Научная статья на тему 'О некоторых проблемах организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по общей хирургии'

О некоторых проблемах организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по общей хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хирургия / высшее образование / обучение / студенты / хірургія / вища освіта / навчання / студенти

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутырский А. Г., Хаджиев О. Ч., Ващук В. В., Могилястый А. А., Древетняк А. А.

Статья затрагивает некоторые организационно-методические аспекты самостоятельной внеаудиторной работы студентов (СВРС) по общей хирургии. Авторы анализируют собственный опыт организации СВРС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутырский А. Г., Хаджиев О. Ч., Ващук В. В., Могилястый А. А., Древетняк А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРО ДЕЯКІ ПРОБЛЕМИ ОРГАНИЗАЦІЇ САМОСТІЙНОЇ ПОЗААУДИТОРНОЇ РОБОТИ СТУДЕНТІВ ПО ЗАГАЛЬНІЙ ХІРУРГІЇ

Стаття торкається деяких організаційно-методичні аспектів самостійної позаудиторної роботи студентів (СПРС) з загальній хірургії. Автори аналізують власний досвід організації СПРС.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по общей хирургии»

кредитно-модульну систему навчання // Медичш перс-пективи. - 2005. - Том X, №1. - С.7-16.

3. Клиническая хирургия: Практикум. - М.: 1998. - 716с.

4. Клиническая хирургия. Под ред. Я.С. Березницкого, М.П. Захараша, В.Г. Мишалова. Препринт. РИА «Днепр-VAL» - Днепропетровск. - 2006. - 500с.

5. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. - Лиссабон, 11 апреля 1997.

6. Методы исследования и манипуляции в клинической медицине. Под ред. Г.В. Дзяка и Я.С. Березницкого. -К.: «Здоров'я». - 164с.

7. Пидаев A.B., Передерий В.Г. Болонский процесс в Европе. - К.: 2004. - 191с.

8. Положения про оргаызащю навчального процесу у ви-щих навчальних закладах: Наказ МЫютерства ocbíth i науки УкраУни вщ 02.06.1993, №161.

9. Про запровадження у вищих навчальних закладах на-вчальноТ дисциплЫи "Вища ocBÍTa i Болонський про-цес": Наказ МЫютерства ocbíth i науки Украши вщ 21.05.2004, №414.

10. Про особливосп впровадження кредитно-модульноТ системи оргашзацп навчального процесу: Наказ Míhíc-терства ocbíth i науки Украши вщ 20.10.2004.

11. Складов! галузевих стандарлв вищоТ ocbíth напрямку

р1вня "спещалют" у вищих навчальних закладах III-IV piBHiB акредитацп УкраУни. - К.: 2002.

12. Ушфковаш кпЫко-статистичы класифкацп хвороб ор-raHiB травления (вщомча ¡нструкщя). Дзяк Г.В., Берез-ницький Я.С., Фгтпов Ю.О. з сп1вавт. - К.: "flHinpo-VAL". - 2004. - 94с.

13. Magna Charta Universitatum. Bologna, Italy, September 18, 1988.

14. Realising the European Higher Education Area. Communiqué of the Conference of Ministers responsible for Higher Education. Berlin, September 19, 2003.

15. Sorbonne Joint Declaration. Joint declaration on harmonisation of the architecture of the European higher education system by the four Ministers in charge for France, Germany, Italy and the United Kingdom. Paris, the Sorbonne, May 25, 1998.

16. The European higher education area. Joint Declaration of the European Ministers of Education. Convened in Bologna, June 19, 1999.

17. The European Higher Education Area - Achieving the Goals. Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, May 19-20, 2005.

18. Towards the European higher education area. Communiqué of the Meeting of European Ministers in Charge of Higher Education. Prague, May 19, 2001.

пщготовки 1101 "Медицина" осв1тньо-квал1ф1кац1йного

Реферат

ПРЕПОДАВАНИЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ХИРУРГИИ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА КРЕДИТНО-МОДУЛЬНУЮ СИСТЕМУ Березницкий Я.С., Сулима В.Ф.

Ключевыеслова: факультетская хирургия, учебный процесс, кредитно-модульная система.

Подготовка квалифицированного врача общей практики является основной задачей высшего учебного заведения, поэтому надлежащее преподавание хирургии в комплексе других дисциплин создаст условия для качественной медицинской практики в будущем, которая должна отвечать требованиям: наличие подготовленных специалистов, оптимальное использование ресурсов, минимизация риска для больных и удовлетворение пациента от контакта с медицинским сообществом. Учитывая, что на первом месте в этом перечне стоит уровень квалификации специалиста, понятна необходимость повышения качества подготовки врача в учебном заведении, на что направлено внедрение в учебный процесс кредитно-модульной системы.

Структурированный учебный план, этапность и унификация проведения видов контроля и наличие расчетных уровней знаний, что отображены в баллах и процентах, позволили определить уровень подготовки каждого студента по фактически набра-ной сумме баллов, что дает возможность конвертировать подготовку по системе ЕСТЭ, сравнить уровень объективности оценки студентов, которые обучаются сейчас, и тех, которые обучались раньше.

УДК 617:378+37.014-057.875

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ

Бутырский А.Г., Хаджиев О.Ч., *Ващук В.В., Могилястый A.A., Древетняк A.A.

Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского, *Львовский национальный медицинский университет им. Д. Галицкого

Статья затрагивает некоторые организационно-методические аспекты самостоятельной внеаудиторной работы студентов (СВРС) по общей хирургии. Авторы анализируют собственный опыт организации СВРС.

Ключевыеслова: хирургия, высшее образование, обучение, студенты

Активно внедряемый Болонский процесс еще раз настоятельно и серьезно поставил вопрос о самостоятельной внеаудиторной работе студентов (СВРС).

Министерство здравоохранения Украины в качестве одного из стратегических мероприятий по реформированию высшей медицинской школы назвало расширение самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. Какова же цель СВРС? Это научить студента независимой работе, самостоятельному мышле-

нию, тому, что за рубежом называется «independent work» (independent - англ.: самостоятельный, независимый). А полноценная СВРС -это, как известно, одна из основных характеристик проблемно-ориентированного обучения, базирующегося на системе McMaster University (Hamilton, Canada). Считается, что 65% времени студент должен посвящать самостоятельной работе и лишь от 5 до 15% времени должно отводиться аудиторным занятиям. Это придает студенту больше ответственности за организа-

Том б, Выпуск 1-2

297

В1СНИК Украгнсъког медичног стоматологгчног акадежш

цию своего обучения. Особое значение приобретает СВРС при овладении хирургическими навыками.

Организация СВРС требует решения вопросов организации и контроля этой формы обучения. Сегодня на многих кафедрах к СВРС относятся формально, а на некоторых вообще никак не относятся, делая вид, что проблемы, как и самой разновидности работы не существует. Формальный подход касается всего.

Первое - формирование программы. Зачастую программа СВРС повторяет темы практических занятий. Так преподавателям легче контролировать студентов по уже устоявшимся темам, которые изучаются из года в год. На наш взгляд, это неправильно. СВРС должна расширять профессиональный кругозор и студентов, и педагогов, быть интересной, актуальной, но и, разумеется, не выходить за пределы дисциплины, хотя нынче без межпредметной интеграции никуда не деться. Причем, темы не должны звучать как в типовой программе, предложенной опорной кафедрой (Винницкий НМУ), а быть конкретными. Следует поблагодарить составителей типовой программы за то, что кафедрам позволен хоть какой-то маневр в пределах 15% часов.

Второе - реализация программы СВРС. Тут возможности также оказываются ограниченными в силу разных причин. Одна из основных форм -изучение дополнительной литературы. Если с научными журналами дело обстоит кое-как, то из-за экономических факторов библиотеки ныне пополняются современной учебной литературой крайне слабо. Ситуация с учебниками поддерживается на уровне благодаря наличию у крупных ВУЗов собственных издательств, монографии же и руководства поступают крайне нерегулярно. Опыт обучения англоязычных студентов еще более очевидно показал, что возможности библиотек крайне ограничены. К сожалению, и Интернет не универсален, т.к. наиболее авторитетные издания даже свои электронные версии распространяют за деньги. Да и возможности электронных читальных залов ограничены. Можно было бы уповать на компьютерные классы, которые имеются на кафедрах, но они в большинстве случаев не оснащены необходимым оборудованием для работы в Интернете. Такие урезанные возможности негативно сказываются и на студентах, и на преподавателях. С другой стороны, преподаватели старшего поколения не обладают необходимыми навыками для квалифицированного пользования компьютером и знанием иностранных языков, что значительно сужает их возможности приобщения к новой информации. Таким образом, следует продолжать компьютеризацию учебных подразделений, обеспечивая их самыми современными педаго-

гическими технологиями и оборудованием, включая поставку лицензионных обучающих и контролирующих программ для СВРС, модемов для работы в Интернете.

Среди методов организации СВРС нами за это время были внедрены такие методы: написание рефератов по темам самостоятельной работы, изучение тем с последующим тестовым контролем на бумажных носителях, устное собеседование по темам. Проанализируем каждый из них. Написание рефератов не получило дальнейшего развития, просуществовав всего 2 года. Почему? Потому что расходится качество подготовки и возможности контроля. Потому что в век тотальной власти Интернета напечатать реферат из любого мультимедийного источника - не проблема.

А ведь написание реферата предполагает серьёзную проработку соответствующей научной и методической литературы. Распечатывание на принтере повышает качество оформления реферата, но никак не отражается на знаниях студента. Написание реферата от руки зачастую делает его нечитабельным, да и содержит, как правило, информацию, переписанную из какого-нибудь учебника. Да еще и не очень нового. Когда на преподавателя в конце семестра обрушивается вал рефератов, он не в состоянии не только их адекватно оценить, но даже тщательно просмотреть. Таким образом, работа сводится к нулю.

Мы попытались внедрить иную форму контроля при обучении англоязычных студентов -изучение тем СВРС с последующим тестовым контролем по темам СВРС, но эта идея долго не находила поддержки у руководства кафедр, т.к. стандартная программа не предусматривает отведения часов для контроля СВРС в рабочее время. Да и этот способ уже не кажется нам идеальным, потому что не позволяет индивидуализировать уровень знаний, а тем более навыков, что нарушает основную установку Болонс-кого процесса, направленную на гармонизацию обучения.

Думается, что следует перейти к системе коллоквиумов (что предусмотрено Болонским соглашением), где каждый студент может показать свой индивидуальный уровень. Но такая система контроля требует много времени, ибо тем для работы много. А аудиторных часов остается мало - всего 96. Видимо, внедряемая новая система обучения не позволит избежать «ножниц» между лозунгами и реальным положением вещей. Хотя именно контроля уделяется большое внимание.

Совсем иная проблема ставится перед преподавателем в свете самостоятельной работы с отработкой практических навыков, т.к. в конце концов, именно они являются конечной целью

обучения. В типовой программе четко обозначены темы «Работа в поликлинике», «Работа в перевязочной», «Работа в операционной», вынесенные на СВРС. К каковы возможности реализации тем? Тут возникает сразу несколько проблем.

Не секрет, что администрация больниц, подчиняющихся органам здравоохранения, не очень-то приветствует приходы большого количества студентов (и особенно иностранных) на клиническую базу. Здесь важную роль могло бы сыграть создание клинических больниц. Одному из авторов этих строк довелось побывать в клинике СИаг^е: это поистине огромная клиническая база медицинского факультета Берлинского университета, объединяющая в себе современные диагностические и лечебные возможности больных всех профилей на уровне мировых стандартов с обучением студентов. Клиника имеет лечебный корпус в 24 этажа, соединенный переходами с учебными корпусами, поликлиникой и общежитиями. СИаг^е является образцом, где студенты чувствуют себя как дома, где они не гости, где учебный процесс тесно связан с клинической работой. Следует заметить, что сейчас у медицинских университетов появились собственные клиники (в том числе и у Крымского), но как они далеки мировых стандартов... Приглашая к себе иностранных студентов, мы должны были бы показать и научить их самым современным достижениям, а приходится учить на пальцах. Переход к платной системе оказания госпитальных услуг также значительно сужает спектр тематических больных.

Другой стороной самостоятельной клинической работы является работа в свободное время на клинической базе. И здесь следует поставить вопрос перед ректоратами ВУЗов о выделении кафедрам общей хирургии клинической базы в

приходящии самостоятельно осваивать тот или иной раздел общей хирургии, должен все увидеть своими глазами, а не глазами преподавателя. А что получается сейчас в отделениях плановой хирургии? Плановые перевязки и операции заканчиваются к 2-3 часам дня, а студентам, приходящим позже, нечего и показать.

В студенте, проходящем в клинику для самостоятельной работы, никто не заинтересован, кроме сотрудников кафедры. В этой связи острым становится вопрос о нагрузке преподавателя высшей медицинской школы. При сложившейся системе нагрузки и оплаты труда преподавателей им не до работы в библиотеке или освоения студентами практических навыков. Анализируя нагрузку профессоров, доцентов и ассистентов в ВУЗе, приходишь к выводу, что 800-900 академических часов в год не позволяют заниматься самосовершенствованием на должном уровне. Кроме того, сложившаяся система финансирования ВУЗов ограничивает посещение различных научных форумов не только за рубежом, но ив своей стране.

Очевидно, для того чтобы преподаватель мог уделять внимание студентам во внеаудиторное время и на должном уровне, ему следует обеспечить снижение аудиторной нагрузки, по крайней мере, до 400 часов в год, дать возможность развиваться профессионально в полном объеме. Внеаудиторная работа обязательно должна учитываться в педагогическую нагрузку, без этого пропадает стимул для работы.

Таким образом, СВРС является очень важной частью работы и студента, и преподавателя. Но она требует решения многих вопросов, которые могут быть решены только при участии всех заинтересованных сторон: кафедр, ВУЗов, министерств и государственных органов при условии инновационного подхода и адекватного финансирования.

отделениях неотложной хирургии. Ибо студент,

Реферат

ПРО ДЕЯК1 ПРОБЛЕМИ ОРГАНИЗАЦ1Т САМ0СТ1ЙН01 ПОЗААУДИТОРНОТ РОБОТИ СТУДЕНТ1В ПО ЗАГАЛЫН1Й Х1РУРГ11 Бутирський А.Г., Хаджиев О.Ч., *Ващук В.В., Могилястий A.A., Древетняк A.A. Ключов1 слова: xipyprifl, вища осв1та, навчання, студенти.

Стаття торкаеться деяких органлзацмно-методичш аспектов самостмноТ позаудиторноТ роботи студенлв (СПРС) з загалы-лй xipyprii. Автори анал1зують власний доевщ оргашзацп СПРС.

Том 6, Выпуск 1-2

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.