Научная статья на тему 'Усовершенствование практических навыков на кафедре глазных болезней'

Усовершенствование практических навыков на кафедре глазных болезней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
усовершенствование последипломного образования / практические навыки / improvement of postgraduate education / practical skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завгородняя Н. Г., Луценко Н. С., Исакова О. А., Рудычева О. А.

В повышении профессионально уровня врачей, особенно хирургических специальностей, основную важную роль играет именно практическая часть. Для усовершенствования последипломного образования на кафедре глазных болезней ГЗ «ЗМАПО МЗУ» разработаны и внедрены новые учебные технологии в каждую составляющую практической части учебного процесса. Инновационный характер новых технологических разработок повышает мотивации интернов, врачей-курсантов к процессу обучения, поддерживает эффективное, качественное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завгородняя Н. Г., Луценко Н. С., Исакова О. А., Рудычева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL SKILLS IMPROVEMENT AT EYE DISEASES DEPARTMENT

The practical training is the most important in raising the professional level of doctors, particularly of surgical specialties. To improve postgraduate education new training technologies for every stage of the practical training were developed, corrected and introduced into the instruction at eye diseases department. Innovative technology increases the interns and doctor’s career-guidance motivation, supports effectiveness and quality of training.

Текст научной работы на тему «Усовершенствование практических навыков на кафедре глазных болезней»

Реферат

СТУДЕНТСЬКИЙ НАУКОВИЙ ГУРТОК КАФЕДРИ ЗАГАЛЬНОТ Х1РУРП1 - ПЕРШИЙ КРОК В Х1РУРГ1ЧНУ СПЕЦ1АЛЬН1СТЬ Журавльова Ю.1., Балацький Е.Р.

Ключовi слова: студентський науковий гурток, загальнахiрургiя.

Основою оргашзацистудентського науковогогуртка на кафедр1 загальноТ xipyprii е сп1впраця студент1в, л1кар1в-iнтерн1в, кеpiвника i колективу клiнiки. Основна роль такого спiвтоваpиства - допомога у вибоpi майбутньоТ спе^альностг

Summary

STUDENTS' SCIENTIFIC SOCIETY AT THE DEPARTMENT OF GENERAL SURGERY AS THE FIRST STEP IN SURGICAL SPECIALTY

Zhuravleva Ju.I., Balatskiy E.R.

Keywords: student scientific group, general surgery.

The basement for organization of students' scientific society at the department of general surgery is constituted by the collaboration of students, residents, researchers and clinic personnel. The principal function of such association is to help in choosing future medical specialty.

УДК 617.7:61(071)

Завгородняя Н.Г., Луценко Н.С., Исакова О.А., Рудычева О.А..

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА КАФЕДРЕ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

ДЗ «Запорожская медицинская академия последипломного образования МЗ Украины», Запорожье

В повышении профессионально уровня врачей, особенно хирургических специальностей, основную важную роль играет именно практическая часть. Для усовершенствования последипломного образования на кафедре глазных болезней ГЗ «ЗМАПО МЗУ» разработаны и внедрены новые учебные технологии в каждую составляющую практической части учебного процесса. Инновационный характер новых технологических разработок повышает мотивации интернов, врачей-курсантов к процессу обучения, поддерживает эффективное, качественное обучение.

вания, практические навыки.

ном развитии личности, адекватной изменяющейся профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям. [3, 4, 5, 6]

В повышении профессионально уровня врачей, особенно хирургических специальностей, основную важную роль играет именно практическая часть.

Последипломное образования в плане содержания и технологий работы со слушателями должно быть мобильным. Эта мобильность должна характеризоваться не только ориентацией на удовлетворение социального запроса, но постоянным поиском новых идей и технологий, способов, методов, методик и приемов обучения. Данные новшества имеют название «инновации». В целом понятие инновации определяется как внесение новшества в традиционные формы, методы, авторские разработки. В ходе осуществления последипломного образования инновационными подходами в учебном процессе можно считать практику моделирования, проектирования, использование активных и интерактивных форм работы со слушателями, тренинги и внесение их элементов в практические занятия. [6]

Чтобы усовершенствовать последипломное образования на кафедре глазных болезней ГЗ «ЗМАПО МЗУ» были поставленные задачи: разработать, усовершенствовать и внедрить новые учебные технологии в каждую составляющую практической части учебного процесса.

Ключевые слова: усовершенствование последипломного образо Вступление

Тенденции развития современного общества, характеризующиеся процессами глобализации, интеграции, интернационализации, демографической нестабильности, требуют от человека, живущего и действующего в быстро меняющемся мире, способностей к обладанию необходимыми компетенциями в профессиональной сфере деятельности для усиления своей конкурентоспособности [1, 2].

Положения человека в меняющемся мире, высокой конкуренции на рынке труда актуализируют проблему социально-педагогического характера, которая заключается в удовлетворении социально-образовательной потребности человека в знаниях как залога профессиональной и жизненной успешности. Поэтому такая область профессионального образования, как последипломное, в целях удовлетворения данной потребности человека нуждается в совершенствовании.

Современные требования вызывают необходимость пересмотра привычной стратегии обучения в последипломном образовании. Начал осуществляться переход на методы, освобождающие курсантов от ненужных перегрузок, обусловленных избыточностью учебной информации и преобладанием описательно-сти в обучении. Повышается значимость фундаментальных знаний, усиливается курс на интенсификацию и компьютеризацию учебного процесса.

Учебный процесс состоит из теоретической части (лекционной), практической части, самостоятельной работы и контроля знаний. Психологической основой последипломного образования является концепция профессионального становления личности, сущность которой заключается в постоянном профессиональ-

Цель исследования

Повысить эффективность подготовки врачей-офтальмологов, повысить мотивацию обучающихся путем внедрения новых учебно-методических технологий.

Актуальт проблеми сучасно'1 медицини

Результаты исследований и их обсуждение

Процесс обучения на циклах усовершенствования предусматривает практические часть. Она предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практическая часть играют важную роль в выработке у докторов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Практическую часть можно разделить на семинарские и практические занятия.

Для формирования профессиональных навыков и умений широко используются мультимедийные интерактивные семинары с обратной связью между субъектами преподавания, семинары в малых группах, создание тематических презентаций, ролевых игр с моделированием работы врача офтальмолога. Мотивация взрослых к овладению новым знанием повышается при понимании ими ценности, необходимости, практической значимости изучения проблемы, поэтому в системе образования наиболее эффективны такие педагогические технологии как ролевые и имитационные игры, моделирование, анализ сложных и диагностически неясных случаев заболеваний в клинической практике.

На кафедре глазных болезней внедрен метод видеокомпьютерного тренинга с использованием программ-алгоритмов на основе интерактивной игры.

Программа состоит из нескольких частей. Вначале демонстрируют видеосюжет, в котором больные на приеме у врача рассказывают о своем заболевании, и постепенно мы узнаем все больше и больше данных о пациентах: от жалоб до осмотра. На основе полученной информации, участники тренинга отвечают на вопросы. Компьютер проводит анализ, статистическую обработку ответов и отображает на мониторе в процентном соотношении правильные и неправильные ответы. На этих этапах и начинается дискуссия, в которую активно вступают все слушатели. В дальнейшем приводятся правильные ответы. В ходе такой интерактивной игры проводится дифференциальная диагностика заболеваний, имеющих похожие жалобы и клиническую картину. Постепенно анализируются данные по этиологии, диагностики, патогенезу и лечению основных заболеваний органа зрения.

Данная программа в первую очередь рассчитана на практических врачей, позволяет акцентировать внимание на типичных ошибках в диагностике и лечении глазных заболеваний.

Следующей составной частью учебного процесса являются практические занятия. Цель практических занятий - углубить, расширить, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и позволяют проверить знания курсантов и выступают как средства контрольной обратной связи. В медицине главное в практических занятиях - это работа с конкретными клиническими примерами, с тематическими пациентами. Но так как продолжительность циклов короткая, то не всегда возможно разобрать ту или иную историю болезни, продиагностировать, провести наблюдение больного от постановки диагноза до окончания лечения, ознакомиться с новейшими технологиями. В связи с этим на кафедре глазных болезней разрабатываются компьютерные практические занятия. Например, занятия на различные инновационные диагностические исследования, использование этих диагностических методов при конкретном заболевании и обобщив все данные и поставив диаг-

ноз, назначается лечение.

Обучаемые получают возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. А преподаватель получает возможность оценить уровень подготовки и интересы каждого курсанта группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы докторов.

На кафедре глазных болезней ЗМАПО организован учебный мастер-класс для обучения практическим навыкам, микрохирургическим операциям, включая факоэмульсификацию с имплантацией интраоку-лярной линзы. Для этого используются офтальмологические тренажеры и учебные микроскопы, что полностью имитирует работу в операционной. Работа в учебном классе - это первый этап отработки основных микрохирургических навыков. Использование микроскопов с местом ассистента дает возможность не только контролировать проведение всех манипуляций, но и корректировать обучение специалистов. Второй этап обучения - работа в операционной с преподавателем. Визуальный контроль позволяет избегать ошибок. Благодаря внедрению в практическую деятельность видеотехники, использованию вмонтированных в микроскоп камер делаются записи производимых операций, и осуществляется контроль за выполнением основных этапов оперативных вмешательств и обучением офтальмохирургов, с последующим анализом и оценкой выполненной операции. Технология видеозаписи оперативных вмешательств используется так же для создания видеофильмов операций, проводимых в различных осложненных случаях, что в дальнейшем используются в учебном процессе.

Внедрение в практическую работу инновационных новых технологических разработок может быть побуждающим, что прибавляет интерес к процессу обучения интернов, врачей-курсантов и является важной частью их обучения в офтальмологии, где информационные технологии и компьютерные навыки играют важную роль.

Данные усовершенствования в практической части учебного процесса на кафедре глазных болезней внедрены на предаттестационных циклах, на циклах тематического усовершенствования.

Выводы

1. Видеоконтроль с помощью места ассистента, и с помощью видеозаписи позволяет не только повысить уровень владения практическими навыками, но и оттачивать мастерство хирурга. Кроме того, применение данной обучающей технологии повышает контроль качества за каждым этапом освоения практических навыков врачами-курсантами, врачами-интернами, клиническими ординаторами.

2. Инновационный характер новых технологических разработок повышает мотивации интернов, врачей-курсантов к процессу обучения, поддерживает эффективное, качественное обучение.

3. Внедренные инновации в практическую часть обучения позволяют эффективно осуществлять контроль за процессом обучения.

Литература

1. Вачков И.В. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С.Пряжников. - [5-е изд., стер.] - М. : Изд-во Моск. Психолого-социального института. -Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. - 464 с.

2. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие / И. В. Вачков. - М. : «Ось-89», 2008. - 208 с.

Том 13, Випуск 1(41) 295

рон, Е. П. Тонконогая [и др.] ; Под ред. И. А. Колесниковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. Матушанский Г.У. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе / Г.У. Матушанский, Ю.В. Цвенгер // Психол. наука и образование. - 2001. - № 2. - С. 2631.

УДОСКОНАЛЕННЯ ПРАКТИЧНИХ НАВИЧОК НА КАФЕДР1 ОЧНИХ ХВОРОБ.

Завгородня Н.Г., Луценко Н.С., 1сакова О.А., Рудичева О.А..

Ключовi слова: удосконалення пюлядипломноТ освiти, практичн навички.

В пщвищеш професмного р1вня л1кар1в, особливо х1рурпчних спец1альностей, важливу роль в1д1грае практична частина. Для удосконалення пюлядипломноТ осв1ти на кафедр1 очних хвороб ДЗ «ЗМАПО МОЗУ» розроблеш та впроваджеш нов1 учбов1 технологи до кожноТ практично''' частини учбового процесу. 1новац1йний характер нових технолог1чних розробок пщвищив мотиваци 1нтерн1в, л1кар1в-курсант1в до процесу осв1ти, п1дтримуе ефективне, якюне навчання.

Summary

PRACTICAL SKILLS IMPROVEMENT AT EYE DISEASES DEPARTMENT Zavgorodnyaya N.G., Lutsenko N.S., Isakova O.A., Rudycheva O.A. Key words: improvement of postgraduate education, practical skills.

The practical training is the most important in raising the professional level of doctors, particularly of surgical specialties. To improve postgraduate education new training technologies for every stage of the practical training were developed, corrected and introduced into the instruction at eye diseases department. Innovative technology increases the interns and doctor's career-guidance motivation, supports effectiveness and quality of training.

Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Учеб. пособие / Громкова М. Т. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с. 6.

Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие / Карандашев В. Н. - СПб. : Питер, 2005. - 250 с. Колесникова И. А. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Ма-

Реферат

3

4

5

УДК: 159.942.5 + 378.961 - 057.875 Иващенко В.В., Иващенко А.В.

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ (О ВЕРОЯТНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕРАХ ПРОФИЛАКТИКИ)

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

В представленной работе авторы описывают возможность возникновения у студентов при изучении клинических дисциплин синдрома эмоционального выгорания. Описываются клинически проявления синдрома, возможные причины его возникновения, обосновывается необходимость внедрения мер по его профилактике.

Ключевые слова: студенты, синдром эмоционального выгорания, Вступление

Современное развитие медицины идет высокими темпами. Вследствие этого в разы возрастает объем информации, необходимой для качественного выполнения медицинскими работниками своих обязанностей. Также возрастают и требования к качеству подготовки студентов в течение всего процесса обучения в медицинском вузе. Частые смены программы обучения, а также способов подачи учебного материала, снижение престижности профессии в целом - вот лишь немногие из стрессовых факторов, влияющих на эмоциональное состояние студента. При этом данная тенденция наблюдается не только в Украине, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья (Archives of Internal Medicine).

Термин «эмоциональное выгорание» (СЭВ) -(burnout) впервые ввел в психологическую практику американский психолог Фрайденберг в 1974 году [1], по мнению которого СЭВ связан в большинстве своем с продолжительным воздействием стрессообра-зующих факторов средней интенсивности, преимущественно связанных с профессиональной деятельностью. Неслучайно в последующем появился содружественный термин - « профессиональное выгорание». Больше других профессиональному выгоранию подвержены представители профессий, связанных с интеллектуальной деятельностью и общением с людьми: журналисты, врачи, школьные учителя и препо-

профилактика.

даватели вузов, руководители крупных учреждений. Синдром характеризуется нарастающим чувством безразличия к работе, коллегам (даже если раньше они были вам вполне симпатичны) и вообще ко всему происходящему. Человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетенции, профессионализма. Накопление отрицательных эмоций может привести к истощению эмоционально-энергетических ресурсов организма, приводящих к раздражительности, головным болям, ощущению постоянной усталости [2].

Материал и методы

Внедрение кредитно-модульной системы преподавания в медицинских вузах с акцентом на превалирование самостоятельной работы студентов требует в сложившихся на сегодняшний день условиях, особенно на кафедрах клинического профиля, максимальной оптимизации работы студента и преподавателя. В рамках непродолжительного по времени практического занятия необходимо преподавателю оценить исходный уровень знаний студентов, довести его до необходимого, решить основные цели, поставленные на занятии, и провести адекватный заключительный контроль знаний студентов, при этом имея на переходном этапе реформы образования в группе от 10 до 12 студентов (вместо предусмотренных положением о реформе 5-6 человек). Коллектив кафедры общей хирургии пошел по единственному, с на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.