Актуальн проблемы сучасно'1 медицины
лькють бал1в по предмету, ¡, природно, на зага-льну оцнку.
Такий пщх1д до самостмноТ роботи буде сти-мулювати студента до дмсно активно! роботи, а також привчати його до тдготовки доповщей, умння виступати перед аудиторию, задавати питания по сут1 \ ум™ давати обфунтовану в1д-повщь. I саме головне, такий пщхщ дозволить покращити засвоення матер1алу винесеного на самостмну роботу студента \ здмснювати яюс-ний контроль з боку викладача за ступенем \ рн внем такоТ роботи кожного студента.
Л1тература
1. Вовк Ю.М. Оперативна х1рурпя та топограф1чна анато-м1я у кредитно-модулы-лй систем! медичноТ осв1ти. -Науково-методична конференц1я „Досвщ впровадження
основних засад Болонського процесу в систему вищоТ медичноТ (фармацевтичноТ) осв1ти" 14-15 кв1тня 2005 р. м. Тернопть. - Тернопть.: „Уркмедкнига" - 2005. с. 190-191.
2. Ждан В.М., Бобирьов В.М., Каськова Л.Ф., Данькевич А.1., Шешукова О.В. Адаптац1я навчального процесу за спец1альнютю „Стоматолопя" до положень вищоТ осв1ти в бвропг - Науково-методична конференц1я „Досвщ впровадження основних засад Болонського процесу в систему вищоТ медичноТ (фармацевтичноТ) осв1ти" 1415 кв1тня 2005 р. м. Тернопть. - Тернопть.: „Уркмедкнига" - 2005. с. 121.
3. Сервецький К.Л., Миронов В.Ю., Пясецький Б.М., Уси-ченко О.М., Чабан Т.В. Навчальний процес кафедри ¡нфекцмних хвороб в умовах запровадження кредитно-модульноТ системи. - Науково-методична конференц1я „Досвщ впровадження основних засад Болонського процесу в систему вищоТ медичноТ (фармацевтичноТ) осв1ти" 14-15 кв1тня 2005 р. м. Тернопть. - Тернопть.: „Уркмедкнига" - 2005. с. 281-283.
УДК 616.35 : 378.1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ, В СРАВНЕНИИ С БОЛОНСКИМ ПРОЦЕССОМ
Зубаха, A.B., Лигоненко A.B., Черная И.А., Стороженко A.B., Шумейко И.А., Чумак П.Я
Украшська медична стоматолопчна академ1я (м.Полтава)
Комплексная система управления подготовки врачей была принята еще в далеком 1979 году. В постановлении отмечалось, что главное внимание высшей школы должно быть сосредоточено на улучшении качества подготовки идейно-политического воспитания специалистов, укреплении связи с практикой, производством.
Ключевая роль в выполнении постановления принадлежала кафедре, как главному звену высшего учебного заведения, определяющему содержание и единство учебного, научного и воспитательного процесса.
Комплексная система управления качеством подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, призванная повысить качество подготовки, устанавливает основные положения, цели и задачи на стадиях:
1. Приема студентов на 1 курсы факультетов.
2. Подготовки врачей-специалистов.
3. Начало практической деятельности специалистов в сети лечебно-профилактических учреждений в качестве врачей-интернов.
4. Специализация и повышение квалификации врачей на факультете усовершенствования. На стадии приема студентов на 1-е курсы факультетов решались следующие задачи: а) обеспечение качественной организационной и разъ яснительной работыпо профориентации при подготовке приема; б)обеспечение качественных мероприятий по организации приема на подготовительное отделение; в)организация подготовительных курсов и консультаций для абитуриентов разъяснительная работа среди слушате-
лей курсов; г)обеспечение организационных и внутренних мероприятий приемной и экзаменационной комиссии; д)качественная подготовка и печатание документации и разъяснительной, литературы.
На стадии подготовки специалиста с высшим медицинским образованием предусматривается: А) обеспечение системы контроля за качеством организации и проведения учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской работы; Б) обеспечение заданного уровня качества лекций, семинарских, лабораторных, практических и клинических занятий; В) обеспечение качества прохождения производственной практики студентами; Г) обеспечение системы оперативного контроля за успеваемостью и посещаемостью студентами лекций и практических занятий; Д) обеспечение качества научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов; Е) обеспечение качества планирования и осуществления идейно-воспитательной работы, общественно-политической практики студентов, деятельности кураторов академической группы.
На стадии начала практической деятельности врача в системе интернатуры решались следующие задачи: А) обеспечение контроля за соблюдением условий прохождения интернатуры; Б) обеспечение качества подготовки руководителей интернатуры на местных базах; В) обеспечение сбора и анализа информации о качестве деятельности врачей-интернов в течение года и при сдаче экзаменов на квалификационную
Том 6, Выпуск 1-2
311
В1СНИК Украгнсъког медичног стоматолог1чног академы
категорию; Г) обеспечение внесения коррективов в учебный процесс по материалам оперативной информации о деятельности интернов.
На стадии специализации и повышения квалификации врачей на факультете усовершенствования решались следующие задачи:
а) на циклах специализации - приобретение высокого уровня знаний, умений и навыков, требуемых для работы в должности специалиста;
б) на циклах усовершенствования - дальнейшее разностороннее совершенствование профессиональных знаний врачей по определенной специальности на основе новейших достижений отечественной и зарубежной медицинской науки.
В 1999 Европа приняла стратегическую цель развития: повысить конкурентоспособность Европейской высшей школы. Что может дать Бо-лонский процесс студентам, преподавателям, жителям Украины?
Надо ли нам к нему присоединяться или нет? Ждут ли нас в «Болонском процессе» или мы должны ворваться в него? К 2004 году за пределами Болонского процесса остались практически только три страны - Беларусь, Молдова и Украина. Как Вам нравится такая компания?
Основные цели Болонского процесса:
а) создание системы сравнимых научных степеней
б) изменение системы подготовки с переходом на два образовательные уровни (бакалавр, магистр).
в) разработка единой системы зачетных единиц (система ЕОТЭ - Европейская кредитно-трансферная система - это условная единица
измерения учебной нагрузки и оценка ее усвоения студентом), это позволит:
- обеспечить мобильность студентов, преподавателей, специалистов;
- гарантировать качество образования и дать возможность конкурировать в любой стране ;
- расширить европейское пространство высшего образования.
Основной же сущностью Болонского процесса является создание до 2010 года единого европейского научного и образовательного пространства, которое включает процессы структурного реформирования национальных систем высшего образования стран Европы и изменения образовательных программ в высших учебных заведениях Европы. Прогнозируется, что запланированные меры будут способствовать трудоустройству выпускников высших учебных заведений, повысят мобильность граждан на Европейском рынке труда и конкурентоспособность Европейской вышей школы.
Предполагается, что достигнув целей Болон-ской декларации, реальным окажется создание единого Европейского пространства высшего образования и это явится условием повышения привлекательности и конкурентоспособности учреждений высшего образования в Европе. Что реально может дать Болонский процесс студентам, врачам, преподавателям, стране?
1. Получить образование мирового уровня, стать конкурентоспособным в любой стране мира.
2. Иметь возможность учиться и работать в любой стране.
3. Иметь специалистов и систему образования мирового уровня.
УДК 378.14:616-089-052.63
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ХИРУРГИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Колкин Я.Г., Хацко В.В., Дудин A.M., Кузьменко А.Е., Межаков C.B.
Донецкий государственный мед. университет им. М.Горького
В работе дан анализ самостоятельной внеаудиторной работы студентов на кафедре факультетской хирургии. По старой программе этой работе отводилось небольшое количество часов. Большие трудности были из-за недостаточного материально-технического обеспечения. В контексте Болонского процесса более качественно изменится эта подготовка, чтобы медицинский ВУЗ выпускал врачей высокой квалификации, способных конкурировать на мировом рынке труда.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, факультетская хирургия.
Вступление чтобы повысить конкурентоспособность своей
В 1999 году Европа заявила о реформирова- высшей ШКОЛЬ|. Стало понятным, что страна, ко-нии своей системы подготовки специалистов, о тоРая не имеет системы образования способ-новой стратегической цели своего образования нои подготовить кадры высшей квалификации, с абсолютно конкретными задачами, сроками их неминуемо отстанет в технике и технологиях [2, выполнения и прогнозируемыми результатами, 8].