Научная статья на тему 'Направление развития информационных технологий в образовании в концепции интеграции в Болонский процесс'

Направление развития информационных технологий в образовании в концепции интеграции в Болонский процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Болонский процесс / информационные технологии / мультимедийные обучающие программы / Болонський процес / інформаційні технології / мультимедійні навчальні програми

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринцов А. Г., Христуленко А. А., Совпель О. В., Куницкий Ю. Л., Василенко Л. И.

В концепции интеграции в Болонскую систему образования, эффективное использование современных информационных технологий в обучении медицине позволит повысить мотивацию к обучению и улучшить качество знаний. Одним из вариантов осуществления такого подхода является создание компьютерного класса и использование мультимедийных обучающих программ. В процессе разработки программного обеспечения стоит учитывать психологические особенности преподавателей и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринцов А. Г., Христуленко А. А., Совпель О. В., Куницкий Ю. Л., Василенко Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

НАПРЯМИ РОЗВИТКУ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ В ОСВІТІ В КОНЦЕПЦІЇ ІНТЕГРАЦІЇ В БОЛОНСЬКИЙ ПРОЦЕС

У концепції інтеграції в Болонську систему освіти, ефективне використовування сучасних інформаційних технологій в навчанні медицині дозволить підвищити мотивацію до навчання і поліпшити якість знань. Одним з варіантів здійснення такого підходу є створення комп'ютерного класу і використовування мультимедійних повчальних програм. В процесі розробки програмного забезпечення варто враховувати психологічні особливості икпадачів і студентів

Текст научной работы на тему «Направление развития информационных технологий в образовании в концепции интеграции в Болонский процесс»

В1СНИК Украгнсъког медичног стоматологгчног акадежш_

М.О., Малик С.В., Лисенко Р.Б. Проблеми викпадання хн 11. Черенько М.П., 1гнатовський Ю.В., Антонов В.Р., Фелеш-рургп ¡ноземним студентам на стоматолопчному факуль- тинський Я.П. Деяга шляхи усглшного опанування студенте^ /Матер1али Ш Ювгп. навч.-метод. та неауково- тами основ загальноТ нрургп /Матер1али I навч.-метод. та практичн. конференци завщувач1в кафедр х1рурпчних науков. конф. завщувач1в кафедр х1рурпчних хвороб хвороб стомат. факультелв медичних ВУ31в Украши. - стомат. факультелв медичних ВУ31в УкраТни. - Полтава, Полтава, 1999. - С. 18-19. 1997. - С. 24-25.

Реферат.

ШЛЯХИ УДОСКОНАЛЕННЯ ВИКЛАДАННЯ Х1РУРГ1Т СТУДЕНТАМ СТОМАТОЛОГ1ЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУ МЕДИЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ

ГрЫцов О.Г., Василенко Л.1., Буценко В.М., Кунщкий Ю.Л., Совпель О.В. Ключов1 слова: викпадання мрургп, стоматолопчний факультет.

Узагальнений багатор1чний досвщ викладання нрургп у в1тчизняних та ¡ноземних студенев на стоматолопчному факультету Донецького державного медичного ушверситету. Осв1тлен1 актуальы питання оптим1зацп учбового процесу, деонтологп та наглядное^ викладання. Розглядеы питання об'сктивного контроля знания студенев та р1вня засвоення практичних навиюв.

УДК 616.31+617:378.147

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАЦИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС.

Кафедра хирургических болезней стоматологического факультета, анестезиологии и реаниматологии ДонНМУ

Гринцов А.Г., Христуленко A.A., Совпель О.В., Куницкий Ю.Л., Василенко Л.И., Христуленко А.Л.

В концепции интеграции в Болонскую систему образования, эффективное использование современных информационных технологий в обучении медицине позволит повысить мотивацию к обучению и улучшить качество знаний. Одним из вариантов осуществления такого подхода является создание компьютерного класса и использование мультимедийных обучающих программ. В процессе разработки программного обеспечения стоит учитывать психологические особенности преподавателей и обучающихся.

Ключевыеслова: Болонский процесс, информационныетехнологии, мультимедийные обучающие программы.

циалистов, гарантировать качество образования

Введение

Ведущим политическим и экономическим вопросом в настоящее время является вопрос ев-роинтеграции. Объединенная Европа - это свободное движение товаров, услуг, капитала и людей, свободный выбор образования и работы. Планируется до 2010 года создание единого европейского научного и образовательного пространства. В 1999 году в городе Болонья, что в центре Италии, в первом университете Европы собрались министры образования. Подведя итог, более чем 10-летней работы, они подписали Декларацию о системе высшего образования Европы, которая получила название «Болонский процесс». Болонский процесс - это создание в существующих образовательных структурах в Европе, единых критериев и стандартов с выходом на запрограммированный результат - свободный выбор образования и работы, и не только в Европе, но и в других странах и континентах. [1]

Основные цели Болонского процесса:

- создание системы научных степеней,

- смена системы подготовки с переходом на два образовательных уровня (бакалавр, магистр),

-разработка единой системы зачетных единиц (система ЕОТЭ), которая позволит: обеспечить мобильность студентов, преподавателей и спе-

и дать возможность конкурировать в любой стране, расширить европейский простор высшего образования.[1]

Какие же обучающие технологии предусматривает Болонский процесс? Прежде всего, индивидуальный подход к обучению. В центре обучения - студент! Это подразумевает индивидуальный учебный план, значительную часть самостоятельной работы, которая контролируется, объективные методы оценки успеваемости, прозрачную систему шкал оценок. Также реформирование системы образования в условиях болонской системы предусматривает структурированный в кредитах учебный план, модульную систему образования, рейтинговую систему оценок с многобальными шкалами, переход от пассивных к активным формам обучения. [1]

Проведенный Министерством образования Украины анализ подготовки специалистов с высшим образованием показал, что существующая система имеет существенные недостатки: отсутствие систематической работы студентов на протяжении учебного семестра; низкий уровень активности и отсутствие элементов соревнования в обучении; возможность необъективной оценки знаний профессорско-преподавательским составом, минимальная возможность выбора студентами учебных дис-

Актуальт проблеми сучасно! медицини

циплин, значительные расходы бюджетных часов на проведение экзаменационных сессий.

Кроме того, высшее медицинское образование на Украине в контексте Болонского процесса имеет следующие недостатки: перегруженность учебного плана как по количеству дисциплин, так и по количеству часов; маленький объем самостоятельной работы студентов, 34-часовая рабочая неделя (вместо 24-часовой) и др. [1]

Основная часть

В свете решений Всеукраинской научно - методической конференции «1нтеграц1я украшськоТ медичноТ осв1ти в европейський та американсь-кий осв^нм прос^р» 2006 г. [2] и выполнения государственной программы «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке на 2006-2010 г.г.» [3], коллективом кафедры хирургических болезней стоматологического факультета, анестезиологии и реаниматологии ДонНМУ создан компьютерный класс. Наиболее распространенное использование компьютера сегодня - для проведения тестового контроля знаний студентов как средство текущего и итогового контроля - зачетов и экзаменов. Это значительно оптимизирует методику проведения такого контроля и обработки полученных результатов, позволяет исключить субъективность оценки знаний студента преподавателем.

Современному студенту стали доступны большое количество самых разнообразных электронных устройств, что в свою очередь изменило вектор интереса от примитивного графического представления информации в виде таблиц и слайдов к мультимедийному и аними-рованному. Благодаря современным компьютерным технологиям значительно упростился процесс сохранения различной информации, будь то в виде текстового файла, в формате брошюры, наглядных графических примеров, диаграмм, таблиц, схем и т.д.

Обилие информации стало легкодоступным каждому благодаря развитию Интернета. С его помощью, затратив всего несколько минут, интересующийся может найти нужную ему информацию из любой отрасли человеческих знаний. Глубина и широта исследуемого вопроса зависит только от потребностей и времени, которым располагает исследователь. Именно поэтому, львиная доля в подготовке студента в концепции Болонского процесса отдана управляемой самоподготовке.

С учетом одновременного преподавания студентам различных курсов в условиях общехирургических чистого и гнойного отделений, затруднительно представить больных по теме конкретного занятия. В связи с развитием раз-

личных направлений диагностических и лечебных манипуляций, а также интерес студентов к данным методикам, невозможно представить современное обучение медицине без демонстрации предварительно записанных видеофрагментов, звуковых файлов, позволяющих ощутить особенности данных манипуляций.

Использование различных видов представления информации (графической, видео, аудио, цветовых акцентов и т.д.), обучающих тестовых ситуационных задач, для проверки правильности решения которых не нужно листать учебник, предоставление обучаемому «учебных» проблем, приближенных к реальной клинической ситуации повышает интерес студента к получению информации.

В связи с отсутствием относительной однородности как по уровню знаний, уровню мотивации, наконец, времени суток и т.п. между группами студентов, даже опытному преподавателю зачастую тяжело выдержать временные интервалы практического занятия, особенно в том случае, если он проводит занятия по ленточной системе в группах отечественных и иностранных студентов. Вариантом распланированного практического занятия является создание и использование алгоритмированной обучающей программы с временным контролем.

Именно поэтому, на кафедре хирургических болезней стоматологического факультета, анестезиологии и реаниматологии Донецкого Национального медицинского университета им М.Горького ведется разработка подобных мультимедийных обучающих программ, не только очерчивающих проблемы, но одновременно и предоставляющих обучаемым информацию по интересующему вопросу.

Выводы

1. В высшей школе в концепции интеграции в Болонскую систему образования с целью повышения мотивации к обучению и улучшения качества знаний необходимо широко использовать современные информационные технологии.

2. Применение компьютерных технологий в обучении должно учитывать особенности психологии преподавателей и студентов.

Литература

1. Пидаев A.B., Передерий В.Г. Болонский процесс в Евро-пе.-Киев:2004.-188 с.

2. 1нтеграц1я украшськоТ медичноТ осв1ти в европейський та американський освоим npocTip /Матер1али Всеукрашсь-коТ науково - методично!' конференцп Тернопть 2006 р.

3. Щодо виконання Державно!' програми «1нформацмы та комуыкацшы технологи в ocBiTi i науц1 на 2006-2010 p.p.» Постанова Кабшету MiHicTpiB Украши вщ 7 грудня 2005 р. №1153.

Том 7, Выпуск 1-2

291

BiCHHK Украгнсъког жедичног стоматологгчног акадежШ

Реферат.

НАПРЯМИ РОЗВИТКУ 1НФ0РМАЦ1ЙНИХТЕХН0Л0Г1Й В 0СВ1Т1 В К0НЦЕПЦ11 1НТЕГРАЦ11 В БОЛОНСЬКИЙ ПРОЦЕС. ГрЫцов А.Г., ХрютуленкоА.А., Совпель О.В., Кунщкий Ю.Л., ВасиленкоЛ.1., Хрютуленко А.Л. Ключов1 слова: Болонський процес, ¡нформацмы технологи, мультимедмы навчальы программ

У концепцп ¡нтеграци в Болонську систему осв1ти, ефективне використовування сучасних ¡нформацмних технолопй в навчанш медицин! дозволить пщвищити мотивацш до навчання \ пол1пшити якють знань. Одним з вар1ант1в здмснення такого пщходу е створення комп'ютерного кпасу \ використовування мультимедшних повчальних програм. В процеа розробки програмного за-безпечення варто враховувати психолопчы особливост1 икпадач1в \ студенлв

УДК: 616 - 089: 378.147 (477. 74). 096 : 616. 31

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ СТУДЕНТАМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Грубник Ю.В., Крыжановский В.В., Мищенко Н.В., Каштальян М. А., Кравченко А.И.

На кафедре хирургии №3 ОГМУ разработан Проект рабочей программы по курсу хирургические болезни для студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровня аккредитации Украины и Проект учебного плана дисциплины " Хирургические болезни" для студентов стоматологического факультета. Предлагается ориентировочная структура зачетного кредита Модуля. Отмечается, что преподавание хирургических болезней студентам стоматологического факультета по кредитной системе предполагает более эффективную организацию учебного процесса.

Ключевые слова: преподавание, хирургические болезни, Болонский процесс.

Проблематика Болонского процесса стала в формализованном документе, как учебный

Украине в последнее время одной из самых популярных тем, которой посвящено множество конференций, семинаров и статей. Интерес украинского образовательного сообщества к Бо-лонской системе понятен. Прежде всего, это магистральное направление развития высшего образования в современной Европе, предполагающее формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Среди них: многоуровневая система обучения; введение системы академических кредитов; обеспечение мобильности студентов и преподавателей; контроль над качеством приобретенных знаний и др. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, может привести сегодня к отставанию медицинского образования в нашей стране [1, 3, 6].

Академические кредиты создают дополнительные организационные предпосылки для индивидуализации обучения студента за счет использования образовательных схем, позволяющих ему структурировать свое образование в более точном соответствии с собственными интересами и жизненными устремлениями. Кредиты как единица трудоемкости учебного процесса будут наглядно характеризовать полученное студентом образование, демонстрируя объем затраченных на изучение каждой дисциплины усилий [2,4].

Макеты действующих учебных планов предполагают распределение только аудиторной нагрузки по времени и формам. Перенос акцента в процессе обучения на самостоятельную работу, несомненно, должен найти отражение и в таком

план и учитываться при его разработке.

В рамках учебного процесса необходимо выделять 3 взаимосвязанных вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:

1. Аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т. п.

2. Самостоятельная работа студентов, которая включает в себя как подготовку к текущим аудиторным занятиям, так и выполнение дополнительных заданий: поиск и обзор литературы, написание реферата по заданной проблеме, аналитический разбор научных публикаций, анализ статистических и фактических материалов по заданной теме.

3. Контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, осуществляет индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий [5, 6, 7].

На кафедре хирургии №3 ОГМУ разработан «Проект рабочей программы по хирургическим болезням для студентов стоматологического факультета высших медицинских учебных заведений ММУ уровня аккредитации Украины»

Программа разработана для специальности "стоматология" 7.110106, направления подготовки 1101 «Медицина» соответственно образовательно-квалификационной характеристике (ОКХ) и образовательно-профессиональной программы (ОПП) подготовки специалистов.

В соответствии с учебным планом изучение общей хирургии с уходом за хирургическими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.