Актуальт проблеми сучасно'1 медицини
УДК 378.244.1:617
Гринцов А.Г., Христуленко А.А., Гюльмамедов П.Ф., Куницкий Ю.Л., Христуленко А.Л. ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ И ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького, Украина
В статье проанализированы недостатки традиционной системы оценивания учебной деятельности студентов на кафедре общей хирургии и хирургических болезней стоматологического факультета ДонНМУ им. М.Горького. Предложены мероприятия по ее улучшению.
Ключевые слова: учебная деятельность студента, критерии оценки.
Вступление
В условиях реформирования высшего образования актуальной становится задача нахождения оптимальных способов формирования профессионализма не только на этапе деятельности, но и обучения. Учитывая, что одним из важных компонентов является профессиональное самосознание личности, особое значение приобретает разработка теоретических и практических подходов к развитию профессионального самосознания студента, осуществляющегося в рамках учебной деятельности. Обучение специалистов - медиков традиционно осуществляется как формирование знаний, умений и навыков в области медицинских знаний и их реализация в процессе врачевания. Педагогическое оценивание может выступать фактором развития профессионального самосознания на этапе обучения в медицинском ВУЗе.
Цель работы
Проанализировать недостатки традиционной системы оценивания и предложить мероприятия по ее улучшению.
Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков, а рассматривается как критический анализ образовательного процесса предполагающий, прежде всего более точное определение направлений улучшения. Важно подчеркнуть, что речь идет не столько об изменении средств оценивания, сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Оценивание - это не фиксация итогов, а «точка» за которой следует новый виток развития, а стало быть, и повышение качества образования (или оценивание не столько «для фиксации», сколько «для улучшения»). Иными словами, «главная задача этой процедуры - улучшение качества работы конкретного преподавателя и через это достижение более широких целей - улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей организации в целом». [1]
Таким образом, оценивание начинает интерпретироваться как конструктивная обратная связь.
Анализ литературы и практики позволило выявить недостатки традиционной системы оценивания:
- направленность оценки преимущественно на внешний контроль;
- преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку фактологических знаний;
- отсутствие у преподавателей общих критериев оценивания стандартизированных измерителей и единых шкал; обучающиеся мало мотивированы на систематическую работу по предмету;
- критерии оценки не содержат описания действий
или деятельности, свидетельствующих достижению какого-либо результата образования; часто оценки завышаются, большую роль играет субъективный фактор. [2]
Оценивание учебной деятельности на кафедре общей хирургии и хирургических болезней стоматологического факультета ДонНМУ им. М.Горького проводится согласно 'Чнструкцп з оцшювання навчальноТ дiяльностi студенев при кредитно-модульнш органь зацп навчального процесу у ДонНМУ iм. М.Горького". [3]
Согласно этой инструкции оценивание учебной деятельности проводится стандартизировано. В соответствии со структурой практического занятия определяются основные виды деятельности, которые оцениваются, в первую очередь самостоятельная работа и текущий тестовый контроль. За каждый из них выставляется отдельная оценка.
Оценивание самостоятельной студентов на кафедре общей хирургии и хирургических болезней стоматологического факультета - это оценка степени овладения умениями и навыками.
Сотрудники кафедры, в соответствии с целями занятия и учебными планами, определили типовые задачи деятельности и умений, которые проверяются и оцениваются:
- определение основных симптомов и синдромов (на основе опроса и объективного обследования), определение предварительного диагноза;
- определение плана дополнительных методов обследования и оценивания результатов;
- определение тактики ведения больного, вопросов профилактики;
- диагностика и лечение неотложных состояний согласно с темой занятия.
Выполнение типовых задач деятельности и умений оценивается баллами "1", "0,5" и "0" (выполнено, выполнено не полностью, не выполнено).
Оценки выставляются на основе суммы баллов, полученных студентами при оценивании степени овладения практическими навыками.
Результат овладения практическими умениями определяется в оценках 5 - "отлично", 4 - "хорошо", 3 - "удовлетворительно", 2 - "неудовлетворительно".
Критерии оценки:
5 баллов - "отлично"; 4,5 - 4,0 баллов - "хорошо"; 3,5 - 3,0 балла - "удовлетворительно"; 2,5 балла и менее - "неудовлетворительно".
Текущий тестовый контроль осуществляется с помощью компьютерных тестов формата А, проверяющих достижение конкретных целей занятия.
Оценка за работу с тестовыми заданиями выставляется согласно с шкалой: при наличии до 10 % ошибочных тестов - «5», 11 -25 % ошибочных тестов -«4», 26-40 % ошибочных тестов - «3», более 40 % ошибочных тестов - «2».
Том 13, Випуск 1(41) 287
В1СНИК ВДНЗУ «Украгнська медична стоматологЫна академЫ»
Таким образом, предложенная система оценивания учебной деятельности студентов на кафедре общей хирургии и хирургических болезней стоматологического факультета ДонНМУ им. М.Горького является 2. системой конструктивной обратной связи, позволяющей повысить мотивацию к обучению и объективность при выставлении оценок преподавателем. з.
Литература
1. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: Методическое
Реферат
ОЦ1НЮВАННЯ УЧБОВО1 Д1ЯЛЬНОСТ1 СТУДЕНТ1В НА КАФЕДР1 ЗАГАЛЬНО1 Х1РУРГ11 I Х1РУРГ1ЧНИХ ХВОРОБ
СТОМАТОЛОГ1ЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУ ДОННМУ IM. М.ГОРЬКОГО
ГрЫцов О.Г., Христуленко А.О., Гюльмамедов П.Ф., КунЩький Ю.Л., Христуленко А.Л.
Ключовi слова: учбова дiяльнiсть студента, критерп оцЫки.
У статт1 проанал1зован1 недол1ки традиц1йноТ системи оц1нювання учбовоТ д1яльност1 студент1в на кафедр1 за-гальноТ х1рург1Т i х1рург1чних хвороб стоматолопчного факультету ДонНМУ iм. М.Горького. Запропонован заходи щодо ТТ полтшення.
Summary
RATING OF ACADEMIC PROGRESS AT THE DEPARTMENT OF GENERAL SURGERY AND SURGICAL DISEASES AT THE STOMATOLOGICAL FACULTY OF GORKY DONETSK NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY Grandson A.G., Khristulenko А.А., Gulmamedov P.F., Kunitsky Yu.L., Khrystulenko A.L. Keywords: educational activity of student, criteria of estimation.
This article is devoted to the analysis of shortcomings of conventional rating of students' academic progress at the department of general surgery and surgical diseases at the teratology faculty of M.Gorkiy National Medical University, Donetsk. Some approaches are suggested to make the rating more detailed and effective.
пособие / О.В. Акулова, А.Е. Бахмутский, Р.У. Богданова, О.Б. Даутова, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына; Под ред. С.А. Гончарова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 159 с.
Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 392 с. План оргашзацп навчально-методичноТ роботи 2012-2014 н.р.р. /ДонНМУ- Донецьк 2012 р. - 124 с.
УДК 378: 61: 616. 094
Дронов О.1., Насташенко 1.Л., Ковальська 1.О., Крючина 6.А., Скомаровський О.А., Процюк А.В.
РОЛЬ Д1ЯЛЬНОСТ1 СТУДЕНТСЬКОГО НАУКОВОГО ГУРТКА В МОТИВАЦП ПРОФЕС1ЙНО1 ОР16НТАЦП СТУДЕНТ1В МЕДИК1В
Нацюнальний медичний уыверситет iMeHi О.О. Богомольця, м. Кшв
Високому р/'вню пдготовки фах/'вщ'в медичного профлю в найбльшш Mipi сприяе творча атмосфера oceimu, що в/'дкривае перед майбутн1м молодим фах/'вцем значнi можливост1 в наукових досл1дженнях. Розкриття творчого потенциалу особистост, творча самореал1зац1я в професшнш д1яльност1 е важливою умовою становлення осо-бистостi фах1вця. При анал/'зi початкового р/'вня предметно¡' зацкавленостi студент1в, починаючи з другого курсу, коли вони вперше приходять на кафедру х/'рург/'чного профлю, його зростання протягом наступних рок/'в навчання i до державного розподлу простежуеться значна мотивуюча складова студентського наукового гурт-ка кафедри х/'рургн в професшнш ор/'ентащ)' майбутн/'х л/'кар/'в.
Ключов1 слова: студентський науковий гурток, професшна ор1ентац1я.
Вступ
У Нацюнальнш доктрин! розвитку осв1ти визначе-но: «Головне завдання вищоТ школи - професшна пщ-готовка студентв, формування фах1вц1в ¡з вищою осв1тою, здатних до творчост1, прийняття оптималь-них ршень, таких, що володють навичками самоосвь ти й самовиховання, вмють узгоджувати своТ дм з дь ями ¡нших учаснигав сптьноТ дальность [1,5]. Мета навчально-професшноТ д1яльност1 - засвоення наукового знання у форм1 теоретичних понять I вм1нь за-стосування Тх при розв'язанн1 профес1йних завдань. Формування единоТ европейськоТ осв1ти I наукового простору, единих критерив I стандарт1в в рамках кон-курентоспроможност1 вищоТ школи потребуе переходу на нов1 форми навчання, що вщповщають вимогам БолонськоТ деклараци [4,7]. Це вимагае перегляду системи викладання медичних дисципл1н в цтому I х1-рург1чних зокрема [3].
Зважаючи на безумовн позитивы риси нововве-день, сл1д вщзначити зб1льшення в навчальному про-цес1 дол1 теоретичноТ частини. Як1сна медична прак-
тика в майбутньому повинна вщповщати наступним вимогам: наявнють пщготовлених фах1вц1в; оптима-льне використання ресурсв; м1н1м1зац1я ризик1в для хворих при застосуванн медичних технолог1й та за-доволення пац1ента в1д сп1лкування з медичною спь льнотою [2,6]. Це вбачаеться можливим лише за умо-ви пдноТ профес1йноТ п1дготовки фах1вц1в, яка почина-еться вже в студентськ роки. Розвиток гнучкого ключного мислення, що передбачае багатобмний анал1з, ч1тке диференц1ювання знань, Тх мобтьнють, опера-тивн1сть, вар1абельн1сть забезпечить ефективнють профес1йноТ д1яльност1 сучасного л1каря. В той же час система професшних л1карських вм1нь повинна в1др1з-нятися узагальнен1стю, в1льним волод1нням стандартами надання медичноТ допомоги, гнучкютю, легк1стю переносу в нов1 конкретн ситуацп.
Р1зноман1ття отриманих знань на клшмних кафедрах р1зного фахового профтю рано чи п1зно ставлять перед студентами завдання своеТ майбутньоТ профе-сп. Людина може задовольнити своТ ¡ндивщуальы потреби I прагнення до обраноТ досконалост1 у професь