Научная статья на тему 'Особенности обучения врачей курсантов по организации помощи пострадавшим от техногенных комбинированных термических поражений'

Особенности обучения врачей курсантов по организации помощи пострадавшим от техногенных комбинированных термических поражений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание / шахтная авария / неотложная помощь / teaching / mine accident / emergency

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фисталь Э. Я., Солошенко В. В., Фисталь Н. Н., Носенко В. М., Самойленко Г. Е.

Результаты лечения пострадавших от взрывной травмы во многом определяются качеством оказанной на первом этапе медицинской помощи. Исходя из этого, сформулирована цель – обучить врачей – курсантов горноспасателей, хирургов, анастезиологов комплексу лечебно-диагностических мероприятий для оказания помощи пострадавшим при шахтных авариях. На циклах занятий тематического усовершенствования по оказанию помощи обожженным обучались 384 курсанта. Из них врачей-горноспасателей было 128, анестезиологов 94 , хирургов 162 курсанта. Благодаря обучению данной группы специалистов значительно улучшилось качество лечения такой сложной категории больных как пострадавшие при техногенных авариях в шахтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фисталь Э. Я., Солошенко В. В., Фисталь Н. Н., Носенко В. М., Самойленко Г. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARRANGEMENT OF MEDICAL CARE FOR VICTIMS WITH MAN-MADE COMBINED THERMAL INJURIES

Results of treatment of victims with explosive injuries are mainly determined by the quality of medical assistance provided at the first phase. Depending on the aim was intended to train health care workers (rescuers, surgeons, anesthesiologists) to provide integrated diagnostic and treatment measures for victims of mine accidents. 384 health care providers passed through extension courses on thermal burns among which there were 128 rescuers, 94 anesthesiologists, and 162 surgeons. The courses considerably contributed to the training of the specialists in management of mine accident victims.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения врачей курсантов по организации помощи пострадавшим от техногенных комбинированных термических поражений»

УДК 378.147+616-001.17-082

Фисталь Э.Я., Солошенко В.В., Фисталь Н.Н., Носенко В.М., Самойленко Г.Е. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ КУРСАНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ТЕХНОГЕННЫХ КОМБИНИРОВАННЫХ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ

Донецкий национальный медицинский университет им.М.Горького

ГУ «Институт неотложной и восстановительной хирургии им.В.К.Гусака НАМН Украины»

Результаты лечения пострадавших от взрывной травмы во многом определяются качеством оказанной на первом этапе медицинской помощи. Исходя из этого, сформулирована цель - обучить врачей - курсантов -горноспасателей, хирургов, анастезиологов комплексу лечебно-диагностических мероприятий для оказания помощи пострадавшим при шахтных авариях. На циклах занятий тематического усовершенствования по оказанию помощи обожженным обучались 384 курсанта. Из них врачей-горноспасателей было 128, анестезиологов - 94 , хирургов - 162 курсанта. Благодаря обучению данной группы специалистов значительно улучшилось качество лечения такой сложной категории больных как пострадавшие при техногенных авариях в шахтах.

Ключевые слова: преподавание, шахтная авария, неотложная

Концентрация промышленного производства, рост городов, появление средств массовой перевозки людей, неуклонное ухудшение экологической обстановки вследствие антропогенного воздействия на природу ведут к тому, что техногенные и природные катастрофы становятся все более масштабными. Если взрывные поражения людей еще недавно были преимущественно боевой травмой и прерогативой специалистов военной медицины, то в наши дни с патологией взрывного генеза практически ежедневно приходится встречаться врачам гражданской системы здравоохранения [1,10].

Для Донецкого региона наиболее свойственна взрывная шахтная травма. Шахтная травма при авариях, осложненных взрывами метана, в подавляющем количестве случаев имеет 3 основных поражающих фактора: механический - ударная волна, усиленная в замкнутом пространстве (баротравма) [6,8,11]; термический - пламя взрыва и/или пожар; химический - продукты горения угля и выделение вредных газов. Сочетание данных поражающих факторов вызывает комбинированную термо-механо-токсическую травму, осложненную ожоговым и травматическим шоком [7,9].

Еще один фактор, обусловливающий особую тяжесть комбинированной термомеханической травмы в глубоких шахтах - вынужденная пролонгация оказания медицинской помощи. Средняя продолжительность времени, прошедшего с момента аварии до прибытия бригады врачей - горноспасателей, составляет в среднем 2,5-3 часа [2, 3]. Как подчеркивают авторы, разнообразие многочисленных поражающих и вредных факторов в зоне аварии требует оказания в кратчайшие сроки быстрого и полноценного объема необходимой медицинской помощи, как в очаге поражения, так и на этапах транспортировки на поверхность и в специализированные учреждения [7,9].

По мнению российских коллег, которое мы поддерживаем, с момента прибытия медицинских работников на место происшествия, экстренная диагностика, четкое этапное обследование и лечение с соблюдением принципов своевременности и преемственности являются важными факторами в исходе шахтной травмы [4]. Терминальные выработки современных угольных шахт удалены на 7-10 км от центрального ствола, что способствует увеличению продолжительности транспортировки пострадавших под землей, а, следовательно, и развитию в пути различных осложнений. Отсрочка при оказании медицинской помощи пострадавшим с тяжелыми комбинированными тер-

помощь.

момеханическими поражениями в течение 1 часа от момента травмы увеличивает летальность на 30 %, от 1 до 3 часов - на 60 %, а в случае отсрочки более чем на 6 часов - почти на 90 % [4].

Следовательно, результаты лечения пострадавших от взрывной травмы во многом определяется качеством оказанной на первом этапе медицинской помощи.

Исходя из выше перечисленных фактов, сформулирована цель - обучить врачей - курсантов - горноспасателей, хирургов, анастезиологов и других комплексу лечебно-диагностических мероприятий для оказания помощи шахтерам и другим пострадавшим при взрывах метано-угольной смеси.

Для создания непрерывной системы оказания помощи циклы тематического усовершенствования проводились с врачами преимущественно по месту их работы, для определения возможностей лечения на местах и в дальнейшем коррекции материальной базы.

С 2003 года, когда была организована кафедра комбустиологии и пластической хирургии ДонНМУ, на циклах занятий тематического усовершенствования по оказанию помощи обожженным, пострадавшим при техногенных катастрофах на месте происшествия, обучались 384 курсанта. Из них врачей-горноспасателей было 128, анестезиологов - 94 , хирургов - 162 курсанта.

Цикл тематического усовершенствования длится 4 недели и проводился как выездной, по месту работы курсантов. Темы занятий охватывают все аспекты оказания помощи пациентам с комбинированной травмой: первая помощь, ее организация на месте и вопросы транспортировки пострадавших; классификация ожогов и патофизиология ран в зависимости от этиологии травмы; диагностика глубины и площади поражения; прогностические критерии тяжелой ожоговой травмы; клиника и патогенез ожогового шока и других стадий ожоговой болезни; термоингаляционная травма; осложнения ожогов; особенности комбинированных и сочетанных травмы, синдром взаимного отягощения; местное лечение ожоговых ран.

Каждая из тем занятий включает определение исходного уровня знаний курсантов, обсуждение теоретических вопросов, отработку практических навыков с учетом специализации врачей-курсантов. Обязательным является решение практических тестовых заданий, обсуждение результатов тестирования, выработка алгоритмов действия врача в экстренной ситуации.

Проведение занятий организовывалось с учетом

Том 13, Випуск 1(41) 329

В1СНИК ВДНЗУ «Украгнська медична стоматологЫна академЫ»

специфики промышленных регионов и специальностей врачей, то есть в первую очередь занятия проводились с врачами-горноспасателями г.Донецка, Луганска, затем - анестезиологами районных промышленных городов, то есть с теми специалистами, кто обычно первым прибывает на место производственной катастрофы. Следует отметить, что врачи нашего центра - комбустиологии, анестезиологи также входят в состав бригад, выезжающих на место происшествия по линии ДЦЭМП. Тематическое усовершенствование проводится на реже 1 раза в 5 лет, что позволяет курсантам владеть современными методиками оказания помощи пациентам с комбинированными травмами.

Вначале сотрудниками кафедры были организованы курсы для врачей-горноспасателей, задача которых состояла в оказании неотложной помощи обожженным шахтерам с комбинированной травмой. Это остановка магистрального кровотечения, обеспечение проходимости дыхательных путей, ингаляция кислорода, введение кортикостероидов, седативных препаратов и анальгетиков, начало инфузионной терапии и транспортировка на поверхность. Местное лечение заключается в обработке кремом сульфа-диазина серебра и наложением асептической контурной повязки, далее пациента укрывали термоизолирующим одеялом. Особое внимание уделялось проведению противошоковой терапии при транспортировке из отдаленных участков шахтных выработок. Как показал процесс обучения, в военизированных подразделениях основные действия были доведены до автоматизма и отработаны врачами анастезиоло-гами, была проведена коррекция сведений по инфу-зионной противошоковой терапии и по средствам для местного лечения (отказ от влажно-высыхающих повязок, использование гидрогелевых покрытий).

При обучении врачей хирургов и анестезиологов больниц шахтерских городов на циклах тематического усовершенствования начинали с азов комбустио-логии, так как для врачей интернов данная специальность преподается с 2003 года, а основная масса работающих докторов не совсем знакома с частными современными вопросами комбустиологии.

В течение первых занятий курсантам представлялись анатомические особенности строения кожи, патогенез термической травмы и термоингаляционных поражений, особенности ожогового шока при комбинированной травме. После этого переходили к особенностям проведения противошоковой терапии обожженным с комбинированной травмой. На ситуационных задачах моделировались основные сочетания термической и механической травмы и обсуждался алгоритм лечебно-диагностических мероприятий. Набор мультимедийных презентаций позволял представить накопленный опыт в виде фотографий и фильмов о пациенте с какой-либо травмой от поступления до выписки. Наибольший интерес вызывал фотоматериал по первичной хирургической обработке ожоговых ран, так как именно при этой операции допускается наибольшее количество ошибок, которые в дальнейшем определяют течение раневого процесса.

Обоснована необходимость правила четырех катетеров для лечения тяжелообожженного, которая подкреплена фотоматериалам осложнений при невыполнении данного правила. Полученная, и таким путем доведенная до сведения курсантов информация, как правило надежно фиксируется памятью обучающегося, что в дальнейшем приводит к его безусловному выполнению в практической деятельности де-

журного хирурга или анестезиолога при поступлении обожженного с комбинированной травмой.

Научное обоснование синдрома взаимного отягощения и наглядные примеры позволили донести врачам хирургам и анастезиологам особенности клинического течения комбинированной травмы. Модифицированный индекс тяжести поражения, разработанный в нашей клинике [5] позволяет более точно оценивать тяжесть шока при комбинированной травме. В нашей клинике также разработана компьютерная программа диагностики и прогнозирования тяжести ожоговой болезни её осложнений и исхода травмы. Математическая модель, построенная на основании многолетнего опыта лечения больных с комбинированной травмой, позволяет хирургу или анестезиологу на основании объективных данных и доступных методов исследования определить тяжесть состояния и вероятность развития осложнений ожоговой болезни.

В плане местного лечения обожженных, проведенная работа позволила вооружить врачей хирургов знаниями о патогенезе раневого процесса в ожоговой ране и алгоритме по применению препаратов для лечения ожоговых ран, в различных фазах раневого процесса.

Вся информация по преподаванию систематизирована в методических рекомендациях в виде граф-логических структур и алгоритмов. Процесс обучения контролируется выполнением ситуационных задач, тестовыми задачами формата А.

Проведенная образовательная работа принесла свои результаты. Теперь у нас практически не возникает вопросов и проблем при госпитализации таких пострадавших в Донецкий ожоговый центр. Все пострадавшие при техногенных авариях транспортируются в клинику с наличием катетера в центральной или периферической вене, во время транспортировки проводится в дороге трансфузионная терапия, мониторинг жизненно важных функций, ингаляции кислорода и другие обязательные манипуляции для пострадавших с комбинированной травмой. При авариях, происшедших в отдаленных районах области или за её пределами, пострадавшие поступают вначале в хирургические и реанимационные отделения районных больниц, где до приезда бригады центра экстренной медицинской помощи пострадавшему оказывался весь комплекс необходимых медицинских мероприятий либо специализированным транспортом и бригадой доставляли в ожоговый центр. И уже здесь производилась первичная хирургическая обработка механических повреждений, окончательная остановка кровотечения, рентгенологическое исследование, интенсивная противошоковая терапия.

Вывод

Таким образом, организация и проведение курсов тематического усовершенствования «Организация и лечение пострадавших от комбинированных термических поражений на производстве» на кафедре комбустиологии и пластической хирургии ФИПО ДонНМУ для врачей курсантов анестезиологов, хирургов и горноспасателей позволило значительно улучшить качество лечения такой сложной категории больных, пострадавших при техногенных авариях в шахтах. Этот опыт необходимо использовать и при организации первой медицинской помощи и лечении пострадавших при автомобильных, железнодорожных катастрофах, а также при террористических актах и локальных боевых действиях.

Литература

Беляев А.Н. Пути улучшения инфузионной терапии комбинированной (ожог и кровопотеря) травмы: автореф. дис. на соиск. уч. д-ра. мед. наук: спец. 14.00.37 «Анестезиология и реаниматология» / А.Н. Беляев - Н.Новгород, 1998. - 30 с. Величко М.М. Тактика оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе при авариях с большим числом пострадавших в угольных шахтах / М.М. Величко, Э.Я. Фисталь, В.Д. Шаповалов // Проблеми вшськово1 охорони здоров'я. - 2002. - №1. - С.133-140.

Взрывная шахтная травма (экспериментальный анализ проблемы). Монография / [ В.Н.Ельский, В.К. Гусак, Г.К. Кривобок и др.]. - Донецк : Апекс, 2002. - 172 с.

Галеев И.К. Совершенствование системы медицинского обеспечения: дис... доктора мед. наук : 05.26.02. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» / И. К. Галеев - Кемерово, 2001. -254 с.

Гринь В.К. Комплексное лечение и реабилитация шахтеров, пострадавших при взрывах метано-угольной смеси / В.К.Гринь, Э.Я.Фисталь, В.В.Солошенко // Энергия инноваций. - 2008. -№5. - С.50-51.

Гринь В.К. Комплексное лечение и реабилитация шахтеров, пострадавших при взрывах метано-угольной смеси / В.К. Гринь,

10.

11.

Э.Я. Фисталь, В.В. Солошенко [та iH.] // Энергия инноваций. -2008. - №5. - С.50-54.

Неотложная медицинская помощь пострадавшим при авариях и катастрофах / [ Г.А. Можаев, В.Н. Заболотный, В.П. Дьяконов и др.]. - К. : Здоров'я, 1995. - 286 с.

Ельский В.Н. Особенности оказания экстренной медицинской помощи шахтерам с комбинированной травмой на этапах эвакуации / В.Н.Ельский, Н.Н. Шпаченко., В.Г.Климовицкий [та ш.] // Вестник неотложной и восстановительной медицины. - 2005. - Т.6, №2. - С.231-235.

Гусак В.К. Политравма у обожженных при взрыве метана в шахтах / В.К. Гусак, Э.Я. Фисталь, В.П. Шано [та ш.] // Проблеми вiйськовоi охорони здоров'я. - 2002. - №1 - С.143-150. Харисов А.М. Организация медицинской помощи и лечения военнослужащих с комбинированными ожоговыми поражениями в вооруженных конфликтах: дис. ...канд.мед.наук: 14.00.33 / Харисов А. М. - СПб., 2006. -168 с.

Ельский В.Н. Экспериментальная фармакологическая коррекция нарушений микроциркуляции при действии взрывной шахтной травмы / В.Н. Ельский, Г.К. Кривобок, Э.Я. Фисталь [ и др.] // Вестник неотложной и восстановительной медицины. -2003. - Т.4, №1. - С. 159-162.

Реферат

ОСОБЛИВОСТ1 НАВЧАННЯ Л1КАР1В КУРСАНТ1В ПО ОРГАН1ЗАЦИ ДОПОМОГИ ПОСТРАЖДАЛИМ В1Д ТЕХНОГЕННИХ КОМБ1НОВАНИХ ТЕРМ1ЧНИХ УРАЖЕНЬ

Фюталь Е.Я., Солошенко В.В., Фюталь Н.М., Носенко В.М., Самойленко Г.е. Ключовi слова: викладання, шахтна аварiя, невщкладна допомога.

Результати лкування постраждалих вщ вибуховоТ травми в багатьох випадках обумовлюються якютю наданоТ на першому етат медичноТ допомоги. Виходячи з цього, сформована мета - навчити л1кар1в курсант1в - прничо-рятувальниюв, х1рурпв, анастезюлопв комплексу л1кувально-д1агностичних заход1в щодо надання допомоги пост-раждалим при шахтних авар1ях. На циклах тематичного удосконалення по наданню допомоги обпеченим навча-лися 384 курсанти. З них л1кар1в прничорятувальниюв було 128, анастезюлопв - 94, х1рурпв - 162 курсанта. За-вдяки навчанню даноТ ланки спец1алют1в значно полтшилось якють лкування такоТ складноТ категори хворих, як постраждал1 при техногенних авар1ях на шахтах.

Summary

ARRANGEMENT OF MEDICAL CARE FOR VICTIMS WITH MAN-MADE COMBINED THERMAL INJURIES Fistal E.Y., Soloshenko V.V., Fistal N.N., Nosenko V.M., Samoilenko G.Ye. Key words: teaching, mine accident, emergency.

Results of treatment of victims with explosive injuries are mainly determined by the quality of medical assistance provided at the first phase. Depending on the aim was intended to train health care workers (rescuers, surgeons, anesthesiologists) to provide integrated diagnostic and treatment measures for victims of mine accidents. 384 health care providers passed through extension courses on thermal burns among which there were 128 rescuers, 94 anesthesiologists, and 162 surgeons. The courses considerably contributed to the training of the specialists in management of mine accident victims.

7

8

2

9

3

4

5

6

УДК 378.14

Шумейко I.A., Лгоненко О.В., Чорна 1.О., Зубаха А.Б., Дiгтяр I.I., Стороженко О.В. ОРГАН1ЗАЦ1Я СИСТЕМИ ПЕРЕВ1РКИ ЗНАНЬ ДЛЯ ПОТОЧНОГО ТА П1Д СУМ КО ВО ГО КОНТРОЛЮ

ВДНЗУ "Украшська медична стоматолопчна академiя", м. Полтава

Дослiджували сучаснi засоби навчання, використовували спецальнi системи тестування, можливсть прохо-дження окремого тесту. Виявлено: використання комп'ютерних систем, автономна розробка тестових за-вдань для контролю знань дозволяв бльш ефективно проводити перевiрку знань.

Ключов1 слова: самостмна робота, методичне забезпечення, сучасн1 засоби навчання.

Постановка проблеми

Широке використання персональних комп'ютер1в надало великий поштовх розробц1 нових шформацш-них технологш та широкому впровадженню Тх для пщ-готовки спец1алют1в. Основними напрямками стали розробки електронних пщручниюв, автоматизованих систем контролю знань, розробки робочих мюць спе-ц1алют1в [1].

Попередш дослщження проблеми

Важливим питанням пщ час навчання е контроль знань студент1в. Для поточного та пщсумкового конт-

ролю використовуються спец1альн1 системи тестування. Тх використання надае контролю якост1 знань об'-ективносл, можлива одночасна перев1рка за вщносно короткий пром1жок часу багатьох слухач1в [2].

Виклад основного матерiалу. Важливу роль грае також отримання результату тестування вщразу пюля його проведення. Основы можливост такоТ системи:

1) автономна розробка тестових завдань спец1аль стами кафедр у в1дпов1дност1 з заданим форматом у вигляд1 текстових файл1в ;

2) налагодження в д1алоговому режим! параметр1в системи оцшки тестування ;

Том 13, Випуск 1(41)

331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.