Научная статья на тему 'Опыт преподавания хирургии врачам-интернам по специальности "Общая практика - семейная медицина"'

Опыт преподавания хирургии врачам-интернам по специальности "Общая практика - семейная медицина" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание хирургии / семейная медицина / последипломное образование / teaching / surgery / general practice / postgraduate education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хилько С. С., Скоромный А. Н., Бобков О. В.

Обобщен опыт преподавания хирургии у врачей-интернов по специальности «Общая практика семейная медицина» на кафедре хирургических болезней последипломного образования. Освещены актуальные вопросы оптимизации учебного процесса и наглядности преподавания. Рассмотрены вопросы повышения уровня усвоения теоретического материала и практических навыков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хилько С. С., Скоромный А. Н., Бобков О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN SURGERY TRAINING OF INTERNS ON SPECIALTY “GENERAL PARACTITIONER

The paper is devoted the experience in surgery teaching of interns on specialty “General practitioner” at the Surgical Pathologies Chair of the Postgraduate Education Faculty. Urgent problems of academic activity, its optimization have been highlighted as well as the questions concerning the acquiring the theoretical knowledge and practical skills.

Текст научной работы на тему «Опыт преподавания хирургии врачам-интернам по специальности "Общая практика - семейная медицина"»

BtCHHK Украгнсъког медичног стожатологЬчног академш

The preliminary analysis of teaching course results in ECTS determined some links that need to be solved. It concerned educational and methodical providing as well as technical supplies especially in a matter of skills tutorial control and dividing general studying hours in discipline towards to enlarge the latter. It is interesting to define module control of theoretical and practical knowledge levels and its proportion during the current course.

УДК 378.147:616-089

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИРУРГИИ ВРАЧАМ-ИНТЕРНАМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ОБЩАЯ ПРАКТИКА - СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА". Хилько С.С., Скоромный А.Н., Бобков О.В.

Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского

Обобщен опыт преподавания хирургии у врачей-интернов по специальности «Общая практика - семейная медицина» на кафедре хирургических болезней последипломного образования. Освещены актуальные вопросы оптимизации учебного процесса и наглядности преподавания. Рассмотрены вопросы повышения уровня усвоения теоретического материала и практических навыков.

Ключевые слова: преподавание хирургии, семейная медицина,

В Украине уже более 5 лет достаточно эффективно выполняется реформирование системы охраны здоровья. Одной из неотъемлемых частей реформы является внедрение семейной медицины [1, 4-6]. Особенность работы семейного врача существенно отличается от общеизвестной участковой системы и определяется многопрофильностью, пролонгированностью наблюдения на всех этапах патологического процесса, возрастом, социальным статусом пациента, его семейным окружением. В связи с этим в преподавании хирургии врачам семейной медицины возникает необходимость освещения таких разделов медико-социальной помощи как геронтология, медико-социальный патронаж инвалидов, хронических больных, их семей, ведение пациента в ремиссии болезни с четкими критериями назначения поддерживающей, заместительной и противорецидивной терапии, вопросы паллиативной помощи, основы общей и частной реабилитологии. Отсутствие целостного комплексного изучения указанных проблем, их рассредоточение по разделам программы и фрагментарность не способствуют выработке научного и клинически обоснованного подхода к их практическому решению. Это требует от кафедральных коллективов постоянного поиска новых и совершенствования известных методических подходов к преподаванию хирургии врачам по специальности "Общая практика - семейная медицина" [4].

Материалы и методы .

Учитывая вышеизложенное, основываясь на многолетнем опыте преподавания хирургии, на нашей кафедре применяются интенсивные педагогические методики с рациональным использованием теоретических знаний и практических навыков в конкретных клинических условиях.

Следует признать, что преподавание хирургии врачам-интернам семейной медицины имеет свои особенности. В частности, врачи-интерны, имея небольшой практический опыт и зачастую не представляя, с какими группами патологии им придется сталкиваться, уделяют недостаточ-

последипломное образование.

ное внимание изучению хирургии, считая ее непрофильной дисциплиной. В связи с этим, акцентуируется внимание интернов на необходимости наличия знаний и умений по хирургии в их повседневной работе. Во время лекций и проведения практических занятий убеждаем интернов в необходимости освоения основ хирургии в соответствии с характеристикой врача общей практики - семейная медицина. Оказание квалифицированной помощи не возможно без знаний основных разделов общей хирургии - асептики и антисептики, оказания первой помощи при травмах живота, конечностей, головы и шеи, остановки кровотечения, профилактики столбняка [3].

Кроме того, зачастую, врачам семейной медицины приходится принимать решение по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим, проводить реанимационные и противошоковые мероприятия. Не исключены случаи предъявления врачу моральных, этических и юридических обвинений из-за несвоевременно оказанного должного объема медицинской помощи, причиной которого являются отсутствие у семейного врача элементарных знаний по хирургии.

Считаем целесообразным введение регулярных посещений приемного отделения врачами семейной медицины на практических занятиях, позволяющих лучше освоить вопросы дифференциальной диагностики острых хирургических заболеваний и оказания квалифицированной медицинской помощи.

Для повышения интереса врачей-интернов к получению информации, используем различные виды представления информации (графическую, видео, аудио, цветовые акценты и .т.д.). В связи с развитием различных направлений диагностики и лечебных манипуляций, большое внимание уделяем демонстрации предварительно записанных видеофрагментов, фотоматериалов, позволяющих полностью раскрыть особенности данных манипуляций. Особенно наглядны такие примеры при изучении тем «Раны и хирургические инфекции», «Хирургические

Актуальт проблеми сучасно! медицини

болезни желудка и двенадцатиперстной кишки», «Ожоги, раны и хирургические инфекции», включающих несколько занятий и обязательно требующих визуальной информации. Представление материалов проводится с помощью стандартных версий презентационных программ Power Point из набора Microsoft Office.

Еще одной проблемой, снижающей интерес к занятиям, является отсутствие относительной однородности учебной группы. Важное значение для преодоления неоднородной учебной среды при решении типичных диагностических и клинических заданий, усвоении нового материала, принадлежит методикам, оптимизирующим обучение, с использованием компьютерного класса. Компьютерные обучающие тестовые ситуационные задачи максимально приближены к реальной клинической ситуации и имеют возможность при неверном ответе моментально выдать правильное решение без необходимости долгих поисков ответа перелистыванием стопок учебной литературы. Таким образом, постоянно совершенствующиеся компьютерные технологии создают условия для непрерывной оптимизации учебного процесса в современныхусловиях.

Результаты и обсуждения.

Описанные выше принципы внедрены в учебный процесс на кафедре хирургических болезней ФПО Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского с 2005 года. За этот период на кафедре прошли обучение более 140 врачей-интернов общей практики - семейной медицины по циклу «Хирургия».

Все лекции на кафедре оформлены в виде мультимедийных презентаций с использованием фотоматериалов клиники и интернета, повышающих иллюстративность и наглядность материала, что существенно повысило интерес врачей-интернов семейной медицины к циклу «Хирургия» в целом.

Изменены подходы к проведению практических занятий. Обследование тематических больных осуществляется по синдромному принципу: проводится демонстрация больных с разной патологией, отобранных в соответствии с выделенным основным синдромом, сходной

клиникой заболевания и осложнениями. Дополнительный набор больных с разными патологическими процессами осуществляется из пациентов, обращающихся за помощью в приемно-диагностическое отделение. Такой подход позволил оптимизировать использование времени практического занятия, отработать практические навыки, проводить дифференциальный и формировать клинический диагноз с определением рациональной лечебной тактики.

Созданы и постоянно добавляются новые обучающие тестовые ситуационные задачи в компьютерном классе кафедры.

Внедрение этих принципов преподавания цикла «Хирургия» у врачей- интернов семейной медицины позволило повысить качество обучения, что подтверждается сравнительным усвоением дисциплины врачами-интернами, обучающимися в текущем году с итоговыми результатами за прошлые года.

Выводы.

Описанные подходы к преподаванию хирургии дают возможность правильно откорректировать педагогический процесс, улучшить теоретическую подготовку и практические навыки врачей-интернов, что позволит улучшить результаты оказания помощи больным с хирургической патологией, согласно профессиональным задачам врача общей практики - семейной медицины.

Литература

1. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. -Лиссабон, 11 апреля 1997.

2. Положения про оргажзац1ю навчального процесу у вищих навчальних закладах: Наказ MiH. осв. i науки Украши Bifl 02.06.1993, №161.1993, №161.

3. Складов! галузевих стандарта вищо!' ocbîth напрямку п1дготовки 1101 «Медицина» осв1тньо-квал1фкацшного ршня «спец1алют» у вищих навчальних закладах III-IV ршня акредитацп Украши. - К.: 2002.

4. Система управлшня якютю медично!' ocbîth в УкраТш. / I.C. Булах, О.П. Волосовець, Ю.В. Вороненко та ¡н. -Дыпропетровськ: Арт-пресс, 2003. - 211 с.

5. The European Higher Education Area. Joint Declaration of the European Ministers of Education. Bologna, June 19, 1999.

6. The European Higher Education Area. - Arhieving the Goals. Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, May 19-20, 2005.

Реферат.

ДОСВ1Д ВИКЛАДАННЯ Х1РУРП1 Л1КАРЯМ-1НТЕРНАМ ЗА СПЕЦ1АЛЬН1СТЮ «ЗАГАЛЬНА ПРАКТИКА - С1МЕЙНА МЕДИЦИНА» Хтько С.С., Скоромний О.М., Бобков О.В.

Ключов1 слова: викладання xipyprii, амейна медицина, пюлядипломна oceiTa.

Узагальнений досвщ викладання xipyprii у niKapie-iHTepHie за спец1альнютю «Загальна практика - амейна медицина» на кафедр1 Xipypri4HHX хвороб факультету пюлядипломноТ oceiTH Кримського державного медичного ужверситету. Освплеж актуальы питання оптимЬацп учбового процесу та наочност1 викладання. Розглянут1 питання пщвищення ртня засвоення теоретичного матер1алу i практичних навиив.

Summary.

EXPERIENCE IN SURGERY TRAINING OF INTERNS ON SPECIALTY "GENERAL PARACTITIONER" Khil'ko S.S., Skoromny A.N., Bobkov O.V.

Keywords: teaching, surgery, general practice, postgraduate education

Tom 9, Выпуск 1

365

BtCHHK ynpatHCbKot Medunnot cmoMamonotinnot aKadeMiit

The paper is devoted the experience in surgery teaching of interns on specialty "General practitioner" at the Surgical Pathologies Chair of the Postgraduate Education Faculty. Urgent problems of academic activity, its optimization have been highlighted as well as the questions concerning the acquiring the theoretical knowledge and practical skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.