Научная статья на тему 'Современные особенности проведения практических занятий на кафедре хирургии'

Современные особенности проведения практических занятий на кафедре хирургии Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
18
3
Поделиться
Ключевые слова
Болонская система / теоретическая и практическая подготовка студентов / врачебная деятельность

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Бондарев В. И., Алексеев А. В., Бондарев Р. В., Пепенин А. В., Аблицов Н. П.

В статье рассмотрены особенности проведения занятий на кафедре хирургии с учетом подготовки специалистов к практической работе в условиях Болонской системы. Внедрение прогрессивных технологий, рост активности, самостоятельности студентов, развитие умений и навыков в сфере своей профессиональной деятельности позволяет решать поставленные задачи.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Бондарев В. И., Алексеев А. В., Бондарев Р. В., Пепенин А. В., Аблицов Н. П.,

MODERN PECULIARITIES IN CARRYING OUT OF PRACTICAL SESSIONS AT SURGERY CHAIR

The article reviewed peculiarities in carrying out practical sessions at the surgery chair, which based on approaches in raining specialists according demands of Bologna system. Approaches towards the adaptation of advanced technologies, growth of students' activity, acquiring practical skills allow to reach the educational and professional goals.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Современные особенности проведения практических занятий на кафедре хирургии»

BtCHHK Украгнсъког медичног стожатологЬчног академИ'

НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧН1 ТА ОРГАН13АЦ1ЙН1 ПИТАНИЯ ВИКЛАДАННЯ Х1РУРГП У ВИЩИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ

УДК 371.3:616-089

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИИ.

Бондарев В.И., Алексеев A.B., Бондарев Р.В. , Пепенин A.B., Аблицов Н.П.

Луганский государственный медицинский университет, г. Луганск

В статье рассмотрены особенности проведения занятий на кафедре хирургии с учетом подготовки специалистов к практической работе в условиях Болонской системы. Внедрение прогрессивных технологий, рост активности, самостоятельности студентов, развитие умений и навыков в сфере своей профессиональной деятельности - позволяет решать поставленные задачи.

Ключевые слова: Болонская система, теоретическая и практическая подготовка студентов, врачебная деятельность.

Качественная подготовка как отечественных, так и иностранных студентов должна отвечать следующим требованиям: воспитание подготовленных специалистов, которые будут востребованы, как на внутреннем, так и на международном «рынке труда». Кроме того, они должны отвечать международным стандартам: знать необходимый объем информации, владеть практическими навыками, как работы с пациентом, выполнении определенных хирургических манипуляций, так и использовании новых медицинских технологий. В отечественной высшей медицинской школе происходит перестройка учебного процесса с широким внедрением основных положений Болонской декларации, которая проводит подготовку врачебных кадров по европейским стандартам [2].

Формирование готовности современного специалиста к практической работе в условиях Болонской системы, является комплексной проблемой, которая охватывает не только вопросы методики преподавания медицинской информации, организацию самостоятельной подготовки студентов, но и возможность получения ими практических знаний-умений. Несмотря на определенные преимущества этой системы, ряд авторов отмечает некоторые негативные аспекты ее внедрения, среди которых называют коммерциализацию и инструментализацию образования; сведение образования к обучению знаниям, упуская развитие клинического мышления и практических навыков, непосредственной работы с пациентом [1,2]. Развитие клинического мышление и практических умений, невозможно

без продолжения лучших традиций отечественной медицины, в которых со времен А.И. Пиро-гова приоритетной была работа студента «у постели больного». Таким образом, используя все преимущества нового, нельзя «отбрасывать» опыт нашей отечественной высшей школы.

Современные технологии, аппаратура и тщательная подготовка преподавателя к проводимому занятию позволяет решать поставленные задачи. На кафедре хирургии, перед каждым занятием подбираются больные по определенной нозологии, данные дополнительных методов исследований (рентгенограммы, анализы, ситуационные задачи, учебные видеофильмы, обучающие и тестирующие компьютерные программы). В учебном процессе широко используется для демонстрации весь диапазон имеющейся современной компьютерной мультимедийной проекционной и видеолапароскопической аппаратуры. Необходимо отметить хорошую наглядность этого вида обучения. Использование компьютера и проекционной аппаратуры позволяет более наглядно и презентабельно излагать лекционный материал, включая в него фрагменты обучающих видеофильмов, что однозначно повышает качество усвоения учебного материала. Ведь «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Современные технологии коснулись и операционной. Выполняемые видеолапароскопические операции хорошо отражены на большом экране монитора. Группа студентов может видеть все анатомические образования и детали хирургической техники, что невозможно при «открытой» операции. Исполь-

Актуальт проблеми сучасно! медицини

зование современной аппаратуры позволяет не только демонстрировать, но и создавать базу обучающих фильмов.

Считаем полезным и обязательным участие студентов в работе клиники. Так, как именно практические знания и умения способствуют формированию у будущего врача осознания ответственности перед пациентами, умения общаться с разными категориями больных, понимание последствий диагностических лечебных и этических ошибок. Самостоятельная работа студентов на нашей кафедре начинается с первого дня. С первого дня занятий студент курирует больных. Это позволяет в течение учебного периода наблюдать полный цикл течения заболевания и лечения; принимать участие в лечебно-диагностических процедурах, клинических разборах курируемых больных, а когда они идут на операцию наблюдать ее и даже ассистировать. Дальнейшее закрепление усвоенного теоретического материала и практических навыков в процессе обучения, осуществляется при решении ситуационных задач, демонстрации практических навыков и написании истории болезни. По нашему мнению, написание студентами истории болезни, помогает привить будущему врачу навыки работы с больным и медицинской документацией.

Формирование навыков-умений не возможно без практики. Целесообразно на кафедрах хирургического профиля ввести ургентные и плановые дежурства студентов, на которых они смогут более подробно ознакомиться с условиями работы, и на практике закрепить полученные практические навыки. Участие студентов в дежурствах помогает не только в их будущем профессиональном выборе, но и отбору наиболее перспективных, активных студентов для индивидуальной научной работы и дальнейшему формированию будущего преподавательского резерва кафедры.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Мы не раз обращали внимание на целесообразность проведения производственной практики студентов непосредственно после прохождения цикла, увеличив его длительность так, чтобы студент прошел практику в период занятий. Данное предложение позволит более прочно

точную оценку знаниям-умениям студента и, наконец, освоение практических навыков идет под непосредственным контролем более квалифицированного педагога, а не районного врача.

Учитывая требования Болонского процесса -все студенты должны получить оценку на каждом занятии, встает вопрос о том, где взять дополнительное время? Для увеличения времени на практическую часть занятия, стараемся сократить время опроса студентов. Выявляя уровень исходных знаний, мы широко используем письменный и компьютерный контроль. На кафедре разработаны свыше 400 тестовых заданий, которые включают весь необходимый минимум теоретических знаний по нашей дисциплине. Информационная база, заложенная в этих заданиях, максимально приближена к ситуационным задачам «Крок-2». Широко используются оригинальные, разработанные компьютерные тестирующие и обучающие программы, на украинском, русском и на английском языках, позволяющие быстро и эффективно проверить исходный уровень знаний.

Таким образом, развитие медицины связанно с развитием высоких технологий - это диктует новые требования к качеству подготовки медиков, а значит и качества обучения студентов. Этот вопрос встал более остро в связи с евро-интеграционной программой подготовки докторов. Особенности теоретической и практической подготовки студентов на клинических кафедрах должны способствовать интенсификации учебного процесса, повышению его наглядности, результативности, широкому внедрению прогрессивных технологий, росту активности, самостоятельности студентов, их самореализации, развитию умений и навыков в сфере своей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Колкин Я.Г., Хацко В.В., Дудин A.M. и др. Пути совершенствования обучения хирургов- интернов на цикле торакальной хирургии //Вюник Укр. мед. стомат. академп. - 2007. - T.7, Вип. 1-2. - С. 304-306.

2. Лупальцев В.И., Лях A.B., Дехтярук И.А. и др. Новые подходы к преподаванию хирургических болезней на кафедрах стоматологического профиля в свете Болонского образовательного пространства //Вюник Укр. мед. стомат. академп. - 2007. - T.7, Вип. 1-2. - С. 307308.

усвоить теоретический материал, дать более

Реферат.

СУЧАСН1 ОСОБЛИВОСТ1 ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧНИХ ЗАНЯТЬ НА КАФЕДР1 Х1РУРГИ. Бондарев B.I., Алексеев О.В., Бондарев Р.В. , Пепеын О.В., АблЩов М.П.

Ключов1 слова: Болонська система, теоретична й практична пщготовка студента, лкарська дтльнють.

У статп розглянут1 особливост1 проведения занять на кафедр1 xipyprii з урахуванням пщготовки фахшцщ до практично! роботи в умовах Болонской системи. Впровадження прогресивних технолопй, picT активное^, самостшност1 студентш, розвиток ум1нь i навичок у сфер1 своеТ професшноТ д1яльност1 - дозволяе виршувати поставлен! завдання.

Summary.

MODERN PECULIARITIES IN CARRYING OUT OF PRACTICAL SESSIONS AT SURGERY CHAIR

Bondarev V.I., Alekseev O.V., Bondarev R.V., Pepenin O.V., Ablitsov M.P.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Key word: Bologna system, theoretic and practical trainings of students, doctor's activity

The article reviewed peculiarities in carrying out practical sessions at the surgery chair, which based on approaches in raining specialists according demands of Bologna system. Approaches towards the adaptation of advanced technologies, growth of students' activity, acquiring practical skills allow to reach the educational and professional goals.

Tom 9, Выпуск 1

331