В1СНИК Украгнсъког медичног стоматолог1чног академИ
хворого», в операцмнм та перев'язувальнм, по-яснюючи матерел на конкретних випадках;
3. 1нтеграц1я викладання xipyprii ¡з ¡ншими кафедрами xipypriHHOi стоматологи;
4. Постмний контроль знань та вщвщування студентами лекцм i занять у cnißnpaui ¡з декана-
том.
Вважаемо, що пщвищення р1вня викладання ¡з застосуванням нових технолопй е основним в мотиваци студент! в до кращого засвоення знань з хфурпчних хвороб.
УДК: 378.14:616-089.844
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ «ВРАЧ И ПАЦИЕНТ» В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ
Фисталь Э.Я., Самойленко Г.Е., Фисталь H.H., Солошенко В.В., Носенко В.М., Коротких Д.М., Чеглаков Е.В., Хачатрян С.Г.
Институт неотложной и восстановительной хирургии им.В.К.Гусака АМН Украны, Донецкий государственный медицинский университет им.М.Горького, г. Донецк
В статье представлена компьютерная система учета результатов лечения пациентов Донецкого ожогового центра, используемая в педагогическом процессе преподавания пластической хирургии. Система «Врач и пациент» предназначена для ввода, хранения и анализа информации о ходе лечения пациентов в стационаре, существенно ускоряет обмен информацией между субъектами лечебного процесса и подразделениями больницы. На базе системы создается электронный архив данных, с возможностью ежедневной фиксации статуса пациента и фото-видеодокументации. В отличие от бумажной версии, электронная история болезни может храниться вечно, к тому же в ней все документы сортируются, редактируются и распечатываются автоматически и практически моментально обрабатываются для отчетов. Ещё одним большим плюсом электронного хранения данных является то, что к каждой истории болезни можно добавить видео и фотоматериал. Обучающийся курсант может проследить как за конкретными лечебно-диагностическими действиями, так и получить интегральные показатели, реабилитационные и деонтологическо-правовые аспекты состояния помощи по отдельным видам выполняемых пластических коррекций, что расширяет возможности преподавания такой новой дисциплины как пластическая и реконструктивно-восстановительная хирургия не только хирургам, но и менеджерам здравоохранения.
Ключевые слова: электронные системы, преподавание, пластическая хирургия.
Реальной необходимостью в современных условиях является повышение качества последипломной подготовки врачей различного профиля, которые оказывают помощь пострадавшим от термических поражений и их последствий на этапах эвакуации и лечения. Не менее важной задачей - является обучение врачей хирургического профиля (в том числе травматологов, комбустиологов и др.) основам пластической, реконструктивной и
восстановительной хирургии Неотъемлемым атрибутом преподавания любого раздела хирургической дисциплины несомненно является наглядность.
Подобный подход нам подсказывает и исторический опыт становления комбустиологии как специальности в неразрывной связи с развитием пластической хирургии. В нашей стране с этой точки зрения классическим трудом можно считать монографию Ю.Шимановского, изданную еще в 1865 г. В то время еще как таковая не была известна свободная кожная пластика, днем рождения которой следует считать 8 декабря 1869 г. (Ж. Реверден). Однако, переворотом в хирургии ожогов, в частности, и пластической хирургии в целом, следует считать 1939 год, когда были изобретены и клеевой и ручной дерматомы,
позволяющие получать кожные трансплантаты любой толщины и площади. В СССР первый электродерматом возврато-поступательного действия был создан в г.Донецке. Этот дерматом проф. Р.В. Богославский в 1960 году с успехом смысле демонстрировал с трибуны делегатам XXVII съезда хирургов Советского Союза в Москве.
Реалии XXI века вследствие развития новейших технологий, аппаратуры, средств и медикаментов требуют от коллективов кафедры и функционирующих курсов комбустиологии и пластической хирургии непрерывного доступа к новой информации, оснащения демонстраций и мастеров-классов, создания видеотеки (для просмотра учебных CD, DVD и видеофильмов), доступа в интернет [1,3]. Но ничто не может заменить наглядного этапного наблюдения за лечением конкретного пациента, особенно если его лечение требует длительной коррекции [2,4,5].
Компьютерная система «Врач и пациент» предназначена для ввода, хранения и анализа информации о ходе лечения пациентов в стационаре, существенно ускоряет обмен информацией между субъектами лечебного процесса и подразделениями стационара. На базе системы создается электронный архив
Актуальт проблеми сучасно!" медицини
данных с возможностью ежедневной фиксации статуса пациента и фото-видеодокументации.
Пользователи системы разделены на группы, и для каждой группы действуют свои правила доступа к системе, ввода, редактирования и получения данных из системы. Права пользователей системы определяются на основании их служебных обязанностей, начиная с врача приемного отделения и заканчивая заведующим отделения. Все действия, выполненные пользователями в системе, автоматически документируются и сохраняются на центральном сервере.
В процессе обучения врачей интернов и курсантов на кафедре комбустиологии и пластической хирургии преподаватель с помощью данной системы демонстрирует различные этапы лечения больных в виде фотоматериалов и текстовых данных о состоянии пациента и проводимом лечении [6,7,8]. Данная система при самостоятельной работе курсанта позволяет создавать проблемные ситуации, находить решение, возможен самоконтроль ситуационных задач.
Система «Врач и пациент» помогает решить следующие задачи:
- получать оперативную информацию о текущем положении менеджмента в больнице;
- получать и хранить статистическую информацию о пациентах, операциях, методиках лечения и т.п.;
- использовать медицинские электронные справочники, в том числе МКБ-10;
- автоматизировать всю отчетность и перевести ее в электронную форму, в том числе государственную статистическую отчетность;
- формировать и хранить в электронном виде историю болезни каждого пациента;
- распечатывать любой необходимый документ из системы (например: статистические отчеты, выписки из истории болезни, результаты анализов и обследований, операции и др.).
Выделенный компьютер с установленной системой «Врач-пациент» (сервер)
подключается к локальной сети лечебного учреждения, которая объединяет рабочие места: компьютеры главного врача, заведующих отделениями, приемного отделения, статистического отдела и т.д. Система имеет простой и удобный интерфейс, систему помощи и руководство пользователя.
Ввод данных в систему и их получение выполняются через Internet Explorer 6.0 -программу, установленную на каждом компьютере с операционной системой Windows.
При помощи системы «Врач и пациент» для каждого пациента в клинике создается ЭИБ, куда заносятся все данные пациента. Например: идентификационные данные (ФИО, возраст, адрес), этиология, анамнез, жалобы, результаты обследований и анализов, диагноз,
оперативные вмешательства, рекомендации, направления, эпикриз и т.п.
Электронная история болезни позволяет преподавателю или врачу-курсанту (интерну) в любой момент получить полное представление о ходе лечения. Любой документ из истории болезни врач может распечатать на бумаге. Поскольку система имеет удобный и простой интерфейс, ввод и редактирование данных в ЭИБ не требует от врача никаких специальных знаний и навыков, кроме владения клавиатурой компьютера. ЭИБ экономит время врача - все записи вводятся в универсальные шаблонные формы, которые требуют минимального редактирования. В отличие от бумажной версии, электронная история болезни может храниться вечно, к тому же в ней все документы сортируются, редактируются и распечатываются автоматически и практически моментально обрабатываются для отчетов. Ещё одним большим плюсом электронного хранения данных является то, что к каждой истории болезни можно добавить видео и фотоматериал.
Главный выходной документ, который формируется системой - «Выписка из истории болезни пациента». В этом отчете указываются: личные данные пациента, диагноз и течение болезни и медикаментозное лечение, перечень оперативных вмешательств, результаты анализов, информация о консультациях и рекомендации, всего около 40 полей.
Отчеты системы построены таким образом, чтобы информация о текущей работе дополнялась информацией о работе предыдущих лет. Все отчеты имеют возможность вывода на печать и сохранения в файл, а также экспорт в Microsoft Excel.
Таким образом, обучающийся курсант может проследить как за конкретными лечебно-диагностическими действиями, так и получить интегральные показатели, реабилитационные и деонтологическо-правовые аспекты состояния помощи по отдельным видам выполняемых пластических коррекций, что расширяет возможности преподавания такой новой дисциплины как пластическая и реконструктивно-восстановительная хирургия не только хирургам, но и менеджерам здравоохранения.
Литература
1. Булах 1.6, Волосовець О.П., Вороненко Ю.В. бистема управлшня якютю медично!' ocbîtm в Украп-л. -Днлпропетровськ: Арт-пресс, 2003. - 211 с.
2. Казаков В.Н. Методология преподавания клинических дисциплин в системе непрерывного медицинского образования . - Донецк, 2001. - 172 с.
3. Пидаев А.В., Передерий В.Г. Болонский процесс в Европе. - Киев, 2004. - 191 с.
4. бтепанченко K.A., Люцина Н.В. Про комп'ютеры педагопчы технологи // lleprni результати та перспективи реформування системи медично!' ocbîth в УкраУнг Мат.навч-метод. конф. - Запор1жжя.2006. - 6.205-206.
Том 7, Выпуск 1-2
313
BiCHHK Украгнсъког жедичног стоматологгчног акадежШ
5. Тапалаенко А.Н., Борисова Т.Г., Денисенко А.Ф. Информационные технологии в медицинском образовательном процессе // üeprni результати та перспективи реформування системи медичноТ осв1ти в УкраТж. Мат.навч-метод. конф. - Запор1жжя.2006. -С.209-210.
6. Фисталь Э.Я., Самойленко Г.Е., Носенко В.М., Фисталь H.H., Солошенко В.В. Самостоятельная работа курсантов в структуре преподавания на кафедре комбустиологии // 36ipKa наукових праць "Самостмна работа студенлв i курсанлв у вищому медичному навчальному заклад1 на сучасному eTani розвитку медичноТ осв1ти. - Донецьк. - 2004. - С.45-47.
7. Фисталь Э.Я., Самойленко Г.Е., Носенко В.М., Фисталь H.H., Солошенко В.В. Самостоятельная работа врачей-интернов на кафедре комбустиологии // 36ipKa наукових праць "Самостшна работа студенлв i курсанлв у вищому медичному навчальному закпад1 на сучасному eTani розвитку медичноТ осв1ти. - Донецьк. - 2004. - С.116-118.
8. Фисталь Э.Я., Самойленко Г.Е., Солошенко В.В., Фисталь H.H. , Носенко В.М. Современные подходы к профессиональной подготовке врачей по комбустиологии в свете болонского процесса // Мат. Междунар науч.-практ конф. - Полтава. - 2005. - С.69-73.
Реферат
ВИКОРИСТАННЯ ЕЛЕКТРОННО! СИСТЕМИ «Л1КАРТА ПАЦ1СНТ» УСИСТЕМ1 ВИКЛАДАННЯ ПЛАСТИЧНО! Х1РУРГ1Т Фюталь Е.Я., Самойленко Г.Е., Фюталь H.H., Солошенко В.В., Носенко B.M., Коротких Д.М., Чеглаков Е.В., Хачатрян С.Г. Ключов1 слова: електроны системи, викпадання, пластична xipyprifl.
У статт1 представлена комп'ютерна система облку результате лкування пацюнтш Донецького оп1кового центру, використовувана в педагопчному процеа викладання пластично!' xipypriT. Система 'ТПкар i пац1снт" призначена для введения, збер1гання й анал1зу ¡нформацГ| про хщ л1кування пац1снт1в у стац1онар1, ¡стотно прискорюс обм1н ¡нформац1сю м1ж суб'ектами л1кувального процесу й п1дрозд1лами лкары. Ha 6a3i системи створюсться електронний apxiB даних, з можлив1стю щоденноТ ф1ксацй' статусу пац1снта й фото-видеодокументации. На вщмЫу в1д паперовоТ вереи, електронна ¡стор1я хвороби може збер1гатися в1чно, до того ж в нм Bei документи сортуються, редагуються й роздруковуються автоматично й практично моментально обробляються для 3BiTiB. Ще одним великим плюсом електронного збер1гання даних е те, що до кожноТ icTopi'i хвороби можна додати Bifleo й фотоматер1ал. Курсант, що навчаеться, може простежити як за конкретними л1кувально-д1агностичними д1ями, так i одержати ¡нтегральн1 показники, реабткацмы й деонтолог1чно-правов1 аспекти стану допомоги по окремих видах виконуваних пластичних корекц1й, що розширюс можливост1 викладання такоТ ново!' дисципл1ни як пластична i реконструктивно-в1дновна xipyprifl не ттьки xipypraM, але й менеджерам охорони здоров'я.