДК 616.35:378.1

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ

Зубаха A.B., Лигоненко A.B., Черная И.А., Стороженко A.B., Шумейко И.А.

Высшее государственное учебное заведение Украины «Украинская медицинская стоматологическая академия», г. Полтава

Много сотен лет назад в мире возникла и развивалась европейская классическая система образования. Немного позже возникла двухступенчатая американская школа медицинского образования, основанная на бакалавра те и магистрате. Это были два конкурирующих между

собой направления, и, казалось бы, оба они имели и имеют все основания продолжать, существовать и работать, дополняя другдруга.

Сравнение разных подходов и разных структур медицинского образования позволяет выделить три основных фазы или цикла обучения -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.