Научная статья на тему 'Особенности преподавания курса хирургических болезней студентам стоматологического факультета с учетом требований Болонской декларации'

Особенности преподавания курса хирургических болезней студентам стоматологического факультета с учетом требований Болонской декларации Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
29
6
Поделиться
Ключевые слова
преподавание / хирургические болезни / Болонский процесс

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Грубник Ю. В., Крыжановский В. В., Мищенко Н. В., Каштальян М. А., Кравченко А. И.

На кафедре хирургии №3 ОГМУ разработан Проект рабочей программы по курсу хирургические болезни для студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровня аккредитации Украины и Проект учебного плана дисциплины “ Хирургические болезни” для студентов стоматологического факультета. Предлагается ориентировочная структура зачетного кредита Модуля. Отмечается, что преподавание хирургических болезней студентам стоматологического факультета по кредитной системе предполагает более эффективную организацию учебного процесса.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Грубник Ю. В., Крыжановский В. В., Мищенко Н. В., Каштальян М. А., Кравченко А. И.,

ОСОБЛИВОСТІ ВИКЛАДАННЯ ХІРУРГІЧНИХ ХВОРОБ СТУДЕНТАМ СТОМАТОЛОГІЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУЗУРАХУВАННЯМ ВИМОГ БОЛОНСЬКОЇ ДЕКЛАРАЦІЇ

На кафедрі хірургії №3 ОДМУ розроблений Проект робочої програми по хірургічним хворобам для студентів вищих медичних навчальних закладів III-IV рівня акредитації України і Проект навчального плану дисципліни “Хірургічні хвороби” для студентів стоматологічного факультету. Пропонується орієнтована структура залікового кредиту Модуля. Відзначається, що викладання хірургічних хвороб студентам стоматологічного факультету за кредитною системою припускає більш ефективну організацію на вчального процесу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания курса хирургических болезней студентам стоматологического факультета с учетом требований Болонской декларации»

BiCHHK Украгнсъког жедичног стоматологгчног акадежШ

Реферат.

НАПРЯМИ РОЗВИТКУ 1НФ0РМАЦ1ЙНИХТЕХН0Л0Г1Й В 0СВ1Т1 В К0НЦЕПЦ11 1НТЕГРАЦ11 В БОЛОНСЬКИЙ ПРОЦЕС. ГрЫцов А.Г., ХрютуленкоА.А., Совпель О.В., Кунщкий Ю.Л., ВасиленкоЛ.1., Хрютуленко А.Л. Ключов1 слова: Болонський процес, ¡нформацмы технологи, мультимедмы навчальы программ

У концепцп ¡нтеграци в Болонську систему осв1ти, ефективне використовування сучасних ¡нформацмних технолопй в навчанш медицин! дозволить пщвищити мотивацш до навчання \ пол1пшити якють знань. Одним з вар1ант1в здмснення такого пщходу е створення комп'ютерного класу \ використовування мультимедшних повчальних програм. В процеа розробки програмного за-безпечення варто враховувати психолопчы особливост1 икпадач1в \ студенлв

УДК: 616 - 089: 378.147 (477. 74). 096 : 616. 31

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ СТУДЕНТАМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Грубник Ю.В., Крыжановский В.В., Мищенко Н.В., Каштальян М. А., Кравченко А.И.

На кафедре хирургии №3 ОГМУ разработан Проект рабочей программы по курсу хирургические болезни для студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровня аккредитации Украины и Проект учебного плана дисциплины " Хирургические болезни" для студентов стоматологического факультета. Предлагается ориентировочная структура зачетного кредита Модуля. Отмечается, что преподавание хирургических болезней студентам стоматологического факультета по кредитной системе предполагает более эффективную организацию учебного процесса.

Ключевые слова: преподавание, хирургические болезни, Болонский процесс.

Проблематика Болонского процесса стала в формализованном документе, как учебный

Украине в последнее время одной из самых популярных тем, которой посвящено множество конференций, семинаров и статей. Интерес украинского образовательного сообщества к Бо-лонской системе понятен. Прежде всего, это магистральное направление развития высшего образования в современной Европе, предполагающее формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Среди них: многоуровневая система обучения; введение системы академических кредитов; обеспечение мобильности студентов и преподавателей; контроль над качеством приобретенных знаний и др. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, может привести сегодня к отставанию медицинского образования в нашей стране [1, 3, 6].

Академические кредиты создают дополнительные организационные предпосылки для индивидуализации обучения студента за счет использования образовательных схем, позволяющих ему структурировать свое образование в более точном соответствии с собственными интересами и жизненными устремлениями. Кредиты как единица трудоемкости учебного процесса будут наглядно характеризовать полученное студентом образование, демонстрируя объем затраченных на изучение каждой дисциплины усилий [2,4].

Макеты действующих учебных планов предполагают распределение только аудиторной нагрузки по времени и формам. Перенос акцента в процессе обучения на самостоятельную работу, несомненно, должен найти отражение и в таком

план и учитываться при его разработке.

В рамках учебного процесса необходимо выделять 3 взаимосвязанных вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:

1. Аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Самостоятельная работа студентов, которая включает в себя как подготовку к текущим аудиторным занятиям, так и выполнение дополнительных заданий: поиск и обзор литературы, написание реферата по заданной проблеме, аналитический разбор научных публикаций, анализ статистических и фактических материалов по заданной теме.

3. Контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, осуществляет индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий [5, 6, 7].

На кафедре хирургии №3 ОГМУ разработан «Проект рабочей программы по хирургическим болезням для студентов стоматологического факультета высших медицинских учебных заведений ММУ уровня аккредитации Украины»

Программа разработана для специальности "стоматология" 7.110106, направления подготовки 1101 «Медицина» соответственно образовательно-квалификационной характеристике (ОКХ) и образовательно-профессиональной программы (ОПП) подготовки специалистов.

В соответствии с учебным планом изучение общей хирургии с уходом за хирургическими

больными осуществляется в У!-У!! семестрах.

Программа структурирована на модули, содержательные модули и темы в соответствии с "Рекомендациями относительно разработки учебных программ учебных дисциплин" (приказ МОЗ Украины от 12.10.2004 г. № 492).

Организация учебного процесса осуществляется по кредитно-модульной системе соответственно требованиям Болонского процесса.

Объем учебной нагрузки студентов описан в кредитах ЕСТЭ - зачетных кредитах, которые зачисляются студентам при успешном усвоении ними соответствующего модуля (зачетного кредита).

Дисциплина структурирована на 4 модуля:

Модуль 1. Хирургия брюшной полости: Содержательные модули:

1. Хирургическая гастроэнтерология и эндокринология.

2. Проктология.

Модуль 2. Торакальная хирургия: Содержательные модули:

3. Заболевания органов грудной клетки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Хирургия повреждений.

Модуль 3. Сосудистая хирургия: Содержательные модули:

5.Заболевания артерий.

6. Заболевания вен.

Модуль 4. Обследование больных: Содержательные модули:

7. Курация больных.

Темы лекционного курса раскрывают про-

Проект учебного плана дисциплины "Хирургиче

блемные вопросы соответствующих разделов курса хирургических болезней.

Практические занятия по методике их организации являются семинарскими, так как предусматривают ознакомление с общими вопросами частной хирургии, изучение вариантов клинического течения острых хирургических заболеваний органов брюшной полости; овладение методами обследования больных с хирургической патологией; овладение практическими навыками и умениями.

Текущая учебная деятельность студентов контролируется на практических занятиях в соответствии с конкретными целями и во время индивидуальной работы преподавателя со студентами. Применяются такие средства контроля уровня подготовки студентов как компьютерные тесты, решение ситуационных задач, проведение объективного обследования больных, трактовка и оценка его результатов; анализ и оценка студентами результатов инструментальных исследований и параметров, которые характеризуют функции организма человека, его систем и органов; контроль практических навыков.

Итоговый контроль освоения модулей осуществляется по их завершению.

Оценка успеваемости студента по дисциплине является рейтинговой и выставляется по многобальной шкале как средняя арифметическая оценка усвоения соответствующих модулей и имеет определение по системе ЕСТЭ и традиционной шкале, принятой в Украине.

Таблица 1

болезни" для студентов стоматологического факультета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура учебной дисциплины Количество часов, из них Год обучения Вид контроля

Всего Аудиторных СРС

Практических занятий

160 46 74 40 !!!-!V

Кредитов ЕСТЭ 6,0

Модуль 1: Содержательных модулей 2 78 ч. / 3,0 кредитов ЕСТЭ 28 42 8 - Текущий и итоговый (стандартизированный) *

Модуль 2: Содержательных модулей 2 44 ч. /1,5 кредитов ЕСТЭ 14 18 12 -

Модуль 3: Содержательных модулей 2 22 ч. /1,0 кредитов ЕСТЭ 4 4 14 -

Модуль 4: Содержательных модулей 1 16 ч. /0,5 кредитов ЕСТЭ 0 10 6 -

В том числе, итоговый контроль усвоения 4-х модулей 8 ч./0,32 кредит ЕСТЭ - - - -

Недельная нагрузка 50 ч. /1,5 кредитов ЕСТЭ - - - -

* При расчете количества аудиторных часов виды контроля учитываются в сетке часов практических занятий. Примечание: 1 кредит ЕСТЭ ~25 ч. Аудиторная нагрузка - 65%, СРС - 35%

В1СНИК Украгнсъког медичног стоматологгчног акадежш

Таблица 2

Структура зачетного кредита - МОДУЛЯ 1: Хирургия брюшной полости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕМА Лекции Практические занятия СРС Индивидуальная СРС

Содержательный модуль I. Хирургическая гастроэнтерология и эндокринология

1. Тестовый контроль исходного уровня знаний. - 2 - -

2. Грыжи живота. 2 2 - -

3. Осложнения грыж живота. Травматические и послеоперационные грыжи. Редкие виды грыж. - 2 - -

4. Острый аппендицит и его осложнения. 2 2 - -

5. Особенности течения острого аппендицита у детей, лиц преклонного возраста и беременных. Хронический аппендицит. 2 2 - -

6. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. 2 2 - -

7. Осложнения язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки 2 2 - -

8. Опухоли желудка. 2 2 - -

9. Желчнокаменная болезнь. Острый ихроническийхолецистит 2 2 - -

10. Осложнения желчнокаменной болезни и холецистита. - 2 - -

11. Острый панкреатит 2 2 - -

12. Хронический панкреатит. Кисты и свищи поджелудочной железы 2 2 - -

13. Цирроз печени. Синдром портальной гипертензии - 2 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Хирургические заболевания печени - 2 - -

15. Кишечная непроходимость 2 2 - -

16. Дифференциальная диагностика острых хирургических заболеваний органов брюшной полости - 2 - -

17. Заболевания щитовидной железы 2 2 - -

18. Желудочно-кишечные кровотечения не язвенной этиологии 2 - 2 -

19. Дифференциальная диагностика желтух - - 2 -

Содержательный модуль 2. Проктология

20. Опухоли толстой кишки 2 2 - -

21. Заболевания прямой кишки 2 2 - -

22. Острый ихронический парапроктит - 2 - -

Итоговый тестовый контроль усвоения модуля 1 Хирургия брюшной полости. - 2 4 -

Всего часов - 78 28 42 8

Кредитов ЕСТ Б - 3,0

Аудиторная работа - 89,8%, СРС - 10,2%

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение баллов, присвоенных студентам

№№ п/п Модуль 1 - (текущая учебная деятельность) Количество баллов

1. Содержательный модуль 1 95

Тема 1 5

Тема 2 5

Тема 3 5

Тема 4 5

Тема 5 5

Тема 6 5

Тема 7 5

Тема 8 5

Тема 9 5

Тема 10 5

Тема 11 5

Тема 12 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 13 5

Тема 14 5

Тема 15 5

Тема 16 5

Тема 17 5

Тема 18 5

Тема 19 5

2. Содержательный модуль 2 35

Тема 18 5

Тема 19 5

Тема 20 5

Тема 21 5

Тема 22 5

ИТОГО: содержательные модули 120

Итоговый контроль усвоения модуля 1, в том числе: 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контроль практической подготовки зачтено

тестовый контроль теоретической подготовки 100

ИТОГО: сумма баллов 220

Примечания:

1. При усвоении темы по традиционной системе студенту присваиваются баллы: "5" - 5 баллов, "4" - 4 балла, "3" - 3 балла "2" - 0 баллов. 2. Максимальное количество баллов за текущую учебную деятельность студента - 120. 3. Студент допускается к итоговому модульному контролю при выполнении условий учебной программы и в случае, если за текущую учебную деятельность он набрал не менее 65 баллов. 4. Итоговый тестовый контроль зачисляется студенту, если он демонстрирует владение практическими навыками и набрал при написании тестового контроля теоретической подготовки не менее 60 баллов.

Таким образом, не претендуя на полный и всеобъемлющий охват вопросов, связанных с изменениями в организации учебного процесса при переходе на кредитную систему, следует отметить, что она предполагает более эффективное использование имеющихся в системе высшего образования ресурсов, обеспечивает более качественную организацию учебного процесса.

Литература

1. Ван дер Венде M.K. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе // Вища осв1та в Свропг -2000. - №3. - Т. XXV.

2. Журавський B.C., Згуровський М.З. Болонський процес: головы принципи входження в Свропейський npocTip

вищо! осв1ти. - К.: ШВЦ „Вид-во „Полтехшка"», 2003. -200с.

3. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. Под ред. проф. А.Ю. Мельвиль. - М. 2005. -167с.

4. Наказ МОЗ УкраУни вщ 12.10.2004 р. № 492.

5. OcHOBHi засади розвитку вищоТ осв1ти в УкраТы в контекст! Болонського процесу (документи i матер1али 2003 - 2004 pp.) / За ред. В.Г. Кременя, М.Ф. Степко, Я.Я. Бо-любаш, В.Д. Шинкарук та ¡н. - К.; Тернотль: Вид-во ТДПУ ¡м. В. Гнатюка, 2004. - 147с.

6. Пидаев A.B., Передерий В.Г. - Болонский процесс в Европе. Что это такое и нужен ли он Украине? Возможна ли интеграция медицинского образования Украины в Европейское образовательное пространство? - Одесса: Одес. гос. мед. ун-т, 2004. - 192с.

7. Haug Guy. Trends and Issues in Learning Structures in Higher Education in Europe. - Bonn, 2000. - 77p (перспек-тиви та проблеми навчаючих структур у вищм ocBiTi Св-ропи).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реферат.

ОСОБЛИВОСТ1 ВИКЛАДАННЯ Х1РУРГ1ЧНИХ ХВОРОБ СТУДЕНТАМ СТОМАТОЛОГ1ЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУЗУРАХУВАННЯМ ВИМОГ БОЛОНСЬКОТ ДЕКЛАРАЦИЙ

Грубник Ю.В., Крыжановский В.В., Мищенко Н.В., Каштальян М. А., КравченкоА.И. Ключов1слова: викпадання, х1рурпчы хвороби, Болонська декпаращя.

На кафедр1 х1рургп №3 ОДМУ розроблений Проект робочоТ програми по х1рурпчним хворобам для студенев вищих медичних навчальних закпад1в !!!-!У р1вня акредитацп УкраТни \ Проект навчального плану дисциплши "Хрурпчш хвороби" для студенев стоматолопчного факультету. Пропонуеться ор1снтована структура залкового кредиту Модуля. Вщзначаеться, що викпадання х1рурпчних хвороб студентам стоматолопчного факультету за кредитною системою припускас бтьш ефективну оргаызащю на -вчального процесу.