Научная статья на тему 'Организация обучения врачей-интернов-стоматологов в Донецком национальном медицинском университете им. М. Горького'

Организация обучения врачей-интернов-стоматологов в Донецком национальном медицинском университете им. М. Горького Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация учебного процесса / интернатура / imstructional process / internship

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярова С. П., Заболотная И. И., Гензицкая Е. С.

Представлен поход к организации обучения врачей-интернов-стоматологов на кафедре общей стоматологии ФИПО Донецкого национального медицинского университета им. М.Горького. Проанализирован новый опыт организации и особенности условий работы кафедры, основные аспекты учебного процесса с интернами, дана их характеристика, намечены перспективы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярова С. П., Заболотная И. И., Гензицкая Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING PATTERS OF DENTAL INTERNS IN M.HORKIY DONETSK NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY

The work centered around the approaches to organization of dental intern training at the department of general dental practice of the post-education faculty. Some new experience in organization of the department's work as well as the key aspects of intern instructional process, their characteristics and their prospections were the subject of much study.

Текст научной работы на тему «Организация обучения врачей-интернов-стоматологов в Донецком национальном медицинском университете им. М. Горького»

УДК: 378.147:378.961+616.31]-057(477.62-21)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ-СТОМАТОЛОГОВ В ДОНЕЦКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. М.ГОРЬКОГО

Ярова С.П., Заболотная И.И., Гензицкая Е.С.

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

Представлен поход к организации обучения врачей-интернов-стоматологов на кафедре общей стоматологии ФИПО Донецкого национального медицинского университета им. М.Горького. Проанализирован новый опыт организации и особенности условий работы кафедры, основные аспекты учебного процесса с интернами, дана их характеристика, намечены перспективы деятельности.

Ключевые слова: организация учебного процесса, интернатура.

Реформа высшего медицинского образования в Украине, изменения в учебном процессе требуют поиска и создания новых форм и методов обучения. Подготовка специалиста высшей квалификации - одна из важных задач, стоящих перед любой страной и обществом [2]. Анализ мирового опыта развития медицинского образования свидетельствует о необходимости, с одной стороны, увеличения количества времени, предназначенного для клинической практики, повышения внимания к отработке практических навыков и умений будущего врача, с другой, -изменения методологии преподавания с целью более быстрой, а, самое главное, качественной его подготовки. И все это наряду с эффективным освоением теоретических знаний. Не случайно основополагающим принципом последипломного образования является единство медицинской практики и обучения. Первый этап данной системы - интернатура, дающая право на самостоятельную врачебную деятельность. Ее составляющими являются обучение на кафедре и прием пациентов под контролем врача-куратора в учреждениях практического здравоохранения. Это позволяет врачу-интерну получать определенный опыт работы в практической стоматологии, окунуться в реалии функционирования стоматологических поликлиник. Приобретя, хоть и незначительный во временном аспекте, но все же опыт врачебной деятельности, большинство интернов мотивированы к углубленному усовершенствованию теоретических и практических аспектов своей профессиональной деятельности, осознавая взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух неразрывных составляющих врачебного мастерства.

Обучение врачей-интернов по специальности «Стоматология» в Донецком национальном медицинском университете им. М.Горького проводится на кафедре общей стоматологии факультета интернатуры и последипломного образования (ФИПО), которая имеет три взаимосвязанных клинических базы: в учебно-научно-лечебном комплексе «Университетская клиника» ДонНМУ, Областной стоматологической поликлинике г. Донецка, Городской больнице №1 г. Макеевки.

Все сотрудники кафедры являются врачами высшей и первой аттестационной категорий. Одной из их форм практической работы с ин-

тернами является врач - помощник врача. Выполнение функций помощника врача дает возможность интерну совершенствовать свои умения по выполнению целого ряда конкретных манипуляций: обезболивание зубов, подготовка материалов к пломбированию, коррекция съемных протезов и т.д. Сотрудники кафедры владеют высокотехнологическими навыками выполнения стоматологических манипуляций, применяют современные материалы и инструментарий, имеют соответственное оснащение рабочих мест. Все это в полной мере используется для обеспечения учебного процесса. Наличие современных аппаратов для ортопантомо-графии и радиовизиографии, депофореза, вектор-системы, эндодонтических наконечников помогает молодым врачам осваивать современные методы диагностики и лечения большинства стоматологических заболеваний, наблюдать динамику развития процесса, оценивать эффективность проводимого лечения в ближайшие и отдаленные сроки. При этом преподаватели имеют возможность объективно контролировать и оценивать качество выполняемых интернами манипуляций, наглядно демонстрировать и обсуждать конкретные клинические ситуации. За время обучения на цикле «Хирургическая стоматология» в Университетской клинике врачи-интерны ассистируют на операциях дентальной имплантации, аугмента-циях остеотропными препаратами с направленной тканевой регенерацией и т.д.

Планомерное обновление и расширение материально-технической базы, с одной стороны, и постоянное повышение квалификации преподавателей, с другой, позволяют активно разрабатывать и внедрять новые методы диагностики и лечения стоматологических заболеваний в учебный процесс. При этом интерны активно включаются в освоение новых методик, успешно их применяют, а в ряде случаев сами являются авторами разработок.

Все вышеперечисленное, несомненно, способствует достижению ведущей цели интернатуры - повышению уровня практической подготовки выпускников, их профессиональной готовности к самостоятельной врачебной деятельности. Однако нельзя забывать, что уровень профессиональной подготовки врача базируется на глубоких теоретических знаниях. Для эффек-

В1СНИК Украгнсъког медичног стожатологЬчног академш

тивной работы ему необходимы: знание современного состояния специальности, постоянное самосовершенствование, изучение научной литературы, посещение заседаний научных обществ, конференций и т.д. Поэтому особое внимание уделяется внедрению новых форм проведения семинарских занятий. Первая из них -это научно-практические конференции с участием сотрудников кафедры, врачей и интернов. В качестве докладчиков выступают представители ведущих фирм-производителей материалов и оборудования; врачи, побывавшие на выездном мастер-классе; сотрудники кафедры, принявшие участие в работе выездных научно-практических конференций. Высококвалифицированные врачи и сотрудники кафедры делятся информацией и своим практическим опытом с молодыми специалистами, обсуждая вместе актуальные вопросы современной стоматологии. Вторая форма семинарских занятий - это консилиумы врачей различных специальностей с участием интернов-стоматологов, что стало возможным благодаря единству всех структурных подразделений многопрофильной «Университетской клиники».

Во время очного обучения врачей-интернов по специальности «Стоматология», согласно рабочей программе предусмотрено от 4-х до 8-ми % часов на семинарские занятия, на которых интерны закрепляют знания, полученные на лекциях или из книг, в результате их пересказа или обсуждения [4]. Могут также рассматриваться темы, не изучавшиеся на лекциях, но представляющие собой конкретные аспекты соответствующего раздела. Тут становится особенно актуальной проблема обеспечения пособиями для самостоятельной работы. На наш взгляд, одним из главных и основных условий адекватного обучения и, соответственно, усвоения новых знаний является пробуждение интереса интерна к этому процессу, в котором он должен быть активным участником. Широкие возможности, которые заложены в компьютерных технологиях, могут это обеспечить, особенно при изучении такой клинической дисциплины, как стоматология. Принципиальным отличием 24 электронных учебных пособий, созданных сотрудниками кафедры и утвержденных ЦМК МЗ Украины, от аналогичных является гораздо более широкое использование моторного компонента.

Целью семинарских занятий является формирование клинического мышления врачей-интернов, углубление знаний в результате самостоятельного изучения литературы по теме, проведение ее анализа. В данном случае занятие будет направлено на углубление знаний соответствующего раздела в результате исполнения таких видов научной работы, как реферат, научный реферативный обзор, доклад [3]. Подготовка к занятиям по первоисточникам (а не только по учебникам), самостоятельный поиск, отбор и переработка информации, выступление

с сообщениями расширяют знания по курсу стоматологии. Особую трудность для врачей-интернов представляет чтение первоисточников, поскольку они методически не адаптированы для учебных занятий. В данном случае в помощь врачам-интернам сотрудниками кафедры разработан интернет-сайт.

Мы отдаем предпочтение проведению семинара творческого типа, что менее традиционно при обучении врачей-интернов. На творческих занятиях возможны разные формы организации учебных ситуаций, активности интернов и взаимодействия преподавателя и интернов. Отличительной особенностью такого занятия является то, что у интерна не просят воспроизвести материал из определенного источника (лекции, учебного пособия, первоисточника). Им ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках.

На кафедре общей стоматологии ФИПО разработаны методические рекомендации для врачей-интернов для подготовки к семинарским занятиям, предлагается перечень тем. Учебная группа разбивается на подгруппы в зависимости от тематики базового доклада. Для каждого базового доклада, который готовит один врач-интерн, предлагается ориентировочный план изложения. Проведение семинарского занятия начинается с формулирования основных вопросов занятия и интернам дается возможность устно раскрыть их содержание. Все остальные члены подгруппы готовят рефераты по предлагаемым темам этого раздела, после выступления базового докладчика они имеют возможность дополнить, исправить, прокомментировать доклад, высказать собственное мнение. Опыт показывает, что предлагаемая форма проведения семинарских занятий по специальности «Стоматология» вызывает большую активность и заинтересованность со стороны врачей-интернов. Так, годовой анализ посещаемости такого вида учебных занятий подтверждает выше сказанное: данный показатель в 20072008 учебном году увеличился, в среднем, на 15% по сравнению с предыдущим. Сравнительный анализ поставленных на семинарах оценок показал, что количество оценок «хорошо» и «отлично» было увеличено, соответственно, на 12 и 18%.

Особого внимания заслуживает возможность оптимизации научной работы интернов. Благодаря тому, что на кафедре имеются материально-технические условия и соответствующая квалификация сотрудников, поступают предложения от отечественных производителей по проведению клинической апробации созданных материалов и препаратов. Было проведено медицинское испытание стоматологических композиционных светоотверждаемых материалов Киевского предприятия ООО «Еста» (ТУ У 24.4-

2145468-005-2004), препарата Витафтор, продолжается сотрудничество с Институтом проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины по апробации биопрепаратов для тканевой и клеточной терапии. К этой работе охотно и заинтересованно подключаются интерны. Их участие в проведении научных исследований подобного рода мотивировано и направлено на расширение профессионального кругозора, а также написание необходимой по завершению цикла «Терапевтическая стоматология» на втором году обучения научной работы. В настоящее время на кафедре общей стоматологии ФИПО выполняются пять научно-исследовательских работ, четыре из которых -по заказу МЗ Украины.

Реформирование медицинского образования сопровождается внедрением новой образовательной технологии и модернизацией технической составляющей процесса обучения. Так, лекционный материал профессором и доцентами кафедры излагается исключительно в виде мультимедийной презентации, зачастую для большей наглядности при проведении практических занятий используются видеофильмы. Центральным и наиболее важным элементом системы обучения служат методические указания для врачей-интенов к практическим занятиям и методические рекомендации для преподавателей по их проведению [1]. Обеспеченность методическими рекомендациями на кафедре составляет 100%. Они предназначены для управления обучением интернов и самоуправления в процессе работы обучающийся - преподаватель. Для оптимизации процесса обучения на кафедре создан банк тестов формата А по всем темам, предусмотренным учебной программой, отдельно по терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии. Положительный момент тестирования заключается в возможности быстрого проведения контроля уровня знаний одновременно у всей группы интернов.

Используемые на кафедре механизмы реализации обратных связей включают:

- контроль базового уровня знаний, полученных на предыдущих этапах обучения, который осуществляется в начале очного обучения в интернатуре в виде решения тестовых заданий (6 вариантов буклетов по 100 тестов в каждом) с последующим разбором ошибок в аудитории. В основу тестов положена новая концепция, это не только средство контроля, но и средство управления процессом обучения. На наш взгляд, суть занятия должна сводится не только к запоминанию большого количества фактического материала, а к осмысленному пониманию обучающимся конкретных целей и задач изучаемого раздела. Последнее обстоятельство является ключевым, так как позволяет с помощью тестов выявить степень врачебной подготовки, наметить конкретный план работы с каждым интерном. Это, по сути, является отраже-

нием и механизмом реализации межкафедральной интеграции обучения в ДонНМУ;

- текущий контроль, осуществляемый в рамках проверки начального и конечного уровня знаний, навыков и умений врачей-интернов при изучении каждой темы, который позволяет своевременно выявлять проблемы, возникающие в ходе самостоятельной внеаудиторной работы интернов и корректировать индивидуальную траекторию их обучения;

- итоговый контроль знаний, навыков и умений, который позволяет систематизировать фактический материал;

- контроль эффективности обучения в ходе лицензионного экзамена «Крок 3. Стоматология». Последний является, бесспорно, одним из наиболее показательных критериев качества образовательного процесса в интернатуре, поскольку отражает окончательный результат обучения, характеризующий степень соответствия знаний интернов требованиям государственных стандартов, включающий такие параметры, как выживаемость знаний по различным разделам стоматологии, эффективность реализации междисциплинарной интеграции и преемственности обучения между клиническими кафедрами. В этом году, согласно данным, предоставленным Центром тестирования МЗ Украины, интерны, обучающиеся в ДонНМУ, показали лучший результат лицензионного экзамена «КРОК 3. Стоматология», который составил, в среднем, 83,2%. При этом не было случая не сдачи данного экзамена. Процент правильных ответов наших интернов как суммарно, так и отдельно по всем разделам стоматологии превышал национальный, в среднем, на 10-15%. Средний балл по итогам государственной аттестации врачей-интернов на определение знаний и практических навыков по специальности «Стоматология» составил 4,0 и более балла.

Таким образом, эффективность выполнения основных концепций здравоохранения в значительной степени определяется успешной деятельностью и качеством выпускаемых специалистов. Обучение на факультете интернатуры и последипломного образования представляет собой сложный процесс, связанный, с одной стороны, с неуклонным ростом объема научной информации, а с другой - с внедрением в учебный процесс достижений научно-технического прогресса в виде различных технических средств обучения и сложных диагностических технологий. Все это требует перестройки содержательной основы образовательного процесса при сохранении традиционных методов подготовки врачей-интернов, диктует необходимость поиска новых подходов к обучению и потенциальному росту профессионального мастерства медицинских кадров. Представленные материалы свидетельствуют о том, что существующая форма организации обучения врачей-интернов по специальности «Стоматология» на

BÎCHHK Украгнсъког медичног' cm оматолог in ног' академИ'

кафедре общей стоматологии ФИПО ДонНМУ им. М. Горького является положительным опытом, который, по нашему мнению, может быть . полезным в совершенствовании учебной программы, преподавания и овладения практиче- з. скими навыками у будущих специалистов, что целесообразно внедрять в вузах страны. 4

Литература:

1. Думанский Ю.В., Середенко Е.В., Савченко Е.А., Кудря-шов А.Г. К вопросу совершенствования последипломного обучения на кафедре онкологии, лучевых методов

Реферат

ОРГАН13АЦ1Я НАВЧАННЯ Л1КАР1В-1НТЕРН1В-СТОМАТОЛОГ1В В ДОНЕЦЬКОМУ НАЦЮНАЛЬНОМУ МЕДИЧНОМУ

УН1ВЕРСИТЕТ1 IM. М.ГОРЬКОГО

Ярова С.П., Заболотна I.I., Гензицька О.С.

Ключов1 слова: оргаызацт навчального процесу, ¡нтернатура.

Представлений niflxifl до оргаызацп' навчання лкарщчнтернш-стоматолопв на кафедр1 загально!' стоматологи' Ф1ПО Донецького нацюнального медичного ужверситету ¡м. М.Горького. ПроаналЬовано новий досвщ оргаызацп та особливост1 умов роботи ка-федри, 0CH0BHi аспекти навчального процесу з ¡нтернами, окреслеы перспективи дтльностк

Summary

TRAINING PATTERS OF DENTAL INTERNS IN M.HORKIY DONETSK NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY Yarova S.P., Zabolotna I.I., Henzytska Ye.S. Key words: imstructional process, internship.

The work centered around the approaches to organization of dental intern training at the department of general dental practice of the post-education faculty. Some new experience in organization of the department's work as well as the key aspects of intern instructional process, their characteristics and their prospections were the subject of much study.

диагностики и лечения // Таврический медико-биологический вестник. - 2004. - Т.7, №2. - С. 297-299. Кондратенко П.Г. Практическая подготовка будущего врача: желаемое, реальность, возможные перспективы // Уншерситетська клЫка. - 2006. - Т.2, №1-2. - С. 3-6. Максименко П.Т., Хмть Т.А. Особливое^ науково-дослщноТ роботи niKapiB-iHTepHiB // Укра'шський стомато-лопчний альманах. - 2007. - №5. - С. 65. Онищенко B.C., Дорошенко E.H., Гурин П.А. Основные аспекты в проведении семинарских занятий с врачами-интернами и курсантами по ортопедической стоматологии // Современная стоматология. - 2007. - №4. - С. 156158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.