Научная статья на тему 'Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на кафедре факультетской хирургии в контексте Болонского процесса'

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на кафедре факультетской хирургии в контексте Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа студентов / факультетская хирургия. / самостійна робота студентів / факультетська хірургія

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колкин Я. Г., Хацко В. В., Дудин А. М., Кузьменко А. Е., Межаков С. В.

В работе дан анализ самостоятельной внеаудиторной работы студентов на кафедре факультетской хирургии. По старой программе этой работе отводилось небольшое количество часов. Большие трудности были из-за недостаточного материально-технического обеспечения. В контексте Болонского процесса более качественно изменится эта подготовка, чтобы медицинский ВУЗ выпускал врачей высокой квалификации, способных конкурировать на мировом рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колкин Я. Г., Хацко В. В., Дудин А. М., Кузьменко А. Е., Межаков С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

САМОСТІЙНА П03АУДІТ0РНА РОБОТА СТУДЕНТІВ НА КАФЕДРІ ФАКУЛЬТЕТСЬКОЇХІРУРГІЇВ КОНТЕКСТІ БОЛОНСЬКОГО ПРОЦЕСУ

У роботі даний аналіз самостійної позаудіторної роботи студентів на кафедрі факультетської хірургії. За старою програмою цій роботі приділялася невелика кількість годин. Великі труднощі були через недостатнє матеріально-технічне забезпечення. У контексті Болонського процесу більш якісно зміниться ця підготовка, щоб медичний ВУЗ випускав лікарів високої кваліфікації, здатних конкурувати на світовому ринку праці.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на кафедре факультетской хирургии в контексте Болонского процесса»

категорию; Г) обеспечение внесения коррективов в учебный процесс по материалам оперативной информации о деятельности интернов.

На стадии специализации и повышения квалификации врачей на факультете усовершенствования решались следующие задачи:

а) на циклах специализации - приобретение высокого уровня знаний, умений и навыков, требуемых для работы в должности специалиста;

б) на циклах усовершенствования - дальнейшее разностороннее совершенствование профессиональных знаний врачей по определенной специальности на основе новейших достижений отечественной и зарубежной медицинской науки.

В 1999 Европа приняла стратегическую цель развития: повысить конкурентоспособность Европейской высшей школы. Что может дать Бо-лонский процесс студентам, преподавателям, жителям Украины?

Надо ли нам к нему присоединяться или нет? Ждут ли нас в «Болонском процессе» или мы должны ворваться в него? К 2004 году за пределами Болонского процесса остались практически только три страны - Беларусь, Молдова и Украина. Как Вам нравится такая компания?

Основные цели Болонского процесса:

а) создание системы сравнимых научных степеней

б) изменение системы подготовки с переходом на два образовательные уровни (бакалавр, магистр).

в) разработка единой системы зачетных единиц (система ЕОТЭ - Европейская кредитно-трансферная система - это условная единица

измерения учебной нагрузки и оценка ее усвоения студентом), это позволит:

- обеспечить мобильность студентов, преподавателей, специалистов;

- гарантировать качество образования и дать возможность конкурировать в любой стране ;

- расширить европейское пространство высшего образования.

Основной же сущностью Болонского процесса является создание до 2010 года единого европейского научного и образовательного пространства, которое включает процессы структурного реформирования национальных систем высшего образования стран Европы и изменения образовательных программ в высших учебных заведениях Европы. Прогнозируется, что запланированные меры будут способствовать трудоустройству выпускников высших учебных заведений, повысят мобильность граждан на Европейском рынке труда и конкурентоспособность Европейской вышей школы.

Предполагается, что достигнув целей Болон-ской декларации, реальным окажется создание единого Европейского пространства высшего образования и это явится условием повышения привлекательности и конкурентоспособности учреждений высшего образования в Европе. Что реально может дать Болонский процесс студентам, врачам, преподавателям, стране?

1. Получить образование мирового уровня, стать конкурентоспособным в любой стране мира.

2. Иметь возможность учиться и работать в любой стране.

3. Иметь специалистов и систему образования мирового уровня.

УДК 378.14:616-089-052.63

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ХИРУРГИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Колкин Я.Г., Хацко В.В., Дудин A.M., Кузьменко А.Е., Межаков C.B.

Донецкий государственный мед. университет им. М.Горького

В работе дан анализ самостоятельной внеаудиторной работы студентов на кафедре факультетской хирургии. По старой программе этой работе отводилось небольшое количество часов. Большие трудности были из-за недостаточного материально-технического обеспечения. В контексте Болонского процесса более качественно изменится эта подготовка, чтобы медицинский ВУЗ выпускал врачей высокой квалификации, способных конкурировать на мировом рынке труда.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, факультетская хирургия.

Вступление чтобы повысить конкурентоспособность своей

В 1999 году Европа заявила о реформирова- высшей ШКОЛЬ|. Стало понятным, что страна, ко-нии своей системы подготовки специалистов, о тоРая не имеет системы образования способ-новой стратегической цели своего образования нои подготовить кадры высшей квалификации, с абсолютно конкретными задачами, сроками их неминуемо отстанет в технике и технологиях [2, выполнения и прогнозируемыми результатами, 8].

В условиях реформирования высшей школы особое значение приобретает совершенствование самостоятельной работы обучаемых. Система медицинского образования постоянно совершенствуется. Это обусловлено неудовлетворенностью качеством практической подготовки выпускников медицинских ВУЗов, неспособностью большинства из них решать лечебно-диагностические вопросы, а также стремлением максимально приблизить уровень знаний и арсенал навыков начинающих врачей к требованиям доказательной практической медицины [1, 4, 3, 7].

Целями Болонского процесса (июнь 1999 г.) явились: образование системы сравнительных научных степеней; изменение системы подготовки с переходом на два образовательных уровня (бакалавр, магистр); разработка единой системы зачетных единиц (система ECTS), которая позволит обеспечить мобильность студентов, преподавателей и специалистов, гарантировать качество образования и дать возможность конкурировать в любой стране, расширить европейский простор высшего образования [8, 2, 7].

Подготовка студентов и высококвалифицированных врачей становится актуальной проблемой до настоящего времени и требует постоянного внедрения новых форм обучения. Проблема повышения эффективности преподавания к высшей медицинской школе обусловлена ростом требований к знаниям и умениям выпускника. Все это определяет необходимость новых эффективных подходов в педагогике высшей ме-дицинской школы. В развитых зарубежных странах уже много лет используются методы обучения с акцентом на формирование познавательной активности и самостоятельности (модульное, npoгpaммиpoвaннoe обучение, обучение в самоуправляемых группах и т.д.). В Украине они не нашли широкого применения в основном из-за экономических трудностей [1, 5, 6].

Интернет можно отнести к средствам обучения. Это - информационная

среда, в которой имеется и предметно-образовательная область, полностью отражающая все ее услуги. Современные программные средства и методы работы с разнообразной информацией, размещенной в Интернет, дают возможность решать педагогические задачи по-новому [7, 3, 4].

Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) - один из видов информационных технологий, который позволяет: 1) организовывать совместные исследовательские работы студентов одного или разных вузов, или даже разных стран, с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической творческой деятельности; 2}

обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых; 3) проведение консилиумов; 4) создавать сети дистанционного обучения студентов; 5) оперативно обмениваться информацией, идеями, планами, расширяя свой кругозор, повышая свой культурный уровень; 6] формировать у студентов, преподавателей коммуникативные навыки и культуру общения [3, 4].

Однако для эффективного использования современных средств обучения необходимы определенные условия: достаточная обеспеченность компьютерами; элементарный уровень владения компьютерами со стороны студентов; наличие достаточного количества новых демонстрационных, обучающих и тестирующих программ; заинтересованность в использовании современных информационных технологий обучения.

Основной задачей обучения является повышение уровня практической подготовки студентов медицинских ВУЗов для самостоятельной врачебной деятельности. Поэтому улучшению качества подготовки специалистов способствует оптимизация учебно-воспитательного процесса, в том числе и активной самостоятельной работы студентов.

Целью нашего исследования была оптимизация самостоятельной внеаудиторной работы студентов на кафедре факультетской хирургии в контексте Болонского процесса.

Основная часть

В соответствии с утвержденной Министерством охраны здоровья Украины и Центральным методическим кабинетом по высшему образованию программой по факультетской хирургии (Киев, 2000) был предусмотрен лекционный курс (36 часов), цикл практических занятий (54 часа) и внеаудиторная самостоятельная работа (72 часа) для студентов ^ курса.

Учебный процесс на кафедре осуществлялся в основном в виде самостоятельного обучения с основой в виде программно-целевого подхода Управляемой самостоятельной работе отводится около 65% учебного времени.

Самостоятельная работа проводилась по специальному графику, согласно методических указаний и заданий для этой работы. Основными видами активизации самостоятельной работы студентов на кафедре являються: подготовка к практическим занятиям по дополнительной, рекомендованной преподавателем литературе; курация тематических больных с последующим докладом и разбором материала на занятиях; научно-исследовательская работа в студенческом научном кружке; участие в дежурстве; трактовка анализом, лабораторных показателей, рентгенограмм, ЭКГ, макропрепаратов и т.д.; участие в учебно-исследовательской

работе (реферативные сообщения, обзорные доклады, создание учебных таблиц, слайдов, стендов). В поликлинике студенты могут совместно с врачом проводить первичный осмотр больных, заполнять медицинскую документацию, выполнять перевязки и т.д.

Самостоятельная курация больного, включающая написание развернутой учебной истории болезни с обоснованным дифференциальным диагнозом, - наиболее приемлемая форма самостоятельной работы. Она охватывает все основные элементы обучения: умение работать с литературой, самостоятельно обследовать больного, интерпретировать данные дополнительных методов исследования, клинически, логически мыслить, осуществлять анализ и синтез. Роль преподавателя сводится к осуществлению должной начальной посылки и коррекции итоговых данных, весь же промежуточный этап - самостоятельная работа студента. Полную самостоятельность курации и максимальную активность студентов при клиническом разборе обеспечивает целенаправленный анализ полученной ими информации, умение находить пато-гномоничные признаки болезни и объяснять механизм их возникновения, а также определять существенные логические связи и их взаимоотношения.

При изучении отдельных тем считаем, что целесообразно в начале занятия заслушать и обсудить один — два пятиминутных доклада, которые освещают какой-либо раздел темы. Доклад готовится студентами по заранее обсужденному с преподавателем плану. Привлечение к дискуссии других студентов активизирует учебный процесс, вызывает заинтересованность каждого студента в наиболее углубленном изучении отдельных тем. Наилучшие из созданных студентами учебные таблицы, слайды, альбомы рентгенограмм, стенды могут в дальнейшем использоваться в качестве дидактического материала.

Кафедра много внимания уделяет совершенствованию студентами практических навыков, которые отрабатываются в процессе самостоятельной курации тематических больных, а в дальнейшем проверяются и, при необходимости, корректируются преподавателем. Мотивация студентов в совершенствовании практических навыков повышается еще и тем, что раздел "Практические навыки" вынесен на предэкзаменационную аттестацию и экзамен как один из составляющих итоговой оценки. Широко используется контроль практических знаний и навыков у "постели больного", в перевязочной и операционной.

Оптимизации самостоятельной работы студентов способствует также создание тематических классов ("Заболевания гепатопанкреатичес-

кой зоны", "Нагноительыые заболевания легких" и др.). В этих классах должно быть все необходимое для самостоятельной работы (слайды, таблицы, рентгенограммы, учебная н монографическая литература и др.). Преподаватель находит больных для курации, обеспечивает студентов дополнительной медицинской литературой, ситуационными задачами и т.д. Студенты приступают к реализации данной формы занятия только после тщательного изучения методических пособий и рекомендаций.

На заседаниях студенческого научного кружка студенты, желающие в дальнейшем стать хирургами, обсуждают различные теоретические и практические вопросы, осуществляют тематические клинические обходы, закрепляют некоторые диагностические и лечебные навыки, совершенствуют работу с медицинской документацией, участвуют в научной работе. Сотрудник кафедры подводит итог заседания кружка, затрагивая проблемы врачебной этики и деонтологии.

В условиях дефицита специальной литературы, учебно-методической литературы в библиотеке университета и областной медицинской библиотеке разработка сотрудниками кафедры методических рекомендаций к практическим занятиям для студентов, которые включают в себя диагностические, дифференциальные и лечебные алгоритмы, является важным звеном в процессе повышения качества образования студентов.

В настоящее время программа - минимум и стратегическая цель реорганизации медицинского образования в Украине (в контексте Болон-ского процесса) - сделать выпускников ВУЗов конкурентоспособными в любой стране мира. Как известно [8, 7] прежняя система образования имела определенные недостатки (материалы коллегии МОЗ Украины от 24.04.2003 г.):

- отсутствие систематической работы студентов в течение учебного семестра;

- низкий уровень активности студентов и отсутствие элементов соревнования в учебе;

- - возможность необъективной оценки знаний студентов профессорско-преподавательским составом;

- небольшая возможность выбора студентами учебных дисциплин;

- - значительные затраты бюджетного времени на проведение экзаменационных сессий.

Кроме этого, коллегия МОЗ Украины (13.05.2004г.) отметила, в сравнении с другими странами ЕС, и другие недостатки в подготовке врачей:

- узкая специализация на додипломном этапе (7 специальностей вместо 3 в ЕС);

- перегруженность учебного плана по количеству дисциплин и часов;

- небольшой объем самостоятельной работы студентов, 34 - часовая учебная неделя (вместо 24 часов);

- отсутствие индивидуальных учебных планов студентов;

- "ленточная система" организации ученого процесса, которая не способствует клинической подготовке;

- большая нагрузка на преподавателя - врача, ученого: соотношение преподаватель / студент 1:8 вместо 1:4, 1:5 в странах ЕС;

- отсутствие собственных университетских клиник и низкий уровень диагностических и лечебных технологий на клинических базах лечебно-профилактических учреждений.

В связи с этим стратегией развития медицинского образования в Украине, в контексте Бо-лонского процесса, явилось введение новой методологии организации учебного процесса - Европейской кредитно-модульной трансферной системы (ЕОТЭ). При этом все виды аудиторных учебных занятий и все виды самостоятельной работы студенты проходят в один и тот же промежуток времени - в течение изучения модуля (задокументированной завершенной части образовательно-профессиональной программы дисциплины, учебной и производственной практики, государственной аттестации, которые реализуются соответствующими видами учебных занятий). Содержательные модули выражаются в зачетных кредитах, которые засчитываются студенту в том случае, если он их усвоил. Кредит ЕСТЭ содержит все виды учебной работы студента при изучении конкретного модуля и объективной оценки усвоения. Изучение модуля завершается итоговым контролем (без экзаменационной сессии), а шкала оценок - только рейтинговая. Самостоятельная активная учебная работа студента позволит ему достичь высокой рейтинговой оценки по шкале ЕСТЭ.

В кредитно-модульной системе увеличивается объем самостоятельной работы студентов. Ее роль и важность повышаются, так как кредиты ЕСТЭ включают все виды учебной работы студента. Чтобы получить зачетный кредит и высокий рейтинг по модулям факультетской хирургии, студент должен стремиться выполнить своевременно необходимый объем учебной работы, потому что в другом случае ему придется повторить изучение соответствующего модуля по индивидуальному плану.

При организации самостоятельной работы на кафедре часто возникают трудности из-за недостаточного штата преподавателей или низкого обеспечения современными средствами обуче-

ния. Эти трудности разрешимы при соотношении штатов преподаватель / студенты на уровне 1:5, как в странах ЕС, а не 1:8, как в Украине. А вот улучшить материально-техническую базу очень трудно при современном бюджетном финансировании.

Заключение Таким образом, оптимизация самостоятельной внеаудиторной работы на кафедре определяет необходимость уделять больше внимания проблемному и проблемно-целевому обучению, предоставлению студентам максимальной самостоятельности с целью приобретения или усовершенствования теоретических и практических знаний. Активизация самостоятельной работы студентов (курация больных, умение работать с литературными источниками, в том числе и в системе Интернет и др.), оптимальное техническое оснащение учебного процесса являются путями улучшения качества преподавания на кафедре факультетской хирургии. Новая методология организации учебного процесса на принципах ECTS, без сомнения, приведет к качественным изменениям подготовки будущих врачей высокой квалификации, способных конкурировать на мировом рынке труда, соответственно требованиям Болонского процесса.

Литература

1. 1.Волович В. Болонский процесс и новая парадигма образования в Украине //Социология: Теория, методы, маркетинг. - 2004. - № 4. - С. 189 - 199.

2. Казаков В.М., Талаласнко О.М., Борисова Т.П. та ¡нш. Оргаызац1я самостшноТ поза аудиторноТ роботи студе-HTiB у вищих навчальних медичних закладах осв1ти // 36ipKa наук. праць "Самостшна робота студенлв i кур-сант1в у вищому медичному закпад1 на сучасному eTani розвитку медичноТ осв1ти". - Донецьк, 2004. - С. 3 - 6.

3. Каминский И.В., Ильченко Ф.Н. Компьютерные технологии и современные методы визуализации в преподавании курса факультетской хирургии // Вестн. неотл. и восстанов. медицины. - 2004. - Т. 5, № 2. - С. 383 -384.

4. Колкин Я.Г., Хацко В.В., Дудин A.M. и др. Совершенствование практической подготовки студентов на хирургических кафедрах // Вестн. неотл. и восстанов. медицины. - 2004. - Т. 5, № 1. - С. 169 - 170.

5. Миминошвили О.И., Веселый В.Я., Михайличенко В.Ю. и др. Внеаудиторная подготовка студентов на кафедре госпитальной хирургии // 36ipKa наук. праць "Самостшна робота студенев i курсанлв у вищому медичному заклад1 на сучасному eTani розвитку медичноТ осв1ти". -Донецьк, 2004. - С. 180 - 181.

6. Москаленко В.Ф., Явор1вський О.П., Останюк Л.Г. Про стан та шляхи удосконалення самостшноТ роботи студенев // Медична осв1та. - 2004. - № 1. - С. 10 - 14.

7. Перцов В.И., Гриценко С.Н. Использование компьютерных технологий для подготовки и повышения квалификации студентов и врачей // Бгпь, знеболювання, ¡нтен-сивна тератя. - 2004. - № 2. - С. 236 - 237.

8. Пщаев А.В., Передерш В.Г. Болонський процес в Свро-ni. - Одеса: Одес. держ.мед.ун-т. - 2004. - 190 с.

Реферат

САМ0СТ1ЙНА П03АУД1Т0РНА РОБОТА СТУДЕНТIB НА КАФЕДР1 ФАКУЛЬТЕТСЬК0ТХ1РУРГ1ТВ KOHTEKCTI БОЛОНСЬКОГО ПРОЦЕСУ

Колкш Я.Г., Хацко В.В., ДудЫ О.М., Кузьменко O.G., Межаков C.B. Ключов1 слова: самостмна робота студенлв, факультетська xipyprifl.

У po6oïi даний анал1з самостшно!' позауд1торно'| роботи студенлв на кафедр1 факультетськоУ xipypriï. За старою програмою цм po6oTi придтялася невелика ктькють годин. Велии труднощ1 були через недостатне матер1ально-техшчне забезпечення. У контекст! Болонського процесу б1пьш якюно змшиться ця пщготовка, щоб медичний ВУЗ випускав л1кар1в високоУ квал1ф1кацй', здатних конкурувати на св1товому ринку прац1.

УДК: 61(075.5)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА

Кондратенко П.Г., Соболев В.В., Смирнов Н.Л.

Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького Кафедра госпитальной хирургии и эндоскопии

На протяжении цикла хирургических болезней студенты VI курса изучают важнейшие разделы плановой и экстренной хирургии брюшной полости. В связи с большим объемом информации и относительной краткостью изучения хирургических болезней студентами 6 курса усвоение студентами столь большого объема информации представляется несколько затруднительным. В связи с этим наиболее целесообразным представляется синдромный подход в изучении хирургической патологии. На кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии разработан способ текущего и этапного тестового контроля, предполагающий необходимое повторение изученных тем и самостоятельную внеаудиторную подготовку к этапному посиндромному контролю усвоения знаний. Для подготовки студентов к текущему и рубежному тестовому контролю на кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии подготовлен и издан «Сборник тестовых заданий», содержащий 1200 тестов по всем изучаемым разделам хирургии. Предложенный способ позволяет определить исходный уровень знаний студентов и оценить эффективность преподавания в течение цикла путем сравнения результатов первого и последнего тестирования. Текущий тестовый контроль позволяет ежедневно контролировать усвоение студентами изучаемого материала.

Ключевые слова: преподавание хирургических болезней, контроль знаний, тестовые задания

На протяжении цикла хирургических болезней студенты VI курса изучают важнейшие разделы плановой и экстренной хирургии брюшной полости. При изучении различных разделов плановой и экстренной хирургии основное внимание уделяется современным способам диагностики и дифференциальной диагностике хирургических заболеваний.

В связи с большим объемом информации и относительной краткостью изучения хирургических болезней студентами 6 курса (20 учебных дней для студентов медицинского факультета, 8 учебных дней для студентов педиатрического факультета и 11 учебных дней для студентов медико-профилактического факультета), усвоение студентами столь большого объема информации представляется несколько затруднительным. В связи с этим наиболее целесообразным представляется синдромный подход в изучении хирургической патологии. Студенты 6 курса всех факультетов на цикле хирургических болезней изучают следующие синдромы: боль в конечностях (заболевания артерий и вен конечностей); боль в груди (заболевания легких, плевры и средостения); травма груди; дисфагия (заболевания пищевода); боль в животе (экстренная

хирургическая патология, обтурационная желтуха и повреждения живота); боль в промежности (заболевания прямой кишки и перианальной области); лихорадка (хирургическая инфекция); термические повреждения (ожоги и отморожения).

На кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии разработан способ текущего и этапного тестового контроля, предполагающий необходимое повторение изученных тем и самостоятельную внеаудиторную подготовку к этапному посиндромному контролю усвоения знаний.

Кроме ежедневного 15-тиминутного тестового контроля на каждой из изучаемых тем, предусмотрено проведение нескольких этапов тестового контроля в течение цикла. На первом этапе студентам предлагается 20 вопросов по 4 изученным темам. Время подготовки - 1 минута на 1 вопрос. На втором этапе студентам предлагается 15 вопросов по последующим изучаемым темам. Третий этап контроля предусматривает 15 вопросов по последующим темам и 10 вопросов по предыдущим. На четвертом этапе предлагается 15 вопросов по вновь изученным после третьего этапа темам и 15 вопросов по предыдущим. Пятый этап состоит из 15 вопро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.