Научная статья на тему 'Первый опыт внедрения кредитно-модульной системы в преподавании хирургии студентам медицинского факультета'

Первый опыт внедрения кредитно-модульной системы в преподавании хирургии студентам медицинского факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хирургия / преподавание / кредитно-модульная система / surgery / training / ECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупальцов В. И., Ягнюк А. И., Дехтярук И. А., Ворощук Р. С., Мирошниченко С. С.

Статья посвящена изучению проблем внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса (КМСОУП) в преподавании дисциплины хирургия. Представлен опыт внедрения КМСОУП для студентов 4 курса медицинского факультета на кафедре хирургии № 3 Харьковского национального медицинского университета. Отмечены трудности адаптации типовой учебной программы по дисциплине и намечены пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупальцов В. И., Ягнюк А. И., Дехтярук И. А., Ворощук Р. С., Мирошниченко С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST EXPERIENCE OF EUROPEAN CREDIT TRANSFER SYSTEM IMPLEMENTATION IN SURGERY TRAINING FOR NEDICAL STUDENTS

The article is devoted to the study of problems of European Credit Transfer System (ECTS) implementation in surgery training. The experience of ECTS implementation at the department of surgery #3 of Kharkiv National Medical University for the fourth year medical was presented. Difficulties of adaptation of the typical educational program on surgery were noted and their solutions were proposed.

Текст научной работы на тему «Первый опыт внедрения кредитно-модульной системы в преподавании хирургии студентам медицинского факультета»

Выводы

Помощь преподавателей кафедры в обучении и повышении желания у студентов-ординаторов к усвоению знаний-умений в рамках рекомендаций Болонского процесса, разработка компьютерных технологий и других видов демонстрационного обучения, позволит повысить их образование. Лучшее усвоение студентами рекомендуемых знаний-умений по оказанию первой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах повысит уровень медицинской помощи и позволит снизить

число осложнений, летальность среди больных, находящихся в критических состояниях, сохранить трудоспособность и повысить экономическое благосостояние Украины.

Литература

1. Волков Н.Ф., Волков В.Н. Обучающие компьютерные системы //Материалы международной конференции "Медицинское образование XXI века". -Витебск: ВГМУ, 2002. С. 186-187.

2. План организации учебно-методической работы ДонГМУ. - Донецк, 2004. С. 43.

Реферат

ПЕРСПЕКТИВИ НАВЧАННЯ СТУДЕНТ1В ОРДИНАТОР1В ПО МЕДИЦИН1 НЕВ1ДКЛАДНИХ CTAHIB . Курапов е.П., Ворхлк M.I., MiHrna К.З., Килимниченко O.I., Христуленко А.А., Дем1на T.B. Ключов1 слова: медичне навчання, комп'ютеры технологи, знання-вмшня.

Розробка компьютерних технолопй, мультимедшних навчальних програм, в1деоматер1ал1в по методикам надання медичноТ допомоги при критичних станах в значному ступен1 повинно сприяти навчанню ординаторщ ecix фахш медицини надзвичайних ситуацш та критичних станш. Адекватна медична допомога дозволить знизити летальнють, кшькютъ ускпаднень, що знизить коштовнють лкування та пщвищить економнний стан УкраТни i працездатнють населения.

Summary

THE PROSPECTS IN TRAINING STUDENTS AND INTERNS ON EMERGENCY MEDICINE. Kurapov E.P., Vorhlik M.I., Minina K.Z. Kilimnichenko O.I., Khristulenko A.A., Demina T.V. Keywords: medical training, computer technologies, knowledge-abilities.

Development of computer technologies, multimedia training programs, video data on the methods of providing medicare under the critical states should awake interest in interns of all specialties to study the urgent. Adequate medical care will result in the decline of lethality, numbers of complications among the population and increase of economic welfare of Ukraine and saving of population's capacity to work.

УДК 617-089:378.147:378.3]-057.875

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИРУРГИИ СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Лупальцов В.И., Ягнюк А.И., Дехтярук И.А., Ворощук P.C., Мирошниченко C.C.

Харьковский национальный медицинский университет

Статья посвящена изучению проблем внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса (КМСОУП) в преподавании дисциплины хирургия. Представлен опыт внедрения КМСОУП для студентов 4 курса медицинского факультета на кафедре хирургии № 3 Харьковского национального медицинского университета. Отмечены трудности адаптации типовой учебной программы по дисциплине и намечены пути их преодоления.

Ключевые слова: хирургия, преподавание, кредитно-модульная система.

Введение.

Целью внедрения кредитно-модульной системы образовательного процесса (КМСОП) является повышение качества высшего образования специалистов и обеспечение на этой основе конкурентноспособности выпускников университета как на внутреннегосударственном рынке труда, так и в какой-либо стране мира, повышение авторитета и престижа Украинского высшего медицинского образования.

Основными положениями КМСОП являются: интеграция в европейское пространство высшего образования; соответствие стандартам европейской системы образования; создание единой системы кредитных единиц оценивания ECTS (European Credit Transfer System), в которой

кредиты выполняют как диференциально-различительную функцию, так и функцию накопления; определение академического статуса студента не общим сроком усвоения учебной программы, а количеством набранных кредитов (которые отображают частицу усвоенной программы) и средним баллом (что характеризует качество успеваемости); ранжирование студентов по результатам успеваемости, определение индивидуального рейтинга каждого из них; учет для каждой дисциплины весомости различных видов занятий: лекций, практических, лабораторных и др.; активное участие студентов в учебном процессе; важно значение текущей работы студента и ее текущего оценивания; увеличен объем самостоятельной работы студентов; возможность учебы по индивидуальным

Том 9, Випуск 1

359

В1СНИК Украгнсъког медичног стожатологЬчног академш

учебным планам; развитие международного обмена студентами и преподавателями, устранение препятствий для свободного перехода студентов в другие высшие учебные заведения (взаимное признание документов об образовании).

Цель работы. На основе собственного опыта осветить проблемы внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса при изучении хирургии.

Материалы и методы.

Проанализированы собственные данные, а также рекомендации последних лет, посвященные данной тематике.

Результаты и обсуждение.

Для реализации положений КМСОУП на кафедре хирургии № 3 была использована соответствующая нормативная база, разработанная специалистами МОЗ Украины, типовая учебная программа по хирургии и инструкции учебно-методического отдела Харьковского национального медицинского университета (ХНМУ).

Кредитно-модульная система организации учебного процесса - это модель организации учебного процесса, в основе которой заложено объединение модульных технологий обучения и зачетных кредитов - единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимой для освоения содержательных модулей или блока модулей. Система подразумевает разбивку каждой дисциплины на модули и многобалльное оценивание деятельности студента за весь период учебного процесса. Согласно типовой учебной программе по хирургии, кредитно-модульная система предусматривает изучение дисциплины на 4-ом, 5-ом и 6-ом курсах медицинского университета, структурированной на модули, как логично завершенные части учебной программы. Модулем содержательно завершена часть теоретического и практического учебного материала дисциплины (раздел, тема или совокупность тем), которая предусмотрена рабочим учебным планом. Изучение каждого модуля осуществляется на лекциях, практических занятиях, семинарах, во время самостоятельной работы и консультаций и завершается итоговым модульным контролем. Самостоятельная работа предусматривает подготовку к учебным занятиям, написанию историй болезни, докладов, рефератов, дежурства, в клинике, участие в научных исследованиях и др.

Согласно учебному плану МОЗ Украины на 2008-2009 гг., для изучения хирургии на 4-ом курсе отведено 135 учебных часа (4,5 кредита). При этом 60% часов, которые отводятся на изучение дисциплины в течение учебного года, являются аудиторными, а 40% часов представляет самостоятельная работа студента.

В целом курс дисциплины хирургия состоит из 5 модулей, каждый из которых включает опре-

деленное количество содержательных модулей. Последние объединяет определенную группу тем, рассматриваемых на лекциях и практических занятиях. Так, модуль «Абдоминальная хирургия», изучаемый студентами медицинского факультета на 4-ом курсе, включает 2 содержательных модуля: «Ургентная абдоминальная хирургия» и «Хирургическая гастроэнтерология и проктология».

При оценивании учебной деятельности студента отдается преимущество стандартизированным методам, которые нуждаются в наименьшем времени непосредственного контакта преподавателя со студентом и являются более объективными: тестированию, структурированной письменной работе, структурированному контролю практических навыков, в условиях, приближенным к реальным. Тестирование на каждом практическом занятии содержит по 10 вопросов изучаемой темы. Вопросы построены в форме ситуационных задач, к каждой из которых предлагается 5 вариантов ответа, но лишь 1 является правильным.

Оценка за содержательный модуль определяется с учетом оценок ежедневного опроса теоретической и практической подготовки и компьютерного тестирования по темам, предусмотренным модулем (включая разделы самостоятельной работы).

Оценка по дисциплине является рейтинговой, то есть определяется как сумма оценок модулей дисциплины. Максимальное количество баллов, которое студент может набрать по дисциплине, составляет Р=40К, где К - количество кредитов по дисциплине. Сумма баллов Р распределяется поровну между модулями, причем в каждом модуле 60% баллов за модуль составляет текущее оценивание знаний, а 40% - итоговый модульный контроль. Количество баллов за текущий контроль в отдельном модуле распределяется поровну между практическими занятиями. На каждом занятии студент получает оценки за теоретическую подготовку и практическую работу, которые конвертируются в рейтинговые баллы. Баллы присваиваются студенту при усвоении темы; в случае отсутствия усвоения выносится «0» баллов. Изучая дисциплину, студент получает как баллы за оценивание знаний, так и поощрительные баллы, за дополнительные виды учебной работы, определяемые кафедрой (за участие в олимпиадах, индивидуальную самостоятельную работу, доклады на конференциях, научные публикации, выполнение научно-методических разработок, создание стендов, и т.п.).

Максимальное количество текущих баллов, которое может набрать студент при изучении модуля, высчисляется путем умножения количества баллов, соответствующих оценке «5», на количество тем в модуле с добавлением баллов за индивидуальную самостоятельную работу. Минимальное количество баллов - путем умножения

количества баллов, которые отвечают оценке «3», на количество тем в модуле с добавлением баллов за индивидуальную самостоятельную работу. Баллы за индивидуальную самостоятельную работу насчитываются лишь при успешной ее защите. Студенты, которые имеют низкий рейтинговый балл, а также студенты, которые желают повысить свою рейтинговую оценку, могут это сделать в течение учебного года путем посещения дополнительных занятий.

Итоговая оценка по дисциплине включает все виды работ студента (аудиторную, самостоятельную, практические занятия, подготовку и защиту истории болезни). Экзаменационные сессии отсутствуют. Вместо экзамена после изучения каждого модуля сдается итоговый модульный контроль, состоящий из трех частей: курация больного с оформлением медицинской документации, компьютерное тестирование, которое содержит 80 вопросов, устное собеседование с преподавателем. К итоговому модульному контролю допускаются студенты, которые полностью посетили аудиторные учебные занятия и выполнили все виды работ, предусмотренные учебной программой, и при изучении модулей набрали общее количество баллов не менее 60% от минимального. Итоговый модульный контроль считается зачтенным, если студент набрал не менее 60% баллов.

Кредиты БСТБ присваиваются лишь тем студентам, которые успешно окончили курс. Количество баллов, которые студент набирает по дисциплине, определяется как сумма баллов модулей дисциплины (рейтинговых оценок). Сумма полученных кредитов определяет объем проведенной студентом работы и его рейтинг.

Студенты своевременно и систематически информируются о всех полученных рейтинговых оценках и текущем значении рейтинга по дисциплине. Гласность результатов обеспечивается путем систематической распечатке рейтинговых листов. Рейтинговый лист позволяет кафедре анализировать и своевременно корректировать учебный процесс, руководить учебной деятельностью каждого студента.

Наш предварительный анализ преподавания дисциплины по принципам КМСОУП свидетельствует о большей мотивации студентов к изучению учебного материала, по сравнению со студентами ряда прошлых лет, у них появилась заинтересованность в получении лучшей оценки на каждом занятии. В целом значительно выросла активность студентов на каждом занятии.

Наблюдается повышение производственной дисциплины студентов, что отражается в уменьшении количества пропусков практических занятий и лекций по неуважительным причинам. Возросла роль самостоятельной работы студентов, студенты стали более ответственно относиться к написанию и защите истории болезни, поскольку это существенно может повлиять на их итоговую рейтинговую оценку.

Следует отметить также определенные трудности внедрения КМСОУП на кафедре хирургии № 3, которые связаны, прежде всего, с уменьшением времени, отводимого на клинический разбор больного, детальное изучение причин возникновения, особенностей хода заболевания, необходимые для формирования клинического мышления студента. Это ведет к ослаблению овладения студентами практическими навыками.

Для улучшения данной ситуации, учитывая наш первый опыт внедрения КМСОУП, планируется провести адаптацию типовой учебной программы по дисциплине хирургия с увеличением времени пребывания студента у постели больного. Это возможно осуществить за счет использования времени, отводимого на проведение тестового контроля студентов, который мы предлагаем проводить однократно на итоговом модульном контроле, а на практическом занятии разбирать типовые тестовые ситуационные задачи вместе с преподавателем. Последние следует также разместить на сайте кафедры для возможности дистанционной самоподготовки студентов к тестовой части модульного контроля.

Выводы.

Внедрение кредитно-модульной системы по принципам Болонского процесса стимулирует студентов к систематическому изучению дисциплины, поощряет их к самостоятельной работе, создает заинтересованность в получении максимальной оценки на каждом занятии. Все это позволило существенно повысить абсолютную и качественную успеваемость студентов при изучении хирургии.

Недостатками преподавания является снижение времени, отводимого на курацию больного, недостаточное количество методической литературы по дисциплине для преподавателей и студентов, а также большое количество студентов в группах (12-15). Оптимальным количеством студентов в группе для обеспечения требований КМСОУП является 6-7 человек.

Реферат

ПЕРШИЙ ДОСВ1Д ВПРОВАДЖЕННЯ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОТ СИСТЕМИ У ВИКЛАДАНН1 Х1РУРП1 СТУДЕНТАМ МЕДИЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Лупальцов B.I., Дехтярук I.A., ЯгнюкА.1., Ворощук P.C., М1рошниченко С.С. Ключов1слова: xipyprm, викладання, кредитно-модульна система

Стаття присвячена дослщженню проблем впровадження кредитно-модульноТ системи оргажзацп учбового процесу (КМСОУП) у викладаны дисциплин xipyprm. Представлено досвщ впровадження КМСОУП для студентш 4 курсу медичного факультету на кафедр1 xipyprii № 3 Харивського нацюнального медичного ужверситету. BiflMi4eHi складност1 адаптацп типовоТ навчальноТ програми з дисциплин та намнеы шляхи Тхнього подолання.

Том 9, Выпуск 1

361

BtCHHK Украгнсъког медичног стожатологЬчног академИ'

Summary

FIRST EXPERIENCE OF EUROPEAN CREDIT TRANSFER SYSTEM IMPLEMENTATION IN SURGERY TRAINING FOR NEDICAL STUDENTS.

Lupaltsov V.I., Dehtyaruk I.A., Yagnyuk A.I., Voroshchuk R.S., Miroshnichenko S.S. Keywords: surgery, training, ECTS

The article is devoted to the study of problems of European Credit Transfer System (ECTS) implementation in surgery training. The experience of ECTS implementation at the department of surgery #3 of Kharkiv National Medical University for the fourth year medical was presented. Difficulties of adaptation of the typical educational program on surgery were noted and their solutions were proposed.

УДК: 161.221.2:378.147:617

Д0СВ1Д ВИКЛАДАННЯ ЗАГАЛЬНОТ Х1РУРГ1Т ЗА КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЮ СИСТЕМОЮ: СУЧАСНИЙ СТАН, ПРОБЛЕМЫ ПИТАНИЯ

Мунтян С.О., Кришень В.П., Баранник С.1.,Задорожний В.В., Безрук Н.Г., Троф{мов М.В.

Днтропетровська державна медична академ1я

Попереднш анал{з резулътатгв викладання загалъног хгрургИ за кредитно-модулъною системою визначив питання, якг потребуютъ розв язання. Вони торкаютъся учбово-методичного та матер{алъно-техтчного забезпечення навчалъного процесу, методологи викладання практичних навичок, розподшу модулъного контролю р{вня засвоення практичних г теоретичних знанъ, збшъшення загалъного часу навчалъних годин з дисциплти.

Ключов1 слова: кредитно-модульна система, загальна х1рурпя, методика викладання.

Клш1чна дисциплша «Загальна xipypra» посщае одне ¡з провщних мюць при пщготовц1 лкаря загального профтю. Курс загальноТ xipyprii закладае на III Kypci основи вивчення студентами xipyprii, дитячоТ xipyprii, травматологи й ортопедп, нейрох1рург1Т, анестезюлоги й ¡нтенсивнш терапп, урологи, акушерства, пнекологп, тощо.

3 2007-08 навч. року в вищих медичних навчальних закладах УкраТни почате викладання загальноТ xipyprii по Болонськш систем!.

Це призвело до значних змш в навчальнш nporpaMi. В1дпов1дно до навчального плану, розробленого на принципах СвропейськоТ кредитно-трансферноТ системи (ECTS) i затвердженого наказом МОЗ УкраТни "Про затвердження та введения нового навчального плану пщготовки фах1вц1в осв1тньо-квал1ф1кацшного р1вня "Спещалют" квал1ф1кацп "Лкар" у вищих навчальних заставах III-IV piBHiB акредитацп УкраТни за спец1альностями "Пкувальна справа", "Пед1атр1я", "Медико-профтактична справа", курс загальноТ xipyprii' розрахований на викладання протягом V, VI семестр1в (на III Kypci). Для практичних занять на 2008-09 навч. piK було видтено 80 годин. Таким чином, загальний час практичних занять зменшено в 4 рази у пор1внянш з 2005-06 навч. роком. Тривалють практичного заняття згщно типовоТ навчальноТ програми з загальноТ xipyprii' МОЗ УкраТни складае 2 учбов1 години (80 хвилин) при збереженому чисельному склад1 десятмв (10-12 студенев).

Для п1дготовки до переходу на викладання в умовах кредитно-модульноТ системи в 2007 poqi

МОЗ УкраТни видало типову програму навчальноТ дисциплши "Загальна х1рург1я" для студенев вищих медичних закпад1в III - IV piBHiB акредитацп. Матер1ал дисциплши в nporpaMi структурований у вигляд1 43 тем, що, з урахуванням учбового плану, змушуе викладати по дв1 теми за одне практичне заняття протягом майже всього навчального року. Створення новоТ програми навчальноТ дисциплши супроводжувалось скороченням часу, призначеним на викладання та засвоення окремих тем. Це додатково посилило жорсткють вимог до учбово-методичного забезпечення щодо п1дготовки та проведения навчальних занять, бтьш 4iTKO'i ор1ентаци на функци, задач! майбутньоТ професшноТ д1яльностк KpiM того, сучасний етап медичноТ пщготовки характеризуеться значним збтьшенням обсяпв, складносп i темп1в засвоення учбового матер1алу. Зросла актуальнють невиршеноТ ще проблеми довгострокового запам'ятовування у студенев, тим бтьш, що в умовах ¡нформацшного перенавантаження р1вень засвоення учбового матер1алу значно попршуеться. Виршенню ц1еТ проблеми може частково допомогти побудова структурно-лопчних схем зм1сту окремих тем. Ц схеми виконують функцш скороченого, ¡нформацшно-насиченого граф1чного вщображення змюту теми. Але все ж таки засвоення будь-якоТ теми не е вивченням таких схем та алгоритм1в. 1х засвоення, як форми довгострокового запам'ятовування учбового матер1алу, мае базуватися на поширеному вивченш основноТ, базовоТ та додатковоТ л1тератури.

Одним ¡з ключових acneKTiB у викладаны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.