УДК 616.31+378.146+378.048.2
С.П. Ярова, И.И. Заболотная, Т.С. Осипенкова, А.П. Брашкин, Е.С. Гензицкая
АЛГОРИТМ СИСТЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ К ЛИЦЕНЗИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ «КРОК 3. СТОМАТОЛОГИЯ»
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького
Реформа высшего медицинского образования в Украине, изменения в учебном процессе требуют поиска и создания новых форм и методов преподавания [1]. Основополагающим принципом последипломного обучения является единство медицинской практики и качественной теоретической подготовки. Первый этап данной системы -интернатура, дающая право на самостоятельную врачебную деятельность, контроль эффективности которой осуществляется в ходе лицензионного экзамена «Крок 3. Стоматология» [2]. Последний, бесспорно, является одним из наиболее показательных критериев качества образовательного процесса в интернатуре, поскольку отражает окончательный результат обучения, характеризующий степень соответствия знаний интернов требованиям государственных стандартов, включающий такие параметры как выживаемость знаний по различным разделам стоматологии, эффективность реализации междисциплинарной интеграции и преемственности обучения между клиническими кафедрами.
Коллектив кафедры общей стоматологии ФИПО ДонНМУ им. М.Горького предлагает алгоритм подготовки врачей-интенов по специальности «Стоматология» к лицензионному тестированию.
1. Регулярный поэтапный контроль уровня знаний (оценка исходного теоретического уровня на первом году обучения, итоговое тестирование после первого года обучения; оценка исходного уровня знаний на втором году обучения, пробное итоговое тестирование перед лицензионным экзаменом «КРОК 3. Стоматология»). Ресурс для обеспечения данного контроля, созданный сотрудниками кафедры: 6 вариантов по 100 тестовых заданий для определения исходного уровня знаний на первом году обучения; 3 варианта по 100 тестовых заданий для итогового тестирования после первого года обучения; 2 варианта по 100 тестовых заданий для определения исходного уровня знаний на втором году обучения; 4 варианта по 200 тестовых заданий для пробного итогового тестирования перед лицензионным экзаменом «КРОК 3. Стоматология». Таким образом, используемый на кафедре механизм реализации обратных связей включает контроль базового уровня знаний, полученных на предыдущих этапах обучения, который осуществляется в начале очного обучения в интернатуре в виде решения тестовых заданий с последующим разбо-
ром ошибок в аудитории. В основу тестов положена новая концепция - это не только средство контроля, но и средство управления процессом обучения. Последнее обстоятельство является ключевым, так как позволяет с помощью тестов выявить степень врачебной подготовки, наметить конкретный план работы с каждым интерном. Это, по сути, является отражением и механизмом реализации межкафедральной интеграции обучения в ДонНМУ. Итоговый контроль знаний, навыков и умений позволяет систематизировать фактический материал.
2. Системный контроль текущей успеваемости врачей-интернов (10-15 тестовых заданий формата А - 2 варианта). Он осуществляется в рамках проверки начального и конечного уровня знаний, навыков и умений врачей-интернов при изучении каждой темы, позволяет своевременно выявлять проблемы, возникающие в ходе самостоятельной внеаудиторной работы интернов и корректировать индивидуальную траекторию их обучения. Результаты оцениваются по пятибалльной шкале. Для оптимизации процесса обучения на кафедре создан банк, включающий 1842 теста формата А по всем темам, предусмотренным учебной программой, отдельно по терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии (цикл «Терапевтическая стоматология» - 821, цикл «Ортопедическая стоматология» - 352, цикл «Хирургическая стоматология» - 669). Положительный момент тестирования заключается в возможности быстрого контроля уровня знаний одновременно у всей группы интернов.
3. Максимальный пристальный контроль за ежедневной успеваемостью врачей-интернов, входящих в «группу риска» (которая формируется из числа интернов, получивших результат менее 60% по итогам определения исходного уровня знаний на первом году обучения), с регулярным персональным отчетом врача-интерна перед деканатом ФИПО.
4. Обязательное проведение консультаций-тренинга за две недели перед лицензионным экзаменом «КРОК 3. Стоматология» с детальным анализом каждого тестового задания совместно с опытным преподавателем-консультантом по всем разделам специальности. Ресурс для обеспечения данного контроля, созданный сотрудниками кафедры: мультимедийная презентация, состоящая из 1000 тестовых заданий, включающих все оси, входящие в лицензионное тестирование
№ 4 2013 р.
90
«КРОК 3. Стоматология»; график проведения консультаций, который составляется заранее (за месяц) и публикуется на сайте кафедры.
5. Привлечение инновационных компьютерных технологий. Ресурс для обеспечения данного контроля, созданный сотрудниками кафедры: сайт кафедры (на котором врачам-интернам предлагается по 100 тестовых заданий для определения исходного уровня и итогового тестирования), где располагается и обновляется банк тестовых заданий, предлагаемый Центром тестирования МЗ Украины; компьютерный класс с программой тестирования «Е11ех». Широкие возможности, которые заложены в компьютерных технологиях, могут это обеспечить, особенно при изучении такой клинической дисциплины как стоматология. Принципиальным отличием 38 электронных учебных пособий, созданных сотрудниками кафедры (36 - утвержденных ЦМК МЗ Украины, 2 - ученым советом ДонНМУ им. М.Горького), от изданных типографским методом, является гораздо более широкое использование моторного компонента. Для оптимизации подготовки к занятиям врачам-интернам предоставляется возможность работы в компьютерном классе кафедры с электронными учебными пособиями и 19 авторскими мультимедийными презентациями-лекциями по всем темам, соответствующим рабочей программе обучения в интернатуре, как самостоятельно, так и под контролем преподавателя. Следует отметить, что работа с ними не требует от обучающегося глубокого и обширного знания компьютера.
6. Предоставление возможности врачам-интернам пользоваться ресурсом читального зала кафедры общей стоматологии ФИПО. С этой целью ежегодно обновляется и издается типографским способом сборник тестовых заданий для подготовки к лицензионному экзамену «КРОК
3. Стоматология», включающий 1000 тестов. Особое внимание уделяется освоению раздела «Неотложные состояния» - 16 нозологических
форм согласно типовой и рабочей программ. Для этого применяются разработанные сотрудниками кафедры 16 ситуационных задач-моделей.
7. Внедрение институтов кураторов групп для непосредственного взаимодействия и контроля со стороны кафедры. Список кураторов ежегодно утвержден во внутрикафедральном расписании.
8. Систематическое обсуждение на кафедральных заседаниях сотрудников результатов всех видов вышеуказанных контролей и разработка путей оптимизации и усовершенствования подготовки к лицензионному тестированию.
Практическое применение системного подхода к подготовке врачей-интернов к лицензионному тестированию способствовало тому, что в 2013 году согласно данным, предоставленным Центром тестирования МЗ Украины, интерны, обучающиеся в ДонНМУ, показали лучший результат лицензионного экзамена «КРОК 3. Стоматология», который составил, в среднем, 84,2%. При этом не было случая несдачи данного экзамена. Таким образом, предложенный вариант формы организации обучения врачей-интернов по специальности «Стоматология» на кафедре общей стоматологии ФИПО ДонНМУ им. М. Горького является положительным опытом, который, по нашему мнению, целесообразно использовать в вузах страны.
Литература
1. К вопросу совершенствования последипломного обучения на кафедре онкологии, лучевых методов диагностики и лечения /Ю.В.Думанский, Е.В. Се-реденко, Е.А. Савченко [и др.] ^Таврический медико-биологический вестник. - 2004. - Т.7, №2. - С. 297-299.
2.
Ярова С.П. Организация обучения врачей-интернов-стоматологов на базе Университетской клиники /С.П. Ярова //Університетська клініка. -2005. - Т.1, №1. - С. 28-30.
Стаття надійшла 29.05.2013 р.
Резюме
Проанализирован современный опыт системной подготовки врачей-интернов-стоматологов к лицензионному тестированию. Определены особенности его реализации, основные аспекты учебного процесса с вра-чами-интернами на кафедре общей стоматологии ФИПО Донецкого национального медицинского университета им. М.Горького, дана их характеристика и намечены перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: тестирование, врач-интерн.
Резюме
Проаналізований сучасний досвід системної підготовки лікарів-інтернів-стоматологів до ліцензійного тестування. Визначені особливості його реалізації, основні аспекти навчального процесу з лікарями-інтернами на кафедрі загальної стоматології ФІПО Донецького національного медичного університету ім. М.Горького, дана їхня характеристика та окреслені перспективи подальшого розвитку.
Ключові слова: тестування, лікар-інтерн.
Summary
The author analyzed the new experience in system training of medical inters (dentistry education) for the license testing.The author identified the peculiarities of its implementation and the basic aspects of the educational process implemented at the chair of General Dentistry (Internship and Postgraduate Studies Department, M.Gorky Donetsk National Medical University) as well as their characteristics and further development prospects.
Key words: testing; medical intern.