Научная статья на тему 'Модернізація навчального процесу із загальної хірургії в контексті Болонського процесу'

Модернізація навчального процесу із загальної хірургії в контексті Болонського процесу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
загальна хірургія / викладання / Болонський процес / общая хирургия / преподавание / Болонский процесс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутирський О. Г., Хаджиев О. Ч., Ващук В. В., Древетняк А. А., Резніченко А. М.

Стаття стосується деяких аспектів перспектив організації навчального процесу із загальної хірургії відповідно до рекомендацій щорічної зустрічі Асоціації медичних навчальних закладів Європи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутирський О. Г., Хаджиев О. Ч., Ващук В. В., Древетняк А. А., Резніченко А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Статья касается некоторых аспектов перспектив организации учебного процесса по общей хирургии согласно рекомендациям ежегодной встречи Ассоциации медицинских учебных заведений Европы.

Текст научной работы на тему «Модернізація навчального процесу із загальної хірургії в контексті Болонського процесу»

Возможный путь реорганизации системы здравоохранения в Украине. К.: "Пол1мед", 2004.- 50 с. 1нформац1я про стан реал1зацп заход1в щодо виконання у 2005 рощ Програми д1яльност1 кабЫету МЫютр1в УкраТни „Назустр1ч людям"(перше п1вр1ччя 2005 року):- К.,- 18 с. Концепщя реформування системи пщготовки л1кар1в в УкраТж // Ваше здоров"я, № 22, 2005. Медична освта у свт та в УкраТы (Додипломна освта, пюлядипломна освта, безперервний професмний розви-ток) / Ю.В. Поляченко, В.Г. Передерш, О.П. Волосовець та ¡н.- КиТв, Книга плюс, 2005.

Europe/[An Anthology of Med- Net conference presentations Lille, 1998], Maastricht,1999.

9. Postgraduate Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement // WFME Office: University of Copenhagen, Denmark, 2003.

10. Standards for Accreditation of medical Education Programs Leading to the M.D. Degree. Part 2./ Liaison Committee on Medical Education.- Chicago, IL.- June 2002.- P. 7- 25.

11. The Executive Council, The World Federation for Medical Education, International standards in medical education: assessment and accreditation of medical schools educational programmes. A WFME position paper. Medical Education, 1998.- 32.- P. 549- 558.

WFME. Task force on Defining International Standards in Basic Medical Education // Report of the Working Party, Copenhagen, 14- 16 October 1999.- Medical Education.-2000.- 34.- P. 665- 675.

12.

7. Пропозицп MiHicTepcTBa охорони здоров"я УкраТни до проекту рекомендацш парламентских слухань на тему: "Проблеми у сфер1 забезпечення охорони здоров"я i ме-дичного обслуговування громадян УкраТни та шляхи Тх розв"язання".- К., 2005.- 14 с.

8. Curtoni S., Willemstein S., Smolders F., De Koning J. Overview of Medical Education in Europe. // Medical Education in

Реферат

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАФЕДР ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ Андрущенко В.П., Кушта Ю.Ф., Андрущенко Д.В.

Ключевые слова: аспирантура, Болонский процесс, диплом, научно- педагогические кадры, профессиональное мировоззрение.

В статье поставлена проблема подготовки научно- педагогических кадров для дальнейшей работы на кафедрах хирургического профиля. Будущие научные работники и педагоги обучаются в аспирантуре. Подтверждено некоторые различия в оценке уровня знаний студентов до и после вхождения Украины в Болонский процесс. Исходя из положений Болонской декларации только незначительное количество выпускников (приблизительно 3 - 4 с курса ) сможет набрать максимальное количество баллов, что даст им возможность сразу поступить в аспирантуру. Акцент сделано на хирургов, которые имеют опыт лечебной (оперативной) деятельности. Отмечено, что преимущество при поступлении в аспирантуру должно быть отдано врачам- хирургам, которые проработали в системе практического здравоохранения.

УДК 671-089:378:371.3

М0ДЕРН13АЦ1Я НАВЧАЛЬНОГО ПР0ЦЕСУ 13 3АГАЛЬН01 Х1РУРГ11 В КОНТЕКСТ БОЛОНСЬКОГО ПР0ЦЕСУ

Бутирський О.Г., Хаджиев О.Ч., *Ващук В.В., Древетняк A.A.,

Резтченко A.M.

Кримський державний медичний университет, *Льв1вський нацюнальний медичний университет

Стаття стосуеться деяких acnenmie перспектив оргатзацп навчалъного процесу i3 загальног xipypzii eid^eid^ до рекомендацш щоpiчноi зуcmрiчi Асощацп медичних навчальних зaклaдie Свропи.

Ключов1 слова: загапьна xipyprifl, викладання, Болонський процес

Медичы кадри - стратепчний каттал, i 70%

bcix катталовкладень в галузь охорони здоровя в свт припадае саме на кадрове забезпечення -було констатовано на Нацюнальый нарад1 з стратеги розвитку вищоТ медичноТ та фармацев-тичноТ осв1ти з участю експертв ВООЗ та ВФМО. Рух вищоТ медичноТ школи УкраТни по шляху Болонського процесу значною Mipora залежить вщ формування нових концептуальних засад пщготовки медичних фах1вц1в та модерызаци навчання у вищм медичый школ1 [1].

Входження вищоТ медичноТ школи до Болонського процесу, зокрема роль загальноТ xipy-priT як невщ'емноТ дисциплин в систем! вищоТ медичноТ осв1ти, яка зв'язуе Teopira та практику, були серед актуальних питань II Склфосовських читань в березы 2006 року та зустрн1 представ-ник1в кафедр загальноТ xipypriT в Ужгород! (вере-сень, 2006).

У контекст! конференцм розглянут1 перспекти-ви шляхи пщвищення якост1 медичноТ осв1ти та ТТ конкурентоспроможност1, реал^аци передових

¡нформацмних технолопй навчання, що сприя-тиме вщкритост1 системи пщготовки медичних спецал1ст1в, запозиченню прогресивного у свн товм та в1тчизнянм науц1 \ практик, ¡ндивщуалн зацИ процесу навчання.

Необхщысть вивчення загальноТ х1рург1Т як на-вчальноТ дисциплЫи полягае в забезпечены ви-сокого р1вня пщготовки, створены студентам клнко-теоретичного фундаментудля подальшо-го засвоення знань ¡з клУчних професмно-ор1ентованих дисциплЫ (х1рург1Т, пнекологи, урологИ, онкологи, тощо). Кнцева мета загальноТ х\-рурги випливае з1 змюту осв1тньоТ та професмноТ п1дготовки випускниюв ВМНЗ. Знания та навич-ки, як1 студенти отримують на кафедр1 загальноТ х1рурпТ, е базовими для блоку дисциплн, що за-безпечують професмно-практичну пщготовку, зокрема таю, як гемотрансфузт та переливания кровозамшниюв, асептика та антисептика, осно-ви онкологи, то що.

РеалЬацт основних положень БолонськоТ де-клараци передбачае впровадження ефективноТ

BÍCHMK Украгнсъког медичног стоматологгчног академШ

оргаызаци навчального процесу - кредитно-модулы-юТ системи (ECTS). Вона фунтуеться на поеднаш-ii модульних технолопй навчання та за-лкових ocBiTHix одиниць оцнювання (залкових кредит^). Нова модель забезпечуе пщвищены якост1 пщготовки фах1вцв на Bcix этапах осв™.

У зв'язку з цим розроблено типову навчальну програму з дисциплЫи «Загальна xipyprm» для студенев медичних факультет^ ВМНЗ III-IV piB-HiB акредитаци. Програму складено для cneuia-льностей "Пкувальна справа", "Пед1атрт" та "Медико-профтактична справа" напрямок пщго-товки "Медицина". Згщно з навчальним планом пщготовки niKapiB за осв1тньо-квал1фкацмним р1внем "Спецалют", вивчення навчальноТ дисциплин "Загальна xipyprifl" здмснюеться студентами на Ill Kypci.

Для д1агностики р1вня пщготовки студенев за-стосовуватимуться таю засоби: тестов! зав-дання, розв'язування ситуацмних задач, контроль опанування практичними навичками на практичних заняттях та позаауд1торно за раху-нок СРС. Слщ зазначити, що на кожному прак-тичномк занята необхщно вщпрацювати деяку практичну навичку (а модливо i дектька). Пщсу-мковий контроль засвоення модуле здмснюва-тиметься на пщсумкових заняттях. Оцнка ycni-шност1 студента е рейтинговою i виставляти-меться за багатобальною шкалою з урахуван-ням кожного елемента знань студента, вкпюча-ючи самостмну робот.

Один ¡з автор1в цеТ статт1 приймав участь у щорннм 3ycTpi4i Асоц1аци медичних навчальних закпад^ Свропи (AMSE), яку було проведено у Краков! в cepnHi 2006 року i присвячено Болон-ському процесу в медичый ocBiTi. Слщ зазначити, що зпдно з рекомендации фах1вц1в медичних ун1верситет1в Свропи, як1 давно працюють за Болонською системою, тестов! завдання повины бути не нижче III р1вня. Rendas A. (Люабон) пщ-креслюс домнуючу роль теоретичних знань. Практичы навички мають набуватися та удоско-налюватися у перюд спецал^ованоТ тслядип-ломно1 пщготовки [2]. 3 точки зору хорватських колег [3], на слщ зменшувати роль викладача, BiH мае активно навчати, а не бути cnocTepira-чем або цербером. Тому вони вважають, що на кпннних кафедрах не мае бути викпадач1в-сум1сник1в, а ттьки штаты викладача як1 бтьше часу надають педагопчному процесу, а не лку-валы-нй po6oTi.

Що стосусться контролю знань студент!в на пщсумковому контроле то викпадач1 ¡з Португалп [2] пропонують застосувати таю ¡нструменти контролю (assessment tools): письмов1 в1дпов1д1 на теоретичн1 запитання, обов'язковий контроль практичних навичок у посднанн1 з роботою у л1ж-ка хворого (simulation objective structured clinical examination) (нажаль, це бтьш придатне для студенев старших курав) та урахування резуль-тат1в навчання за контрольний перюд (observing

rating & logbooks). При оцшюваны пщсумкового та поточного тестового контролю слщ пщтриму-вати дуже жоре™ вимоги: зпдно рекомендации МФМО, ктькють помилок на може перевищува-ти 24%.

В умовах кредитно-модульного навчання ви-суваються також bhcokí вимоги до навчальноТ та навчально-методичноТ л1тератури, розрахованоТ на студента. Провщним фах1вцям кафедр зага-льноТ xipyprii слщ пщготували сучасний пщруч-ник зпдно тем типовоТ програми з урахуванням особливостей кожноТ кафедри та особливостей навчання ¡ноземних студенев. Так, в типовм nporpaMi не знайшли вщображення теми xipypri-чного лкування гельмЫтоз1в та деяких усклад-нень тротчних ¡нфекц1й. KpiM того, слщ зазначити, що деяю теми мають бути перенесеними в програму сестринськоТ практики (десмурпя, ¡н'екцп) и не займати зайвого мюця в Kypci зага-льноТ xipyprii. Пщручник мае бути написаним з урахуванням тем кпасичноТ загальноТ xipyprii в поеднаны з hobíthímh вщомостями про досяг-нення в p¡3hhx xipyprÍ4Hnx галузях та фармако-терапи xipyprÍ4HHX захворювань. Текст пщручни-ка мае мютити необхщний методичний апарат, який буде корисним для викладача i студента. Кожний роздт мае завершуватися контрольно-навчальними завданнями pÍ3Horo р1вня екпадно-ctí, питаниями для самоконтролю та обговорен-ня.

Враховуючи щорнне зростання ктькост1 ¡но-мовних студенев, з метою ширшого використан-ня в навчальному процеа пщручник мае бути виданим украшською, росмською та англмською мовами.

У межах сптьноТ роботи обговорено необхщ-HicTb створення ефективних форм контролю знань (тестових завдань для лщензмних ¡нтег-рованих icnnTiB) та загальних методичних роз-робок, проведения вщкритих лекцм, впрова-дження в навчальний процес hobíthíx ¡нформа-цмних технолопй.

Таким чином, особливост1 оновленого пщходу до навчального процесу в контекст Болонського процесу передбачають створення нових можли-востей для пщвищення ефективност1 пщготовка студенев вищих медичних навчальних закпад^ УкраТни. Але ж не bcí питання е виршеними, питания загального програмного забезпечення та метода контролю потребують доопрацювання.

Л1тература

1. Вища медична ocBÍTa на шляху до Болонського процесу /

B.П. ГПшак, Ю.1. Бажора, М.Ю. Колом1ець, Р.6. Булик // KnÍHÍ4Ha анатом1я та оперативна xipyprin. - 2005. - №1. -

C. 102-104.

2. Rendas A. Problem-based learning in medical education -new development // Abstracts of Annual Conference AMSE "Medicine at the beginning of the third Millenium...". - Cracow, 2006. - P. 11.

3. Cikes N., Kapovic M., Jankovic S. et alt. Medical education and Bologna process in Croatia // Там же. - P. 6-7.

Реферат

МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА Бутирський О.Г., Хаджиев О.Ч., *Ващук В.В., ДреветнякА.А., Резыченко A.M. Ключевыеслова: общая хирургия, преподавание, Болонский процесс

Статья касается некоторых аспектов перспектив организации учебного процесса по общей хирургии согласно рекомендациям ежегодной встречи Ассоциации медицинских учебных заведений Европы.

УДК 616.31+617:378.147

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИРУРГИИ

Гринцов А.Г., Христуленко A.A., Совпель О.В., Куницкий Ю.Л.

Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького, г. Донецк

С целью интенсификации обучения, повышению мотивации к получению знаний и навыков студентами и врачами интернами, преподавателями кафедры хирургических болезней стоматологического факультета ДонГМУ им. М.Горького создан компьютерный класс с локальной сетью. Использование тестовых ситуационных задач, предоставление обучаемому «учебных» проблем, приближенных к реальной клинической ситуации повышает интерес студента к получению информации.

Ключевыеслова: преподавание хирургии, цели обучения, компьютерноетестирование.

стер цели - это шаблон для построения текущей модели обучаемого. Один кластер дает возможность построить только часть текущей модели, вся модель строится с помощью определенного набора кластеров. Возможный вариант реализации - это использование ситуационных тестов.

Тестовая ситуация - это модель некоторой реальной ситуации, в рамках которой предполагается достижение профессиональных целей, оговоренных кластером в общем виде. Такие ситуации разрабатываются для каждого кластера.

Для того чтобы на основании тестовой ситуации можно было построить текущую модель обучаемого, составляется ситуационный тест. Цель его заключается в проверке достижения студентом целей, предусмотренных ситуацией. Ситуационный тест - это целенаправленный набор тестовых заданий, позволяющий проконтролировать все умения, предусмотренные тестовой ситуацией. [2]

Использование тестовых ситуационных задач, предоставление обучаемому «учебных» проблем, приближенных к реальной клинической ситуации повышает интерес студента к получению информации.

Именно поэтому, следующим шагом в развитии средств обучения в Донецком государственном медицинском университете является активное создание банка мультимедийных обучающих программ, не только очерчивающих проблемы, но одновременно и предоставляющих обучаемым информацию по интересующему вопросу [3].

Наиболее распространенное использование компьютера сегодня - для проведения тестового контроля знаний студентов как средство текущего и итогового контроля - зачетов и экзаменов. Такое использование хоть и не является рациональным в плане использования мультимедий-

Вступление

В современной концепции медицинского образования особое внимание уделяется интенсификации обучения, повышению мотивации к получению знаний и навыков студентами и врачами интернами. В этом контексте преподавание хирургии, как науки основанной на практических навыках, имеет свои отличительные особенности. Способами решения поставленной задачи, по нашему мнению, являются четкое формулирование целей обучения, использование современных компьютерных технологий, облегчение доступа к источникам теоретической и визуальной информации.

Одним из способов повышения интереса к обучению у студентов и интернов является подход с позиции проблемы. Возникшая проблема воспринимается человеком как противоречие, хотя и не всегда и не сразу в явной форме, она порождает потребность в деятельности. Путь развития и познания - разрешение противоречий. Понимание проблемы, т. е. осознание противоречия, позволяет вначале сформулировать цель деятельности, а затем и поставить задачи, решение которых приводит к достижению цели. При подобном подходе задачи ставятся самим обучаемым. Если же задачи поставлены преподавателем, интерес к обучению значительно ниже.

Механизмом осуществления деятельности вообще, является решение задач, в случае же учебной деятельности - учебных задач. Решение их направлено на достижение учебных целей. При всем многообразии общих целей обучения различного уровня, они объединяются в устойчивые образования, порождающие стандартные группировки конкретных целей, названные кластерами [1].

Формирование таких кластеров соответствует логике профессиональной деятельности. Кла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.