Научная статья на тему 'Пути совершенствования обучения хирургов - интернов на цикле торакальной хирургии'

Пути совершенствования обучения хирургов - интернов на цикле торакальной хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение в интернатуре / торакальная хирургия / навчання в інтернатурі / торакальна хірургія

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колкин Я. Г., Хацко В. В., Дудин А. М., Высоцкий А. Г., Шаталов А. Д.

Подготовка квалифицированного специалиста является основной задачей высшего медицинского учреждения, а поэтому современное преподавание хирургии (торакальной хирургии) в целом комплексе дисциплин создаст условия для качественной медицинской практики в будущем, что требует пересмотра системы обучения в условиях кредитно-модульной системы. Приведен опыт применения усовершенствованной системы оценки теоретических знаний и практических навыков интернов по торакальной хирургии, что способствует улучшению знаний по дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колкин Я. Г., Хацко В. В., Дудин А. М., Высоцкий А. Г., Шаталов А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ШЛЯХИ УДОСКОНАЛЕННЯ НАВЧАННЯ ХІРУРГІВ - ІНТЕРНІВ НА ЦИКЛІ ТОРАКАЛЬНОЇ ХІРУРГІЇ

Підготовка кваліфікованого спеціаліста є основною задачею вищого медичного закладу, а тому належне викладання хірургії (торакальної хірургії) в цілому комплексі дисциплін створить умови для якісної медичної практики в майбутньому, що потребує перегляду системи навчання в умовах кредитно-модульної системи. Приведено досвід застосування удосконаленої системи оцінки теоретичних знань і практичних навичків інтернів з торакальної хірургії, що сприяє поліпшенню знань з дисципліни

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования обучения хирургов - интернов на цикле торакальной хирургии»

BiCHHK Украгнсъког медичног стоматологгчног акадежш

УДК 617.54-089(07):378.147]:617-051-057.88

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ХИРУРГОВ - ИНТЕРНОВ НА ЦИКЛЕ ТОРАКАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ

Колкин Я.Г., Хацко В.В., Дудин A.M., Высоцкий А.Г., Шаталов А.Д.

Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького, г. Донецк

Подготовка квалифицированного специалиста является основной задачей высшего медицинского учреждения, а поэтому современное преподавание хирургии (торакальной хирургии) в целом комплексе дисциплин создаст условия для качественной медицинской практики в будущем, что требует пересмотра системы обучения в условиях кредитно-модульной системы. Приведен опыт применения усовершенствованной системы оценки теоретических знаний и практических навыков интернов по торакальной хирургии, что способствует улучшению знаний по дисциплине.

Ключевые слова: обучение в интернатуре, торакальная хирургия.

Вступление

Процесс образования единого европейского образования и научного простора, единых критериев и стандартов в рамках конкурентоспособности высшей школы требует перехода на новые формы обучения, которые отвечают Бо-лонской декларации [3, 8, 9, 10, 12, 6]. В соответствии с этим в Украине нуждается в пересмотре вся система преподавания медицинских дисциплин, в том числе хирургии (торакальной хирургии). Качественная медицинская практика в будущем должна отвечать следующим требованиям: наличие подготовленных специалистов; оптимальное использование ресурсов; минимизация риска для больных при применении медицинских технологий и удовлетворение пациента от контакта с медицинской общественностью [7, 4, 5, 2, 1].

Основой профессиональной подготовки хирурга-интерна на цикле торакальной хирургии является формирование определенной системы профессиональных умений. Процесс их формирования включает в себя: овладение фондом систематизированных знаний; свободное оперирование полученными знаниями и применение их в решении профессиональных задач. Такая подготовка затруднительна вследствие отсутствия современной специальнойлитературы. Мы решаем эту проблему, создав цикл отпечатанных лекций, содержащих информацию по всем вопросам программы с учетом тестов, введенных в заключительный компьютерный контроль, методические указания по темам семинарских и практических занятий. Проводим тестовый контроль исходного уровня, что позволяет индивидуализировать обучение.

Анализ особенностей профессиональной деятельности современного врача показывает, что ее эффективность обеспечивается гибким клиническим мышлением, предполагающим многосторонний анализ, тонкую дифференцировку знаний, их мобильность, оперативность, вариативность. В то же время система профессионально-врачебных умений должна отличаться обобщенностью, гибкостью, разносторонностью, устойчивостью, легкостью переноса в новые ситуации. Определение условий, при которых формируются эти свойства знаний и умений по

циклу торакальной хирургии у интернов, явилось целью нашего исследования.

Основная часть

По данным анонимного анкетирования [11] 100 интернов, аттестированных на звание врача-специалиста, 80, 85% из них считают, что смогут сразу же приступить к самостоятельной работе. Наиболее уверенны в своих знаниях педиатры (100%) и анестезиологи-реаниматологи (90%). В то же время, 36,8% хирургов считает, что на первых порах им необходима помощь старших коллег. Полностью удовлетворены качеством теоретической подготовки 65,6%, а частично - 32,25% интернов, практической подготовкой - соответственно 61,6% и 33,33%. Высказали пожелание больше внимания уделять в интернатуре практической подготовке 48% интернов (среди них 63,6% анестезиологов и 73,7% хирургов) и больше теоретической - 12,2%. Считают, что и та, и другая достаточны - 39,8% чел. Результаты опроса свидетельствуют о том, что выбранная в Украине форма интернатуры в целом выполняет свою основную задачу, но она нуждается в дальнейшем совершенствовании за счет повышения уровня практической подготовки врачей-интернов.

При опросе интернов выясняется, что они не владеют венозными доступами, торакоценте-зом, коникотомией, трахеостомией, что заставляет выделять дополнительное время для выработки этих приемов на кафедре патологической анатомии. Мы уверены, что еженедельные дежурства врачей-интернов в составе ургентных бригад - лучший метод освоения практических навыков. Увереннее чувствуют себя интерны, которые чаще дежурят, а также чаще принимают активное участие в клинических разборах больных.

С целью улучшения результатов подготовки хирургов на цикле торакальной хирургии сотрудниками кафедры факультетской хирургии разработаны и внедрены новые подходы и структура преподавания этих тем врачам-интернам. Они базируются на требованиях Бо-лонской конференции и предполагают возрастание роли самостоятельной работы, открытость и повышение требований к обучающим-

Актуальт проблеми сучасно! медицини

ся.В практической работе врача с пациентом, находящимся в критическом состоянии (торако-абдоминальная травма, напряженный пневмоторакс, ранение сердца, геморрагический шок и др.), наблюдается разрыв между результатами научных разработок, теоретическими знаниями и умением в области экстремальной медицины, что приводит к невостребованности знаний. Наш опыт свидетельствует, что использование в научно-практической работе преподавателя высшей школы информационно-компьютерных технологий (ИКТ) сокращает такой разрыв. Для повышения качества подготовки интернов нами разрабатываются учебные программы по темам ИКТ в соответствии с поставленными целями по изучению экстремальных состояний. Внедрение компьютерного контроля позволило максимально объективизировать процесс обучения молодых специалистов.

Сосредоточение учебно-методической работы на цикле торакальной хирургии активизировало подготовку методических материалов для хирургов-интернов, дало возможность преподавателям более полно учитывать специфику данной формы обучения, обеспечило большую преемственность преподавания с дисциплинами, изучаемыми в ходе студенческого курса. Хорошее знакомство преподавателей с врачами-интернами обеспечивает индивидуализацию преподавания и дает возможность более объективной оценки будущих хирургов, о чем свидетельствуют результаты итоговой аттестации.

Особенность организации учебного процесса для интернов 1 года обучения по циклу торакальной хирургии предусматривает, прежде всего, создание реальных условий для самостоятельной работы каждого интерна в двух торакальных отделениях, операционных, палатах интенсивной терапии. Это позволяет каждому интерну выполнить предусмотренный план освоения практических навыков. Сотрудники кафедры факультетской хирургии с соответствующим уровнем не только теоретической, но и клинической подготовки обеспечивают высокий уровень специализации в преподавании. Местами обучения интернов служат 2 специализированных торакальных отделения, а преподавание ведется высококвалифицированными клиницистами. Теоретическая часть обучения проводится в специально оборудованных учебных комнатах с использованием разработанных методических материалов, тестовых заданий, обучающих компьютерных программ, стендов и таблиц, алгоритмизирующих модель поведения хирурга в различных критических ситуациях, учебных слайдов.

Наряду с самостоятельной работой, формированию стойкой побудительной мотивации к освоению специальности хирурга способствует творческая деятельность, приобщение к поисковым научным исследованиям, проведение анализа результатов лечения курируемых больных,

подготовка выступлений, докладов на конференциях молодых ученых, участие в проведении заседаний Донецкого научного общества хирур-гов.Использование клинических ситуационных задач позволило интернам более оперативно решать вопросы неотложной терапии при экстремальных состояниях: проникающем ранении грудной клетки, тампонаде сердца, ущемленной диафрагмальной грыже, миастеническом кризе, легочном кровотечении, инородных телах трахеи и бронхов, гемо- и пневмотораксе. В этих группах при проведении итоговых занятий по неотложным состояниям средний балл составлял 4,2, тогда как в контрольных группах - 3,8.

Кроме того, на протяжении всего модуля каждый интерн должен продемонстрировать преподавателю практические навыки, которые подразделяются на навыки, выполняемые на больном (перевязки, блокады, анестезия, торакоцен-тез и др.), навыки по оформлению и заполнению медицинской документации (оформление медицинской карты, предоперационного и выписного эпикризов, заполнение листа назначений, рецензия на медицинскую карту и др.). Интерн также пишет ответы на заранее подготовленный перечень навыков, каждый навык оценивается по 5-балльной системе. Трудности усвоения плевральной пункции, бронхоскопической и то-ракоскопической диагностики диктуют необходимость уделить этим разделам практических умений и навыков особое внимание. С этой целью нами разработаны поэтапные алгоритмы их выполнения у курируемых больных. В зависимости от клинических особенностей проявления заболевания и выявленных изменений при дополнительных методах исследования предлагалось выработать комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий. Анализ показал, что указанные методики способствовали более глубокому усвоению клинического материала и, особенно, специальных методов исследования. Если в контрольных группах по результатам итогового занятия данных разделов средний балл составлял 3,7, то в экспериментальных группах - 4,3. Совершенствование диагностического процесса начинали с определения перечней диагностических методов, обязательных при типичных, торакальных или реаниматологических ситуациях. Такие перечни обеспечивают оценку всех функциональных систем организма и служат диагностической базой для организации посиндромного лечения.

Развитию творческого мышления хирургов-интернов способствует проблемный характер обучения, реализуемый с помощью решения системы ситуационных задач, алгоритмов, построенных по синдромному принципу, деловых игр. Однако самой лучшей ситуационной задачей для интерна является реальный больной.

Как показал наш опыт, применение деловых игр по этапному ведению больного - скорая помощь, санпропускник, торакальное отделение,

Том 7, Выпуск 1-2

305

BiCHHK Украгнсъког медичног стоматологгчног академШ

ные знания, так и за практические навыки. Только тогда можно подвести фундамент для подготовки специалиста в рамках общеевропейского диплома.

усовершенствован-хирургов-интернов,

реабилитационное отделение, санаторий, диспансерное отделение; организация консилиумов, кпинико-анатомических конференций -развивает у интернов навыки самостоятельной работы с больными, умение провести дифференциальный диагноз, составить план обследования и лечения больного, правильно оценить результаты лабораторных и инструментальных исследований. Внедрение этой методики снизило процент ошибок на 24,7%. В процессе подготовки к проведению занятий с интернами по новой программе на кафедре были разработаны специальные формы документации интерна (дневник) и преподавателя (журнал). Разработанная документация предполагает открытость и информативность учебного процесса, позволяет интернам контролировать состояние своего обучения, планировать объем работы на день, неделю или весь цикл.

Оценивая эффективность ных методов в подготовке заключаем, что возрос интерес и их удовлетворенность обучением, высвободилось больше времени для практической деятельности с больными, ускорилась диагностика и возросла ее точность, увеличилась доскональность приобретаемых практических навыков.

Заключение

Таким образом, опыт применения новых подходов к структуре цикла торакальной хирургии (посиндромный подход), процессу обучения (большой объем самостоятельной работы, постоянный контроль и открытость) дает возможность улучшить результаты подготовки (теоретические знания и практические навыки) будущих хирургов. Указанные формы обучения интернов-хирургов помогают получить оптимальные знания, умения и навыки самостоятельного решения практических задач. Будущий специалист должен получить полный объем знаний в специализированных торакальных отделениях на кафедре факультетской хирургии, несущей полную ответственность как за фундаменталь-

Реферат

ШЛЯХИ УДОСКОНАЛЕННЯ НАВЧАННЯ Х1РУРГ1В - 1НТЕРН1В НА ЦИКЛ1 ТОРАКАЛЬНО! Х1РУРГ11 КолкЫ Я.Г., Хацко В.В., ДудЫ О.М., Висоцький А.Г., Шаталов О.Д. Ключов1 слова: навчання в ¡нтернатур1, торакальна х1рурпя. Пщготовка квал1ф1кованого спещалюта е основною задачею вищого

медичного закладу, а тому належне викладання мрургп (торакальноТ мрургп) в цтому комплекс! дисциплЫ створить умови для якюноУ медичноТ практики в майбутньому, що потребуе перегляду системи навчання в умовах кредитно-модульноТ системи. Приведено доевщ застосування удосконаленоТ системи

оцЫки теоретичних знань \ практичних навичгав ¡нтершв з торакальноТ мрургп, що сприяс полтшенню знань з дисциплЫи.

Литература

Березницький Я.С., Гапонов В.В., Яльченко H.A. Особ-ливосл викладання xipypriï для ¡нтерыв зпдно вимог кредитно-модульноУ системи // Вюник Укр. мед. стомат. академп. - 2006. - T.6, Вип. 1-2. - С. 292 - 294. Болонський процес у фактах i документах / Упор. Степко М.Ф., Болюбаш Я.Я., Шинкарук В.Д. та ¡нш. - К. - Терно-пгпь: Вид-во ТПДУ ¡м. В. Гнатюка, 2003. - 52 с. Журавський B.C., Згуровський М.З. Болонський процес: головы принципи входження в Свропейський npocTip вищоУ ocbîth. - К.: 1ВЦ: Вид-во "Пол1техшка", 2003. - 200 с.

Казаков В.М., Талаласнко О.М., Гарша М.Г. та ¡нш. Ме-тодолопя i реал1защя системи управлшня якютю медич-но'| ocbîth. - Донецьк, 2001. - 214 с.

Каминский И.В., Ильченко Ф.Н. Компьютерные технологии и современные методы визуализации в преподавании курса факультетской хирургии // Вестн. неотл. и восстановит. медицины. - 2004. - Т. 5, № 2. - С. 383 - 384. Матвмчук Б.О., Орач Р.У., Михайлович В.В. Впрова-дження кредитно-модульноУ системи оргаызаци навча-льного процесу у пщготовку л1кар1в-х1рурпв в ¡нтернатур1 // Вюник Укр. мед. стомат. академп. -2006. - Т.6, Вип. 12. - С.330-333.

Оболенцев Н.И., Зайцев А.Е., Шевченко Б.В. и др. Пути повышения профессиональной компетенции врачей-интернов анестезиологов-реаниматологов // Матер. 2 нац. Конгресу анестезюлопв УкраУни (24-27.09.1996р., м. XapKiB). - Кшв: Вища школа, 1996. - С. 10. Перцов В.И., Гриценко C.H. Использование компьютерных технологий для подготовки и повышения квалификации студентов и врачей // Бгпь, знеболювання, ¡нтен-сивна тератя. - 2004. - № 2. - С. 236 - 237. Пщаев A.B., Передерм В.Г. Болонський процес в Свропг - Одеса: Одес. держ. мед. ун-т, 2004. - 190 с.

10. Указ Президента УкраУни вщ 17.02.2004 № 199/2004 "Про заходи щодо вдосконалення системи вищоУ ocbîth УкраУни".

11. Штутин С.А., Олейников K.H. Оценка врачами-интернами конечных результатов своей подготовки в очно-заочной интернатуре // Матер. 2 нац. Конгресу анастезюлопв УкраУни (24 - 27.09.1996, м. XapKiB). - КиУв: Вища школа, 1996. - С. 13.

Tne European Higher Education Area - Achieving the Goals. Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. - Bergen, 19 -20.05.2005.

9

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.